Вступительное слово |
Слайд 1 Ученик 1: Мамаев курган (Н. Белянский) Здесь всех цветов не посчитать Здесь тополей столпотворенье, Здесь павшего солдата мать Взяла, горюя, на колени… От взрывов шар земной дрожал, И после битвы этой адской Остались многие лежать В земле горящей Сталинградской. Смерть призирая, шли на риск, Но в те суровые минуты Встал не над каждым обелиск И отданы не всем салюты. Иду прибрежной стороной, Там, где река гудит прибоем, Своею каждою волной Отдать стремится честь героям. И, молодея, город весь Всегда в рабочем напряженье, Ему во век стоять и цвесть… Быть вашей жизни продолженьем. |
Слайд 2 Учитель: Победа в Сталинградской битве и в Великой Отечественной войне состоялась не только благодаря фронту, но и мужеству, героизму и самоотверженному труду людей в тылу. Свой вклад в разгром врага внесли и наши земляки-труженики тыла, жители Николаевского района, ваши прадедушки и прабабушки. |
Информационный блок: |
Слайд 3,4,5 Учитель: Учащимся 7а класса заинтересовались, как наш Николаевский район помогал фронту. Поисковая группа класса отправилась на экскурсию в Николаевский краеведческий музей, где ребята открыли много нового и интересного для себя. |
Слайд 6 Ученик 2: Наши люди в тылу не только самоотверженно трудились, но и оказывали материальную помощь фронту путем сбора одежды, обуви и денежных средств. В работе по сбору вещей для фронтовиков и денежных средств на строительство танков и самолетов организаторами выступали райком партии, партийные организации колхозов, совхозов, предприятий, коммунисты. За время войны в фонд обороны поступило всего от района больше 15 миллионов рублей. Каждый человек считал своим священным долгом оказать материальную помощь фронту. Пожилые женщины вязали шерстяные носки и варежки для фронтовиков. Учащиеся собирали для бойцов туалетное мыло, конверты, открытки. Население сдавало валенки, фуфайки, шапки, шубы и овчины. За годы войны население района собрало и отправило на фронт 20 тысяч пар валенок, 15 тысяч теплых фуфаек, много шапок, белья, варежек и других вещей. Колхозы и совхозы района бесперебойно снабжали армию хлебом, мясом и жирами. |
Слайд 7,8 Ученик 3: В тяжелой боевой обстановке, сложившейся в городе Сталинграде, необходимо было удовлетворять нужды фронта и населения города в продовольствии. В сентябре 1942 года бюро обкома партии и исполком облсовета депутатов трудящихся вынесли постановление «Об обеспечении мукой и крупой населения г. Сталинграда и воинский частей». Управляющему трестом «Главмука» предложено было довести производительность Николаевской мельницы до 90 тонн в сутки. А секретарю Николаевского райкома партии Т.В. Ушакову обеспечить ежесуточный подвоз зерна из колхозов на эту мельницу не менее 100 тонн и с 10 сентября отгружать любыми средствами городу Сталинграду для снабжения воинский частей и населения ежесуточную выработку муки. |
Слайд 9 Ученик 4: С начала войны в Николаевском районе сложилась серьезная обстановка. Мужчины ушли на фронт. В колхозах, совхозах, на предприятиях – всюду не хватало рабочих рук. Нужно было в срочном порядке перераспределить и как-то по-другому расставить людей на производстве. Найти замену тем, кто с оружием в руках ушел защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Трудности были огромные. В колхозах и совхозах остались в основном женщины, старики да дети. Райкому и партийным организациям пришлось провести большую работу по подбору, расстановке, воспитанию и обучению кадров. Всюду наблюдалось неимоверное трудовое напряжение. Люди работали за двоих, троих, и даже за пятерых, ушедших на фронт. В колхозах и совхозах все люди были на учете, и все трудились. В бригадах был организован уход за малыми детьми. Это позволило матерям работать на полях и фермах. Всюду люди работали самоотверженно, работали полуголодные, утомившиеся без сна – все эти трудности перенесли, их сильный дух ничто не могло сломить, потому что люди верили в правоту своего дела, знали, что борются против фашизма, несущего смерть и уничтожение. |
Учитель: Недавно в школе был проведен конкурс сочинений «Вклад моей семьи в Победу». Послушайте отрывки из сочинений учениц 8б класса. (Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений. Приложение 3.) |
Слайд 10 Ученик 5 Веди, Родимцев! (Яков Шведов, поэт, фронтовик) У гвардейцев законом – Быть в бою непреклонным, Бить всегда оккупантов – врагов. И фашисты вояки Не забудут атаки Наших славных гвардейских полков. Мы идем – пехотинцы С нами вместе Родимцев. И не страшен нам огненный шквал. Мы бойцы – не забудем. Как у грозных орудий Вместе с нами Родимцев стоял. Сталинград, 1943 г. |
Слайд 11 Учитель: ученикам 7-А класса было дано задание изучить историю формирования легендарной 13-й Гвардейской дивизии в слободе Николаевской. Ребятам на помощь пришли работники городской библиотеки, которые предоставили всю необходимую литературу. |
Слайд 12,13,14 Ученик 6: Штаб Родимцева располагался на втором этаже здания райпотребсоюза (ныне Николаевская межрайонная типография). А жил Александр Ильич в доме Степана Александровича и Александры Петровны Можалиных. Удивительно, но этот дом, а точнее, его сруб, до сих пор стоит в Николаевске. В 2005 году на нем даже установили мемориальную табличку, напоминающуювсем жителям о герое и его дивизии. Командир и его бойцы жили в поселке два месяца, пока формировали дивизию, куда призвали 700 николаевцев. 10 сентября бойцы дивизии (10 тысяч человек) начали уходить в район средней Ахтубы в красную Слободу. Более месяца – с конца июля до начала сентября 1942 находились гвардейцы в слободе Николаевской. За это время дивизия была полностью укомплектована, обучена и готовая к отражению вражеского наступления. Вот как вспоминала наша землячка Мария Яковлевна Рабочая, медсестра, ушедшая на защиту Сталинграда с 13-й гвардейской стрелковой дивизией в ночь с 10-го на 11сентября: «В темноте, обгоняя пешие подразделения, шли автоколонны. Шли очень быстро. Чтобы не быть замеченными авиацией противника, передвигались ночью, нельзя было курить, громко говорить». Распоряжением командующего фронтом 13-я гвардейская была включена в состав войск 62-й армии. В ночь на 15 сентября необходимо было переправить дивизию на правый берег Волги. Форсированием командовал Родимцев. После переправы А.И. Родимцев стал седым! Вот так ему досталась эта переправа. Слайд 15 Ученик 7: 13-я гвардейская сразу же контратаковала противника. Затем вместе с другими частями 62-й армии отбила мамаев курган, обороняла Дом Павлова. К сожалению. Почти все наши земляки, воины 13-й гвардейской, полегли смертью храбрых. Так в августе 19-летний Юрий Осьмак писал родителям: «мама… Мы расстаемся в суровое время и задумываться о будущем нет смысла. Быть может, я буду убит, но вы никогда не верьте тому, думайте, что я вернусь, ждите меня, и я всегда буду с вами». А 14 ноября, не дожив 5 дней до контрнаступления, он погиб. Уже 2 февраля 1943 года Сталинградская битва закончилась полной победой советских войск. За ратные подвиги свыше 717 тысяч защитников были награждены орденами и медалями Советского союза. Среди них более 2 тысяч гвардейцев Родимцева. |
Приложение 2 Учитель: 6А класс работал с архивом школьного музея. Ребята с увлечением знакомились с историческими материалами, которые в разное время собирали их сверстники. И сейчас они познакомят вас с военной историей нашей школы. |
Ученик 1: Слайд 1,2 В год 70-летия Великой Победы большой интерес вызывает изучение военной истории родного края. В архиве нашей школы № 3 мы нашли много фактов, рассказывающих о жизни школы и школьников в годы Великой Отечественной войны. История нашей школы начинается с 1939года, а её первый выпуск приходится как раз на грозный 1941 год. Директором была Якушева Раиса Ивановна. Коллектив школы насчитывал 17 учителей. Слайд 3 А уже за следующие 1941 и 1942 года вместо учителей, ушедших на фронт, в школу пришли 12 новых педагогов. За первые два года войны сменилось четыре директора школы: Деригузов А.И., Ананьев Г.А., Соловьев А.А. С 8 октября 1942 года по 20 апреля 1944 года школу возглавлял Гермашев Георгий Петрович. Слайд 4 Первым военным приказом директора школы Деригузова от 22 июня 1941 года было установлено круглосуточное дежурство по школе, все учителя были отозваны из отпуска, время работы было установлено с 8.00 утра до 17.00 вечера. В летнее время учителя и учащиеся работали на плантациях колхозов «Рулевой» и «Фрунзе» по уходу за овощами и их сбору. Учащимся седьмых классов вменялось изучение комбайна и агротехники, это делалось для того, чтобы подростки смогли заменить мужчин, ушедших на фронт. Все учащиеся с первого по седьмые классы изучали ПBXO, готовились и сдавали нормы на значок ГТО. |
Слайд 5 Ученик 2: Как вспоминает учитель физкультуры Соловьев Николай Иванович: «Трудными были военные годы: школа занималась в две смены, самим учащимся приходилось заготавливать топливо для школы, рубили хворост своими силами, но школа не закрывалась ни на один день». В годы войны в Николаевке было четыре госпиталя, которые размещались в двух школах, в Доме культуры, в здании детдома. Школьники шефствовали над госпиталями: ухаживали за ранеными, писали письма, топили печи. |
Слайд 6,7 Ученик 3: … из воспоминания медсестры Петровой Анны Васильевны « Наш госпиталь находился и в Рудне, и в Камышине, и Николаевке, - рассказывает Анна Васильева. –Медсестрами у нас были 14-19-летние девчонки. Старшей сестре было 22 года, а мы называли её тетей Машей. Она не обижалась и по-матерински заботилась о нас. Работать приходилось много. Не знаю, как мы выдержали. Иногда сутками не было замены, без конца поступают раненые, и ты работаешь, работаешь, пока не потемнеет в глазах. И уже ноги не держат, а всё перевязываешь, перетаскиваешь… Мы, медсестры, не только перевязывали раненых. Варили пищу, стирали бельё, мыли больных. Но как бы усталость не одолевала, сменившись и услышав звуки гармошки, бежали к гармонисту и пели. Напоёшься вдоволь и легче становится. До решающей битвы на Волге у нас было плохо с одеждой, продовольствием, свирепствовала цинга. Варили лебеду, крапиву, от цинги спасались хвоей…» |
Слайд 8 Ученик 4: Школа оказывала большую помощь фронту: учителя и учащиеся собирали теплые вещи для отправки на фронт, дежурили в госпитале, ухаживали за ранеными, выступали с концертами, работали на уборке урожая, заготовке кормов для скота, собирали деньги в фонд обороны страны. …из школьного архива: Учащимися района было собрано 980 пар теплых носков, 500 варежек, 307 кисетов. В том числе под руководством старшей пионервожатой школы №3 было собрано 202 пары носков, 58 варежек, пионерами пошито 307 кисетов. Ученик 5: Стране был нужен металл. Призыв: «Стали! Побольше стали! Меди, железа вдвойне!» откликнулся в сердцах пионеров. Учащиеся средней школы №1 собрали 2315 кг металлолома – это значит было изготовлено 46 пулеметов или 529 винтовок. В грозные, суровые годы войны советские учителя выступили с инициативой «Построим танковую колонну» Народный учитель!». Горячий отклик получил этот призыв в нашем районе. На постройку танковой колонны поступили взносы учителей средней школы №1 и семилетней школы №3. |
Слайд 9 Ученик 6: Помощь фронту оказывалась весь период войны и была высоко оценена Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным, приславшем школе телеграмму. Николаевский, Сталинградской области Директору школы № 3 тов. Гермашеву Секретарю комитета ВЛКСМ тов. Дударевой Председателю учкома тов. Сивко Прошу передать учителям и учащимся школы, собравшим 28 тысяч 350 рублей деньгами и 425 тыс. 780 руб. облигациями государственных займов в фонд обороны Союза ССР, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. 31 мая 1944г. Москва, Кремль И. Сталин Такие телеграммы получили и другие школы города. |
Слайд 10 Ученик 7: Учителя военного времени прекрасно понимали, что и в тылу можно ковать победу: они воспитывали мальчишек и девчонок быть настоящими патриотами Родины, закаляться умственно и физически, чтобы в дальнейшем принести пользу стране, они по-отечески заботились об учениках. Под руководством учителей на фронт шли письма, в которых дети писали отцам, чтобы те ещё яростнее и беспощаднее били ненавистного врага. Ученики военных лет равнялись на своих отцов и братьев-фронтовиков. Большой наградой для них было письмо из школы на фронт. Вот один из приказов по школе - приказ № 109 от 31 декабря 1943 года за подписью директора Гермашева: Приказываю: §1Ученикам седьмого класса, председателю учкома Пете Сивко и Табаковой Вале члену учкома и члену комитета ВЛКСМ, за общественную работу в госпитале, сочетаемую с отличной успеваемостью, вынести благодарность. §2Классному руководителю тов. Дударевой ЛН. сообщить об этом матерям Сивко и Табаковой и телеграммой отцам на фронт. Этот приказ ярко демонстрирует как дети, повзрослевшие в годы войны, считали своим долгом помогать старшим, ухаживая за ранеными в госпитале, работая в поле. |
Слайд 11,12 Ученик 8: Не только ученики, но и учителя трудились добросовестно. Приказом за № 8 от 5 июня 1944г., подводя итоги третьего военного учебного года, директор Гермашев Г.П. объявил благодарность с занесением в личное дело 8 учителям. Благодарность они получили за хорошую учебно-воспитательную и общественную работу. Так честно трудились в военное время все учителя школы. Мужчины-учителя подавали рапорта с просьбой отправки на фронт. Из стен нашей школы ушли на фронт пять мужчин-учителей. Ананьев Григорий Акимович - завуч, учитель истории; Анохин Сергей Дмитриевич - учитель физкультуры; Волков Евгений Федорович - учитель русского языка, литературы; Белянин Николай Александрович - учитель черчения, математики. А сам директор Деригузов погиб смертью храбрых. В нашей школьной летописи хранятся странички, посвященные этим учителям. А Ананьев Григорий Акимович после войны с весны 1946 года был директором этой же школы, откуда он ушел на фронт. |
Слайд 13 Ученик 9: В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Мы обязательно должны знать о том, что пережили наши прадеды в те суровые годы и какой ценой досталась нашему народу победа в той страшной войне. Много лет в нашей школе активно ведется поисковая работа «Ветеран живет рядом». Следопыты пионерских отрядов собирали информацию о жизни, трудовых и фронтовых подвигах ветеранов и очевидцев Великой Отечественной войны, их вкладе в развитие района, города. |
Слайд 14 Ученик 10: … из материалов поиска «Ветеран живет рядом» отряд «Тимуровец» 6А класс1980г. Сагурина Евдокия Петровна В 1941 году началась война. Почти все мужчины ушли на фронт. В селе Политотдельском, где жила тогда Евдокия Петровна остались только женщины, подростки, дети. Надо было убирать урожай. Работали от зари до зари, забывая об отдыхе. В последующие годы войны не хватало продуктов, слабым стал скот, но фронту нужен был хлеб. Из последних сил мы старались впрягались в упряжку вместе с быками, чтобы посеять и вырастить хлеб. Вечерами вязали носки, варежки и в посылках отправляли на фронт. Помогали фронту и деньгами. Из своих заработков отчисляли деньги на строительство танков, самолётов, чтобы приблизить победу над фашизмом. |
Слайд 14 Ученик 11: Записала Ярда Ира 5б класс ноябрь 1982г. В 1942 году моей бабушке Гуленко Анне Федоровне было 15 лет, жила она тогда в колхозе «Тракторист», который сейчас называется колхоз им. Ленина. В семье у них было семеро детей. Двое старших братьев ушли на фронт, в доме остались: бабушкина мама и трое детей, бабушка из них самая старшая. Во всём колхозе остались маленькие дети, да старки, вот и работали в колхозе. А пшеница уродилась в то время такая высокая и густая, что зайдешь в поле и не видно тебя, вот и носили эту пшеницу на верблюдах, так как трактористов не было, да и некому на них было ездить и косить. Работали в поле от зари до поздней ночи. А зимними вечерами вязали носки, шили рукавицы, которые затем отправляли на фронт. Враг подходил к Сталинграду. Надо было преградить дорогу фрицам и нас мобилизовали на рытье окопов. |
Групповая работа со школьным архивом Слайд 15 Ученик 12: Перелистывая архивные документы и летописи школы мы нашли много фактов, которые помогают нам, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, ещё лучше узнать историю нашей школы и нашего района в тяжелое военное время. И мы гордимся, что наши земляки не остались в стороне от помощи фронту. Учитель: А сейчас мы предлагаем поработать в группах в течении 3-5 минут со школьным архивом и материалами поисковых отрядов. Выбрать из них на ваш взгляд наиболее интересные факты и познакомить с ними всех. (Работа в группах. Дети выбирают и зачитывают выбранный материал.) |
Заключительное слово Учитель: В нашей школе была традиция создавать альманах «Опаленные войной» к юбилеям Победы. Мы предлагаем каждому из вас принять участие в создании нового выпуска. Расскажите об участии членов вашей семьи в ВОВ. А также мы предлагаем вам принять участие в акции «Батальон бессмертия», который проводит городская библиотека. |
Подведение итогов (рефлексия) Учитель: - Какие факты вызвали у вас удивление, восхищение? (Дети высказываются.) |