Открытое занятие внеурочной деятельности
Тема: В ожидании праздника. Вербное Воскресенье
Цель занятия:
1.Познакомить учащихся с историей и традициями праздника «Вербное Воскресенье», с народными традициями празднования Вербного Воскресенья.
2. Формировать у учеников общечеловеческие духовные ценности на примере анализа восприятия произведения русской художественной литературы.
3.Воспитывать любовь к малой родине, ее природе, уважение к верованиям и традициям русского народа. Обогатить духовный мир учащихся.
Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 21
Используемое оборудование: Мультимедиа-проектор; компьютер;
Используемые ЦОР: Мультимедийная презентация
Ход урока:
I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места. Слайд1
II .Повторение ранее изученного материала. Определение темы занятия.
У.- Выполнив это задание, мы сможете узнать тема нашего занятия, а так же повторить материал прошлых занятий. Отгадайте загадки и составьте слово из первых букв отгадок)
Презентация. Слайды 2-6
Если ребята затрудняются, то дается следующая загадка)
В- Каждый год приходит к нам
Праздник в каждый дом и храм.
Новость, слышанная всеми:
Бог родился в
Ответ: Вифлееме
Е- Из ребра сотворена,
Нам праматерь всем она.
Плод запретный съела с древа.
Имя женщине той – (Ева)
В саду Эдемском было чудо,
Что мудрости плодом наречено.
На ветви гибкой быстро зрело,
Его срывать запрещено.
А кто запрет нарушил? (Ева)
Как раскинулась по небу,
Словно бы из сказки небыль!
Как ее увижу в полдень —
Так обет Господень вспомню.
Разноцветная дуга —
Нам на радость РАДУГА
Р- Пахнет смолою и плюшками,
Детскими снами, хлопушками
Елочки маленькой ствол.
Дарит Господь РОЖДЕСТВО
Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь Кто людям подарил,
Ну, конечно,БОГ
Б- Голубь белый над главой,
Голос: "Сын любимый Мой",
Вспомни все и дай ответ:
Было это или нет?
Чье благоволение
В день БОГОЯВЛЕНИЯ?
В жизни вечен, в любви бесконечен.
Ярче солнца светит, крепче мамы любит.
Ответ:Бог
А- Он ходит-бродит неприкаянно,
Бог наказал неправду Каина.
Лицом он темен — это правильно,—
Наказан за убийство АВЕЛЯ.
Бог сказал: Мы сотворим
Человека словом сим,
Из обычной красной глины,
И дадим мужское имя.
И Господь, по слову, дал
Имя первенцу АДАМ
У: Какое слово у вас получилось? ВЕРБА
С каким праздником связано это слово? (вербное воскресение).
-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.
Тема сегодняшнего занятия: В ожидании праздника. Вербное Воскресенье
Слайд 7
III. Знакомство с новым материалом.
Этот праздник отмечается в конце четыредесятницы, в последнее воскресенье перед Пасхой, сразу после Лазаревой субботы. События, празднуемые в эти дни тесно связаны между собой.
Слайд 8(отрывок из фильма «Воскрешение Лазаря»)
1. Воскрешение Лазаря(В расположенном недалеко от города Иерусалима селинии Вифания жили две сестры, Марфа и Мария, и их брат Лазарь. Эту семью очень любил Иисус Христос. И вот однажды Лазарь заболел и умер. )
Слайд 9
-Ребята, как вы думаете, почему Господь сказал, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божией?
Иисус пришел в Вифанию, через четыре дня после смерти Лазаря.. Спаситель подошел к пещере, в которой положили тело умершего, и громко сказал: «Господи, силою твоею говорю, Лазарь, выйди из пещеры!" И на глазах удивленных людей вышел живой Лазарь, обвитый погребальными пеленами.
До Иерусалима от Вифании всего три километра. Поэтому вскоре множество народа стало приходить из Иерусалима к дому Лазаря, чтобы увидеть его воскресшим. Многие поверили, что Иисус Христос действительно Сын Божий. После воскрешения Лазарь прожил ещё 30 лет и был епископом на о.Крит.
Слайд 10
2.Вход Господень в Иерусалим
На другой день после этого события Господь отправился в Иерусалим. За Ним следовали Апостолы и множество народа. Когда Христос прошел половину пути, к Нему привели молодого осленка. Христос сел на него и продолжал путь дальше.
Слайд 11 (отрывок из фильма «Вход Господень в Иерусалим»)
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня? Слайд 12
В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.
Иисуса Христа сопровождали около двух тысяч человек. Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!
-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова?
Это означает: «Даруй спасение, Сын Давидов, даруй спасение, Боже, живущий на небесах!
Все радовались и только сам Иисус был грустный. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
3.– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?
Слайд 13 (отрывок из фильма «Почему Вербное воскресение?)
(В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки. На службе священник окропляет веточки святой водой, потом их приносят домой и хранят около икон.)
Слайд 14
Подлинное название Вербного воскресения - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение, Пальмовое воскресение.
Слайд 15 (песня «Верба»)
4. Работа с отрывком рассказа А.О.Ишимовой «Божья верба»
Учитель. А хотите узнать, почему верба первая зацветает? У вас на партах лежат листики, на которых напечатан отрывок из рассказа Александры Осиповны Ишимовой "Божья верба".
"...Как распяли Христа на кресте — пошел трус (землетрясение) по земле, отемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла; а кипарис весь темный-растемный стал; ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет-стонет... А верба и не вынесла скорби — к земле склонилась и увяла...
Три дня, три ночи прошли — воскрес Господь-Батюшка наш Милосердный. И шел Он тем путем, смотрит: кипарис от горя потемнел, ива — плачет-стонет. Одна осина прежняя сталась; завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит доднесь, и зовут ее в народе осиной горькою... А увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, поднял Он ее, Милостивец, и зацвела верба краше прежнего. Ну, говорит Господь, за твою любовь великую и скорбь будь же вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех на земле, еще листвой не одеваючись!"
У: За что Господь наградил вербу?
Д е т и. За то, что она Его сильно оплакивала, даже завяла.
5.Знакомство с историей праздника.
Христиане празднуют Вербное воскресенье с III века, а на Руси праздник появился и стал отмечаться лишь в Х веке.
Слайд 16 (отрывок из передачи «В гостях у Дуняши»)
В этот день в московском Кремле на площадь перед Успенским собором через Спасские ворота шел крестных ход к храму Василия Блаженного. В процессии на санях, украшенных искусственными цветами и плодами, в том числе финиками, символизирующими пальмовые ветви в Иерусалиме, провозили иконы.
Слайд 17
В Вербное воскресение после службы Патриарх садился на осла, а царь вел этого осла под уздцы.
Этот обычай назывался «шествием на осляти» и показывал, что земной царь служит Небесному Царю- Иисусу Христу.
Слайд 18(отрывок из передачи «В гостях у Дуняши»)
Слайд19-20
За неделю до Пасхи открывались Вербные базары, где продавались букетики из веточек с почками, к которым привязывали бумажных ангелочков – «Вербных херувимов». Тут же можно было полакомиться сладостями, купить книги или игрушки для детей. А также устраивались представления, разыгрываемые фольклорными театрами.
6. Народные обычаи и традиции, связанные с Вербным Воскресением.
Слайд 21
На Руси было принято хранить освященные веточки вербы в доме в течение всего года в переднем углу, за иконами .
IV. Закрепление пройденного материала.
Слайд 22
Работа в парах.
-Разгадайте кроссворд. Разгадай кроссворд и в клетках прочтешь слово, относящееся к теме сегодняшнего занятия.
Какое слово получилось в кроссворде?
Обитель.
Давайте подберем синоним к этому слову.(Монастырь).
Перед вами на фотографии « Марфа-Мариинская обитель или Марфа-Мариинский женский монастырь, который находится в Белгороде, совсем рядом от нашей школы.
Название этого монастыря связано с темой нашего занятия.
Кто из вас догадался чем?
Правильно, он назван в честь сестер Воскресшего Лазаря, Марфы и Марии.(православная церковь включает сестер Лазаря в число жен-мироносец). Ответы :
(1.купол 2.верба 3.кулич 4.четки, 5.свеча 6.колокол)
Работа в группе
Игра « Отгадай предмет»
На столе в каждой группе стоит шкатулка, а внутри лежит предмет, о котором вы слышали на сегодняшним занятии.
Правила игры такие : вы незаметно для других групп посмотрите предмет, обсудите с товарищами и расскажете другим группам о этом предмете не называя его. А другие ребята попробуют отгадать.
1.ослик 2.пелена 3.пальмовая ветка и верба
V. Творческая работа.
Слайд 23 (песня) изготовление открытки
Слайд 24.
VI. Итог занятия.
На ваших партах лежат голубые листики, с вопросами викторины по материалу нашего занятия.
- Как встречали люди Иисуса Христа?
- Когда в Православной Церкви празднуется Вход Господень в Иерусалим?
- Почему этот праздник еще называют Вербным воскресением,
Какие еще названия есть у праздника?
Викторина
Викторина «Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим» Сестер святого Лазаря звали: Мария Марфа Магдалина 2. Святого Лазаря называют Четверодневным потому, что: Спаситель провел с ним четыре дня после его воскресения Христос воскресил Лазаря на четвертый день после его смерти 3. Спаситель сказал, что болезнь Лазарю послана: В наказание за его грехи Чтобы прославить Бога Из-за неправильного образа жизни | 4. Спаситель, перед тем, как войти в Иерусалим, попросил учеников привести Ему: Молодого осла Старую ослицу Кроткого ягненка 5. «Осанна» по-русски означает: «Здравствуй!» «Почет» «Слава» 7. Вербные веточки, которые мы освящаем в храме в Вербное воскресенье, символизируют: Нежность и кротость Приход весны Пальмовые ветви |
VII. Рефлексия. Слайд 25
Ребята хорошо работали на уроке. Давайте подарим нашим гостям наши открыточки с веточками освященной вербы.