Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Сталинградской битве. Цель: Патриотическое воспитание учащихся, формирование чувства гордости за свою страну, свою малую родину через использование краеведческого материала. Адресован сценарий педагогам средних общеобразовательных учреждений, а также обучающимся 5-11 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Каменская средняя общеобразовательная школа
Городищенского района Волгоградской области»
«УРОКИ ПОБЕДЫ»
конкурс методических разработок по краеведению
«История родного краяв истории моей страны»
«Есть память, которой не будет забвенья,
и слава, которой не будет конца…»
(сценарий внеклассного мероприятия)
Учитель истории и обществознания
Байкалова Елена Александровна
2015 г.
Пояснительная записка.
Изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением. Ведь любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того, чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю. С нашей малой родины, нашего дома начинается осознание и понимание сопричастности к великому наследию страны. Краеведческий материал, включённый в урочную и внеурочную деятельность, всегда вызывает глубокий и неподдельный интерес у обучающихся.
Общешкольное мероприятие «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…», посвящённое победе советских войск под Сталинградом, основано на краеведческом материале, материале школьного музея, материалах школьной Книги Памяти.
Методические советы:
Мероприятие проводят учащиеся 10-11 классов для учащихся среднего звена 5 - 9 классов. Данная разработка может быть использована как для общешкольного мероприятия, так и для классного часа в средней и старшей школе. В случае использования методических материалов для общешкольного мероприятия, можно из сценария исключить вводную часть и рефлексию.
Мероприятие сопровождается презентацией, музыкой, можно без сопровождения. Блок с материалом о ветеранах войны, детях Сталинграда каждый учитель может заменить на местный материал из школьных музеев и Книги Памяти. Слайды в презентации также меняются или их можно удалить.
На классный час или общешкольное мероприятие могут быть приглашены ветераны войны, ветераны труда, дети Сталинграда, вдовы ветеранов, представители общественности.
Рассчитано данное мероприятие на 35-40 минут.
При желании можно предоставлять слова для выступления присутствующим ветеранам войны и труда, представителям общественности, в этом случае продолжительность мероприятия увеличится.
Адресован сценарий педагогам средних общеобразовательных учреждений, а также обучающимся 5-11 классов.
Урок апробирован 2 февраля 2015 года в МБОУ Каменская СОШ Городищенского района на уроке Мужества в 7, 8, 11 классах.
Цель: Патриотическое воспитание учащихся, формирование чувства гордости за свою страну, свою малую родину через использование краеведческого материала.
Задачи:
1. Расширять представления учащихся о Сталинградской битве, через использование краеведческого материала.
2. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, обращаясь к судьбам ветеранов, детей Сталинграда, тружеников тыла, проживающих в нашем посёлке.
3.Создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут задуматься о глубине трагедии советского народа, пережившего войну, о необходимости сохранения памяти о героическом прошлом нашей страны.
Оборудование: компьютер, проектор, м/м доска, презентация, плакат для рефлексии, фломастеры, минусовки песен военных лет.
Оформление кабинета, актового зала: плакаты и рисунки, посвящённые Победе советских войск под Сталинградом, фотографии военных лет, стихи о Сталинграде, Родине, фотографии ветеранов войны.
Учитель: Что вы знаете об этом памятнике? Кому или чему он посвящён?
Ответы учащихся: Этот памятник посвящён Сталинградской битве, защитникам Сталинграда. (возможны другие варианты ответов)
Учитель: Сегодня 2 февраля. Что важного в истории нашей Родины произошло 2 февраля 1943 года? О чём мы сегодня будем говорить?
Ответы учащихся: 2 февраля – день победы советских войск под Сталинградом. Сегодня мы будем вспоминать Сталинградскую битву.
Учитель: Действительно, сегодня мы будем говорить о Сталинградской битве.
Учитель: Прочтите строчки из стихотоворения. О чём нам говорят эти строки?(слайд 2)
Ответы учащихся.
Учитель: Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись страны. Одна из них - Сталинградская битва, продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, подобной которой не знала история войн.(слайд 3) Мы, живущие на Волгоградской земле, всегда будем помнить Сталинградскую битву, одну из величайших битв Великой
Отечественной войны, которая явилась поворотным событием в ходе всей Второй Мировой войны.
Рассказать нам о Сталинградской битве пришли ученики старших классов.
Актуализация знаний: Сейчас ведущие проведут небольшую викторину, чтобы увидеть ваши знания о Сталинградской битве. (Приложение1)
Ведущий1:
Опять - «война», опять «бомбёжка»…
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о бомбёжках прочитали
Стихов достаточно вполне.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память - наша совесть,
Она как силы нам нужна…
Ведущий2: фоном звучит предвоенная весёлая музыка
До войны Сталинград – это обычный город, с красивыми улицами, площадями, парками. Предвоенный Сталинград – один из самых красивых городов Советского Союза. (слайды 4-5) Город жил мирной жизнью, по утрам жители спешили на работу, а вечерами прогуливались по городским скверам и паркам, любовались красавицей Волгой с высокой набережной. (слайды 6-7)
Ведущий 3: По переписи 1939 г. в Сталинграде проживало 445,5 тыс. человек. По своей экономической мощи Сталинградская область в РСФСР занимала перед войной шестое место. Из полумиллиона тракторов, выпущенных в стране перед войной, около 300 тыс. были сделаны на Сталинградском тракторном заводе. (слайд 8)
Ведущий4: В Сталинграде действовал драматический театр им. Горького, на сцене которого играли замечательные актеры. Работали музеи.(слайд 9-10)
Ведущий1: Безоблачным летним днём в июне 1941 года сталинградцы, как и все жители нашей страны узнали о начале войны (слайд 11)
Голос Левитана о начале войны
Ведущий2: Более 75 тысяч жителей Сталинграда влилось в рядызащитников Родины, свыше 50 тысяч сталинградцев вступили в народное ополчение. На территории области действовало 39 партизанских отрядов и групп.
(слайд 12) На фронт уходили и жители нашего посёлка: (слайд 13)
Антонов Александр Ильич
Василевский Марк Михайлович
Еремеев Александр Илларионович
Ежова Анна Фёдоровна
Калачёв Владимир Григорьевич
Клименко Василий Иванович
Мамонов Николай Иванович
Лосев Виктор Семёнович
Новиков Николай Семёнович
Серебряков Владимир Иванович
Фещенко Татьяна Александровна
Фещенко Иван Трофимович
Цупин Фёдор Яковлевич.
Ведущий зачитывает список ветеранов, портреты ветеранов появляются на слайде
Ведущий3: Двести дней и ночей продолжалась Сталинградская битва. Защитники Сталинграда стояли насмерть. Родина их призвала на подвиг, и они сказали: «За Волгой для нас земли нет!»
Ведущие уходят. Выходят чтецы. Тихо играет минусовка песни
«Нам нужна одна победа»,
смена слайдов 14-29
Сгущались тучи в пепельном рассвете, И сединой покрылись небеса, И битву века ожидала вся планета, Дыханье в ожиданьи затая. И приближался взрывов грохот дикий И смерть, смеясь, готовила капкан. Нельзя назад - там Родины погибель Сказал нам перед боем капитан. Давай, вперед, пока мы братья живы! Нельзя назад, вперед, сквозь пулей град Давай, вперед, за матушку-Россию! Давай, вперед, за жизнь, за Сталинград! И грянул гром над городом кровавый, И ветер смерти, обжигая дул И падали в дыму дома, кварталы, И спотыкались мы от ливня пуль. В страшнейший час кипенья ада в жизни Мы смерть атаковали на таран , Щитом служили наши груди, спины, Что развернули залпов ураган… От адских мук зажмурилась планета, Развязку битвы века мир весь ждал Давай ,вперед, там заждалась победа, Кричал, сметая пули, капитан!
Чтецы уходят. Музыка смолкает. Выходят ведущие.
Ведущий 1: Мамаев курган – главная высота города. Бои за Мамаев курган начались 14 сентября 1942 года. (Слайды 30-31) 135 дней гремели орудия, рвались гранаты, строчили пулеметы, не утихала битва на Мамаевом кургане. Мамаев курган представляет собой возвышенность на волжском правобережье в Центральном районе Волгограда. Во время Сталинградской битвы здесь проходили ожесточённые бои советских войск с фашистскими оккупантами. На военных картах эта точка обозначалась как «высота 102,0». Во время Великой Отечественной войны возвышенность неоднократно переходила от советских войск к немецким и наоборот....
Ведущий 2: Мамаев курган имел огромное стратегическое значение: с его вершины открывался отличный обзор, и, следовательно, возможность для обстрела территории, в том числе переправы через Волгу. Удержать эту высоту для войск 62-й армии и ее командующего генерал-лейтенанта В.И.Чуйкова было вопросом жизни и смерти. В течение сентября курган неоднократно переходил из рук в руки, причем фашисты штурмовали его по 10–12 раз в день. (слайд32)
Ведущий 3: Одновременно тяжелейшие бои велись по всему городу, на который обрушилась массированная бомбардировка. Как рассказывал впоследствии дважды Герой Советского Союза маршал Василий Иванович Чуйков, в общей сложности противник сосредоточил на южном направлении 50 процентов танковых и моторизованных соединений советско-германского фронта и 35 процентов всех пехотных войск.(слайды 33-34)
Ведущий 4: Сожженный, изрытый воронками от взрывов, Мамаев курган даже зимой был совершенно черным, буквально обугленным — впоследствии тут на каждом квадратном метре земли находили от 500 до 1 250 осколков снарядов. В январе 1943 года бои за высоту 102 развернулись с новой силой. В боях отличились 112-я,13-я гвардейские, 95-я стрелковая и 6-я гвардейская танковая дивизия. (слайд 35)
Ведущий 1: В результате ожесточённых и кровопролитных боёв за высоту, 25 января высота вновь перешла к войскам 62-й армии, которая на следующий день соединилась здесь с 65-й и 21-й армиями. Вражеское окружение было разделено на две части. (слайды 36-37)
Ведущий 2: Текст оперативного донесения №0079, адресованного верховному главнокомандующему Сталину, гласил: «Действуя на основании вашего приказа, войска Донского фронта в 16.00 2 февраля 1943 года завершили разгром и уничтожение окружной группы противника в Сталинграде». Этот исторический документ поставил точку в тяжелейшей битве. (слайды 38-39)
Выходят чтецы –экскурсоводы
Ведущий 3: В битве за Сталинград участвовали и наши односельчане, память о них увековечена в школьном музее и школьной «Книге Памяти»
Выходят чтецы – экскурсоводы. (Приложение 2)
Чтец1: Еремеев Александр Илларионович (слайд 40).Рассказ экскурсовода.
Чтец 2: Мамонов Николай Иванович (слайд 41). Рассказ экскурсовода.
Чтец 3: Фещенко Татьяна Александровна (слайд 42). Рассказ экскурсовода.
Ведущий 1:Бои в Сталинграде шли за каждую улицу, за каждый дом. Несмотря на боевые действия, город продолжал жить, работать и выпускать продукцию. (слайд 43)
Ведущий 2: В условиях непрерывных бомбардировок, под артобстрелом рабочие заводов производили оружие и боеприпасы для армии, ремонтировали танки и вооружение.
Ведущий 3: Вместе со взрослыми свой вклад в победу над врагом внесли и дети, у которых война отняла все: родных и близких, дом и само детство. (слайд 44-45)
Ведущий 4:
Его я узнала не из книжки - жестокое слово - «война» !
Прожекторов яростной вспышкой к нам в детство врывалась она.
В те дни мы в игру не играли- мы просто дышали войной.
В читальнях притихших и тесных, на отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных шуршали листы букварей.
Ведущий 1:Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.
Ведущий2: В нашем посёлке проживают люди, чьё детство и юность пришлись на самые страшные дни Сталинградской битвы.
Ведущий 3: Кто-то из них находился в осаждённом Сталинграде, а кто-то трудился в тылу. (Слайды 46-50)
Выходят чтецы –экскурсоводы. (Приложение 3)
Белейчева Алевтина Николаевна. Рассказ экскурсовода.
Кудрявцев Виктор Михайлович. Рассказ экскурсовода.
Мамонтов Владимир Николаевич. Рассказ экскурсовода.
Сигаева Антонина Андреевна. Рассказ экскурсовода.
Шацкая Таисия Ивановна. Рассказ экскурсовода.
Ведущий 4: Победа под Сталинградом стала важнейшим событием всего двадцатого тысячелетия. Мы никогда не забудем подвиг наших предков.
За героизм и мужество, проявленные в Сталинградской битве, 112 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Более 700 тысяч участников битвы награждены орденами и медалями, 760 тысяч защитников города получили медаль «За оборону Сталинграда». (слайд 51)
Выходят чтецы.(Слайд 52)
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои…
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия
Радость или горькая нужда?
Все проходит.
Остается Родина -
Та, что не изменит никогда.
Мы прошли столетия с Россиею
От сохи до звездного крыла.
А взгляни –
Все то же небо синее
И над Волгой та же тень орла.
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
На светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.
С этим чувством человек рождается,
С ним живет, и умирает с ним.
Все пройдет,
А Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.
Ведущий1: Память сердца, живая и негасимая, хранит подвиги наших воинов, спасших мир от фашизма, разбивших жестоких захватчиков. И каждый раз невольно думаешь о том, что наше поколение должно знать, как воевали их деды и прадеды, как бесстрашно они шли на смерть ради нас, сегодня живущих.(слайд 53)
Ведущий2: Война коснулась, наверное, каждой семьи в нашей стране. В каждой семье есть родственники, которые воевали на фронте или работали в тылу, чьё-то детство пришлось на военные годы.
Ведущий1: Мы должны помнить о величии нашего народа, победившего фашизм! Нам есть чему учиться у наших предков, ветеранов войны и труда, всех, переживших и победивших войну! (слайд 54)
Ведущий2:Наши предки – это наша память тех далёких лет. Это символ непревзойдённого мужества и стойкости нашего народа в борьбе с врагом. Символ, на который мы должны равняться.
Ведущий1:Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто отдал свою жизнь за Родину.(Слайд 55)
Почтим память всех погибших в этой войне минутой молчания.
Звук метронома
Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас сохранит в своём сердце ту частичку тепла, ласки, добра и уважения к тем, кто выстоял и победил под Сталинградом и в Великой Отечественной войне.
Рефлексия.
Учитель:
На какие вопросы викторины вы не смогли ответить в начале мероприятия?
Ребята, что вы сегодня узнали нового о Сталинградской битве?
Что вас особенно поразило, удивило?
Как сейчас вы сможете объяснить слова поэта: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…»?
Учитель: Ребята перед вами большой дом – это наша Родина – Россия. Напишите по одному слову в каждом кирпичике – за что мы будем всегда благодарны ветеранам войны и труда? (жизнь, мир, солнце, счастье, чистое небо, свобода, цветы, знания, будущее и т.п.) (Приложение 4)
Звучит минусовка песни «Журавли»
Чтецы: (слайд 56)
В свой срок – не поздно и не рано – придёт зима, замрёт земля. И ты к Мамаеву кургану придёшь второго февраля. И там, у той заиндевелой, у той священной высоты, ты на крыло метели белой положишь красные цветы. И словно в первый раз заметишь, каким он был, их ратный путь! Февраль, февраль, солдатский месяц – пурга в лицо, снега по грудь. Сто зим пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними всё в долгу. Февраль, февраль. Солдатский месяц. Горят гвоздики на снегу.
Ведущий2: Все приглашаются на возложение цветов к памятнику защитников Родины.
Литература:
А.И. Пошкович. Патриотическое воспитание.Система работы, планирование конспекты уроков,/Волгоград-2006
В.М.Видякин, Н.А. касаткина и др. Сборник мероприятий ко дню Победы, дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам./ Волгоград – 2006
П.А. Гундырин . Путешествие по Волгограду./ Волгоград – 1987
Приложение 1.
Вопросы викторины:
Назовите дату начала Сталинградской битвы
Назовите дату окончания Сталинградской битвы.
Сколько дней и ночей длилась оборона Сталинграда?
Как звучал главный лозунг защитников Сталинграда?
Как обозначалась на военных картах главная высота Сталинграда?
Сколько дней длились бои за Мамаев курган?
Какая армия вела бои за Мамаев курган?
Назовите командующего этой армии.
Каких ветеранов войны, проживавших в нашем посёлке, вы знаете?
Кто из жителей нашего посёлка помогал защитникам Сталинграда в тылу, на трудовом фронте?
(вопросы викторины можно дополнить)
Приложение 2.
Ветераны войны. Участники Сталинградской битвы.
Еремеев Александр Илларионович.
Еремеев Александр Илларионович - гвардии красноармеец.
Родился 22 июля 1912 года в Сталинградской области в Николаевском районе в крестьянской семье, где воспитывалось двое детей. С раннего детства начал работать в колхозе. Женился до войны, родилось четверо детей.
Началась война. Еремеев Александр Илларионович ушёл на фронт с началом войны, в июле 1941г. Был сапёром, дошёл до Берлина. Прокладывал пути для наших войск через минные поля. Прошёл через всю войну. Не раз смерть ходила рядом, но ему удалось дойти до Победы.
Участник Сталинградской битвы. В 1943 г награждён медалью « За оборону Сталинграда». Имеет и другие награды. Освобождал и нашу страну и страны Европы.
После войны вернулся в Сталинград, здесь работал, развозил на лошади продукты питания по магазинам.
В 1955 году Еремеев Александр Илларионович с семьёй переехали в
Иловлинский район в совхоз «Пролетарский»,т.к. в городе было трудно прокормиться. Продолжил работать в колхозе. Затем снова с семьёй переехал в совхоз «Горная Поляна». А в 1958 году они приехали в п. Каменный к родственникам, да так и остались здесь жить. В 1972 году Еремеев А.И., ушёл на пенсию.
Мамонов Николай Иванович.
Николай Иванович Мамонов родился в хуторе Краснопольском Нехаевского района Волгоградской области. В семье росло семеро братьев, Николай Иванович был младшим сыном. Рано начал свою трудовую деятельность, так как надо было помогать семье. В 1938 году женился. Зарабатывал в хуторе мало, поэтому, когда приехали вербовать на заработки, охотно согласился и с женой переехал жить в Грузию.В 1941 году Николай Иванович жил в Махараузи, что недалеко от города Батуми.
В 1942 году был отправлен на фронт. Часть, в которой служил Николай Иванович была сформирована в Гурджане. Николай Иванович попал в 65- мостостроительный полк. После этого часть перебросили под Москву.
Полк осенью перебросили на Сталинградский фронт, на левый берег реки Волги. Мосты все были разгромлены. Нужно было восстановить переправу, но построить ее до конца не удавалось. Постоянные бомбежки её уничтожали. В городе на Волге Николай Иванович получил свою первую медаль «За оборону Сталинграда»
Ветеран имеет и другие награды: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны второй степени, Медаль за победу над Германией и Медаль за боевые заслуги, а также юбилейные медали.
Фещенко Татьяна Александровна.
Родилась в селе Носовка, Мачешанского района (сейчас Киквидзенский) Сталинградской области. Воспитывалась в детском доме, училась, окончила 7 классов. Вышла из детского дома в 1939 году. Училась в Сталинграде на техника радиосвязи. Занималась спортом и стрельбой. Была отличным Ворошиловским стрелком. В конце учёбы была направлена на практику в радиоузел города Серафимович, где и застала война.
Осенью 1942 года добровольно ушла на фронт. Была зачислена в батальон противовоздушной обороны, в часть ВНОС (Воздушное Наблюдение и Оповещение Связи). Начинала служить в Капустином Яре Сталинградской области, затем советские войска наступали на запад и батальон перевели в город Красноармейск Донбасской области, затем Кривой Рог, Яссы, Плоэшти, Будапешт.
В боях показала себя смелым солдатом, имеет награды – Орден войны 2 степени, медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За победу над Германией».
Вместе с фронтом прошла Украину, Венгрию, Румынию. В Венгрии была ранена, попала в госпиталь. После лечения осталась работать в госпитале санитаркой. Тут и познакомилась со своим будущим супругом – Фещенко Иваном Трофимович.
9 мая 1945 года в военной комендатуре они поженились.
Из воспоминаний ветерана: «От Сталинграда батальон перебросили на Украину, там мы увидели следы жестокости фашистских оккупантов. В Шахтах Донбасской области мы обнаружили очень много изуродованных трупов местных жителей »
Приложение 3.
Дети войны.
Белейчева Алевтина Николаевна.
Русская кукла по имени Гитлер. Маленькая сталинградка Аля назвала свою куклу именно так потому, что из разговоров взрослых поняла: этот человек самый страшный враг её родного города и всех советских людей. Он посылает самолёты из далёкой Германии бомбить красивые улицы и дома Сталинграда. Крохотной ручонкой она изо всех сил лупила куклу, приговаривая «Проклятый Гитлер, получай!». Так начиналось детство нашей односельчанки Алевтины Николаевны Белейчивой. Когда началась великая битва на Волге, она была совсем ещё крохой. Она помнит те далёкие и страшные события только по рассказам родителей. Вспоминает Алевтина Николаевна: «Однажды бомба упала прямо в нашем дворе, погибло много людей. Мама была так взволнована, что не могла больше ходить на работу и оставлять нас одних. Она наспех собрала самые необходимые вещи, что можно было унести в руках, и мы отправились к горящей Волге, чтобы переправиться на другой безопасный берег. У реки собралось много народу, таких как мы, беженцев, все хотели как можно скорее вырваться из пламени смерти». У переправы выстроилась очередь из кричащих женщин, плачущих от страха детей, немощных стариков. Очередь за жизнью на другом берегу. Надо только преодолеть всего несколько сотен метров воды и шквального огня над своими головами. Немецкие летчики держали их под прицелами и днем, и ночью. До заветного берега добирались не все. Когда подошла очередь переправляться семье Алевтины Николаевны, их не пустили военные, баркас был уже переполнен прорвавшимися без очереди людьми. Они не добрались до берега... Баркас, полный женщин и детей, попал под вражеский огонь. На глазах Али оборвались детские жизни сталинградцев.
Кудрявцев Виктор Михайлович. Когда началась война, ему было 10 лет.
«О каком детстве можно говорить? – говорит Виктор Михайлович, - его и вспоминать не хочется. Все время хотелось есть. Вот что попало и ели: желуди, колючки, подсолнечный жмых, - лишь бы в животе не урчало. С 12 лет пас овец, на быках ездили в Елань на нефтебазу за горючим. Осенью 1942 года фронт совсем близко подошел к району. Началось самое страшное: немецкие бомбардировщики кружили над нашими полями и днем, и ночью. Они летали, бомбили город Михайловку, что неподалеку от нашего совхоза «Большевик». Чтобы не привлекать к себе внимание врагов женщины, пахали на быках, ночью, а я вместе с другими мальчишками освещал для них борозды керосиновым фонарем. И так до утра. А днем эти же женщины вместе с детьми рыли окопы, строили блиндажи в заснеженной степи, в замерзшей земле, а я на лошади развозил им обед».
Владимир Николаевич Мамонтов.
С шестого класса Владимир Николаевич уже работал в совхозе. После уроков, на каникулах возил зерно в уборочную с полей на ток, а в посевную - с тока на поле. Возил на повозке, запряжённой быками или верблюдами. Так двенадцати лет от роду Владимир Николаевич уже работник, к тому же прилежный ученик в школе, активист. Сначала закончил семилетку, после чего учился в ФЗО на строителя в Бекетовке. Потом восстанавливал разрушенный Сталинград. Работал арматурщиком - бетонщиком на шлакобетонном заводе, где делал плиты для перекрытия потолков.
Антонина Андреевна Сигаева. Она родилась в далеком 1923-м году в Михайловском районе. «Когда началась война, я уже закончила семилетку, мне было восемнадцать лет,- вспоминает Антонина Андреевна. Мужских рук не хватало, поэтому взрослых девушек призвали учиться на трактористок. «Наш хутор не бомбили, но гул немецких самолетов, бомбивших Панфилово, что в сорока километрах от нас, слышался ясно и наводил ужас. Всю осень до глубокой зимы мы вручную копали окопы, противотанковые рвы», – рассказывает Антонина Андреевна. Дни и ночи проходили в большом напряжении. Сводки с фронта весь хутор ждал со страхом и надеждой, что, наконец – то враг будет остановлен под Сталинградом. И это великое чудо произошло. Звуки войны удалялись от Гришина все дальше и дальше. Однако впереди было ещё немало испытаний, лишений.
Шацкая Таисия Ивановна.
В 1939 году, окончив восемь классов, Таисия Ивановна поступила в педагогический Дубовский техникум. В июне 1941 года Тая закончила второй курс и была назначена вожатой в пионерский лагерь, но началась война. Педтехникум был закрыт, там разместили военный госпиталь. С лета 1942 года по сентябрь 1943 года девушка работала в Малой Ивановке, в колхозе « Пламя» секретарем сельского совета, а затем – счетоводом. Шла война. Вместе с комсомольцами-односельчанами помогала солдатам военной части, расположенной в Малой Ивановке, проверять документы у жителей поселка и переселенцев из других мест, дежурила ночью в сельском совете у телефона.
Таисия Ивановна за свой труд в годы войны награждена медалью
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», награждена юбилейными медалями. Она - «Отличник народного просвещения». В1981году ей вручили медаль « Ветеран труда».В 2014 году Таисии Ивановне исполнилось 90 лет.
Приложение 4.
Количество «кирпичиков» зависит от количества участников мероприятия. Оформление на усмотрение организатора мероприятия.