Тип урока: урок-исследование. Цель:Формирование представление о воздухе, экологическое поведение,экологическую грамотность,бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранить воздух чистым- сохранить жизнь»
БОУ" Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №1" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель Директор
_________ М.Ю.Александрова __________Г.Е.Слепов
Приказ №____ от______
Конспект открытого воспитательского занятия в рамках года экологии
«Сохранить воздух чистым - сохранить жизнь».
Цивильск 2017 г.
Цель: Формирование представления о воздухе, экологическое поведение, экологическую грамотности, бережное отношения к природе.
Обучающие:
формировать знания об основных свойствах воздуха в процессе опытов;
формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
формировать знания о важности воздуха для всего живого на Земле;
Развивающие:
создать условия
для личностного развития ученика,
активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;
создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в паре, группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Тип урока: урок-исследование .
Основной метод обучения:исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (воздухом) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы. Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воздуха в жизни человека, какими свойствами обладает «воздух»?) и поиск путей её решения. Дополнительные структурные элементы:выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Межпредметные связи – окружающий мир, биология, география, ИЗО, русский язык
Учащиеся научатся:
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, устанавливать значение воздуха для всего живого;
анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя ее существенные признаки;
исследовать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, слайд шоу « кляксография», «уборка» оборудование для проведения опытов учениками:
1) сосуды с водой для исследования
3) коктельные трубочки для опыта «Воздух в одушевленном предмете»
4) губка для опыта «Воздух в неодушевленном предмете»
Ход занятия
I. Организационный этап. Мотивация
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Оно у нас сегодня необычное. На нем присутствуют гости. Поздоровайтесь и усаживайтесь удобнее, покажем гостям, как мы умеем общаться, думать, рассуждать. Предлагаю, используя прилагательные, назвать те качества, которые необходимо нам для плодотворной работы.
Напомните, что такое прилагательное?.
Ответы учащихся: Часть речи, которая обозначает признак предмета.
Педагог: На какие вопросы отвечают прилагательные?.
Педагог: Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.
Тему нашего занятия вы узнаете, выполнив задание
Индивидуальная работа:(на каждой парке лежит лист А4, на котором воском написана по 1 букве слова «Земля», «Воздух» педагог предлагает собрать из букв слово.
Инструкция к заданию:
У вас на столе лежит лист бумаги, стакан с окрашенной водой, кисточки. Возьмите кисточки и раскрасьте бумагу. Прикрепите буквы на доску. (учащиеся вывешивают свои буквы и «собирают» слова.
Учащиеся читают……
Педагог. Какие слова получатся, если поставить буквы в правильном порядке? Молодцы, правильно. Прочитайте получившие слова про себя, затем вслух.
-О чем будем говорить на занятии?
Предлагаю вам сегодня поговорить том, что касается всех нас, не зависимо от возраста или национальности. Поговорим о планете Земля и ее богатствах. Также мы проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, вспомним, что нужно делать, чтобы сберечь жизнь всего, что нас окружает.
А к концу занятия мы все вместе « Украсим землю цветами» изготовленные вами раннее.
Звучит тихая спокойная музыка
Педагог: Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова:
«Мы закрываем глаза, и ничего не видим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это планета Земля. Жизнь начинается.
Педагог: Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе со своими составляющими. Богата наша Земля разными сокровищами
( демонстрация пластиковых бутылок 1-ая с землей, 2-ая с водой, 3-ая пустая)
Педагог: демонстрирует бутылки, дети перечисляют природные богатства. Что за сокровище внутри 3- ей бутылки?
Ответы учащихся:……., воздух.
Педагог: Мы будем говорить о том, что никому не принадлежит и то же время он — достояние каждого. Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле и в то же время так редко замечается, как окружающий нас атмосферный воздух.
Поделитесь, пожалуйста, своим мнением, что такое воздух для вас. Педагог передает глобус детям, которые по очереди объясняют, что такое для них воздух.
Воздух - это жизнь растений,
Воздух - это жизнь животных,
Воздух - это жизнь человека,
Воздух - это бесконечность,
Воздух - это бесцветный океан,
Воздух - это газообразное вещество,
Воздух - это природное богатство,
Воздух - это то, что есть везде,
Воздух - это то, что есть во всем,
Воздух- это сама жизнь.
Педагог: Ребята как вы думаете, воздух существовать без человека?
Ответы детей: может.
Педагог: А человек без воздуха?
Ответы учащихся: нет.
Педагог: Давайте, сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем задержим, выдох. Что вы почувствовали?
Ответы учащихся: ….
Педагог: Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
Игра «Живая или неживая природа»
Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
1. Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается. (Гриб) 2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) 3. Рассыпался горох На семьдесят дорог. Никто не подбирает: Ни царь, ни девица, Ни красная девица. (Град) 4. Много рук, а нога одна. (Дерево) 5. Личный кран имеет он, Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон) 6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
Педагог: Напомните, пожалуйста, а какой он воздух?
Ответы учащихся: Чистый воздух не имеет запаха, не имеет цвета…
педагог вывешивает знаки свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).
Педагог: Не много ранее вы утверждали, воздух содержится везде, т.е в одушевленных предметах и не одушевленных предметах. Предлагаю вам это доказать. Делать это мы будем в необычном месте, в лаборатории. А кто из вас скажет, что такое лаборатория?
Ответы учащихся: это место, где работают ученые.
Педагог: какое-то время мы с вами сами станем учеными, а наш кабинет превратится в лабораторию. В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:
Слайд «Техника безопасности»
соблюдать тишину,
не перебивать друг друга.
не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно, внимательно,
брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
без разрешения трогать оборудование и приборы,
запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Педагог: Понятно? Хорошо! Теперь ребята наденьте шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом.
Педагог: Предлагаю исследоватьвоздух. Готовы? Тогда начнем!
Работа в группах
Опыт №1 «Воздух в неодушевленном предмете» проводят учащиеся 1 гр.
Педагог: Перед вами ком земли и емкость с водой. С их помощью прошу вас доказать, что воздух содержится в не одушевленных предметах. Подсказкой для вас послужит следующие слайд шоу, посмотрите на экран.
(Просмотр слайд шоу учащиеся на уроке сельхоз труд сеют семена растений).
Педагог: Закончили? Прокомментируйте, пожалуйста, свою работу. Сделайте вывод.
Ответы учащихся:
Мы опустили ком земли, в воду;
Немного подождали;
Через некоторое время в воде появляются пузырьки.
Это воздух выходит из предметов
Вывод: В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, воздух находится во всех предметах, которые нас окружают. Он вокруг нас.
Педагог: Именно по этому существует жизнь под землей.
Педагог: А есть ли он в одушевленном предмете. Докажите это нам на примере человека. В своей работе вы можете использовать емкость с водой и коктейльные трубочки.
У вас есть подсказка. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Совсем недавно мы с вами рисовали в техники «кляксография», вспомните, о чем говорили на этом занятии. Слайд шоу (занятие «кляксография»)
Работа в группах
Опыт№2 «Воздух в одушевленном предмете » проводят учащиеся 2 группы
Педагог: Ребятам 2 группы предлагаем доказать, что воздух есть и в одущевленных предметах, на примере человекас помощью коктельной трубочки и емкости с водой. Для вас также подготовлена подсказка. Посмотрите на экран. Ребята, прокомментируйте свою работу и сделайте вывод.
Ответы учащихся:
Мы опустили трубочку в стакан с водой;
Сделали вдох;
И выдохнули в трубочку;
На поверхности воды мы увидели пузырьки.
Вывод: Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, в человеке есть воздух.
Педагог: Поэтому же принципу работают музыкальные инструменты. Губная гармошка, дудочка, труба, флейта; саксофон, аккордеон. (демонстрация муз. инструментов) Возьмите в руки любой инструмент и подуйте в него.
Поместим нашу карточку к остальным. На доску вывешивается («изображение человека»). Продолжим исследовать воздух дальше.
А задумывались когда-нибудь, чистым ли воздухом Вы дышите? Этот простой опыт даст Вам представление о том, что воздух может быть загрязнен.
Опыт№3 «Воздух может загрязняться и исчезать» проводит педагог.
Педагог: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха. Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?
Ответы детей: – нос.
Педагог: Понюхаем, что осталось в банке.
Ответы детей: Вывод: Остался воздух, которым неприятно вдыхать.
Педагог: Воздух загрязнился и исчез. Педагог вывешивает (картинка - зачеркнутый грязный воздух). Как вы думает, чем и как загрязняет человек воздух.
Ответы детей: Такие предприятия как, заводы, фабрики, электростанций загрязняют воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа.
Педагог: Молодцы, люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Педагог приглашает всех учащихся собраться в круг.
Рефлексия «Тонкая голубая нить»
Каждый учащийся берет в руки клубок голубой нитки, называется правило сохранения воздуха чистым, при этом постепенно разматывается клубок с нитью, а предыдущий продолжает ее держать. В результате образуется «паутина», символизирующая наши поступки, т.у.
Ответы детей:
1) Проветривать помещение,
2) Мыть пол,
3) Протирать влажной тряпкой пыль,
4) Сажать деревья,
5) Строить очистные сооружения,
6) Сажать комнатные растения,
7) В городах в летнее время специальные машины моют, поливают асфальт,
8) Создать автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии,
9) Не курить ,
10) Создавать организаций по охране окружающей среды,
11) Сажать цветы.
Педагог: Все эти правила,как невидимые связи, которые поддерживают жизнь на планете. Педагог опускает глобус на «паутину» из синих нитей. Посмотрите, только если мы будем все вместе, только если каждый из нас будет соблюдать все эти правила, только тогда мы сможем сохранить нашу планету.
Учащиеся рассаживаются по своим местам
Состояние планеты Земля, и ее богатств зависит от нашего с вами отношения. Предлагаю вам очистку и сохранность чистого воздуха начать уже сейчас. Сегодня мы сделаем это на нашей маленькой планете, но, как только потеплеет, мы выйдем на школьный двор и посадим цветы во дворе школы, которые вы уже посеяли на уроке сельхоз труд.
Рефлексия.
- Скажите, ребята, вам понравился урок?
- Что вы узнали для себя нового?
- О чем мы говорили на занятии? (о планете Земля, о воздухе, где он содержится).
-Для чего нам чистый воздух?( Для того, чтобы жили животные, люди)
Под песню «Давайте сохраним» учащиеся прикрепляют цветы (Цветок лотоса является символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя) к глобусу. Посмотрите, какая красивая у нас получилась планета!
Педагог: Спасибо вам, ребята, за совместную работу. Молодцы.