kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая деятельность младших классов на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство с раннего детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в музыке ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность младших классов на уроках музыки»




«Творческая деятельность младших школьников на уроках музыки»





Содержание

  • Введение

  • Понятие о творчестве

  • Развитие музыкального творчества в разных видах музыкальной деятельности

  • Способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки

  • Творческие задания

  • Заключение

  • Список использованной литературы









































Введение

Искусство с раннего детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в музыке ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В практической деятельности, анализируя детское продуктивное творчество, мы можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия детского музыкального творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности, как игра, инсценировка, песня, сочинение и другие.

Борис Михайлович Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное.

Лев Семенович Выготский и Алексей Владимирович Запорожец доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

Однако развитие творчества, у детей младшего школьного возраста, недостаточно используется в современной практике, не закладываются эти основы и в семье. Тем самым обедняется воспитательный процесс, его эстетическая направленность.



Понятие о творчестве

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

































Развитие музыкального творчества в разных видах музыкальной деятельности

Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что творческое начало детей может проявляться в своеобразии ответов, стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы.

К видам музыкальной деятельности на уроке музыки относятся:

1. Восприятие музыки.

2. Хоровое пение.

3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

5. Творчество учащихся.

Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения.

Хоровое пение – это коллективная форма певческого исполнительства, обладающая огромными возможностями в развитии музыкальных способностей, формирующая вокально-хоровые навыки, воспитывающая лучшие человеческие качества.

Музыкально – ритмические движения – это вид деятельности в основе которой лежит моторно-пластиковая проработка музыкального материала, способствующая усилению эмоционального воздействия музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах – это один из видов коллективной исполнительской деятельности, способствующей проявлению музыкальных способностей учащихся, обогащающий художественный опыт, развивающий интерес к исполнительской деятельности.

Творчество учащихся на уроке музыки – это один из видов музыкальной деятельности, связанный с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками; с умением применять их в новых условиях, в разных видах деятельности.

Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на уроке ещё не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся.

Музыкальная деятельность развивает не только музыкальное, но и общее творчество. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общее творчество влияет на формирование музыкального творчества. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.





























Способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки

Музыка, как другие виды искусства, в системе общего среднего образования имеет особое предназначение - способствовать духовному совершенствованию человека. Но она не только носитель духовных ценностей, а и язык духовного общения, которым нужно овладеть. Это происходит в творческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа, в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Развитие творческих способностей младших школьников осуществляется в условиях развивающего обучения при помощи специально разработанных серий творческих заданий, которые составляются с учетом всех видов музыкальной деятельности, применяемых на уроках музыки (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских инструментах), и предполагают развитие творческой активности и музыкальных способностей (ритмического чувства, ладового и звукового слуха, художественно-образных представлений), а также творческого восприятия музыки.

Творческие задания должны быть вариативными, содержать "эффект новизны", соответствовать возрастным особенностям младших школьников, основываться на принципе наглядности, соответствовать коллективному обучению с учетом индивидуальности учащихся.

Творческие задания

«Лесенка»

Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.

Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты).

Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.

«Учитесь танцевать»

Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.

Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.

Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.

«Букеты»

Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие).

Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.

Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.

«Угадай мелодию»

Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Зов джунглей», «Заветный час», «Прогноз погоды» и др.

Задача участников – угадать, что за передача.

«Великие люди»

Приглашаются по одному человеку из команды, перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.

Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.

«Музыкальный платочек»

Помощники в игре – обыкновенный платочек и метла. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: «Стоп!», музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель. А в руках у ведущего появляется метла. Всем стоящим в кругу он раздает номера. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий называет номер и бросает метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел – становится ведущим.

«Музыкальная кисть»

Цель игры - развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: Песня венецианского гондольера Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся - вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

















Заключение

Творчество младших школьников нужно стараться формировать и развивать на каждом уроке, используя для этого самые разнообразные виды музыкальной деятельности.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ” (Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Таким образом, если на уроках музыки использовать различные виды музыкальной деятельности, то это будет способствовать развитию творчества младших школьников.























Список использованной литературы

  • http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00181975_1.html

  • http://megalektsii.ru/s67645t3.html

  • http://studopedia.org/10-151482.html

  • http://kalashnikova-irina.ru/met/metod/vidy-muzy-kal-noj-deyatel-nosti-na-uro-2

  • http://studbooks.net/1826730/pedagogika/sposoby_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_urokah_muzyki




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Творческая деятельность младших классов на уроках музыки

Автор: Юсупова Наталия Валентиновна

Дата: 30.11.2020

Номер свидетельства: 565001

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект мастер - класса на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-mastier-klassa-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446321438"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Игровые технологии на уроках музыки""
    ["seo_title"] => string(43) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki-1"
    ["file_id"] => string(6) "265540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449986196"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Мастер-класс на тему: "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ". "
    ["seo_title"] => string(123) "mastier-klass-na-tiemu-razvitiie-ritmichieskogho-slukha-na-urokakh-muzyki-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246258"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446317237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства