«Вербное Воскресение».
(Беседа по духовно – нравственному воспитанию «По пути к добру и свету»)
Цели: Дать представление детям о православном празднике «Вербное Воскресение». Познакомить с традициями и обрядами, происходящими на «Вербное Воскресенье». Продолжать знакомить детей с православными праздниками.
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- следить за правильным произношением звуков, слов, фраз, за слитностью произношения, за расстановкой ударений;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать культуру поведения.
Оборудование: индивидуальные аппараты, иллюстрации по теме, презентация, ТСО.
Словарь: «вива» - значит плести, вить, вербное воскресенье – вход Христа в Иерусалим, икона, ветви финиковых пальм, ветка вербы.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Проверка слухового режима
- Какое сейчас время года?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Назовите весенние месяцы.
(Солнце начинает нагревать землю, тает снег, появляются проталинки, появляются и набухают почки, появляются первоцветы, насекомые и т.д.).
III. Фонетическая зарядка.
Прослушайте стихотворение Фета и скажите о чём оно?
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла кругом (А. Фет)
IV. Работа по теме.
- Хотите узнать об очень удивительном, неприхотливом, выносливом дереве, у которого сначала появляются цветы, а затем листья? (показ картинок, вазы с ветками ивы)
- Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева? (Ива, верба)
- Название выходит из древнего слова «вива» значит плести, вить.
В народе живет много преданий о вербе. В дни, когда распускается верба, люди празднуют торжество весеннего солнца и просыпающейся от зимней спячки природы. Сейчас есть праздник – вербное воскресенье.
– За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?
Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику Пасхи? У священников церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город. Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и ими пользовались в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира. Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.)
– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.
– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?
Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.
Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его…
Распятию предать! ( Евгений Санин)
- Почему праздник называют Вербным воскресеньем?
В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон. (Татьяна Шорыгина)
С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.
А сейчас посмотрите презентацию. (Песня Вербное воскресенье)
V. Заключение
Дети рассказывают то, что запомнили о празднике.
Подведение итога занятия.