Условия возникновения и становление опыта ……………………………….9
Сущность опыта ………………………………………………………………10
Основные компоненты опыта ………………………………………………. 11
Новизна опыта ……………………………………………………………… ..11
Формы организации деятельности …………………………………………..12
Система деятельности …………………………………………………………12
Описание педагогического опыта …………………………………………….14
Практические результаты ………………………………………………………19
Приложение (1-2)……………………………………………………………….. 21-22
Конспект самоподготовки ………………………………………………………23
Приложение – 3 (диагностические исследования) – вложение в папку.
1
I. Исторический контекст становления педагогического опыта
С момента появления на свет, ребенок является человеком и индивидом, но еще не является личностью; для этого ему надо пройти сложный процесс развития биологического и психического, а главное – социального созревания, социализации. По утверждению Л.С. Выгодского ребенок, родившись, уже является социальным существом. Его изначально окружает сложноструктурированный социальный мир, мир того общества, полноправным членом которого ему предстоит стать. Постепенно окружающий социальный мир открывается ребенку в системе существующих ролевых взаимозависимостей, правил социального поведения, культурных норм взаимодействия. Именно на основе овладения ребенком этого «поля» социокультурных норм и правил произойдет формирование персональной ценностной нормативной системы.
Задолго до возникновения социальной психологии и педагогики люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, можно считать началом социальной мысли. В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.д. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г.Гиддингс, который в 1887 году употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характер индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Современному цивилизованному обществу для культурного развития в возрастающих масштабах требуется высокоразвитые в умственном, нравственном и физическом отношении личности. Такой тип социализированности адекватно отражает потребности новой исторической эпохи. Для обеспечения полноценной независимой и продуктивной жизни в обществе индивида необходимо включить
2
в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого служит система образования.
Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО, подчеркивал, что «… именно образование в самом широком смысле слова можно назвать средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества, искателем правды и выразителем этой правды, способному помочь каждой общине, каждому сообществу сделать шаг к лучшей жизни». Особо важное значение имеют социальные институты образования в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением интеллекта.
В период 90-х годов XX века происходит переосмысление парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, нового понимания прав ребенка, новой законодательной базы. В настоящее время лица с проблемами развития получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация социального прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Об образовании» (1996).
Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей Л.С. Выгодский объяснял неумением педагогов видеть в дефекте социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие – не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, …происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения». Интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает
3
значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованием общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость».
В конечном итоге, сочетание указанных выше и многих других причин приводят к тому, что после окончания школы, дети с ограниченными возможностями здоровья значительно уступают детям, обучающимся в образовательных учреждениях. У этих детей и социальная адаптация проходит сложнее: по способности к дальнейшей учебе, приобретению профессии и трудоустройству; по способности преодолевать кризисные и криминальные ситуации; по способности образовать семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
Значительная часть выпускников остается на низших «этажах» развития общества, пополняет ряды преступников, наркоманов, алкоголиков и тех родителей, которые в свою очередь, отказываются от воспитания уже собственных детей. В связи с этим проблема социализации детей, обучающихся в учреждениях интернатного типа, является одной из актуальных проблем системы образования.
Важным педагогическим условием адаптации учащихся является педагогическая поддержка. Помощь свою вижу в устранении препятствий, которые мешают успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, воспитании, саморазвитии. Помочь ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного его члена, чтобы он смог найти свое место под солнцем.
4
Теоретическое обоснование педагогического опыта
Ведущая педагогическая идея
Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.д.).
Главное – самоподготовка (воспитательный час) – качественно, с пользой дела проведенная, чтобы между воспитателем и ребенком было взаимопонимание. Хорошая самоподготовка – это хорошо подготовленные беседы, игры, классные часы, трудовая деятельность, которые, безусловно связанные с социализацией личности ребенка.
Условия:
- принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы с учащимися от первого класса до последнего;
- принцип дифференцированного подхода к группам школьников, обучающихся в одном и том же классе, объединенный на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости детей;
- принцип доступности, позволяющий усваивать услышанное и увиденное воспитателем (подбор материала в соответствии возрастной и умственной способности учащихся);
- принцип успешности – это вера в свои силы, успех как основа для раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития. Он открывает новые возможности, «новую зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский).
Названные принципы носят условный характер, в который входят взаимодействие, взаимопонимание, взаимоуважение, все это общий стиль
5
деятельности и отношений. Именно в совокупности они позволяют реализовать
выдвинутые задачи и общую цель деятельности разновозрастного объединения в группах учащихся.
Разрабатывая тему, я использовала работу Богатыревой Е.В. «Система воспитательной работы по социализации личности ребенка в условиях специальной коррекционной школы – интерната VIII вида», так же были использованы работы следующих авторов;
Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2.
Наливайко Г. Поиск эффективного образования и успешной социализации приводят к хорошим результатам // «Учительская газета».
Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии – М., 1995.
Белякова И.В., Петрова В.Г. Кто они – дети с ограниченными возможностями здоровья? – М., 1998.
Юнина В.В. Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. – С-Петербург, 2009.
Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. –
С-Пб., 1996.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1997.
8. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме, М. 2005.
II. Актуальность опыта
Проблема социализации личности воспитанников в условиях школ – интернатов никогда не теряла актуальности, но в последние годы, когда постоянно увеличивается количество детей, оказывающихся в сложных социально педагогических условиях, становится особенно значимой.
6
Для того чтобы у воспитанников нашей школы – интерната была комфортная воспитывающая среда, которая способствует коррекции и максимальному развитию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и приемы работы с детьми, я стараюсь использовать новые технологии, разнообразные формы, методы и приемы, вовлекая их в разные виды деятельности. Воспитательную работу с детьми организую по следующим направлениям:
- «Личностное развитие»
- «Охрана здоровья и физическое развитие»
- «Трудовое воспитание»
- «Творческое развитие»
- «Основы социализации и общение»
- «Основы гражданского самосознания»
- «Основы жизнеобеспечения, профориентация».
Особое внимание стараюсь уделять пропаганде здорового образа жизни, в которую входят: утренняя зарядка и утренний туалет, прогулки и игры на свежем воздухе, экскурсии, спортивные игры и т.д.
Дети с ограниченными возможностями относятся к категории населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга, которая необходима им в области социализации для самоутверждения и самореализации в социуме.
Но есть другая сторона проблемной ситуации – негативное отношение здоровых людей к лицам, имеющие ограничения жизнедеятельности. Исследование американских социологов показывают, что отношения эти носят характер «доминирования – подчинения» и порождают противоречивые чувства – с одной стороны, неприятие и даже враждебность, с другой – жалость и сочувствие. Но дети, подростки и взрослые люди с ограниченными возможностями ждут от обычных здоровых людей понимания, уважения и обыкновенного человеческого обращения.
7
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы по социализации личности ребенка, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого
конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Воспитанник должен сам формировать свою жизненную позицию, был способен на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Эта и есть основа организации воспитательной работы по развитию и воспитанию социальной личности ребенка в условиях коррекционной школы – интерната.
III. Основополагающими принципами данного опыта являются:
- мотивация, которая предлагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, которую ставит перед ним воспитатель (например, познакомить детей с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их и т.д.);
- продуктивная обработка информация создаю педагогические ситуации перед детьми , в ходе которых воспитанники самостоятельно усваивают способы обработки учебной информации, используя схему решения, только что показанную мной (например, на самоподготовке по изготовлению поделок, детям предлагаю изготовить аппликацию «Цветы». Они делают по образцу композицию «Цветы», которую я прикрепила на доске. В ходе работы я поправляю ошибки, направляю в нужное русло, демонстрирую лучшие работы. Другими словами, я тренирую, упражняю ребенка в выполнении именно этой аппликации и это изготовление важно для меня (воспитателя) так как идет:
- развитие и коррекция высших психических функций, которую надо учитывать воспитателю, планируя свою работу. Речь идет об обязательном включении в занятие специальных упражнений, направленных на исправление недостатков
8
какой-то конкретной функции. Другими словами, работа моя, как воспитателя должна быть ориентирована и направлена на развитие мышления, памяти, внимания, речи и т.д. Это позволяет преодолевать дефекты у ребенка.
IV. Условия возникновения и становления опыта:
30 лет я работаю в коррекционной школе – интернате VIII вида, которая имеет свои специфические трудности, обусловленные социальной средой, оказывающей далеко не всегда положительное влияние на процесс развития личности ребенка. В нашей школе учатся дети – сироты, приходящие дети и дети, которые проживают в школе. Дети разные по характеру и поведению. Учатся тоже неодинаково: одни успешно справляются с учебной программой, другие могут учиться, но ленятся, а третьи, хотят, но у них это не получается (низкий уровень восприятия, памяти). Эти дети, как правило, рассеяны, у них на низком уровне идет развитие социализации личности. Работая в разных видах деятельности, мне приходилось наблюдать за развитием социализации личности детей, как проходил процесс развития и воспитания на разных возрастных этапах. Проводила диагностические исследования с учащимися, из которых был виден результат развития и воспитания личности ребенка. Это и определило тему проекта: «Воспитательная работа по социализации личности ребенка в условиях специальной коррекционной школы – интерната VIII вида». Данный опыт мною используется с момента работы воспитателем на группах, с 1987 года. Я считаю, что современный воспитатель должен:
- знать для чего он играет с детьми, почему он организует самоподготовку именно в том режиме, а не ином;
- владеть современными технологиями и воспитательным процессом в совершенстве;
- постоянно повышать свое педагогическое мастерство;
- быть примером воспитанникам находить к ним подход, в любой ситуации, уметь защитить ребенка.
9
Объект исследования:
Учащиеся Починковской СКО школы – интерната VIII вида, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья по социализации личности на всех этапах развития каждого ребенка.
Предмет исследования:
Воспитательный процесс в системе развития и воспитания социализации личности
на основе новых технологий развития и коррекции детей; разработка усовершенствованных планов проведения самоподготовок, включая физкультминутки, игры, беседы и другие мероприятия.
Цели: Воспитать личность, способную строить жизнь, достойную человека: свободную, творчески развитую, социально ориентированную, способную к саморазвитию и саморегуляции. Развитие трудовых навыков, содействие выбору профессии, участие в общественно значимой деятельности. Формирование стремление к здоровому образу жизни.
Главная задача: создание в школеатмосферы всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрение каждого успеха, условий для творчества, саморазвития коллективного и индивидуального продвижения вперед.
Задачи:
Создание условий для гуманистического формирования личности в процессе ее самореализации, воспитания и саморазвития.
Развитие физической и психической культуры учащихся.
Развитие социализации личности ребенка через все виды его деятельности.
4. Воспитание трудолюбия, занятость в кружках, спортивных секциях.
V. Сущность опыта:
Социализация личности – сложный, противоречивый процесс, который длится на протяжении всей жизни человека. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того обществ, к которому он принадлежит.
10
VI. Основные компоненты опыта:
- создавать благоприятные условия для раскрытия и развития способной каждой
отдельно взятой личности, ее самоопределение;
- повышать уровень эстетической культуры и развитие творческой способности;
- повысить уровень желания и способности трудиться во благо жизни;
- развивать пропаганду здорового образа жизни;
- разработать программу по поощрению каждого успеха детей в группах, детском объединении;
- создавать условия для сплочения детского коллектива.
Новизна опыта предусматривает построениепсихологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в изменении характера воспитательной работы воспитателей по развитию ребенка в семье, включая в эту работу и родителей. Стараюсь вовлекать родителей для помощи своим детям, включать родителей в работу по развитию и воспитанию своих детей, чтобы детям легче было преодолевать сложности на пути образовательного и воспитательного процессов. Каждый ребенок с недостатками в развитии должен жить в сообществе людей на равных правах с другими. В центре внимания воспитателей, всегда должен находиться ребенок, с его желанием, потребностями и интересами.
В процессе своей работы воспитателем, заместителем директора по воспитательной работе я использовала дифференцированный подход к детям, проводила индивидуальную работу с трудными детьми, вовлекая их в разные виды деятельности (кружки, творческие дела, уход за животными, трудовые десанты и др.). Поводились беседы с родителями, обсуждали обучение, воспитание и поведение детей в школе. Также нельзя в нашей работе обойтись без лично – ориентированного подхода, основная цель которого - это обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
11
Формы организации деятельности
Для развития личности ученика в доступных ему видах деятельности, это
создание благоприятных условий, через педагогическую поддержку со стороны воспитателей:
Готовность ребенка к собственной деятельности.
Развитие индивидуальных способностей ученика.
Нравственная направленность личности.
Физическое и психическое здоровье ученика.
Сформированность базовой культуры учащегося.
Защищенность и комфортность ученика в школьном сообществе, классе, группе.
Чтобы все эти условия были выполнены, я включаю такие формы работы с учащимися, как:
- наблюдение;
- беседа;
- игры, ролевые игры;
- творческий труд;
- состязания и др.
Это позволяет ребенку осознавать самого себя, поверить в свою силу, успех и самореализовать себя в детском коллективе. Поэтому задача моя вовлечь каждого ребенка во все формы работы, для его же развития.
Система деятельности
Социальный состав учащихся Починковской СКО школы – интерната VIII вида показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития и обучения. Контингент учащихся характеризуется сложной структурой дефекта, которые сочетаются формами ограниченных возможностей здоровья, множественными хроническими сопутствующими заболеваниями. Подавляющее большинство учащихся школы – интерната из малообеспеченных
и многодетных семей.
12
Значительное количество детей в этих семьях не получают должного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания.
Основная задача воспитательной работы с такими детьми в период их пребывания в интернате заключается в том, чтобы:
- всемерно способствовать сохранных у них возможностей;
- обеспечить выработку необходимых навыков и умений;
- формировать определенные обслуживающие и трудовые навыки.
Система деятельности воспитания коррекционной школы направлена на воспитание и социализацию развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого основой разработки системы воспитания стал личностно – ориентированный подход и педагогическая поддержка. Лично – ориентированное воспитание выделяет основные его признаки:
- главная цель воспитания – развитие личности ребенка;
- личность выступает основным звеном организации воспитательного процесса;
- педагоги и воспитанники являются полноправными субъектами этого процесса;
- ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов;
- конечным результатом воспитательного процесса является успешная социальная адаптация личности в социуме.
Основными принципы личностно – ориентированного подхода являются:
- индивидуальность;
- субъектность;
- свобода выбора;
- творчество и успех;
- доверие и поддержка.
Чтобы добиться этих принципов, воспитатель должен создать условия для развития личности ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, профилактика асоциального поведения путем вовлечения в общешкольные
мероприятия. А это значит научить детей организовать свой досуг согласно
13
интересам и потребностям, воспитание желание детей к активной самостоятельной творческой коллективной деятельности.
Описание педагогического опыта
Защищая права ребенка, предусмотренные федеральным и областным законодательством, наша школа – интернат решает главную задачу, ради которой открываются специальные (коррекционные) образовательные учреждения: она готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, интеграции в современное общество. Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует не только учить читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, приобретение умений в доступных и разнообразных видах деятельности.
Направления коррекционно-воспитательной работы.
Воспитательная работа выстраивается в целостную систему и проводится по направлениям, охватывающий весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание положительного микроклимата и комфортной среды в группах:
Проведение коррекционно – оздоравливающих мероприятий:
занятия в зале ЛФК и спортивном зале;
коррекционные игры на воздухе;
спортивные соревнования;
спортивные праздники;
дни здоровья;
спортивные кружки.
Основы жизнеобеспечения, профориентация
знакомство с профессиями;
экскурсии на предприятия;
привитие навыков самообслуживания;
этикет;
экстремальные ситуации;
законодательство.
Трудовое воспитание
привитие трудолюбия;
работа комиссии детского самоуправления;
работа трудовых десантов;
благоустройство территории;
праздники труда;
работа в трудовых кружках.
Основы социализации и общения
формирование навыков общения;
проигрывание нестандартных ситуаций;
культура поведения в общественных местах;
семейное воспитание.
Творческое развитие
участие в художественной самодеятельности;
участие в районных и областных конкурсах детского творчества;
занятость в кружках;
участие в праздниках.
Основы гражданского самосознания
изучение истории родного края;
изучение истории Родины;
рассказы о подвигах русских воинов;
знакомство с народными обычаями.
Организация воспитывающей среды по социализации развития личности.
Организация воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающая эффективную социальную адаптацию личности, проявление ее социальной активности, все это относится к социализации развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создаются оптимальные педагогические условия, которые позволяют ребенку выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном
15
выборе будущей профессии. Реализация принципа социализации помогает ребенку
с ограниченными возможностями установить прочные связи с окружающим социумом.
Поэтому перед воспитателем стоят задачи:
Вырабатывать у ребенка желание постоянно развиваться, прививать умения самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их практическому использованию.
подкреплять глубокие и прочные знания, необходимые для продолжения образования.
Воспитывать свободную личность, ответственную за свое поведение в обществе.
Прививать любовь к труду.
Готовить детей к жизни в современных условиях.
Ежегодно в школе проводится много интересных общешкольных мероприятий, в которых участвуют дети:
- День знаний - День защитника Отечества
- День учителя - День 8 Марта
- Осенний бал - Масленица
- Новогоднее представление - День Победы
- День Святого Валентина - Выпускной бал
Для жизнеобеспечения детей, чтобы они могли выйти из любых ситуаций, которые могут попасться в дальнейшей жизни, я провожу беседы, игры, классные часы на темы: «Правила дорожного движения», «Ходи по улице с умом», Один дома», «Осторожно электричество», «Если ты попал в беду», «По тонкому льду», «Огонь – друг и враг», «Уход за одеждой и обувью», «Если ты попал в заложники», «Мамины помощники», «Мы – пассажиры» и др.
Дети посещают кружки по интересам: «Резьба по дереву», «Умелые руки», «Веселая нотка», «Спортивный», «Танцевальный». По каждому виду творческой деятельности разработаны программы дополнительного образования, утверждены педагогическим советом школы. Дополнительное образование, это
16
большая плодотворная работа по созданию благоприятных условий для развития личности ребенка. Дети со своими работами участвуют в районных и областных конкурсах, занимают I, II, III места, почетные грамоты и призы. Ежегодно участвуют в районной ярмарке. В ярмарке «Урожай – 2010» по всем номинациям заняли первые места. Получили грамоты и призы.
Движение есть жизнь.
На свежем воздухе, когда дети выходят на прогулку, с ними проводятся игры.
Там, где игра, нет места скуке. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. Игра – это ведущий вид деятельности в детском возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Игра, по словам А.С.Макаренко, имеет для ребенка тоже значение, что для взрослого – работа. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастит. В игре проявляется умение действовать вместе с командой, закладываются основы продуктивной коммуникации. Игры я подбираю с учетом физических возможностей детей, т.к. работаю с младшей и старшей группами, стараюсь выбрать игры, чтобы подходили к обеим группам: «Вороны и воробьи», «Поймай хвост дракона», «Кого назвали – тот и ловит», «Мяч по кругу» и др. Во время игр происходит коррекция движений, физическое развитие детей. Игровая деятельность сближает детей, раскрепощает их, воспитывает культуру общения учащихся.
Физкультминутка – необходимый вид деятельности на самоподготовке.
С целью повышения умственной работоспособности и сохранения здоровья детей необходимо на занятиях самоподготовки проводить физкультминутки. Письмо – это вид деятельности, который требует от ребенка сложно координированных движений. Чтобы избежать утомления, необходимо использовать упражнения для кистей рук, позвоночника («Замок», «Буратино», «Зарядка», «Липа»). В младшей
группе детей физкультминутки я провожу через пятнадцать минут, после
17
каждого предмета, в старшей группе перед письменными предметами, после письменных предметов, чтобы расслабить напряжение детей перед работой с устными предметами.
«Замок»
На двери висит замок
Сцепить пальцы обеих рук в замок
Кто его открыть бы мог? Потянули.
Разводить руки в противоположные стороны, не расцепляя пальцы.
Покрутили.
Выполнять сцепленными в замок пальцами движение вперед – назад.
Постучали.
Стучать основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцы.
И открыли!
Расцепить пальцы.
«Зарядка»
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Также с детьми проводятся экскурсии, походы и поездки:
Экскурсии: Походы: Поездки:
- на горы; - к/р «Нива»; - Б-Болдино;
- на предприятия; - ЦДО; - на Святые источники;
- в Музей; - в ДК на концерты. - ООО «Сырятинский
- на реку Рудня. крахмал».
18
Весь этот воспитательный процесс развивает социализацию личности ребенка, формирует у детей навыки поведения, воспитывает сознательно, активное отношение к порученному делу, товариществу. Работая с детьми, я стараюсь уделять больше внимание формированию их поведения на занятиях самоподготовки, в играх, труде. Это облегчит, учащимся, освоится в современном обществе, поможет найти цель в жизни, создать семью и жить своей жизнью.
Практические результаты работы:
Стараясь использовать новые технологии в воспитательном процессе для развития социальной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, я считаю, что делаю полезную работу, создавая детям условия для развития личности каждого ребенка. В конечном результате, это приводит к положительным результатам работы с детьми, а именно:
У детей появляется желание вести здоровый образ жизни.
Формируются стремления к знаниям и интерес к новым видам деятельности.
Развиваются коммуникативные навыки в процессе общения.
Развиваются способности к трудовой деятельности.
Активно принимают участие в общешкольных мероприятиях.
Во время самостоятельных работ на самоподготовках, используя разного вида технологии (игры, физкультминутки, беседы и др.), можно увидеть положительные результаты развития детей:
Появился интерес к самостоятельному выполнению домашнего задания.
Активно и полным предложением отвечают на вопросы воспитателя.
Быстро включаются в игры, отгадывания загадок, решения кроссвордов.
Научились дружить в коллективе, появилась взаимовыручка.
Расширяется словарный запас у учащихся.
Применяя разного вида технологии в воспитательном процессе, имеем положительный результат развития личности ребенка.
19
Адресная направленность
Я стараюсь делать все, чтобы создать благоприятные условия для раскрытия и развития способностей каждой отдельно взятой личности, ее саморазвития и самоопределения. Данный опыт показывает на результат работы, суть которого формирование самосовершенствованию личности, которую характеризуют:
- широкий круг интересов;
- потребность творческой самореализации;
- постоянное самообразование;
- желание и способность трудиться во благо жизни;
- профессиональное самоопределение;
- социальная активность.
Своим опытом делюсь с воспитателями, выступая на методическом объединении, обсуждаем за круглым столом и в повседневной работе.
20
Приложение 1
Игры
Мяч по кругу
Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мяч. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть мяч ему. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого, только один раз.
Поймай хвост дракона
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» - поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, - убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста», выбирают новую «голову» и новый «хвост».
Кого назвали – тот и ловит
Играющие располагаются по кругу. В центре регулировщик дорожного движения (ведущий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и кидает ему мяч. Названный ловит мяч, называет любой вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится регулировщиком. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.
21
Приложение 2
Физкультминутки
Буратино
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Липа
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в ряд (развести руки в стороны)
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят, (руки поднять вверх и покачать ими)
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают (наклонить туловище и покачать в стороны).
приучать детей самостоятельно и аккуратно выполнять домашнее задание;
помогать слабым детям при выполнении домашнего задания.
План самоподготовки:
Орг. момент.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Выполнение письменных работ.
Физкультминутка.
Выполнение устных работ.
Подведение итогов.
Беседа: «Уборка комнаты и уход за одеждой».
Оборудование:
картинки с ребусами, в которых зашифрованы орудия домашнего труда;
карточки с заданиями.
Ход самоподготовки.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытая самоподготовка и к нам пришли гости. На самоподготовке мы с вами будем выполнять домашнее задание, аккуратно, чисто и красиво. После этого я с вами проведу беседу «Уборка комнаты и уход за одеждой». А сейчас, перед письменными работами мы сделаем упражнение для пальчиков на руках. Сели прямо, руки согните в локтях и приготовились к упражнению «замок».
Упражнение «Замок»:
На двери висит замок (сцепить пальцы обеих рук в замок).
Кто его открыть бы мог? Потянули (разводить руки в противоположные стороны, не расцепляя пальцы).
Покрутили (выполнять сцепленными в замок пальцами движения вперед – назад),
Постучали (стучать основаниями ладоней друг о друга, не расцепляя пальцы)
И открыли! (расцепить пальцы).
А теперь сели, спину выпрямили и начинаем выполнять домашнее задание. Кому что не понятно, поднимите руку.
После письменных работ давайте сделаем разминку, тихо встали из-за парты, расслабились и начинаем:
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
А теперь тихо сели и выполняем устные работы.
Вывод: молодцы ребята, с заданием справились, а сейчас книги с тетрадями аккуратно стопочкой положим на край парты, сядем, расслабимся и внимательно слушаем меня. Прошу помогать мне, участвовать в беседе.
Беседа: «Уборка комнаты и уход за одеждой».
Цель: ознакомить учащихся с основными приемами уборки комнаты и уходом за одеждой.
Уборка комнаты.
Почему я взяла эту тему для вас. Наблюдая, как вы убираете свои комнаты, я часто сталкиваюсь с беспорядком. Комнаты вымыты, пыль протерта, но кровати и одежда в беспорядке. Дежурный следит не только за чистотой комнаты, но и за порядком. Когда заходишь в комнату и видишь, что кровати аккуратно заправлены, одежда убрана в шкаф, или сложена аккуратно в тумбочке, обувь чистая, то комната смотрится чистой и уютной.
Что такое эстетичность и интерьер комнаты?
Всегда приятно входить в дом, или комнату, когда в ней чистота и порядок. Чувствуется уют, гармония в подборе мебели, занавесок, покрытия на диване, кровати; как подобрана цветовая гамма, сочетание цветов, начиная от обоев и кончая ковром, или паласом на полу. Это все есть эстетика и интерьер помещения.
- Ребята, а кто может рассказать, в какой последовательности осуществляется уборка комнаты: пол надо подметать влажным веником или щеткой. Влажной тряпкой стирается пыль с мебели и подоконников. Пол надо мыть влажной тряпкой, начиная с дальних углов комнат.
- ответ учащихся.
- Чем еще можно убрать пыль с мягкой мебели, ковров (Пылесос, специальный веничек).
- ответ учащихся.
- Кто помогает маме в уборке дома, квартиры?
Ребята, содержать помещение в чистоте очень важно. Во–первых это забота о своем здоровье (пыль, грязь – разносчики заразы, микробов). Ведь чистота – залог здоровья. Во-вторых, по тому, как у вас убрано в доме или квартире, судят, какая хозяйка или семья здесь живет. Даже если обстановка в комнате простая, но, она убрана и обставлена со вкусом, это уже говорит о хорошей хозяйке дома.
- А где должен, хранится инвентарь для уборки помещения, ведра тряпки, веник, щетка (в специально отведенном для этого месте).
Уход за одеждой.
- Ребята, скажите, приятно смотреть на человека, если он одет неряшливо, у него грязная, мятая одежда?
- ответ учащихся.
И совсем наоборот, если человек одет чисто, со вкусом, одежда на нем выглажена и нигде не висит, все подобрано и заправлено. На этого человека приятно смотреть, и разговариваешь с этим человеком с удовольствием.
Культура одежды включает умение ухаживать за ней. Аккуратность, чистоплотность обязательны для человека, стремящегося быть хорошо одетым. Нельзя носить платья и костюмы неотутюженными, в пятнах. Самую модную сорочку или блузку нельзя надевать, если воротничок и манжеты потеряли свежесть, помялись и загрязнились. Нужно тщательно следить за пуговицами, чтобы они были всегда прочно и аккуратно пришиты, своевременно аккуратно зашивать и, если нужно, подштопывать порвавшиеся места.
Чтобы юбка или брюки не вытягивались, их надо своевременно утюжить, а также давать им «отдохнуть», выветриться после 2-3 дней носки. Это относится и к другим предметам одежды, особенно шерстяной и из химических волокон, так как такая одежда еще впитывает запахи (табачного дыма и др.) и становится от этого несвежей.
Трикотажные вещи надо хранить аккуратно сложенными на полках, или в ящиках шкафа, а не на вешалках, потому что, трикотаж имеет свойства вытягиваться.
Уход за одеждой предусматривает ее стирку.
- Кто скажет, в какой последовательности надо стирать белье?
- ответ учащихся.
Белье нужно сначала распределить по цвету, самое загрязненное белье замочить; выстиранные вещи надо прополоскать сначала в теплой, а затем в холодной воде, отжать, встряхнуть и повесить сушить.
Выглаженные брюки, прямые стрелки на них – показатель мужской аккуратности, элегантности.
- Скажите, кто из вас может самостоятельно выгладить брюки? В какой последовательности надо их гладить (почистить брюки щеткой, вывернуть их и прогладить с внутренней стороны на коленях, затем прогладить с лицевой стороны через влажную тряпку; после глажения, брюки повесить на вешалку и дать им остыть).
- ответ учащихся.
Вывод: Молодцы, ребята, работали все хорошо, отвечали на вопросы, активно участвовали в разгадывании загадок. А сейчас давайте закрепим то, что вы услышали и узнали из беседы.
1. Как правильно и в какой последовательности нужно убирать комнату?
2. Какую роль играет для человека чистота комнат?
3. Надо ли ухаживать за одеждой и почему?
А сейчас разгадаем кроссворд. Я буду читать загадки, а вы отгадывать и вписывать в клеточки.
П
И
Ч
К
А
С
1.
М
2.
Ы
Ш
Ь
Т
Е
Л
О
М
А
С
3.
Е
Д
О
Р
А
Ф
4.
Х
У
Т
С
А
П
5.
П
6.
О
Ж
А
Р
Е
П
И
С
Д
О
Л
Е
В
7.
Летела мошка –
Осиновая ножка.
На стог села – все сено съела (спичка).
Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки (мышь).
Смело в небе проплывает,
Обгоняет птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? (самолет).
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет (Федора).
Кто пасет овец и коз
Там, где луг травой зарос (пастух).
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички (пожар).
На рояль я не похожий,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо,
У меня мотора нет,
Я зовусь… (велосипед).
Значит, ребята, какое ключевое слово мы отгадали.
Ответ детей.
Правильно – пылесос.
На этом самоподготовка закончена, спасибо за участие и работу , можете быть свободными.