Теоретическая обоснованность инновации. | (необходимость внедрения инновации) Область применения: образовательный процесс, внеучебная деятельнотсь, исследовательская работа Целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, метод, комплекс и т.д.) | Жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемые в педагогике как потребность в умственных впечатлениях, характерно для каждого здорового ребенка. Постепенно они трансформируются в любознательность или умственную (интеллектуальную) активность. Интеллектуально одаренные дети получают радость от умственного напряжения. Очень важно, чтоб любознательность переросла со временем в познавательную потребность. Проведение исследований может рассматриваться как особое направление внеурочной работы, связанное с учебным процессом. Этапы исследования: выбор темы исследования; сбор материалов; обобщение; оформление реферата; выступление. Тема исследования должна быть интересна ребенку и при этом должна нести познавательный заряд. Темы исследований можно объединить в две группы: теоретические (изучение и обобщение фактов, содержащихся в различных источниках); эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов). Тема исследования должна отображать характерные черты проблемы. Цель исследования – ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим (изучить, доказать). Задачи исследования определяют то, что требует конкретного решения. Задачи структурируют логику исследования, выделяют этапы пути и способы достижения цели. В исследовании присутствует гипотеза - предположение, что хочешь доказать. Сост. план исследования. В плане определяются методы, способы и приемы исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Поиск источников новой информации приводит ребенка к детским энциклопедиям, справочникам, словарям и т.п. Главный смысл исследования – добыть знания самостоятельно. Особую сложность для младших школьников представляет исследование на изучение теоретических тем, т.к. идет серьезная работа с текстовой информацией, которую надо найти и систематизировать, поэтому консультант дает алгоритм систематизации и во всем старается помочь ребенку выделить нужное, но не делать это за него, дает ключ к поиску. Систематизация и обобщение – очень сложная для ребенка задача, но именно они развивают мышление и творческие способности. Этот процесс можно сравнить с работой ученого. От учителя требуется не только отличное знание предмета, но и владение навыками ученого - исследователя. Интерес к исследованию может пробудить у школьников только тот, кто сам увлечен этим, кто ориентирован на пробуждение детской любознательности. Именно учитель, без помощи которого, ребенок не может обойтись, несет ответственность за качество выполненной работы. |
Новизна. | Степень оригинальности в партнерстве учитель – ученик Своеобразие приемов и методов, применение инновационных технологий Реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности | Идет сотрудничество учитель – ученик, формируются партнерские отношения. Учитель помогает ребенку в составлении схем и таблиц к теме, графического уплотнения информации, определить схему эксперимента, найти факторы пути и средства научного анализа, уметь правильно оформить работу. |
Образовательная значимость | | Овладение содержанием и методикой данной инновации позволяет выработать у ученика суждения и умозаключения, умения делать выводы, указывает возможные пути дальнейшего изучения исследуемого явления, учит самостоятельности, умению нужно учить давать четкие и ясные ответы на конференции. Дать путь к развитию интеллектуальных способностей ученика. Чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе необходимо пробудить в нем задор, жажду творчества, сформировать исследовательскую мотивацию, высказывать суждения, умение пользоваться словарями и необходимой литературой. Сформированные в процессе УИД занятия влияют на становление личностных качеств ученика, таких как самостоятельность, волевая регуляция, познавательность, интеллектуальные и коммуникативные способности и т.д. |