Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье"
Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье"
Цели и задачи урока:
-образовательные: познакомить с рассказом В.Астафьева «Вербное воскресенье», расширить представления о народных традициях.
- развивающие: учить находить нужную информацию в тексте; развивать визуальное восприятие текста; корректировать и развивать устную связную речь.
- воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к прошлому нашего народа, к памяти тех, кто воевал за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: урок комплексного применение ЗУНов и способов деятельности.
Используемые технологии: технология индивидуализированного обучения; приемы, методы: репродуктивный метод, анализ и синтез, беседа, выполнение творческого задания в процессе работы с информацией (текстом), самостоятельная работа.
Оборудование урока: тексты рассказа, презентация, карточки для самостоятельной работы, карта успеха, запись песни «Вербное воскресенье», фрагмент музыкального произведения Альбинони.
Прогнозируемый результат: умение находить нужный материал в тексте, умение оценить себя.
Конспект урока
I Организационный момент.
Для того, чтобы настроить учащихся на работу, включаем аудизапись песни на стихи А.Блока «Вербное воскресенье» в исполнении Е. Фроловой. После прослушивания песни спрашиваем, что вы знаете о вербном воскресенье? (Вербное воскресенье – это праздник). Вспомним, что это за праздник. (слушаем ответы учащихся). За неделю до Пасхи празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением.
2. Подготовка к выполнению учебной задачи.
Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Вербное воскресенье», а написал его замечательный русский писатель – Виктор Петрович Астафьев.
В.П.Астафьев родился в Красноярске, там провел большую часть жизни. Писателем Астафьев стал на Урале: его первый рассказ увидел свет в газете «Чусовской рабочий». Некоторое время он жил в Чусовом, потом в Перми, участвовал в издании журналов: «Урал» и «Уральский следопыт». Он пишет о природе и о сложных взаимоотношениях современного человека с природой.
А теперь послушайте рассказ (рассказ читает учитель).
- А сейчас мы с вами будем выполнять задания по рассказу. Посмотрите на карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой. Всем успехов!
II Самостоятельная работа по карточкам.
(учащиеся выполняют задания, консультируются с учителем, ставят «+» в карте успеха и работают дальше).
Задания на «3» (репродуктивный уровень)
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Какой праздник описывается?
3. На что обращает наше внимание писатель, проводя нас по кладбищу?
4. Какие могилы вызывали у людей чувство стыда? Кто в них похоронен?
5. Что решили сделать вместо жалких пирамидок люди этого города?
Задания на «4» (анализ текста)
1. Найдите в тексте описание памятника. Важно ли было то, что «он был неуклюжий, этот чугунный солдат»?
2. Какая примета существовала у женщин этого города? Что поражает нас в этой примете?
3. Прочитайте причитания. Кого вспоминала каждая из женщин? Что славили они в своих плачах?
4. Почему каждая из женщин шла с кладбища «усталая от выплаканных слез»? Почему так и не смогли они уйти после окончания официальной церемонии?
Задания на «5» (творческий уровень) Отвечают, используя речевые клише.
1. В стихах поэта Роберта Рождественского есть такие строки:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим;
Это нужно не мертвым,
Это надо живым…
Для чего и кому это нужно?
2. Какие чувства вызвали у вас заключительные строки рассказа?
3. Что хотели бы вы сказать своим сверстникам в связи с этим рассказом? (написать на листе).
III Беседа по вопросам (задаем отдельные вопросы из уровня А, обязательно проверяем задания уровня Б) и в качестве обобщения предлагаем задания уровня С).
(Демонстрация слайдов (памятник над братской могилой, г.Чусовой и памятная стела с именами умерших от ран)
- А воевал ли кто-нибудь из ваших семей? Где они похоронены?
- В нашем поселке есть памятник? Кто ходит к нему? Когда? (слайд с изображением памятника павшим воинам поселка).
(в качестве обобщения предлагаем ответить на вопросы уровня С).
Демонстрация слайда (Могила неизвестного солдата) Звучит фрагмент из адажио Альбинони.
Вывод:
Рассказ «Вербное воскресенье» входит в книгу «Затеси», которую В.П. Астафьев писал всю свою жизнь (объясняем значение слова). Как затеси в лесу помогают человеку не заблудиться, так и слово писателя помогает нам идти по дороге памяти, любви, милосердия, благородства, не заблудиться на жизненном пути, не сбиться с правильной дороги. Это затеси для тех, кто хочет остаться человеком…
IV Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Каких успехов достиг каждый из вас? Получили ли вы желаемую оценку?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье" »
7 класс
Предмет: литература
Тема урока: «Тема памяти» (урок внеклассного чтения по рассказу В. Астафьева «Вербное воскресенье»)
Цели и задачи урока:
-образовательные: познакомить с рассказом В.Астафьева «Вербное воскресенье», расширить представления о народных традициях.
- развивающие: учить находить нужную информацию в тексте; развивать визуальное восприятие текста; корректировать и развивать устную связную речь.
- воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к прошлому нашего народа, к памяти тех, кто воевал за Родину в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: уроккомплексного применение ЗУНов и способов деятельности.
Используемые технологии: технология индивидуализированного обучения; приемы, методы: репродуктивный метод, анализ и синтез, беседа, выполнение творческого задания в процессе работы с информацией (текстом), самостоятельная работа.
Оборудование урока: тексты рассказа, презентация, карточки для самостоятельной работы, карта успеха, запись песни «Вербное воскресенье», фрагмент музыкального произведения Альбинони.
Прогнозируемый результат: умение находить нужный материал в тексте, умение оценить себя.
Проект урока.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Оргмомент и целеполагание
Озвучивает тему и цели урока
Ставят себе цель ответить на вопросы и получить хорошую оценку, смотрят презентацию
2 минуты
2
Подготовка к выполнению учебной задачи
Показывает презентацию
Смотрят презентацию
2 минуты
3
Самостоятельная работа по карточкам
Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь
Самостоятельно отвечают на вопросы,
в случае необходимости консультируются с учителем
20 минут
4
Беседа по вопросам
Организует беседу по вопросам, сталкивает мнения, показывает презентацию.
Участвуют в беседе, отстаивают свое мнение, смотрят презентацию
18 минут
5
Итоги урока.
Рефлексия
Подводит итоги, анализирует таблицу
Сравнивают результат карты достижений с предполагаемым результатом
2 минуты
6
Домашнее задание
Предлагает найти информацию на тему «Мой город в годы ВОв» или о традициях, связанных с вербой
Записывают по желанию задание.
1 минута
Конспект урока
I Организационный момент.
№ слайда
Действия учителя
1
Демонстрация слайда. Звучит песня «Вербное воскресенье»
Для того, чтобы настроить учащихся на работу, звучит песня на стихи А.Блока «Вербное воскресенье» в исполнении Е. Фроловой. После прослушивания песни спрашиваем, что вы знаете о вербном воскресенье? (Вербное воскресенье – это праздник). Вспомним, что это за праздник. (слушаем ответы учащихся). За неделю до Пасхи празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением.
2. Подготовка к выполнению учебной задачи.
Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Вербное воскресенье», а написал его замечательный русский писатель – Виктор Петрович Астафьев.
№ слайда
Действия учителя
3
Демонстрация слайда
В.Астафьев родился в Красноярске, там провел большую часть жизни. Писателем Астафьев стал на Урале: его первый рассказ увидел свет в газете «Чусовской рабочий». Некоторое время он жил в Чусовом, потом в Перми, участвовал в издании журналов: «Урал» и «Уральский следопыт». Он пишет о природе и о сложных взаимоотношениях современного человека с природой.
А теперь послушайте рассказ (рассказ читает учитель).
А сейчас мы с вами будем выполнять задания по рассказу. Посмотрите на карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой. Всем успехов!
II Самостоятельная работа по карточкам.
(учащиеся выполняют задания, консультируются с учителем, ставят «+» в карте успеха и работают дальше).
Задания на «3» (репродуктивный уровень)
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Какой праздник описывается?
3. На что обращает наше внимание писатель, проводя нас по кладбищу?
4. Какие могилы вызывали у людей чувство стыда? Кто в них похоронен?
5. Что решили сделать вместо жалких пирамидок люди этого города?
Задания на «4» (анализ текста)
1. Найдите в тексте описание памятника. Важно ли было то, что «он был неуклюжий, этот чугунный солдат»?
2. Какая примета существовала у женщин этого города? Что поражает нас в этой примете?
3. Прочитайте причитания. Кого вспоминала каждая из женщин? Что славили они в своих плачах?
4. Почему каждая из женщин шла с кладбища «усталая от выплаканных слез»? Почему так и не смогли они уйти после окончания официальной церемонии?
Задания на «5» (творческий уровень) Отвечают, используя речевые клише.
1. В стихах поэта Роберта Рождественского есть такие строки:
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим;
Это нужно не мертвым,
Это надо живым…
Для чего и кому это нужно?
2. Какие чувства вызвали у вас заключительные строки рассказа?
3. Что хотели бы вы сказать своим сверстникам в связи с этим рассказом? (написать на листе).
III Беседа по вопросам (задаем отдельные вопросы из уровня А, обязательно проверяем задания уровня Б) и в качестве обобщения предлагаем задания уровня С).
№ слайда
Действия учителя
4,5
Демонстрация слайдов (памятник над братской могилой, г.Чусовой и памятная стела с именами умерших от ран)
- А воевал ли кто-нибудь из ваших семей? Где они похоронены?
- В нашем поселке есть памятник? Кто ходит к нему? Когда?
№ слайда
Действия учителя
6
Демонстрация слайда (памятник павшим воинам в п. Рябинино)
№ слайда
Действия учителя
7
Демонстрация слайда (Могила неизвестного солдата) Звучит фрагмент из адажио Альбинони.
- в качестве обобщения предлагаем ответить на вопросы уровня С.
Вывод:
Рассказ «Вербное воскресенье» входит в книгу «Затеси», которую В.П. Астафьев писал всю свою жизнь (объясняем значение слова). Как затеси в лесу помогают человеку не заблудиться, так и слово писателя помогает нам идти по дороге памяти, любви, милосердия, благородства, не заблудиться на жизненном пути, не сбиться с правильной дороги. Это затеси для тех, кто хочет остаться человеком…
IV Рефлексия. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Каких успехов достиг каждый из вас? Получили ли вы желаемую оценку?