Творческий отчет "Развитие гармоничной, творческой личности учащихся"
Творческий отчет "Развитие гармоничной, творческой личности учащихся"
Я, Губайдулина Клара Ахнаповна работаю старшей вожатой в Ленинской средней школе, 1968 года рождения. Трудовой педагогический стаж составляет 18 лет. Стаж работы по занимаемой должности 10 лет. Образование: высшее, окончила Северо-Казахстанский Университет имени М. Козыбаева в 2005 году. По специальности учитель начальных классов. Цель моей педагогической деятельности исходит от специфики моей должности. Развитие гармонической, творческой личности учащихся.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности детей выдающиеся педагоги. В настоящее время перед нашим обществом стоит цель - воспитание гармоничной личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Школа – это мир юности, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
В качестве составных частей всестороннего и гармоничного развития личности выступают: умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность.
Гармоническое развитие всех этих сторон - важное условие подлинного расцвета личности.
Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. В своей работе особое внимание уделяю сплочению детского коллектива, созданию благоприятного психологического среди учащихся. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Надо развивать самостоятельность и инициативу каждого ребенка. На любых мероприятиях, все дети должны быть полноправными хозяевами, а не скучающими гостями, педагогу надо относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей. Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. В своей работе с детьми я стараюсь придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.
…В детском коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.
В своей работе применяю такие формы: круглый стол, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, и т. д.
Большое значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. В игре воспитываются волевые качества.
Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения – вот основные задачи, которые реализуются в игре.
Сложные и многообразные задачи всестороннего воспитания гармоничной личности можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.
Во внеклассных мероприятиях стараюсь вовлекать учащихся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д…
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач стоящих передо мною. Только самостоятельное творчество детей разбудит их дремлющие способности. Много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребёнке.
Стараюсь создавать атмосферу доверия, доброжелательности – беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на часах общения тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения. Желание выразить свои чувства и мысли не может появиться у ребят, если нет интереса к данной теме.
Главное – будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению творческих способностей.
Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться.
У ребят я стараюсь развивать самые разные интересы. Для этого ставлю доступные, увлекательные задачи, уделяю большое внимание проблемам развития (физического, психического, умственного) и воспитания (художественно – эстетического, нравственного, патриотического, трудового), веду наблюдение за интересами каждого ребенка.
Педагог должен быть творческим лидером. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперёд. И если он испытывает восхищение перед миром, работать над собой, то это движение будет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет "Развитие гармоничной, творческой личности учащихся" »
Творческий отчёт
тема:
«Развитие творческих способностей учащихся через всестороннее и гармоничное воспитание личности».
I. Введение.
II. От задатков к способностям.
III. Творческое начало.
IV. Всестороннее и гармоническое развитие личности.
V. Детский коллектив.
VI. Классификация форм воспитательной работы.
VII. Задачи всестороннего воспитания личности.
VIII. Идеи Н.И. Пирогова пересекаются с реализуемой в Российской Федерации инициативой «Наша новая школа»?
IX. Педагоги-новаторы нашей школы.
X. Воспитание творческой личности.
XI. Развитие творческих способностей учащихся.
XII. Творчество педагога и учащегося (из опыта работы).
XIII.Анализируя свою работу …
XIV. Заключение.
XV. Литература.
XVI.Приложения:
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель - воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.
Требования гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребёнка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.
Школа – это мир юности, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Критический период детства наступает в школьные годы. Именно, в это время как никогда ребёнку нужна помощь педагога.
Для решения данной цели надо создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
Психолог С.Л. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей – по «спирали»: от задатков к способностям – в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала делает человека творческой личностью.
Иногда, способности считают врождёнными, «данными от природы». Однако врождёнными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью.
В педагогике сложилась определенная структура классификации способностей. В пособии «Социально-воспитательные технологии» (авт. Г. К. Селевко, А. Г. Селевко) предлагается следующая их классификация:
По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические.
По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. д.).
Воспитание в человеке творческого начала связано с эстетическим воспитанием. Человек-творец отличается от человека-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему “по инструкции” положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - “отсюда и досюда”. К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что, по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем разделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.
Приходится иногда слышать странное мнение, будто существуют профессии “творческие” и профессии “нетворческие”. Огромное заблуждение! Нет такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников коррекционных общеобразовательных школ надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Во всестороннем и гармоничном развитии и формировании личности большое значение имеет, физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, может мешать ему в его личностном развитии.
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Умственное воспитание связывают с овладением знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Но не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента:
- первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы - выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.
- второй компонент относится к коллективному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.
Таким образом, в качестве составных частей всестороннего и гармоничного развития личности выступают: умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность.
Гармоническое развитие всех этих сторон - важное условие подлинного расцвета личности.Основной задачей нашей школы является воспитание и развитие физически здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению.
Уже в XIX веке Н.И.Пирогов считал, что учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы, что надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы… Только так можно укрепить талант. Это так актуально в наше время. Именно поэтому Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа». Нашей стране сейчас как никогда необходимо образованное общество самостоятельное, способное творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Идеи Н.И. Пирогова словно бы нашли своё воплощение в инициативе «Наша новая школа», развивающей систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слёты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одарённость. В ближайшие годы в России будет выстроена разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Особое внимание к талантливым детям необходимо. Ведь так легко упустить тот момент развития, когда ещё можно помочь ребёнку осознать его одарённость и направить на путь истинный. Важно не только внимание к талантам. Но и поиск одарённых детей. Наконец-то наступило время, когда правительству стало понятно, что это единственный путь, который позволит России стать конкурентоспособным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
«Всякая школа славна не числом, а славой своих учеников». Наконец, после долгих лет наше государство взглянуло на своих детей не как на массу, а как на индивидуумов, способных поднять уровень страны выше европейских стандартов.
Свобода выбора видов деятельности - важнейшее условие развития творческого потенциала. Я имею в виду именно творческие занятия, т. е. виды деятельности, которые учащийся выбирает сам с ростом его творческой активности. Творческая личность - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных, нравственно-волевых качеств.
Очень важно при организации работы исследовать, какие способности являются ключевыми. Это помогает найти наиболее действенные методы их развития.
Чтобы воспитательная работа стимулировала развитие личности, творческие способности учащихся, её необходимо организовать таким образом, чтобы активизировать самостоятельность их мышления, нацеливать на процессы cамоопределения, самосовершенствования, саморазвития.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности, а только их сочетание. Если человек развивается только в одном направлении с раннего детства, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым…
Организуя работу по развитию творческого потенциала, следует помнить, что воспитание - это, прежде всего, создание условий для развития личности. Любой учащийся имеет право пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.
Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Проводя опрос учащихся: “Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, изобретать, выдумывать что-то новое?” Оказалось, что большинство учащихся, утверждали, что ничего из перечисленного они не пытались делать. “Не пытался, потому что все равно ничего не получится”; “Не нравится, поэтому и не пытался”. Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагога!
Я уверенна что, особенно, такие школы как наша (я работаю в Каширской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида - воспитателем) должны рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Не талантливых людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности учащегося.
Детский коллектив - коллектив, нацеленный на творчество. В своей работе особое внимание уделяю сплочению детского коллектива, созданию благоприятного психологического климата в нашей группе. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Надо развивать самостоятельность и инициативу каждого ребенка. Чтобы на любых мероприятиях, все дети были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями, педагогу надо относиться к ребятам как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Нужно уметь находить в каждом ребенке что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей. Вырабатывать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. В своей работе с детьми я стараюсь придерживаться принципа: все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно.
В детском коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.
В педагогике нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы. Организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, смотр знаний, конкурс изобретателей и фантазеров, и т. д.
При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, практические занятия, заочные путешествия, акции милосердия, и т. д.
Деятельности, связанной с профориентацией школьников, более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий, беседы: “В мире профессий”, “Как выбирать профессию?”, экскурсии на производство, игра-конкурс “Чья профессия лучше?” и т. д.
При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, “Час поэзии”, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, и т. д.
При организации физического воспитания широко применяются игры типа “Веселые старты”, малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье и физической культуре и т. д.
Большое значение имеет такая форма воспитания, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, утверждается и крепнет сознательная дисциплина. В игре воспитываются волевые качества.
Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения– вот основные задачи, которые реализуются в игре.
Сложные и многообразные задачи всестороннего воспитания личности можно решать только путем комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержанию эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс.
Для того чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Часы, свободные от учебных занятий, должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого учащегося, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый учащийся выбирает то, что ему нравится, и что он умеет.
Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста. Доставляя радость и удовольствие, обеспечивают гармоничное развитие личности.
Праздник для ребенка – это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник – это поэтапное творчество, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения, анализ коллективного творческого дела, когда каждый имеет свою маленькую ответственность, может внести свою личную лепту.
В Каширской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида я работаю с 2008 года. Здесь работают внимательные и увлечённые энтузиасты, помогающие детям постигать новые знания и жизненную мудрость. Они посвятили всю жизнь благородному, нужному и ответственному труду – воспитанию и образованию. В нашей школе трудятся самые лучшие, преданные делу просвещения люди. Сегодня наши педагоги находятся в центре общественной жизни, осваивают новые программы обучения, современные методы работы. Своим талантом и мастерством они зажигают сердца учеников и воспитанников.
Мудрые наставники, терпеливые педагоги, самоотверженные воспитатели человеческих душ. Они посвятили себя воспитанию образованного, культурного человека с широким кругозором, активной гражданской позицией, умеющего принимать самостоятельные решения.
В нашей школе живут и учатся дети из неблагополучных семей, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и поэтому моя задача создать у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости детства. Большое внимание уделяю вопросам формирования активной гражданской позиции, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Иногда от нерадивых родителей можно услышать такие слова: “Зачем он тратит время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! За что бы ни взялся - чепуха какая-то получается!..” Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня сочиняет стихи, в которых корявые рифмы; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…. Нельзя смеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом. Но возможно, станет отличным рабочим, и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач стоящих передо мною. Только самостоятельное творчество детей разбудит их дремлющие способности. Много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребёнке.
Стараюсь создавать атмосферу доверия, доброжелательности – беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на клубных часах тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения. Желание выразить свои чувства и мысли не может появиться у ребят, если нет интереса к данной теме.
Для себя я нашла ответы на вопросы: «Как лишить скуки учащихся? Как заразить их собственным творчеством?». Всё дело в атмосфере, в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце дня, недели или учебного года. Главное – будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению творческих способностей.
Вызываемая педагогом активность детей может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства. Активность эта, конечно, не исчерпывается количеством, быстротой и даже содержательностью ответов на поставленный вопрос. Все формы мероприятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то своё, новое, лучшее.
Общение – одно из центральных понятий. Это, прежде всего взаимодействие педагога и учащегося, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение можно определить как совместную творческую деятельность учащихся и педагога, направленную на раскрытие жизненного содержания, опыта нравственных отношений.
Некоторых учащихся бывает трудно привлечь к общему разговору на клубном часе. Самолюбие, болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказываться. Необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка.
Важно не только содержание, но и интонация речи учащегося. Речевая интонация, тесно связанна с проявлением психической жизни ребёнка, она даёт возможность услышать много интересного. В эмоциональной окрашенности речи – восхищении, радости, равнодушии, раздражённости выражается отношение ребёнка к окружающему миру. Наблюдение за развитием интонационной речи ребёнка является обширнейшим источником познания творческой деятельности детей.
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда педагог призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.
Развитию познавательного интереса способствует такая организация воспитания, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного и творческого характера. Это позволяет украсить жизнь ребёнка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. Результатом творческой работы служат участие детей в выставках, не только школьных и районных, но и областных.
Моя задача – развивать у ребят творческие способности, высокий художественный вкус, правильное представление о прекрасном, воспитывать всесторонне и гармонически развитую личность, расширять их знания.
Педагог должен быть творческим лидером. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперёд. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет.
Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание быть значимыми и полезными. Работая с учениками нашей школы, я убедилась, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья есть ученики, имеющие определённые способности.
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями развития подтвердил идею Л.С. Выготского о том, что раннее включение ребенка в процесс коррекционно – воспитательной работы способствует раскрытию его потенциальных возможностей и обеспечивает создание необходимых предпосылок для перехода на следующую стадию психического развития.
В нашей школе созданы все условия, способствующие раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка: небольшая наполняемость классов; содержание воспитания, способствующее разностороннему воздействию на детей и включение их в разнообразные виды деятельности; многообразие форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные); участие в работе ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского персонала, учителя – дефектолога, учителя лечебной физической культуры, ритмики, музыки, и т. д.
Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться.
У своих детей я стараюсь развивать самые разные интересы. Для этого ставлю доступные, увлекательные задачи, уделяю большое внимание проблемам развития (физического, психического, умственного) и воспитания (художественно – эстетического, нравственного, патриотического, трудового), веду наблюдение за интересами каждого ребенка.
Анализируя свою работу, могу сказать, что все дети многому научились, стали самостоятельнее, проявляют трудовое упорство в преодолении трудностей, на занятиях кружка «Фитодизайн» аккуратнее выполняют творческие работы любой сложности, у детей заметно формируется эстетический вкус. Ребята научились самостоятельно выполнять сложную и кропотливую работу. У детей появилась усидчивость.
В своей работе я много времени уделяю развитию творческих способностей ребят, что способствует лучшему эстетическому восприятию ими окружающего мира. На занятиях по изготовлению творческих работ, совершенствуются трудовые умения и навыки воспитанников, дети учатся творчески подходить к любому виду труда. У ребят сформировалось положительно-эмоциональное отношение к любой трудовой деятельности.
Одобрение, похвала, советы как выполнить то, или иное задание, - всё это создаёт у ребят уверенность в себе, положительное отношение к работе. Занятия факультатива «Обслуживающий труд» благотворно влияют на физическое развитие учащихся, помогают ребятам в развитии умственных способностей, сообразительности, творческой смекалки.
На протяжении всего учебного года привлекаю детей к самооценке, критике, самокритике, что формирует представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости.
Закрепление у ребят бытовых навыков, помогает формированию высокого уровня социализации. На своих занятиях, стараюсь довести до сознания выпускников нормы поведения в общественных местах, а так же формирую у подростков критерии благополучия, умение рационально расходовать деньги.
Наши занятия не обошлись без обсуждения моды – вчерашней, сегодняшней, будущей. Стараюсь умело и целенаправленно воспитывать у ребят умение красиво и со вкусом одеваться, не следуя слепо моде.
Для более глубокого усвоения учащимися материала, шире использую межпредметные связи. Главным образом, это опора на уже имеющиеся знания по основным предметам. Например, литература помогает на занятиях разнообразить формы работы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяет кругозор детей, учит сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать в обсуждении темы.
Примеры из литературы не носят морализаторский характер, а наоборот, включают детей в живое, непосредственное участие при ознакомлении с основным материалом. Под литературой, я имею в виду - художественные произведения, поэзию, пословицы и поговорки. А так же сказки, летописи, легенды и крылатые слова. Мои занятия рассчитаны не на прямое морализаторское воздействие, а живое включение детей в мир этических отношений. Связь с литературой делает детей духовно богаче, воспитывает в лучших традициях, учит видеть мир во всей его совокупности. Чтобы занятия проходили в увлекательной форме и были эмоциональными, использую загадки. Они активизируют внимание учащихся и пробуждают интерес к самостоятельным выводам.
Планируя свою работу, важную роль отвожу беседам о хлебе. В ходе бесед формирую у ребят убеждения, что это один из самых удивительных продуктов природы человеческого труда. Несмотря на то, что у нас сейчас избыток хлебобулочных изделий, хлеб всегда был и остаётся мерилом человеческого благосостояния.
Оценивая свою работу в целом, могу отметить, что у всех детей формируются творческие способности, большое желание трудиться, ответственное отношение за выполнение порученного задания. Дети стали добрее. У ребят формируется самостоятельность и ответственность. Развиваются трудовые умения и навыки. Расширяется кругозор. Растут познавательные интересы. Появилось стремление к созиданию. Желание поддерживать порядок вокруг себя. Дети сплотились в дружный коллектив.
Дети заинтересованно участвуют в любой творческой деятельности. На классных часах расширяю кругозор учащихся в вопросах экологической и гигиенической культуры, решаю проблемы нормированного поведения детей в школе и других общественных местах, формирую у детей желание вести здоровый образ жизни, развиваю познавательную и творческую активность.
Моя задача организовать свободное от учёбы время детей достойными занятиями, исполненными высоко духовным смыслом, создать среду для формирования в детях чувства гордости и любви к своей Родине, её традициям.
Все мероприятия, проводимые мною, направлены на создание благоприятных условий для развития творческой, высоко нравственной, всесторонне и гармонично развитой личности. Дети серьёзно отнеслись к участию в школьной выставке посвящённой 65- летию Победы. Ребята рисовали плакаты, Мокробородов Артём изготовил панораму, посвященную Дню Победы.
На прогулках организую с детьми спортивные мероприятия, в основе которых лежит идея праздника, радости, улыбки, что помогает детям быть более активными, уверенными в себе, общительными, счастливыми. Эти качества ведут детей к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно - игровых программах позволяет реализовать находчивость, помогает развивать ловкость, быстроту и пр., создаёт весёлую непринуждённую обстановку, что позволяет учащимся чувствовать себя комфортно и безопасно.
Учитывая актуальность проблемы наркомании и алкоголизма, мною реализуется профилактическая работа, целью которой является: создание условий для формирования у ребят устойчивых установок на непринятие наркотических веществ, алкоголя, никотина.
В жизни каждого человека особое место занимают памятные события, которые чаще всего возвращают нас в школьные годы. В мае 2012 года перед нами стояла задача: сделать праздник «Последнего звонка» эмоционально ярким, зрелищным, запоминающимся. С творческим огоньком проходило оформление актового зала к предстоящему празднику. Совместно с детьми изготовили газету «Школьные годы чудесные», о жизни детей 9 класса в нашей школе. Была оформлена «Доска почёта» посвящённая выпускникам 2012 года.
В целом оформление актового зала получилось трогательным и волнующим. Дети были увлечены творческим процессом. Значимость такой совместной, творческой работы является передача человеческих ценностей, которые впоследствии лягут в основу формирования личности воспитанников.
Все мероприятия, проводимые мною, наполняю запоминающимися впечатления, примерами добра, человечности, благородства, красоты, гармонии тела и духа. Организация их происходит по принципу чередования творческих поручений, обеспечивающих развитие самостоятельности, проявления творческих способностей и дарований детей, инициативы, трудолюбия, креативного мышления.
Вся работа в целом помогает ребятам расти здоровыми, жизнерадостными, способствует их умственному и физическому развитию, развивает эстетические и нравственные чувства.
Кружок по фитодизайну, факультатив «Обслуживающий труд», оснащение спален компьюторами, создание музея и др. помогает организовывать полезный и интересный досуг детей, развивает творческие способности ребят, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. При изготовлении композиций, поделок, сувениров совершенствуются трудовые умения и навыки воспитанников. На занятиях кружка ребята учатся творчески подходить к изготовлению композиций, проявлять трудовое упорство в преодолении трудностей. Ручная работа особенно полезна для детей со сложной структурой развития, т.к. она помогает развивать у ребят мелкую моторику рук, и снимает излишнее эмоциональное напряжение.
Используемый на занятиях кружка природный материал способствует сближению детей с родной природой, воспитывает бережное, заботливое отношение к ней, помогает формировать эстетическое и экологически грамотное отношение к природе, учит жить в гармонии с окружающим миром.
В процессе художественно-трудовой деятельности создаются условия для всестороннего и гармоничного развития личности, дети приобщаются к коллективному творчеству. Ребята участвуют во всех районных конкурсах проводимых МОУ дополнительного образования «Детским экологическим центром». Многие работы учащихся были отмечены грамотами, некоторые направлялись для участия в областных конкурсах и выставках. Участие в таких мероприятиях помогает детям в поисках себя, обогащает ум, наполняет душу светом и добром, укрепляет дух.
Работы детей принимают участие во всех школьных творческих выставках, детские композиции украшают третий этаж нашей школы и спальни воспитанников. Ребята с удовольствием изготавливали подарки-сувениры для поздравления ветеранов к 65-летию Победы, педагогов школы с различными праздниками.
В январе 2012 года дети изготовили открытки, посвящённые Сочинской олимпиаде 2014 года. В них ребята пожелали российским спортсменам победы, в предстоящих олимпийских играх. Я старалась внушить детям, что занятия спортом не только укрепляют их здоровье, закаливают детский организм, но и учат противостоять невежеству, формируют потребность вести здоровый образ жизни, содействуют сплочению детского коллектива. В беседах с детьми много времени уделяю привитию негативного отношения к вредным привычкам.
В феврале проходило общешкольное, спортивное мероприятие, все дети приняли в нём активное участие. Учащиеся показали себя ловкими, мужественными и выносливыми. На спортивной площадке шла упорная борьба за победу, хотя и были победители, проигравших не было. Все дети получили большое удовольствие и огромный заряд бодрости. Спорт помогает воспитывать в детях адекватную реакцию на ситуацию победы, или проигрыша. Спорт также воспитывает в детях такие нравственные качества как: доброта, человечность, порядочность, милосердие.
8 февраля 2012 года студийцами музыкально- драматического театра «Лица» г.Москвы был проведён праздник «Масленица». Ему предшествовала большая подготовительная работа. Вместе с детьми мы изготовили чучело для праздника, расчистили от снега площадку для проведения этого мероприятия, и заготовили дрова для костра. Перед праздником один из классных часов посвятили изучению народных обычаев и традиций этого праздника. На масленичном гулянии дети водили хороводы, участвовали в спортивных состязаниях, и подвижных играх. Очень понравился детям момент сожжения чучела на костре. В конце праздника скоморохи угощали детей блинами. В этот день была очень морозная погода, но праздник получился весёлый и интересный. Дети показали себя как гостеприимные хозяева, они помогали гостям ориентироваться в здании школы, и устанавливать музыкальную аппаратуру. Это мероприятие помогло познакомить детей с народными традициями, обычаями и обрядами православного праздника, развивать у учащихся познавательный интерес на традициях народной культуры.
Ко дню защитника Отечества проводимого в этом году, ребята начали готовиться заранее. Дети с увлечением занимались изготовлением сувениров для поздравления мужчин работающих в нашей школе, и для ветеранов-земляков живущих в д.Корыстово. Эта работа помогла детям более глубоко осознать величие и цену победы, способствовала духовному росту учащихся, воспитывала у ребят желание становиться лучше, формировала на положительных примерах нравственные идеалы.
Нашей группой был создан музей «Боевой славы», изготовлены стенды: «Они сражались за Родину», «Ветераны – земляки», «Жизненный путь И. С. Шитикова», «Военные реликвии». Все дети принимали активное участие. Каждый год мы с детьми создаём прекрасные интерьерные композиции для поздравления педагогов нашей школы с Женским днём 8 марта.
В спальнях ребят были установлены несколько компьютеров. При общении учащихся с компьютерами, во внеурочное время, формируется мировоззрение ребят, развивается память, мышление, внимание, воображение, происходит знакомство с современными технологиями, формирование поколения, готового жить в современном обществе. У воспитанников развивается интерес к практической деятельности, воспитывается информационная культура, формируется логическое мышление.
В соответствии с утверждённым планом 23 февраля 2010 года, на базе сельского клуба в д.Корыстово, прошло мероприятие посвящённое году Учителя и 65-летию Великой Победе. Дети приняли активное участие в праздничном концерте. Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа - воспитанники изучали жизненный путь учителей-ветеранов: семьи Агранат, Алексеева О.Ф., Дереглазовой М.А., Лебедева А.И., Лысенко Н.Д. и др., разучивали стихотворения, изготавливали сувениры для поздравлений. После выступления на празднике, дети посетили семью ветеранов Великой Отечественной войны, Агранат Абрама Хононовича и Елены Андреевны. Учащиеся выступили перед учителями-ветеранами, подарили им свои памятные подарки. По результатам мероприятия был изготовлен стенд «Учителя-ветераны», который размещён в музее «Боевой славы».
Следующее мероприятие в соответствии с планом было организованно в апреле 2012 года. Мы с детьми оформили фотовыставку «Сердце отдаём детям», На этой выставке были представлены коллажи из фотографий, которые помогли проследить педагогический путь педагогов-новаторов нашей школы.
В октябре 2012 года, согласно утверждённому плану, совместно с детьми был создан короткометражный фильм «Мы Вас очень любим …».
Целенаправленная работа по развитию у детей творческих способностей поможет воспитывать всесторонне и гармонически развитую личность.
Литература.
1. Кузнецова Л.В.
«Гармоничное развитие личности школьников». - М.: Просвещение, 1988 г.
2. Кабалевский Д.
«Воспитание ума и сердца». -М.: Просвещение, 1981 г.
3. Харламов И.Ф.
«Учебное пособие для педагогических институтов». Под ред.Бобнянского
4. Выготский Л.С.
«Собрание сочинений»: в 6 т. –М. : Просвещение, 1984 г.
5. Петровский А.В.
«Личность. Деятельность. Коллектив».-М.: Знание, 1982 г.
6. Куписевич А.Г.
«Основы общей дидактики». –М. :Просвещение, 1986 г.
7. Леви В.
«Нестандартный ребёнок». –С.Петербург, изд. «Питер»,1993 г.
8. Леви В.
«Искусство быть другим». –С.Петербург, изд. «Питер»,1995 г.
9.Фельдштейн Д.И.
«Психология воспитания подростка». –М. :Просвещение, 1978 г.
10.Фельдштейн Д.И.
«Формирование личности ребёнка в подростковом возрасте».-М.: Просвещение, 1972 г.