kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта классного часа по теме: "Государственные символы РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал соответсвует ФГОС. Содержит дополнительные исторические материалы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта классного часа по теме: "Государственные символы РФ"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Кононова Лариса Владимировна, I квалификационная категория

Дата: 13.04. 2021г.

Класс: 5 «б»

Целевой блок

Тема

Государственные символы Российской Федерации

Цель

Способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации

Формируемые УУД:

  1. Личностные: -создавать внутреннюю мотивацию к учению;

  2. Регулятивные: -учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу,

корректировать и оценивать

  1. Познавательные:-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся

-формировать умение выделять главную мысль текста, работать с дополнительным материалом;

Коммуникативные: -формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся смогут понять особенности формирования государственных символов различных государств и РФ в частности;

Личностные:

Метапредметные: Формирование представления учащихся о территории и символах России, о России как

многонациональном государстве, воспитание чувства гордости за свою Родину и российский народ. Воспитание уважительного отношения к истории страны, семейным ценностям.

Регулятивные: научатся формулировать и отстаивать собственное мнение

Познавательные: закрепят навыки поиска и извлечения нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа

коммуникативные: закрепят навык подкрепления изученных положений конкретными примерами

Инструментальный блок

Задачи урока

- в теоретической части: рассмотреть понятия: герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;

- в практической части: решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения, находить сходства и различия

Тип урока

урок с использованием деятельного метода обучения

Учебно - методический комплекс

Обществознание. 5 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений под редакцией Л. Н. Боголюбова, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2016.

Организационно - деятельностный блок

Формы работы

Беседа, индивидуальная работа с понятийным аппаратом, индивидуальные и групповые задания; критический анализ текста; деловая игра «Испорченный документ» /рабочий лист/

Основные термины и понятия

герб, флаг, гимн, государственный символ, Отечество;

Метапредметные связи

история, русский язык, литература

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные действия

Организационный момент:

1 мин


Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о государственных символах России.

Как вы считаете, эта важная тема?

В чем ее важность?

Подготовка учащихся к работе на уроке.


- контроль готовности к уроку;

- обозначение важности темы;

- определение индивидуальных целей и задач;


Формирование навыков самоконтроля, познавательной деятельности

Актуализация знаний (5 мин):

2. Вопросы для беседы:

- Что такое символ?

- Все ли символы одинаковы?

-Приведите примеры символов, которые вы знаете?

- Можно ли одни и те же символы использовать в разных ситуациях?

– Что является символами государства?

– Как выглядят символы нашего государства?

– Какое значение для государства имеют государственные символы? Зачем они нужны?

- Где чаще всего можно встретить государственные символы?

- Давайте вместе сформулируем тему урока


Щадящий опрос:

Устный ответ


Устный ответ


Устный сравнительный анализ, на основе пройденного материала







Формулируют тему: Государственные символы и из значение



Структурирование и систематизация знаний

Развитие навыков индивидуальной работы. Самоконтроль и коррекция


Умение строить высказывание, анализировать ситуацию


Простейший анализ и построение выводов по заданной теме



Постановка учебных задач и целей. (1,5 мин.)

Проблемный вопрос: Может ли государственный символ служить средством передачи информации?


Слушают, размышляют, предлагают идеи



Умение строить высказывание, анализировать ситуацию


Изучение нового материала

(17 мин)

Давайте вместе составим план работы на уроке. О чем нам обязательно надо поговорить?

Вопросы для беседы:

– Что такое геральдика?

- Существовали ли гербы в древних государствах? Что на них изображали?

– Где изображают герб РФ?

- Знакомы ли вы с легендой о Георгии Победоносце?

- Какую информацию передает герб?


– Что такое флаг?

– Что для страны значит флаг?

- Как выглядит флаг Российской Федерации?

- Почему выбраны именно эти цвета? - Какую информацию передает флаг?


– Что такое гимн? Какие чувства вы испытываете, слушая гимн? Когда исполняется гимн?

- Хорошо ли вы знаете слова российского гимна?

- Что означают строчки гимна? Какую информацию он передает?

Составляют план:

  1. Герб и его происхождение

  2. Флаг и его значение

  3. Гимн и особенности текста


Работают с текстом «История герба России»


Смотрят фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»



Работают с текстом «История флага России»

Смотрят фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»



Работают с текстом «История гимна России»

Работают с текстом гимна РФ.

Слушают гимн


Простейший анализ

Умение размышлять, строить предложение, выделять главную мысль


Формирование навыков совместной и индивидуальной поисковой работы, решения индивидуальных задач.

Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом дополнительного материала.








Рефлексия:3 мин


1. Какие символы РФ вы запомнили?

2. Могут ли символы передавать какую-либо информацию?

3. Что сегодня было самым сложным на уроке?

4. Я бы оценил свою работу на…

Формулируют простые аналитические выводы по теме.

Контроль и самоконтроль знаний и психологической атмосферы урока











Молитва русских- Гимн «Боже царя храни!»

…Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю –

Всё ниспошли!

Перводержавную,

Русь Православную,

Боже, храни!

Царство ей стройное,

В силе спокойное!

Все ж недостойное

Прочь отжени!..

О, провидение!

Благословение

Нам ниспошли!

К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!..

В. А. Жуковский, 1815


Гимн Союза Советских Социалистических Республик («сталинский»)

(сл. С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Г. А. Урекляна), муз. А. В. Александрова)

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

Припев: Славься, Отечество наше

свободное,

Дружбы народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил:

Нас вырастил Сталин – на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Счастья народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

Мы армию нашу растили в сраженьях.

Захватчиков подлых с дороги сметем!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою поведем!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Славы народов надежный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведет!

первое официальное исполнение гимна было по радио в новогоднюю ночь на 1 января 1944 года.


Государственный гимн Российской Федерации (с 2000 года) (сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев: Славься, Отечество наше
свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!





Из истории российского герба

Герб – эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Герб – специфический исторический источник, изучается дисциплиной геральдикой.

Герб изображается на знаменах, печатях, монетах и прочее, помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, предметах вооружения, произведениях искусства, книгах…

Государственный герб РФ – золотой двуглавый орел в красном поле. Герб – двуглавый орел достался России в наследство от Византии, после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Последняя царевна уже погибшей Византии выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла.

Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства – состоял из двух основных эмблем: всадника, поражающего копьем змея (с конца XIV в.), и двуглавого орла (с конца XV в.), которые помещались на печатях великих московских князей и царей.

В 1882 году утвержден большой российский государственный герб со множеством геральдических деталей, но сохранивший в основе двуглавого орла с московским гербом на груди. После Февральской революции 1917 года Временное правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но орел изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы.

Принятый в 1918 году первый государственный герб РСФСР содержал изображение серпа и молота в лучах солнца на красном поле. В 1923 году утвержден первый государственный герб СССР – серп и молот на фоне земного шара, в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 30 ноября 1993 года указом президента РФ Б. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории наших древних корней. Он – символ исторической преемственности культурных традиций – от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры, к молодой растущей России. Двуглавый орел – символ объединения и единства земель российских.

Вопросы:

  1. Почему герб так часто меняли?

  2. Нужен ли государству герб? Зачем?




История российского флага

Одним из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков являются знамена. Броско украшенный шест возвышался над строем воинов, указывая на центр этого строя и на местонахождение руководителя войска – полководца, обыкновенно стоявшего в строю рядом со знаменем.

Знаменные полотнища представляли собой весьма сложные композиции, нередко – настоящие произведения искусства. Полотнища изготавливались из дорогих сортов тканей, расшивались цветными нитями и расписывались красками. Не меньше внимания уделялось древкам, к которым крепились полотнища, и их украшениям. Знамя рассматривалось как нераздельный комплекс: полотнище, древко, украшения древка. Знамя рассматривалось как святыня, то есть вещь, существующая в единственном экземпляре.

Российский государственный флаг родился тогда, когда родились первые российские военные корабли. Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича в 1667 году. Для кораблей необходимы были флаги. 9 апреля 1668 года был издан указ об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, составленные из полученных тканей.

Первые применения российского бело-сине-красного флага на суше оказались связаны с географическими открытиями русских мореплавателей. Прежде в знак присоединения земель к России моряки, обыкновенно, водружали на новом берегу памятный крест. С этого времени поднятие бело-сине-красного флага на вновь присоединяемых землях постепенно получает распространение как на море, так и на суше.

Новое большевистское правительство использовало в государственной символике интернациональные символы революционной борьбы. Поэтому не случайно, что флагом молодой советской республики стало красное полотнище, хорошо известное европейским революционерам (красное как символ крови, пролитой в борьбе за коммунистические идеи).

Однако, в 1990 году вопрос о российском флаге был поставлен на рассмотрение в государственных органах РСФСР. В ноябре 1990 года была образована правительственная комиссия по разработке новой государственной символики. Вопрос о государственном флаге решен быстро и почти без разногласий: Россия имела исторический бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться к своей стране.

15 декабря 1990 года было принято решение Верховного Совета РСФСР об утверждении нового флага России – бело-сине-красного флага.

Вопросы:

  1. Флаг также важен для государства, как герб?

  2. Что означают цвета на флаге?





История российского гимна

Гимн – слово древнегреческое, происходящее от глагола «гимено» (петь, прославлять).

Главная причина появления государственных гимнов – это возникавшая у граждан одной страны потребность отличить себя от других. Гимны звучат во время международных встреч – они обозначают страны, участвующие в этих встречах. Гимн исполняется в новогоднюю ночь и в моменты важнейших государственных церемоний – он сообщает нам, что наступил общий для всей страны праздник или происходит важное для всей страны событие. Гимн раздается в момент награждения участников международных спортивных состязаний – он говорит нам, представители какой страны заняли первое место.

Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну, стали возникать в России в XVIII веке.

Самым известным российским гимном стал гимн под названием «Молитва русских». Слова написал поэт Василий Андреевич Жуковский.

***

Официально «Боже, царя храни!» был отменен 1 марта 1917 года – через 4 дня после отречения от престола последнего российского императора Николая II.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. В конце сентября 1943 года появился новый гимн СССР, написанный поэтом С. В. Михалковым на музыку А. В. Александрова. Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 года.

***

Новый гимн СССР – гимн, с которым наша страна жила до распада СССР в 1991 году.

После долгих поисков и сомнений выбор был остановлен на произведении Михаила Ивановича Глинки «Патриотическая песнь» М. Глинки. Но петь гимн было нельзя – не было слов.

В 2000 году над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков – создатель текста гимна СССР.


Вопросы:

  1. Для чего служит гимн?

  2. Почему гимн на музыку А. Александрова снова стал исполняться?

  3. Какой гимн на ваш взгляд больше восхваляет государство?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта классного часа по теме: "Государственные символы РФ"

Автор: Кононова Лариса Владимировна

Дата: 09.06.2021

Номер свидетельства: 582986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Технологическая карта классного часа по теме: "Государственные символы Российской Федерации""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_klassnogo_chasa_po_teme_gosudarstvennye_simvoly_rossiis"
    ["file_id"] => string(6) "582983"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1623218782"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Классный час: "Государственные символы России""
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi_chas_gosudarstvennye_simvoly_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "551907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1590756125"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час на тему: "Голубь-символ мира" "
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi-chas-na-tiemu-golub-simvol-mira"
    ["file_id"] => string(6) "235472"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443715975"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства