Тема: Е.А.Баратынский «Весна, весна, как воздух чист!»
Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит.
А.А.Фет
Цель:
• Формировать умение находить в тексте тропы, раскрывать их существенные признаки
• Показать разнообразие и выразительность образов родной природы, помочь понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.
• Воспитывать любовь к природе, уважение к мастерам слова, к художникам, к композиторам.
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация
1.Организационный момент:
Наш сегодняшний урок посвящен весне. Какое же это замечательное время года! Весну любили писатели, художники и поэты, композиторы. И ждали ее с нетерпением. И мы тоже поговорим весне.
Давайте послушаем музыкальное произведение великого композитора Чайковского.
2. Актуализация знаний. Прослушивание произведения Чайковского и просмотр картин Бакшеев Василий Николаевич «Голубая весна»(1930); Бравков Владимир Филиппович «Весна на реке Тамзловке»(2008), Варваров Анатолий Викторович «Весеннее солнце уже рядом»(2007), Щербаков Борис Валентинович «Журчат ручьи весенние»(1986)
Слайды 3-6
- Понравилась вам музыка, а картины?
- Какие чувства он у вас вызвали?
- При помощи чего музыка передает описание природы?
- Какие звуки весенней природы вы услышали?
- А как, по-вашему, художники описывают природу?
-Какие цвета вы увидели?
Слово учителя.
- Ребята, мы с вами послушали музыку, рассмотрели репродукции картин и убедились, что композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок создают описания природы, которые заставляют нас восхищаться могучей и таинственной красотой. Скажите, а как еще можно передать красоту природы? (Словом).
- Конечно, словом. Словом можно выразить все: и звуки, и краски, и чувства, и даже мысли автора. Но главное – уметь читать, видеть, слышать, понимать? И сегодня на уроке мы попытаемся описать эти картины словами, ведь
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но вспомнятся, скользнут, мелькнут едва,
И сердце засмеётся и заплачет.
.-это стихотворение Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века, с творчеством , которой мы познакомимся в старших классах.
Ребята, перед вами лежит таблица, давайте попробуем заполнить её первую строчку вашими ассоциациями со словом «весна».
Таблица
звуки запахи картины цвета
ВЕСНА Пение птиц, журчание ручья свежесть Почки распускаются, ручьи бегут
Светлые тона
ВЕСНА по Баратынскому «незримый жаворонок» «заздравный гимн» «воздух чист» «небосклон ясен» «поднятый лед»
«лазурию живой»
3.Сообщение нового материала. А теперь поговорим о поэте Е.А.Баратынском и весне, которую он увидел и показал нам в своем стихотворении «Весна, весна! Как воздух чист!».
Слайд 7
Сообщение ученика. Биография Е.А.Баратынского
Прослушивание стихотворения Баратынского «Весна, весна! К ак воздух чист!»
Слайд 8
Словарная работа.
Слайд 9
5. Закрепление изученного.
Заполним вторую часть таблицы, выписав ответы из текста Баратынского.
Найдем художественные тропы в этом стихотворении.
Слайды 10,11
Есть ли разница в видении и ощущении природы вами и Баратынским?
Обратимся к эпиграфу, который я выбрала для сегодняшнего урока.
Согласны ли вы с ним?
Показал ли Е.А.Баратынский нам то, что мы не увидели?
- Молодцы, ребята! Я надеюсь, что сегодняшний урок позволил понять, насколько родная природа удивительна, сказочна. Ведь не зря поэты пишут о ней с восхищением и гордостью. Их стихотворения помогают нам понять, что природа – неотъемлемая часть жизни человека. А если представить, что вы вышли завтра на улицу и не увидели березку, не услышали жаворонка, ручеек…Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество).
- Что же мы должны сделать для того, чтобы сохранить природу для себя, для потомков? (Не засорять, не ломать деревья…)
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
Сегодня все хорошо поработали. Попробуйте оценить свою работу сами.
7. Домашнее задание ( на выбор).
? Определить размер стиха и рифму.
? Нарисовать на альбомных листах иллюстрацию к стихотворению «Весна, весна! Как воздух чист!»».
Сочинить стихотворение из заданных рифм (весны-волны, травы-совы и т.д.).