kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие тренинги

Нажмите, чтобы узнать подробности

творческие тренинги (игры и упражнения)  развивающие навыки ра­бочего самочувствия –  организованность, внимание, сосредоточенность, законченность действий, чувство пространства, воспитание внешней и внутренней культуры воспитанника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие тренинги»

Муниципальное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»








творческие тренинги

(игры и упражнения) развивающие навыки

ра­бочего самочувствия –

организованность, внимание, сосредоточенность, законченность действий, чувство пространства, воспитание внешней и внутренней культуры воспитанника.










материалы подготовила методист

Барладым Марина Сергеевна







Г. Нижневартовск – 2010г.

Упражнения на внимание и развивающие игры являются азами и со­провождают учащихся на протяжении всей творческой жизни.


  1. Упражнения на внимание


  • «Распределение в полукруге». Предлагается усложнить это задание.

На­пример,

  • построить идеальный полукруг на счёт 38 так, чтобы в центре оказались маленькие, а по краям - высокие.

Возможны другие комбина­ции:

  • по росту,

  • цвету глаз,

  • цвету волос,

  • обуви и т. д;

  • по алфавиту первой буквы имени, фамилии,

  • по возрасту.


    • «Воскресник». Учащимся предлагается осмотреть класс и определить,

  • что можно убрать, исправить, переставить так, чтобы сделать простран­ство более гармоничным.

  • Действия производятся быстро, собрано, дело­вито, в тишине.

  • Когда упражнение закончилось, необходимо спросить учащихся - на какой счёт они уложились.

Это приучает контролировать счёт, заданный педагогом и воспитывать чувство времени.


  • «Знакомство».

    • Учащимся предлагается назвать своё имя (отчество, фа­милию, день рождения и т. д.) слева направо.

    • Затем, каждому по очере­ди, уже справа налево, предлагается назвать всех по памяти в том поряд­ке, в котором они себя называли.

Варианты:

  • родители,

  • профессия,

  • адрес,

  • хобби.

    • Можно попросить назвать себя уменьшительно-ласкательно, как сами хотели бы себя называть, по лучшему в себе; затем, напротив, по негативному.


      • «Дворец».

  • Упражнение «Дворец» содержит несколько различных вари­антов и используется педагогом в зависимости от цели урока.

  • Упражне­ние является не только хорошей гимнастикой для внимания, фантазии и воображения, памяти и чувства последовательности, но и даёт прекрас­ную возможность взаимодействия учащихся между собой и воспитывает чувство пространства.


Предлагаем несколько вариантов этого упражнения.

  • На педагогиче­ском столе построен дворец из кубиков.

  • Преподаватель даёт задание -изучить его.

Когда дворец изучен, даётся новое задание, например,

  • найти в помещении предметы, название которых начинается на одну и ту же букву (потолок, пол, портрет и т. д.),

  • найти в окружающих предме­тах наибольшее количество квадратов, кругов... (этим отвлекается вни­мание от стола с кубиками, где преподаватель тем временем изменяет их положение).

    • Проверив параллельное задание, переходят к восстановле­нию дворца в исходное положение.

    • Каждый учащийся делает по одной поправке.

    • В другом варианте учащимся даётся задание запомнить дворец, по­сле чего педагог разрушает его и предлагает восстановить.

    • Задача может усложняться, когда задан элемент композиционности или темы, которая даёт направление воображению всей группы.

    • Напри­мер, необходимо построить дворец всей группой, устанавливая свой кирпичик и развивая замысел всей группы.


      • «Счёт пальцев» - одно из упражнений на внимание, необходимое в первый год обучения. Педагог поднимает вверх одну или две руки и ме­няет количество пальцев на руке, прижимая их к ладони. При этом руки могут находиться вверху, внизу и т. д. Меняется положение пальцев, а задача учащихся - сконцентрировать внимание на руках педагога и вес­ти счёт вслух.


  • «Баранья голова» - упражнение-игра.

  • Каждый в полукруге по очереди называет слово (для удобства можно задать единую тему, например, «зима» или «животные»).

  • Каждый, прежде чем назвать своё слово, назы­вает в точности предыдущие.

  • Тот же, кто ошибается или забыл порядок, называется «баранья голова».

  • Задание может пойти по второму и треть­ему кругу - и так до победителя.

  • Это упражнение можно использовать для знакомства, оно также выгодно при сочинении самостоятельного произведения, например, сказки.

  • Тогда за смысловые рамки берутся та­кие понятия, как среда, герои и т. д.


    • «Исключение цифр»

      • Педагог объявляет 3 или 4 цифры, которые исклю­чаются из десятка.

      • Учащиеся должны запомнить эти цифры.

      • Далее слева направо начинается перечисление этих цифр от 1 до 100.

      • Тот, кто ошиб­ся, выбывает.


  • «Десять предметов»

    • На счёт, заданный педагогом, си­дящие в полукруге должны дотронуться до десяти разных предметов.

Педагогам, работающим со школьниками среднего возраста, мы мо­жем посоветовать сочетать упражнения на внимание с элементами вооб­ражения и юмора. Можно предложить, например,


  • «Алфавит»

  • при помощи алфавита и интонации донести до партнёра свою мысль и чувство, а, может быть, и просьбу (признание в любви, угрозы, мольбу и т. д.)

Если второй уча­щийся догадался, что происходит, он может ответить - тоже при помощи алфавита.

Одно из условий творчества - искренность, способность к импровизации, внезапности, перевоплощению. Этому тоже учит тренинг.

Например,


  • «Тихая сказка» педагог может попросить ребят

  • выразить выбранную им сказку посредством только жестов или ассоциаций, голосовых проявлений, мимики, застывших картин и т. д.

И всякий раз это будет одна и та же сказка по сути, но совершенно разная по форме.


  1. Слуховое внимание


  • темпо-ритм помогает выражению чувств на сцене, является непосредственным «возбудителем памяти».


С учениками любого воз­раста можно начать этот цикл упражнений, простым заданием, повторе­нием ритма и ритмического рисунка:

  • педагог хлопками задаёт ритм и предлагает его повторить.

  • По ходу упражнения ритм может усложняться как в темпо-ритмическом рисунке, так и в силе хлопка или чередованием хлопков с тоцаньем ног и т. д.


    • «Метроном». Педагог задаёт произвольный ритмический рисунок. Си­дящий первым в полукруге мысленно повторяет его, после того, как первый мысленно закончит, второй, тоже про себя, повторяет заданный рисунок за ним третий и так далее.


Чтобы упражнение было выполнено мр.тильно, каждый сидящий в полукруге должен мысленно простукивать ритмический рисунок не только за себя, но и за всех остальных. По­следний учащийся простукивает рисунок вслух.


  • «Песня хлопками».

    • Предлагается спеть песню, после чего даётся зада­ние простучать ту же песню хлопками по кругу, где каждый производит только один хлопок в свою очередь, соответственно мотиву песни.

    • Можно отстучать и всю песню одновременно.



  • «Пишущая машинка»

      • Сидящим в полукруге предлагается разобрать алфавит таким образом, чтобы каждому досталась одна буква или две, после чего педагог произносит фразу, которую надо «напечатать» (это может быть афоризм, цитата...)

      • У педагога роль «машинистки», а полу­круг - в роли «машинки».

      • На хлопок педагога соответствующая буква отзывается хлопком.

      • Промежутки между словами - общий хлопок.

      • Ис­пользуемое для упражнения словесное выражение может быть связано с «темой дня», зачином или праздником.


        • Педагогами используется одно из упражнений, кото­рое сочетает в себе как развитие элементарных навыков внимания, так и юмор, обширный выбор приспособлений, фантазию, чувство последова­тельности и готовит к понятию этюда.

Это упражнение


  • «Что происходит?»

    • Пара или несколько учащихся «скрываются» от глаз остальных студийцев за ширмой, роялем или, за неимением перегородки, просто за спинами сидящих в полукруге.

    • Они заранее обзавелись необходимым реквизитом, при помощи которого бу­дут создавать ряд последовательно выстроенных звуков - основу и ход этюда.

    • (Это может быть застолье, стирка, игра в шахматы, подвешивание картины и многое другое)

    • Здесь можно дать волю воображению, не забывая при этом о чёткой последовательности действий - начало, кульминация, наиболее актив­ный звук или шум и т.д.

    • Задача остальных учащихся, приложив фанта­зию и внимание, понять - что происходит.

    • Педагог может усложнить задачу, дав знак одному из сидящих в полукруге - в какой-то момент присоединиться к выступающим, не нарушив внутренней целесообраз­ности действия.


Развить фантазию - это не значит, всё время будоражить эмоции ученика, переключая их с одного впечатления или наблюдения на дру­гое.


Фантазия может развиваться и в процессе более пристального, как бы замедленного взгляда вглубь себя и окружающего мира, ухода от восприятия мира «по привычке».


  • Например, педагог может попросить учащегося, чтобы он описал себя незнакомому человеку, который дол­жен встретить его на вокзале.


  • Или дать задание «переместиться» в лю­бую точку земного шара и рассказать, как он себя ощущает, как общает­ся с людьми, что его поразило.


Можно проделать и такое упражнение, которое часто впоследствии пополняет «копилку» ученических наблюдений:


  • предлагается выразить жестами под музыку (скорее, не для пластической точности, а ради ассо­циации и фантазии) листопад, отчаяние, удивление, опасение, реку, дет­скую радость и т. д.


Необходима точная ориентация учащихся в зада­чах и ненавязчивый контроль педагога.


  1. Двигательный аппарат - Мышечное внимание – Жест


  • Цель физического, мышечного тренинга - «разбудить» тело, чтобы оно точно служило передаче внутреннего состояния, задачи, мысли.


Творческие навыки мышечного внимания - это

    • ликвидация мышеч­ных зажимов,

    • избавление от ненужного напряжения,

    • разумное распреде­ление и затрата энергии на необходимые действия,

    • воспитание правиль­ной осанки и походки,

    • координации движения.


      • В то же время выполнение двигательных упражнений бессмысленно без подключения всей творческой природы, без творческого воображе­ния.


        • Необходимо знать - зачем, почему и для чего я выполняю то или иное действие, в каких обстоятельствах, в каком событии.


  • Добейтесь того, чтобы ваши мус­кулы сами искали правду движения, выработайте в себе «мышечного контролёра», который контролировал бы все мышечные напряжения, оставляя лишь те, которые нужны для действия.


    • Первый этап работы над освобождением мышц - это развитие костей и пальцев рук.

    • Ведь если глаза - зеркало души, то пальцы - это глаза тела».

    • Мы хотим познакомить вас с наиболее значительными упражнения­ми, связанными с навыками мышечного внимания.


      • «Волна». Это упражнение усложняется педагогом в зависимости от ос­воения учащимися более простых его видов.

Например,

  • педагог задаёт движение (рукой, ногой, головой, туловищем и т. д.) и предлагает по­вторить это движение всех, сидящих в полукруге, одного за другим, но не по очереди, а чтобы создавалось впечатление непрерывно перели­вающейся волны.

  • Эта «волна», дойдя от одного края до другого, идёт обратно, но уже другим движением (подсказанным педагогом или вы­бранным произвольно).

  • Важно, чтобы сидящие в полукруге, старались уловить скорее интуитивно, мгновение перетекания волны.

  • Это же упражнение можно конкретизировать.

  • Это может быть «вол­на», в которой учащиеся поднимаются и садятся, меняют только поло­жения рук (тоже «волной»), ног или туловища (валятся вповалку на со­седа, падают на колени и т. д.)


  • Как бы слаженно, технически-отточено не выполнялось это упраж­нение, необходимо помнить, что суть не в механическом исполнении движений, (и в таком случае теряется смысл), а во внутреннем ощуще­нии рядом с собой партнёра, в предвосхищении движения и в органич­ном его продолжении так, как если бы все были одним целым.


В последующих упражнениях, связанных с мышечным тренингом, педагог расширяет рамки упражнения, включая творческое «если бы», подводя учащегося к тому, что жест и пластика должны рождаться из­нутри, в предлагаемых обстоятельствах места, времени, характера.


  • Когда мы говорим: «Действие, действие, действие!» - это не потому, что мы забываем о чувстве, а потому, что только через подлинное действие можно перейти к живому подлинному чувству, которое рождается через органы чувств: зрение, обоняние, осязание...»

В упражнении


  • «Кошка»

    • учащиеся лежат на спине, раскинув ноги и руки в стороны (между полом и поясницей не должно быть места).

    • Постарать­ся всеми мышцами «растаять» на полу.

    • Педагог же может предлагать различные обстоятельства.


  • «Марионетка».

  • Необходимо вспомнить куклу-марионетку. К запястью, локтям, коленям привязаны невидимые нити.

  • Учащиеся пытаются пере­дать движения куклы, переходя к этюду, т.е. подключая «если бы».

Если бы это была

    • новая кукла,

    • кукла в руках начинающего,

    • мастера,

    • поломан­ная кукла,

    • любимая и т. д.

      • «Превращения».По хлопку превращаться в

  • тяжёлых,

  • лёгких,

  • надутых,

  • глиняных и т. д.

Тренирует быстрое переключение, внимание и фанта­зию.


  • «Тень».

  • Один ученик - человек, другой - его тень.

  • Нужно повторить все движения, чтобы тебя не заметили.

  • Педагог может менять предлагаемые обстоятельства.


    • «Тир». Упражнение развивает координацию движений и внимание. Учащиеся распределяются по аудитории в шахматном порядке. Педагог говорит: «Правая рука», ученики поднимают правую руку и тут же опус­кают (аналогично - левая рука, голова, нога и т. д.).

Темп увеличивается.


«Свечка». Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнёров. Упражнение выполняется, молча, и содержит в себе, помимо пластической задачи, воспитание чувства доверия к парт­нёрам и отстранение ложных страхов.


  • «Перетягивание каната».

    • Канат - воображаемый.

    • В упражнении мо­жет участвовать как два человека, так и две команды.

    • Чтобы перетягивание каната было подобно натуральному, ученик должен быть предельно внимателен к партнёру, к контролю за мышцами всего тела, улавливать малейшее движение и намерения противоположной стороны.


      • «Игра на координацию и внимание». В этой игре - упражнении педагог может дать волю своей фантазии, насыщая задание всё новыми и новы­ми предлагаемыми обстоятельствами, ритмом, количеством участников.

Упражнение тренирует внимание, координацию, воображение, правиль­ное распределение мышечных сил.

  • Правая нога на полу рисует цифру 9, в это время левая рука рисует цифру 7.

Затем, идя по кругу, по заданию педагога происходят «превращения»

ноги стеклянные,

руки из пласти­лина,

туловище из пуха;

правая часть тела слона, другая - цапли и т. д.


    • «Мышечная разминка».

      • Сесть, встать на заданный ритмический рису­нок;

      • произвести пассовку в волейболе, в теннисе;

      • изобразить известную скульптуру;

      • выйти на арену и т. д.


        • «Бдение» включает в себя большие и малые круги внимания и работу над мышечным контролем. Учащемуся предлагается выполнить некое действие, связанное с концентрацией мышечного внимания (например, нести книгу на голове или какой-либо плоский предмет на ребре кисти руки, или стоять на руках...) В это время остальные пытаются его от­влечь: задают вопросы, произносят стихи и скороговорки, шумят, но не трогают его руками.

Задача учащегося

  • не уронить предмет,

  • спокойно и внятно отвечать на вопросы,

  • суметь сосчитать их количество,

  • фиксиро­вать также и те звуки, которые слышно в сфере большого круга внима­ния - за окном, в соседней аудитории.

Описание одного из упражнений для развития мышечного внимания и опорно-двигательной системы мы нашли в рассказе актёра и режиссёра Юрского.


«Оправдание позы» это упражнение театральной школы, похожее на детскую игру «Замри».

Двигайся, как хочешь, и вдруг! Стоп! Замри! В самой неудобной позе.

Мгновенным усилием фантазии придай этой позе смысл и выйди из неё в органично направленное действие.

Умение оправдать мизансцену сложнее.

Ещё сложнее оправдать решение целой сцены.

И самое высшее - оправдание поступка твоего персонажа».

Но к этому мы вскоре вернёмся.

А пока - ещё несколько упражнений мышечного тренинга.


«Ходьба с книгой на голове».

  • Упражнение развивает навык мышечного внимания и мышечной памяти, сосредоточенность.

  • Педагог может попросить «мешать» участнику - шуметь, задавать вопросы, бегать вокруг и т. д.


    • «Проверка веса».

  • Предлагается «проверить» вес у воображаемых пред­метов (вспомнить, какие группы мышц напрягаются при той или иной тяжести).

  • Несём пустое ведро,

  • ведро с водой,

  • стул,

  • штангу,

  • сумку с продуктами

(затем можно сравнить, по возможности, с настоящими предметами).

Педагогам нашего Дома творчества приходится работать с учащимися разного возраста и иногда приходится находить в знакомом упражнении новые стороны, чтобы адаптировать его к возрастным особенностям ребят. Так, например, появилось упражнение «Спорт», сочетающее в себе мышечный и речевой тренинг, развивающее фанта­зию и чувство юмора.


  • «Спорт».

    • Детям предлагается выбрать любимый вид спорта и скорого­ворку.

    • С атрибутом, соответствующим данному виду спорта (мяч, ска­калка, ракетка, воображаемая штанга и т. д.) совершить движения, про­говаривая скороговорку.

    • Побеждает в таком «турнире» самый убеди­тельный в своём наблюдении, способный соединить слово с действием.


      • «Оправдание позы в полукруге». Педагогом задаётся поза, например -правая рука вверх. Предлагается оправдать её, вспомнить: где, когда, при каких обстоятельствах учащийся мог находиться в такой позе.


  1. Предлагаемые обстоятельства - Воображаемый предмет Этюд


Это упражнение, по сути, подводит ученика к понятию этюда и даёт воз­можность через оправдание позы, жеста или мимики, через заданные педагогом «условия игры» выйти в этюд (действие, подчинённое цеди в предлагаемых обстоятельствах).


  • «Письмо» напишите письмо.

  • Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмак­ните воображаемое перо и пишите.

  • Только не играйте, не комикуйте... Можно написать пятнадцать воображаемых писем:

    • письмо-протест,

    • письмо-разоблачение,

    • шутливую записку,

    • прощальное письмо,

    • аноним­ку.

      • Письмо может писать человек,

        • привычный к этому занятию,

        • может -малограмотный,

        • может - близорукий.

          • Письмо можно писать

            • лениво,

            • не­брежно,

            • с маху или осторожно выбирая слова.

              • Наконец, саму ручку можно взять в пальцы

  • нежно,

  • зло,

  • аккуратно,

  • брезгливо,

  • с почтением,

    • и ручка может быть современная,

      • старинная,

      • или вообще из чистого золо­та.

А вот состояния как раз играть запрещено.


  • «Бисер». К.С.Станиславский называл его «королём упражнений».

  • Уча­щемуся предлагается проделать работу с воображаемым бисером, игол­кой и ниткой, сверяя ощущения с реальным бисером, который предло­жен педагогом.

  • Утончая осязательные ощущения, необходимо научить­ся, перебирая воображаемый бисер, реагировать на возможные его осо­бенности - шероховатости, размер и т.д.

  • Со временем работа может до­полняться предлагаемыми обстоятельствами - « я тороплюсь», «рвётся нитка», «укололся иглой» и т. д.

  • Освоив «Бисер», можно переходить к последующим, производным от него, более сложным упражнениям.

  • Тем не менее, «Бисер» - не только упражнение, развивающее навыки работы с воображаемым предме­том, внимание и творческое воспоминание.

Прежде всего - это погруже­ние в суть действия.


  • «Нитка-иголка».

    • В предлагаемых педагогом обстоятельствах, нужно взять иголку, вдеть в неё нитку, завязать узелок.

    • Попробуйте пришить пуговицу, или зашить дыру, или вышивать.

    • Случается что-то (стук в дверь, «убежало» молоко, на вышивку прыгнула кошка и т. д.)

    • Соот­ветствуя изменённым обстоятельствам, необходимо закончить работу.


      • «Посылка».

        • В общем полукруге передаём друг другу воображаемую посылку, например, яйцо.

        • Бережно, осторожно, по пути согревая его.

        • Тот, у кого при передаче «вылупляется птенец», оценивает это событие и передаёт посылку дальше.

        • Можно передавать ёжика, комара, рыбку и т. д.


          • «Нарядить ёлку»

            • (ёлка и игрушки - воображаемые).

            • Ученикам предсто­ит нарядить воображаемую ёлку.

            • У каждого ученика своя ситуация, своя ёлка и свой метод действия.


              • «Рулетка».

  • Замерить воображаемой рулеткой расстояние до стола педа­гога, до дверей, до окна.

  • Можно проверить настоящей рулеткой.


    • «Шнуры».

  • Одна пара учеников растягивает между собой воображаемый шнур, отходя друг от друга на максимальное расстояние.

  • Таких пар мо­жет быть три или четыре.

  • Задача состоит в том, чтобы, передвигаясь по комнате, сохранить свой шнур.

  • При передвижении можно поднимать шнур над головой или опускать, чтобы другие переступили.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творческие тренинги

Автор: Барладым Марина Сергеевна

Дата: 19.09.2018

Номер свидетельства: 478202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Тренинг для педагогов: развитие творческих способностей"
    ["seo_title"] => string(60) "trieninghdliapiedaghoghovrazvitiietvorchieskikhsposobnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "319639"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460906117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа тренинга «как выбрать себе профессию»."
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_trieningha_kak_vybrat_siebie_profiessiiu"
    ["file_id"] => string(6) "421443"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497263103"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Психологический тренинг "Личностный рост педагога""
    ["seo_title"] => string(58) "psikhologhichieskii-trieningh-lichnostnyi-rost-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "282554"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453714624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Роль игрового тренинга в развитии музыкально-творческих способностей школьников"
    ["seo_title"] => string(77) "rolighrovoghotrieninghavrazvitiimuzykalnotvorchieskikhsposobnostieishkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "280536"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453388237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства