kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: -образовательные: познакомить с рассказом В.Астафьева «Вербное воскресенье», расширить представления о народных традициях. - развивающие: учить находить нужную информацию в тексте; развивать визуальное восприятие текста; корректировать и развивать устную связную речь. - воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к прошлому нашего народа, к памяти тех, кто воевал за Родину в годы Великой Отечественной войны. Тип урока: урок комплексного применение ЗУНов и способов деятельности. Используемые технологии: технология индивидуализированного обучения; приемы, методы: репродуктивный метод, анализ и синтез, беседа, выполнение творческого задания в процессе работы с информацией (текстом), самостоятельная работа. Оборудование урока: тексты рассказа, презентация, карточки для самостоятельной работы, карта успеха, запись песни «Вербное воскресенье», фрагмент музыкального произведения Альбинони. Прогнозируемый результат: умение находить нужный материал в тексте, умение оценить себя. Конспект урока I Организационный момент. Для того, чтобы настроить учащихся на работу, включаем аудизапись песни на стихи А.Блока «Вербное воскресенье» в исполнении Е. Фроловой. После прослушивания песни спрашиваем, что вы знаете о вербном воскресенье? (Вербное воскресенье – это праздник). Вспомним, что это за праздник. (слушаем ответы учащихся). За неделю до Пасхи празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением. 2. Подготовка к выполнению учебной задачи. Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Вербное воскресенье», а написал его замечательный русский писатель – Виктор Петрович Астафьев. В.П.Астафьев родился в Красноярске, там провел большую часть жизни. Писателем Астафьев стал на Урале: его первый рассказ увидел свет в газете «Чусовской рабочий». Некоторое время он жил в Чусовом, потом в Перми, участвовал в издании журналов: «Урал» и «Уральский следопыт». Он пишет о природе и о сложных взаимоотношениях современного человека с природой. А теперь послушайте рассказ (рассказ читает учитель). - А сейчас мы с вами будем выполнять задания по рассказу. Посмотрите на карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой. Всем успехов! II Самостоятельная работа по карточкам. (учащиеся выполняют задания, консультируются с учителем, ставят «+» в карте успеха и работают дальше). Задания на «3» (репродуктивный уровень) 1. Где и когда происходит действие рассказа? 2. Какой праздник описывается? 3. На что обращает наше внимание писатель, проводя нас по кладбищу? 4. Какие могилы вызывали у людей чувство стыда? Кто в них похоронен? 5. Что решили сделать вместо жалких пирамидок люди этого города? Задания на «4» (анализ текста) 1. Найдите в тексте описание памятника. Важно ли было то, что «он был неуклюжий, этот чугунный солдат»? 2. Какая примета существовала у женщин этого города? Что поражает нас в этой примете? 3. Прочитайте причитания. Кого вспоминала каждая из женщин? Что славили они в своих плачах? 4. Почему каждая из женщин шла с кладбища «усталая от выплаканных слез»? Почему так и не смогли они уйти после окончания официальной церемонии? Задания на «5» (творческий уровень) Отвечают, используя речевые клише. 1. В стихах поэта Роберта Рождественского есть такие строки: Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим; Это нужно не мертвым, Это надо живым… Для чего и кому это нужно? 2. Какие чувства вызвали у вас заключительные строки рассказа? 3. Что хотели бы вы сказать своим сверстникам в связи с этим рассказом? (написать на листе). III Беседа по вопросам (задаем отдельные вопросы из уровня А, обязательно проверяем задания уровня Б) и в качестве обобщения предлагаем задания уровня С). (Демонстрация слайдов (памятник над братской могилой, г.Чусовой и памятная стела с именами умерших от ран) - А воевал ли кто-нибудь из ваших семей? Где они похоронены? - В нашем поселке есть памятник? Кто ходит к нему? Когда? (слайд с изображением памятника павшим воинам поселка). (в качестве обобщения предлагаем ответить на вопросы уровня С). Демонстрация слайда (Могила неизвестного солдата) Звучит фрагмент из адажио Альбинони. Вывод: Рассказ «Вербное воскресенье» входит в книгу «Затеси», которую В.П. Астафьев писал всю свою жизнь (объясняем значение слова). Как затеси в лесу помогают человеку не заблудиться, так и слово писателя помогает нам идти по дороге памяти, любви, милосердия, благородства, не заблудиться на жизненном пути, не сбиться с правильной дороги. Это затеси для тех, кто хочет остаться человеком… IV Рефлексия. Подведение итогов урока. - Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Каких успехов достиг каждый из вас? Получили ли вы желаемую оценку?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье" »



7 класс

Предмет: литература

Тема урока: «Тема памяти» (урок внеклассного чтения по рассказу В. Астафьева «Вербное воскресенье»)

Цели и задачи урока:

-образовательные: познакомить с рассказом В.Астафьева «Вербное воскресенье», расширить представления о народных традициях.

- развивающие: учить находить нужную информацию в тексте; развивать визуальное восприятие текста; корректировать и развивать устную связную речь.

- воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к прошлому нашего народа, к памяти тех, кто воевал за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок комплексного применение ЗУНов и способов деятельности.

Используемые технологии: технология индивидуализированного обучения; приемы, методы: репродуктивный метод, анализ и синтез, беседа, выполнение творческого задания в процессе работы с информацией (текстом), самостоятельная работа.

Оборудование урока: тексты рассказа, презентация, карточки для самостоятельной работы, карта успеха, запись песни «Вербное воскресенье», фрагмент музыкального произведения Альбинони.

Прогнозируемый результат: умение находить нужный материал в тексте, умение оценить себя.

Проект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Оргмомент и целеполагание

Озвучивает тему и цели урока

Ставят себе цель ответить на вопросы и получить хорошую оценку, смотрят презентацию

2 минуты

2

Подготовка к выполнению учебной задачи

Показывает презентацию

Смотрят презентацию

2 минуты


3

Самостоятельная работа по карточкам

Организует самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь

Самостоятельно отвечают на вопросы,

в случае необходимости консультируются с учителем

20 минут

4

Беседа по вопросам

Организует беседу по вопросам, сталкивает мнения, показывает презентацию.

Участвуют в беседе, отстаивают свое мнение, смотрят презентацию

18 минут

5

Итоги урока.

Рефлексия

Подводит итоги, анализирует таблицу


Сравнивают результат карты достижений с предполагаемым результатом

2 минуты

6

Домашнее задание

Предлагает найти информацию на тему «Мой город в годы ВОв» или о традициях, связанных с вербой

Записывают по желанию задание.

1 минута



Конспект урока

I Организационный момент.

слайда

Действия учителя

1

Демонстрация слайда. Звучит песня «Вербное воскресенье»

Для того, чтобы настроить учащихся на работу, звучит песня на стихи А.Блока «Вербное воскресенье» в исполнении Е. Фроловой. После прослушивания песни спрашиваем, что вы знаете о вербном воскресенье? (Вербное воскресенье – это праздник). Вспомним, что это за праздник. (слушаем ответы учащихся). За неделю до Пасхи празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением.

2. Подготовка к выполнению учебной задачи.

Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Вербное воскресенье», а написал его замечательный русский писатель – Виктор Петрович Астафьев.

слайда

Действия учителя

3

Демонстрация слайда

В.Астафьев родился в Красноярске, там провел большую часть жизни. Писателем Астафьев стал на Урале: его первый рассказ увидел свет в газете «Чусовской рабочий». Некоторое время он жил в Чусовом, потом в Перми, участвовал в издании журналов: «Урал» и «Уральский следопыт». Он пишет о природе и о сложных взаимоотношениях современного человека с природой.

А теперь послушайте рассказ (рассказ читает учитель).

А сейчас мы с вами будем выполнять задания по рассказу. Посмотрите на карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой. Всем успехов!

II Самостоятельная работа по карточкам.

(учащиеся выполняют задания, консультируются с учителем, ставят «+» в карте успеха и работают дальше).

Задания на «3» (репродуктивный уровень)

1. Где и когда происходит действие рассказа?

2. Какой праздник описывается?

3. На что обращает наше внимание писатель, проводя нас по кладбищу?

4. Какие могилы вызывали у людей чувство стыда? Кто в них похоронен?

5. Что решили сделать вместо жалких пирамидок люди этого города?

Задания на «4» (анализ текста)

1. Найдите в тексте описание памятника. Важно ли было то, что «он был неуклюжий, этот чугунный солдат»?

2. Какая примета существовала у женщин этого города? Что поражает нас в этой примете?

3. Прочитайте причитания. Кого вспоминала каждая из женщин? Что славили они в своих плачах?

4. Почему каждая из женщин шла с кладбища «усталая от выплаканных слез»? Почему так и не смогли они уйти после окончания официальной церемонии?

Задания на «5» (творческий уровень) Отвечают, используя речевые клише.

1. В стихах поэта Роберта Рождественского есть такие строки:

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим;

Это нужно не мертвым,

Это надо живым…

Для чего и кому это нужно?

2. Какие чувства вызвали у вас заключительные строки рассказа?

3. Что хотели бы вы сказать своим сверстникам в связи с этим рассказом? (написать на листе).

III Беседа по вопросам (задаем отдельные вопросы из уровня А, обязательно проверяем задания уровня Б) и в качестве обобщения предлагаем задания уровня С).

слайда

Действия учителя

4,5

Демонстрация слайдов (памятник над братской могилой, г.Чусовой и памятная стела с именами умерших от ран)

- А воевал ли кто-нибудь из ваших семей? Где они похоронены?

- В нашем поселке есть памятник? Кто ходит к нему? Когда?

слайда

Действия учителя

6

Демонстрация слайда (памятник павшим воинам в п. Рябинино)



слайда

Действия учителя

7

Демонстрация слайда (Могила неизвестного солдата) Звучит фрагмент из адажио Альбинони.

- в качестве обобщения предлагаем ответить на вопросы уровня С.

Вывод:

Рассказ «Вербное воскресенье» входит в книгу «Затеси», которую В.П. Астафьев писал всю свою жизнь (объясняем значение слова). Как затеси в лесу помогают человеку не заблудиться, так и слово писателя помогает нам идти по дороге памяти, любви, милосердия, благородства, не заблудиться на жизненном пути, не сбиться с правильной дороги. Это затеси для тех, кто хочет остаться человеком…

IV Рефлексия. Подведение итогов урока.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Каких успехов достиг каждый из вас? Получили ли вы желаемую оценку?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева "Вербное воскресенье"

Автор: Невольских Надежда Аркадьевна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185507


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства