Сценарий классного часа для учащихся 11 класса «Как найти свое место в жизни?»
Сценарий классного часа для учащихся 11 класса «Как найти свое место в жизни?»
Конечно, давать советы легче, чем выбирать самому жизненный путь и отвечать на вызовы судьбы. Каждый из вас индивидуальность и наверняка будет строить сценарий своей жизни исходя из личных интересов и предпочтений. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь – скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек – не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа для учащихся 11 класса «Как найти свое место в жизни?» »
Сценарий классного часа для учащихся 11 класса «Как найти свое место в жизни?»
автор: Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №49 г. Мурманска
Чтобы обладать чашей мудрости, нужно испить чашу терпения и трудолюбия
Цели классного часа:
- Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
- Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
- Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.
- Развитие нравственных личностных качеств, таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Задачи: - подвести ребят к мысли о необходимости самовоспитания;
- стимулировать стремление вести конструктивную дискуссию;
- акцентировать внимание на выборе положительного идеала на пути к самосовершенствованию,
- оказать помощь в выборе положительных целей.
Форма классного часа: круглый стол (родители, учащиеся, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны)
Ход классного часа:
Вступление. Звучит аудио запись притчи, «Какой волк победит?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ребята, скоро вы закончите обучение в школе и войдете во взрослую жизнь. От вас зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете её радостно и счастливо. А ведь наша жизнь так коротка! Она не имеет ни черновиков, ни дублей. Ни один день не возвратишь, не проживёшь заново. А ведь судьба некоторых людей складывается так, что много дней, а иногда и целые годы пролетают беспамятно и бездумно, будто их и не было вовсе? Вы, ребята уже успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Это и горести, и трудности, и переживания. Поэтому те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали ее интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить на всем готовом, за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать «с боем». А кому приятно всю жизнь воевать? Поэтому наша задача состоит в том, чтобы способствовать правильному выбору того, что может пригодиться в жизни каждому из вас в современном обществе. Дать мудрые советы и наставления.
В процессе подготовки к классному часу вы готовили презентации на тему «Жизнь дается один раз….», в которых должны были представить описание жизненного пути известных людей. Давайте посмотрим на результаты вашей работы.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
Скажите, что объединяет этих людей? Какие факторы способствовали их жизненному росту?
Сегодня на нашем классном часе присутствуют гости – ветераны труда и войны, прошедшие нелегкий жизненный путь. Они пришли к нам , чтобы поделиться жизненной мудростью и дать советы в вашем самоопределении.
ДИАЛОГ С ВЕТЕРАНАМИ И РОДИТЕЛЯМИ.
Совместная дискуссия «В мире мудрых мыслей» по темам:
«ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЫ ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ», « МУДРОСТЬ СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ НИКОГДА НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК, А В ТОМ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ИСПРАВЛЯТЬ ИХ И НИКОГДА ИХ НЕ ПОВТОРЯТЬ» (МАКАРОВ), « ХОРОШАЯ КНИГА-ЭТО ПИСЬМЕННАЯ ОПЫТНОСТЬ» (ГУАРТ), « ЧЕЛОВЕК ЧЕРЕЗ СЛОВО ВСЕМОГУЩ» (Г. ДЕРЖАВИН), « НИКТО НЕ СТАНЕТ МУДРЫМ, НЕ БУДУЧИ ТЕРПИМЫМ» (Ф.БЭКОН), « ДОБРО ТВОРИШЬ - СЕБЯ ВОЗВЫШАЕШЬ, ЗЛО ТВОРИШЬ - СЕБЯ УНИЖАЕШЬ» (СОЛОМОН)
Конечно, давать советы легче, чем выбирать самому жизненный путь и отвечать на вызовы судьбы. Каждый из вас индивидуальность и наверняка будет строить сценарий своей жизни исходя из личных интересов и предпочтений. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь – скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек – не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Я предлагаю вашему вниманию игру «Ассоциации». Сядем в круг и по очереди выскажем, какие ассоциации у нас возникают друг о друге. Возможно, эта игра, поможет вам по - другому взглянуть на себя и окружающих.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от различных жизненных перспектив. Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное – интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться.
Уже сейчас многим из вас кажется, что есть черты характера, препятствующие вашему дальнейшему росту. Предлагаю вам провести игру «Аукцион». Вам предлагается «обменять» черты характера, которые вам мешают на лучшие, представленные другими ребятами и объяснить свой выбор. Вам дается несколько минут на подготовку. Вы можете обратиться за помощью к нашим гостям.
А сейчас, я предлагаю вам построить модель «Счастья». Внешне - это мозаичная фигура, состоящая из множества элементов. Каждый элемент вы подпишите тем словом или символом, который, по вашему мнению, и составит счастливую жизнь в будущем.
Этап рефлексии. Ребята, поделитесь впечатлениями о сегодняшнем занятии. Какие новые идеи возникли у вас. Изменили ли вы свое отношение к способам принятия решений?
В заключение нашего занятия послушайте притчу.
Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, в чём смысл жизни?
— Чьей? — удивился Учитель.
Ученик, немного подумав, ответил:
— Вообще. Человеческой жизни.
Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам:
— Попробуйте ответить сами.
Один ученик сказал:
— Может быть, в любви?
— Неплохо, — сказал Учитель, — но неужели одной любви достаточно, чтобы на склоне лет сказать «я жил не зря»?
Тогда другой ученик сказал:
— По-моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что-то на века. Как, например, ты, Учитель!
— Ух, — улыбнулся Учитель, — если бы я знал тебя похуже, мог бы принять это за лесть. Ты хочешь сказать, что большинство людей живет зря?
Третий ученик неуверенно предположил:
— А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл?
— Ну-ка, ну-ка, — заинтересовался Учитель, — объясни, почему ты так думаешь?
— Мне кажется, — сказал ученик, — что если задаваться этим вопросом, то, во-первых, точного и окончательного ответа всё равно не найдёшь, будешь всё время сомневаться, а, во-вторых, какой бы ты ответ ни нашёл, всё равно всегда найдётся кто-нибудь, кто будет с ним спорить. Так вся жизнь пройдет в поисках её смысла.
— То есть, что, — улыбнулся Учитель, — смысл жизни в том, чтобы…
— Жить? — сказал ученик.
— По-моему, это — ответ! — и Учитель жестом показал, что сегодня занятия закончены.
Пусть ваша жизнь будет счастливой. И помните
Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому. Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!
Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра,
А если с другом худо — Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь — Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра!