Этап ЗАНЯТИЯ | цЕЛЬ ЭТАПА | дЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | Методы | УУД |
1. мОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП | - МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРИВЕТСТВУЕМ УЧАЩИХСЯ. | приветствуют учаителя | Формировать широкую мотивационную основу деятельности | включение в систему знаний |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ | - АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ РАНЕЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ - ОПРЕДЕЛИТЬ уровень сформированности результатов в данной теме | Давайте для начала вспомним, по какому плану ведет свое исследование ученый? Какие методы он использует? Расположите условные обозначения в порядке их следования: - подумать самостоятельно - посмотреть в книгах -спросить у другого человека. - посмотреть по телевизору. - получить информацию у компьютера - понаблюдать - провести эксперимент - связаться со специалистом. | отвечают на вопросы. вспоминают что изучали на прошлых занятиях. | формировать понимание причин успеха/ неуспеха в своей деятельности. | беседа |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ) | - определить место затруднения -определить тему и цель занятия | Тема сегодняшнего занятия спрятана в загадке: Вёрст не считала, По дорогам не ездила, А за морем побывала. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - … (птицы) - так какая ж тема занятия? -А что вы уже знаете о птицах? (звук стука) - Кто же это может быть? Давайте, посмотрим. Ой, да это же голубка. У нее в клюве письмо. Вам интересно, что в нём? прочтем его? | отгадывают загадку.
устанавливают тему занятия | Умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, устанавливать аналогии. | рассказ беседа |
3.2 ПОСТроение ПРОБЛЕМЫ (ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ) | - планирование деятельности на занятии -формирование проектных групп (выбор руководителя проекта) | Оказывается, крылья – это видоизмененные передние конечности. Птицы- это единственные животные, тело которых покрыто перьями, поэтому их называют пернатыми. - как выдумаете, что мы будем делать на занятии? - какие вопросы по теме исследования могли бы задать? ( 1) Так почему же птицы летают? 2) Зачем птице перья? 3) Все ли перья одинаковые? 4) как устроено птичье перо?) - Можем ли мы получить ответы на нашем занятии? - С чего начнем наше наблюдение? | слушают учителя.отвечают на вопросы. | Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. | рассказ |
3.3 Исследовательская деятельность сбор и обработка информации решение промежуточных задач | - сформировать умение работать самостоятельно, работать по алгоритму | Рассмотрите перья, сравните их по форме, размеру, цвету. Одинаковы ли они? Что общего у всех перьев? -Верно, есть стержень и волоски. Правильно они называются БОРОДКИ. - Что бы получить больше информации, мы должны воспользоваться приборами для наблюдения. Какими предметами вы воспользуемся, чтобы провести наблюдение? - Рассмотрите строение пера через лупу. Что вы увидели? _- От стержня отходят бородки, а от бородок отходят веточки. От центрального стержня отходят бородки, от бородок в свою очередь отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Давайте возьмем наши пёрышки и попробуем разъединить бородочки пальцами. Что вы заметили? (они соединены крючочками) - А теперь проведем эксперимент. Разъедините ещё раз бородочки, а теперь проведитемежду пальчиками. Что увидели? Вот так и птица поправляет бородочки, проводя клювом по перьям, чтобы крючочки соединились, застегнулись в замок. Не всегда бородки перьев сцеплены между собой. Так, например, не имеют крючков бородки пуховых перьев или бородки в самой нижней части пера – это пуховая часть. Пух удерживает у кожи слой воздуха, это нужно для сохранения тепла. | рассматривают перья, сравнивают, анализируют.
проводят эксперимент | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | беседа |
3.4 Включение в систему знаний. Практическая работа | - научить пользоваться полученными знаниями и умениями в практической деятельности с учетом новых требований (решение новой учебной задачи) | - А теперь, для эксперимента нам понадобятся ножницы. Ножницы – инструмент, требующий внимания и осторожности. Что мы должны знать при работе с ножницами? - Возьмите ножницы, отрежьте кончик стержня. Рассмотрите срез. На что он похож? (на трубочку). - В этой трубочке есть воздух, значит пёрышко – лёгкое. Встаньте, положите перышко на ладонь и слегка подуйте. Что случилось? - Благодаря своим крыльям, расправив их птицы парят в воздухе, как этот лист. (демонстрация листа бумаги, парящего в воздухе). - А теперь обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли оно? - Птицы при чистке смазывают свои перья жиром. От этого они становятся водонепроницаемыми. Поэтому и говорят: «как с гуся вода». А вот у курицы такой смазки нет, и её перья в воде не намокают. Не зря в народе говорят: «Мокрая, как курица». | проводят опыт. отвечают на вопросы.делают выводы. | Умение различать способ и результат действия. | |
3.6 оценка процесса и результатов работы (представлеие готового продукта.Презентация проекта) | | Подведем итог по результатам наших наблюдений и экспериментов.. ( На слайде): Мы провели наблюдения и увидели, что: Перья птиц разные по форме, размеру и цвету Они прочные и упругие, потому что бородочки сцеплены крючочками Перья сохраняют тепло. Мы провели эксперимент и установили, что: - какие птицы зимуют в наших краях? Как мы можем им помочь пережить зиму? | подводят итог. | | |
4. Рефлексия | - обобщить знания и умения, полученные на занятии - провести рефлексию учебной деятельности | (звучит музыка) - Прислушайтесь, как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте. Скажите себе: «Я-молодец, я думал, я старался, я делал открытия. Я – исследователь». - Продолжайте наблюдать за птицами, используя имеющиеся знания. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир – прекрасен!». Спасибо за занятие. Вы – молодцы! | | формировать понимание причин успеха/ неуспеха в своей деятельности. | |