Просмотр содержимого документа
«Требования к организации современного занятия, анализ и самоанализ педагогической деятельности в рамках перехода на новые образовательные стандарты»
Требования к организации современного занятия, анализ и самоанализ педагогической деятельности в рамках перехода на новые образовательные стандарты
руководитель кружка «Декоративное рукоделие»
Саган Е.В. педагог дополнительного образования
МОУ г. Джанкоя РК лицей «МОК № 2 им. М. К. Байды»
Сегодня образование в России ориентируется на инновационное развитие. В соответствии со стандартами второго поколения учебный процесс должен строиться на основе активной деятельности учащихся на занятиях, должен быть связан непосредственно с жизнью.
В соответствии с требованиями ФГОС ученики на занятиях овладевают такими универсальными учебными действиями (УУД), которые должны помочь им стать людьми, умеющими чувствовать красоту окружающего мира, сопереживающими, духовно развитыми гражданами, способными ценить жизнь, любить и беречь свою Родину. В связи с этим перед педагогами встаёт проблема – как правильно организовать такие занятия.
Требования к современному занятию:
-должна быть сформулирована цель и тема урока;
- время сбережение и здоровьесбережение;
- вывод делают сами учащиеся;
- занятия должно быть развивающим, педагог организует
поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- планирование обратной связи;
- занятия должен быть открытым и добрым.
Цели, которые обычно ставит перед собой педагог:
1. Развитие у детей творческих способностей.
2. Активизация, стимулирование процесса мышления учащихся.
3. Формирование у школьников умений и навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
4. Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа.
5. Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
6. Создание на занятиях творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного общения друг с другом и с педагогом. Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус.
7. Формирование у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
Как уже было сказано, основным понятием «Стандартов второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД).
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Универсальные учебные действия.
В широком смысле этот термин обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий:
1) Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
2) Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
3) Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.
Программа кружка «Декоративного рукоделия» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на воспитательную - образовательную работу с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Я использую разные формы проведения занятий (игра, беседа, актерский тренинг, работа в группах), чтобы учить оценивать и объяснять простые ситуации, однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Использование метода иллюстрирования на занятиях я знакомлю ребят с разными оттенками настроения: что при одинаковых условиях чувства, настроение каждого человека может быть разным.
Таким образом, формирование ЛУУД младших школьников на занятиях осуществляется эффективно в рамках кружковой деятельности, основанной на системно - деятельностном подходе к организации обучения.
Творческий замысел занятия реализуется, прежде всего, через отбор методических приёмов. Не только присутствие продуктивного творчества на занятиях кружка является показателем эффективности занятий, но и качество самой деятельности, обусловливающее нравственно-эстетическое развитие учащихся. Кроме того, на занятиях должно быть предусмотрено время на повторение изученного, на выполнение творческих заданий, творческих экспериментов, когда ученики могут попробовать себя в роли мастера.
Создание уроков – дело сугубо личностное, и каждый педагог примеряет его на себя. Уроки должны полезными, но каким образом создать такой урок, в этом и заключается вся сложность. Творческий замысел педагога реализуется в выборе методических приёмов. В создании полноценных занятий важно такое психологическое качество, как «педагогическая зоркость». Будет прекрасно, если педагог сумеет увидеть всех и каждого, но как бы изнутри. Педагогическая зоркость открывает глаза на негативные стороны воспитанников, не замечаемые ранее. А тот факт, что за тобой ежесекундно наблюдают внимательные глаза учеников, даёт основательный толчок к собственному педагогическому росту. Личностная подготовка педагога крайне важна. Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя творческое состояние. Работа по совершенствованию собственной психики, саморегуляции чувств – залог успеха на занятии. Полезно записывать свои уроки на видео для дальнейшего анализа.
Важен на занятиях и оптимизм. Сочувствие, удивление, восхищение, радость, справедливое негодование – всё это краски оптимистического тона. Вырабатывать оптимизм, воспитывать его в себе – одна из задач в процессе подготовки к занятиям. «Воспитание детей – это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни» - писал А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…»
1. Педагог на занятии – творец, который связывает воедино свой внутренний мир, свой жизненный опыт со своим отношением к миру искусства. Человек – творец своей жизни, и чем богаче его внутренний мир, тем легче он будет преодолевать все трудности.
2. Относитесь к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – принцип взаимного доверия и уважения между учителем и учениками.
3. Терпение и терпимость. Невозможно сразу всех научить одинаково, помните, что каждый плод вызревает в своё время.
4. Уважай чужое мнение, придерживайтесь философской точки зрения «Сколько людей, столько мнений»
5. Не бойтесь на занятии той ситуации, когда во время бесед, обсуждения возникают споры, «именно в споре рождается истина»
6. Дети не должны бояться своих мыслей вслух, своих ответов и внезапно прорвавшихся эмоций, педагог должен создать комфортный климат на занятии.
7. Любите то, что преподаёте, и любите тех, кому преподаёте. Думая об учениках, думайте сердцем.
8. Доброта должна стать основополагающим качеством истинного педагога, перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь.
9. Люби искусство не в себе, а себя в искусстве.
10. Помни: «зорко лишь одно сердце»
11. Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с детьми.
12. Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
13. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством.
14. Чувствуй интонацию занятия. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.
15. «Только личность может воспитать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость» (К.Д.Ушинский)
16. «Учителя искусства – родители духовного развития учащихся» (Я.А.Коменский)
Анализ и самоанализ педагогической деятельности
Анализ работы педагога выполняет сразу несколько функций:
диагностическую;
самообразовательную;
преобразующую;
познавательную.
Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.
Главный показатель эффективности работы педагога — это, прежде всего, качественно проведенное занятия. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.
Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами педагога, но и методисты, члены администрации школы.
Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования работы. Самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. Наиболее полно, на мой взгляд, все это предоставляет портфолио педагога.
Согласно современным словарям, портфолио – это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.