Практико-ориентированные творческие проекты для детей с ОВЗ.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. «От души выполняемый замысел», так определил в 1918 г. в статье «Метод проектов» суть этого метода американский педагог и психолог Килпатрик Уильям Херд (1871-1965).
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Как учитель – организатор проектной деятельности, я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:
Цель внедрения проектного метода:
-
Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
-
создание условий для формированияи приобретенияисследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности иинициативы,способствующих развитию творческих способностей,формирование активной жизненной позиции.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.
В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико - ориентированные, информационные, игровые, учебные. Но основу нашей работы составляют индивидуальные и групповые практико – ориентированные проекты.
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Объект труда заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение темы проекта, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обоснование проекта: его необходимость, материальные и технические возможности.
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта;
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:
Вовлечение в проект всех учащихся.
- Все участники проекта должны получать удовольствие от общения друг с другом.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. «Сделаем мир теплее» — под таким девизом проходит благотворительная деятельность моих воспитанников.
Проект «Подари тепло своих рук» - имеет несколько направлений.
-
Тренажеры и пальчиковые игры для кабинета психолога, которые помогут развивать мелкую моторику и коммуникативные способности обучающихся;
-
Удобная домашняя одежда сделает теплее и красивее быт девочек и мальчиков, которые живут и учатся в интернате;
-
Уютной кабинет технологии для приготовления пищи делают различные мелочи, сделанные своими руками: салфетки, подставки под горячее, грелки на чайник, чайные домики и пр.
-
Интегрированный творческий проект с учителями технического труда и изобразительного искусства позволили подарить воспитанникам подшефных детских садов кроватки для кукол с постельным бельем и покрывалами, столики со скатертями, лопатки для уборки снега и разные миниатюрные приспособления для девичьих игр: скалочки, разделочные досочки, салфеточки, полотенца и фартучки.
Воспитание при выполнении творческого проекта нацелено на осознание нравственной ценности трудового начала в жизни. Для этого необходимо направить все усилия на формирование способности человека испытать радость, удовлетворение от процесса и результата труда.
Метод проектов относится к активным формам обучения. Именно они побуждают интерес и повышают мотивацию к обучению, открывают возможности для коррекции и развития детей с ОВЗ, позволяют обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, поэтому являются актуальными и перспективными и для современной специальной (коррекционной) школы. Метод проекта в школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с ОВЗ и на коллективную деятельность.
Учителю коррекционной школы в проекте отводится, как правило, большинство ролей: носитель идеи и разработчик деталей проекта, идейный вдохновитель. При работе над проектом учитель должен выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо умело побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.
Необходимо понять, что ребенку с ОВЗ необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.