kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Е.А.Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна, как воздух чист!»
Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит.
А.А.Фет
Цель: 
• Формировать умение находить в тексте тропы, раскрывать их существенные признаки 
• Показать разнообразие и выразительность образов родной природы, помочь понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов. 
• Воспитывать любовь к природе, уважение к мастерам слова, к художникам, к композиторам.
 Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация
1.Организационный момент:
 Наш сегодняшний урок посвящен весне. Какое же это замечательное время года! Весну любили писатели, художники и поэты, композиторы. И ждали ее с нетерпением. И мы тоже поговорим весне.
Давайте послушаем музыкальное произведение великого композитора  Чайковского.
2. Актуализация знаний. Прослушивание произведения  Чайковского и просмотр картин Бакшеев Василий Николаевич «Голубая весна»(1930); Бравков Владимир Филиппович «Весна на реке Тамзловке»(2008), Варваров Анатолий Викторович «Весеннее солнце уже рядом»(2007), Щербаков Борис Валентинович «Журчат ручьи весенние»(1986) 
Слайды 3-6
- Понравилась вам музыка, а картины?
- Какие чувства он у вас вызвали?
- При помощи чего музыка передает описание природы?
- Какие звуки  весенней  природы вы услышали?
- А как, по-вашему, художники описывают природу?
-Какие цвета вы увидели?
Слово учителя.
- Ребята, мы с вами послушали музыку, рассмотрели репродукции картин и убедились, что композиторы при помощи звуков,  художники при помощи красок создают описания природы, которые заставляют нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Скажите, а как еще можно передать красоту природы?     (Словом).
- Конечно, словом. Словом можно выразить все: и звуки, и краски, и чувства, и  даже мысли автора. Но главное – уметь читать, видеть, слышать, понимать?  И сегодня на уроке мы попытаемся описать эти картины словами, ведь
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но вспомнятся, скользнут, мелькнут едва,
И сердце засмеётся и заплачет.
.-это стихотворение Зинаиды Гиппиус,   поэтессы Серебряного века, с творчеством , которой мы познакомимся в старших классах. 
Ребята, перед вами лежит таблица, давайте попробуем заполнить её  первую строчку вашими  ассоциациями со словом «весна».   
 Таблица
     звуки     запахи     картины     цвета
 ВЕСНА     Пение птиц, журчание ручья     свежесть     Почки распускаются, ручьи бегут
     Светлые тона
 ВЕСНА по Баратынскому    «незримый жаворонок» «заздравный гимн»    «воздух чист»    «небосклон ясен» «поднятый лед»
    «лазурию живой»
 3.Сообщение нового материала. А теперь поговорим  о поэте Е.А.Баратынском и  весне, которую он увидел и показал нам в своем стихотворении  «Весна, весна!  Как воздух чист!».
Слайд 7 
 Сообщение ученика. Биография Е.А.Баратынского
  Прослушивание стихотворения Баратынского «Весна, весна!  К ак воздух чист!»
Слайд 8
  Словарная  работа.
 Слайд 9
5. Закрепление изученного.
 Заполним вторую часть таблицы, выписав ответы из текста Баратынского.
Найдем художественные тропы в этом стихотворении.

 Слайды 10,11
 
 Есть ли разница в видении и ощущении природы вами и Баратынским?  
 Обратимся к эпиграфу, который я выбрала для сегодняшнего урока.
Согласны ли вы с ним? 
Показал ли  Е.А.Баратынский нам то, что мы не увидели?

        - Молодцы, ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок позволил понять, насколько родная природа удивительна, сказочна. Ведь не зря поэты пишут о ней с восхищением и гордостью. Их стихотворения помогают нам понять, что природа – неотъемлемая  часть жизни человека. А если представить, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку, не услышали жаворонка, ручеек…Что вы почувствуете?  (Пустоту, одиночество).
- Что же мы должны сделать для того, чтобы сохранить природу для себя, для потомков?     (Не засорять, не ломать деревья…)
        6.  Подведение итогов. Выставление оценок.
        Сегодня все хорошо поработали. Попробуйте оценить свою работу сами. 
 7. Домашнее задание ( на выбор). 
?    Определить размер стиха и рифму.
?    Нарисовать на альбомных листах иллюстрацию к стихотворению «Весна, весна! Как воздух чист!»».
        Сочинить стихотворение из заданных рифм (весны-волны, травы-совы и т.д.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Е.А.Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!" »

Е.А.Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!»  Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит. А.А.Фет

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит.

А.А.Фет

Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:

  • научиться анализировать художественное произведение;
  • научиться составлять образную картину;
  • составить творческую работу, которая поможет нам иначе взглянуть на такое явление, как весна.
Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). Голубая весна. 1930

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958). Голубая весна. 1930

Бравков Владимир Филиппович. Весна на реке Тамзловке 2008

Бравков Владимир Филиппович. Весна на реке Тамзловке 2008

Варваров Анатолий Викторович. Весеннее солнце уже рядом 2007

Варваров Анатолий Викторович. Весеннее солнце уже рядом 2007

Щербаков Борис Валентинович. Журчат ручьи весенние. 1986

Щербаков Борис Валентинович. Журчат ручьи весенние. 1986

Евгений Абрамович Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский

  • 19.02.1800 г – дата рождения 1812 г – зачислен в Пажеский корпус
  • 1818 г – знакомство с А.С.Пушкиным
  • 1820 г – произведён в унтер- офицеры
  • 1826 г – отставка
  • 1827 г – издан сборник лирики 1835 г – второй сборник лирики
  • 1840 г – знакомство с М.Ю.Лермонтовым
  • 1843 г – заграничное путешествие
  • 29.06.1844 г – внезапная кончина
Весенний дождь

Весенний дождь

  • Весна, весна! как воздух чист!
  • Как ясен небосклон!
  • Своей лазурию живой
  • Слепит мне очи он.
  •  
  • Весна, весна! как высоко
  • На крыльях ветерка,
  • Ласкаясь к солнечным лучам,
  • Летают облака!
  •  
  • Шумят ручьи! блестят ручьи!
  • Взревев, река несет
  • На торжествующем хребте
  • Поднятый ею лед!
  •  
  • Еще древа обнажены,
  • Но в роще ветхий лист,
  • Как прежде, под моей ногой
  • И шумен и душист.
  • Под солнце самое взвился
  • И в яркой вышине
  • Незримый жавронок поет
  • Заздравный гимн весне.
  •  
  • Что с нею, что с моей душой?
  • С ручьем она ручей
  • И с птичкой птичка! с ним журчит,
  • Летает в небе с ней!
  •  
Словарная работа  Лазу́рь  — один из оттенков  голубого цвета,  цвет  минерала   азурита  и красителя  азур , цвет неба в ясный день.

Словарная работа

Лазу́рь  — один из оттенков  голубого цвета, 

цвет  минерала   азурита  и красителя  азур , цвет неба в ясный день.

  • Своей лазурию живой
  • Слепит мне очи он.
Теория литературы Эпитет- яркое образное определение.

Теория литературы

Эпитет- яркое образное определение.

  • «воздух чист» , «небосклон ясен» , «лазурию живой» , «на торжествующем хребте» , «ветхий лист» , «незримый жаворонок» , «заздравный гимн»
Теория литературы Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.  облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам» , «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед! »

Теория литературы

Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам» , «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед! »

Домашнее задание (на выбор)

Домашнее задание (на выбор)

  • Определить размер стиха и рифму.
  • Нарисовать на альбомных листах иллюстрацию к стихотворению «Весна, весна! Как воздух чист!»».
  • Сочинить стихотворение из заданных рифм (весны-волны, травы-совы и т.д.).
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Е.А.Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!"

Автор: Шамуратова Ляйсан Тамрисовна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165422


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства