kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Создание условий для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ к современным условиям жизни».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный статус детей с ограниченными возможностями определяется рядом факторов, в том числе характером отношения к ним со стороны общества.

          Одной  из главных задач деятельности дополнительного образования  - социализация  и адаптация  детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми – инвалидами, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких им людей, но и общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Создание условий для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ к современным условиям жизни».»

Тема доклада:

«Создание условий для успешной социализации и адаптации детей с ОВЗ к современным условиям жизни».

«Потребность наслаждения искусством

и служения искусству лежит в каждой человеческой личности…

эта потребность имеет права

и должна быть удовлетворена.»

Л.Н. Толстой



Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучения, социальной адаптации и интеграции ребенка является сегодня приоритетной задачей во всех развитых странах. Острота проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа детей, имеющих инвалидность, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки.

Социальный статус детей с ограниченными возможностями определяется рядом факторов, в том числе характером отношения к ним со стороны общества.

Одной из главных задач деятельности дополнительного образования - социализация и адаптация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особое внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми – инвалидами, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких им людей, но и общества. Я полагаю, что только в тесном сотрудничестве можно помочь ребенку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.

Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.

Практика выявила, что у детей с ограниченными возможностями здоровья налицо дефицит общения со здоровыми сверстниками, что приводит к затруднению социальной адаптации и формированию комплексов. Также, при организации деятельности с данной категорией детей стала зримой необходимость расширения и дополнения программы. Введение в программу дополнительных предметов, таких как музыкальные занятия, театральные игры, фелтинг. При составлении своей программы я старалась тщательно учитывать данные состояния здоровья детей и планировать мероприятия по его сохранению и укреплению.

Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями используются различные методы и формы обучения и воспитания.

Социализация и адаптация детей с ОВЗ проводится в смешанных группах обучения. В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения. Особое значение в социализации и адаптации детей с ОВЗ придается творческой деятельности посредством артпедагогики и музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры в театральном кружке, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми.

Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, для успешной социализации и адаптации детей содействует организация досуговой деятельности. Для детей проводятся творческие конкурсы, детские праздники. Все это способствует успешной социализации и адаптации, развитию и самоутверждению среди сверстников.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы, особого подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка.

Наша школа располагает многими возможностями для успешной социализации и адаптации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Структура образовательной и воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.

В процессе поиска эффективных методик для развития детей с различными отклонениями, изучения положительного опыта современных методик и технологий, многочисленной литературы по данной теме и участие в различных конкурсах я также использую элементы музыкально – педагогической системы «Элементарного музыцирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982гг) первостепенное значение в которой отводилось музыкально – ритмическому воспитанию. Обучая детей навыкам коллективного музыцирования, Орф делал упор на пение, движение и игру на простейших ударных инструментах. Мною разработаны упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать.

Основной целью занятия является не столько развитие техники, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности ( для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)»

При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально – коррекционную деятельность отличается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психологической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоциональной личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Вся система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (учимся делая и творя) и включает в себя следующие элементы:

- речевые элементы;

- поэтическое музицирование;

- музыкально – двигательные элементы;

- игры с инструментами;

- элементарный музыкальный театр.

Речевые упражнения – эта форма хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развить у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Поэтическое музицирование – помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только не заметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.

Игры с инструментами – при овладении этой формой деятельности дети во- первых, совершенствуют навыки приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых , чувство ансамбля здесь развиваются достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное –наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные инструменты.

Музыкально – двигательные упражнения – использование двигательных упражнений позволяют подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрая реакция, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально – двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Элементарный музыкальный театр – как интегрированная игровая форма предлагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приемы организации театрализованной деятельности – игровые тренинги – помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного время проведения в кругу друзей.

На занятиях по изобразительному и декоративно – прикладному искусству я использую такие формы как работа в творческих мастерских - наиболее оптимальный вариант взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения дополнительного образования детей, посредством артпедагогики , где изобразительное искусство используется не только как средство художественного развития и формирования художественной культуры, но и как средство, оказывающее на детей лечебное воздействие, являющееся способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Посредством изобразительного искусства у детей развивается дополнительная возможность открыть новые жизненные аспекты душевной и практической стороны жизни.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности (развитие восприятия, мышления, фантазии, художественного вкуса, пространственного воображения, мелкой моторики, формирование знаний и представлений об окружающем мире).

Основной функцией арттерапии является снятие нервно – психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Очень важно - создать развивающую среду. В уютном психолого – педагогическом комфорте развиваются таланты наших обучающихся, положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Работа педагогов с детьми и их патронатными родителями направлена на разносторонннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, в учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта не только с ребенком, но и его патронатными родителями и сверстниками. Многие наши мероприятия направлены на осознание своих человеческих качеств, формирование воспитанников не смотря на свои недуги, заболевания доброты, отзывчивости, что для нас является приоритетным.

Большое внимание уделяется всестороннему воспитанию детей, приобщению к социально-культурной жизни.

Патронатные родители вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в организации и проведении воспитательных и досуговых мероприятий. Развитие ребёнка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участие патронатных родителей в их физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в концертах, спектаклях, выставках, фестивалях, праздниках помогает детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности.

Дети с отклонениями в здоровье наряду со здоровыми детьми активно участвуют в разноуровневых конкурсах, фестивалях, выставках, что подтверждают следующие показатели.



Достижения детей с особыми образовательными потребностями.

Результаты работы показали, что в процессе обучения у детей появляются положительные эмоции, эмпатия, принятие других, доброжелательность, снимается напряженность, беспокойство, озабоченность.

Со слов детей, они адекватно оценивают результаты своих способностей и планируют в дальнейшем использовать эти знания в жизни.

Посредством творческой деятельности в коллективе налаживаются межличностные отношения, укрепляются дружеские, доверительные отношения, проявляется повышенный интерес к художественной деятельности.

В связи с тем, что самооценка у особенных детей находится на стадии активного формирования, результаты ее диагностики в большей степени носят ситуативный характер.

Анализ достигнутых результатов и поставленных задач дают возможность с уверенностью сказать, что механизмы реализации поставленных задач выбраны удачно. Это подтверждают следующие результаты:

  1. Устойчивость контингента творческого объединения.

  2. Привлечение воспитанниками к творческим занятиям, как друзей, так и своих патронатных родителей.

  3. Отмечена положительная динамика развития коммуникабельности. У воспитанников с нарушением речи наметилась тенденция к улучшению речи, вызванная необходимостью общения со здоровыми детьми.

  4. Занятия способствовали развитию памяти и воображения

  5. Дети расширили рамки общения, и получили возможность на собственном опыте познать, что такое коллективная работа.

  6. В процессе занятий произошло сплочение коллектива. Воспитанники с удовольствием посещают выставки, проводят дни именинника, совместно организуют подготовку к праздникам.

  7. Уровень работ воспитанников был отмечен областными и районными фестивалями для детей с ограниченными возможностями.

8. В школе создана прекрасная атмосфера, открытости, доверительного отношения друг к другу.

Посещая школу, дети получают возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками, включиться в творческую работу, обнаружить и развить свои способности, обогатить свой нравственный опыт, научиться не только принимать помощь, но и помогать другим, приносить радость людям, приобрести опыт взаимодействия и сотрудничества с другими детьми и их родителями, вступить на путь к независимой жизни.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кривоспицкая Светлана Васильевна

Дата: 03.09.2020

Номер свидетельства: 556895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Практико-ориентированные проекты для детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(54) "praktiko-oriientirovannyie-proiekty-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "228261"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441201117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства