kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка как важнейший фактор нравственного воспитания личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации позволят педагогу дополнительного образования вовлечь ребенка в "Мир сказок" и через этот мир помочь формировать у детей представление о современном мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как важнейший фактор нравственного воспитания личности.»

Сказка как важнейший фактор нравственного воспитания личности.



Мы живем в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный. Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех.

Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Важную роль в формировании нравственности общество возлагает на школу и учреждения дополнительного образования. Поэтому изменения в социальной жизни нашей страны, вызвали перемены и в области просвещения. Становится иной система преподавания. Происходит переориентация системы образования, призванная обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Проблема приобретения ребенком эмоционально-нравственного опыта является особенно актуальной, а решается она как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации.

Однако, вопрос о нравственности не нов. Мифология, религия, философия, искусство всех народов мира полны попыток осмысления сложных нравственных коллизий, нравственного становления или деградации человека.

По словам Д.И. Дубровского: «сознание человека – довольно «упругий объект», далеко не всегда поддающийся воспитательным воздействиям. Это каждый знает по себе. Это обстоятельство имеет не только негативное значение, оно и позитивное. Нравственная сфера, по сути своей чрезвычайно консервативна, но она все, же нуждается в новациях. По справедливому замечанию Толстых В.И., мораль предполагает не простое следование общепринятым нормам поведения, а развитую способность человека критически относиться к окружающему и себе.

Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится. Из школы, из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя все доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа, и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок.

Ведущая роль в процессе нравственного воспитания принадлежит педагогу.

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К.Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. Он подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Педагог непрерывно влияет на всех учащихся сразу и на каждого из них в отдельности: словом, жестом, действием, молчанием. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение души педагога. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте, - говорил он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь – все это имеет для ребенка большое значение».

Педагог свою воспитательную работу по развитию нравственности должен строить как с коллективом в целом, так и с отдельными воспитанниками.

В нравственном воспитании мне очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказки К.Д.Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. Ребята глубоко сочувствуют персонажам сказки. Сказка доступна пониманию ребенка, будит его чувства. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением. В сказке добро и зло идут рядом, но добро всегда побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает так. В ходе бесед выяснилось, что большинство детей считают, что в мире больше злых людей, чем добрых. И мне надо убедить детей в том, что хороших, добрых людей, для которых важны справедливость, искренность, ответственность, совестливость, тоже немало. И я приглашаю воспитанников в необычную театрально – сказочную страну – «Приглашение к творчеству», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, милосердие, преданность, вера, мудрость. Мудрые жители страны не только знакомят ребят с человеческими ценностями, но и помогают выйти из трудной ситуации, нужно только попросить у них помощи.

Занятия в театральном кружке способствуют задачам самореализации ребенка, повышают его уверенность в себе, делают его активным в жизни, раскрывают его таланты.

Программа «Приглашение к творчеству» направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него адаптированного человека, готового ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Развивая свои потенциальные способности на занятиях в театральном кружке, изучая мир и людей (на примере театральных постановок), ребенок ищет свое место

Путешествие по театральной стране помогает формировать у детей представление о добре и зле; показать красоту добрых поступков, понять, что каждому дана свобода выбора, творить добро или зло, быть честным или лживым, жадным или бескорыстным, капризным или послушным, ленивым или трудолюбивым. Дети сами оценивают или осознают через сказку, как к нему относятся люди, будь он тем или другим. Мои воспитанники очень любят слушать сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев, оценивают и осознают через сказку, как к ним относятся люди. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу ребенка, сказывается на формировании его взглядов, привычек, поведения.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева­ниями, и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Цель, которую ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Темы самые разнообразные: «Ежели вы вежливы…», «Мойдодыр», «День рожденья куклы Насти», «Доброта спасет мир», «Мы говорим вам «Здравствуйте!» .

Важным средством воспитания является игра. В жизни воспитанников игра не только способ отдыха, но и самостоятельный, важный вид деятельности. Без игры дети не могут нормально расти и развиваться. Игра – это такая форма деятельности, которую принимают охотно, больше всего любят, в которой выражают свою оригинальную сущность, самовыражаются. В процессе игр обогащается духовный мир детей, расширяется круг их знаний, развивается познавательная активность. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. Кроме того, игра – это школа морали в действии (так определил ее известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации педагога учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению

Ценностные ориентиры, сформированные у детей, готовят их к жизни в реальных условиях. В целом перед педагогами стоит задача - формировать самостоятельно действующую, нравственно и эстетически гармоничную личность, отвечающую за выбор своего жизненного пути.

Нравственно-эстетическое воспитание является актуальной проблемой и важнейшим фактором при формировании личности. В XІX веке Герцен А.И. обратился к своему сыну: «Кем бы ты не стал, ученым или артистом, политическим человеком или чем хочешь - но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах». Но эти слова остаются актуальными и для современного ребёнка, да и для взрослого человека.

Педагог – организатор дворового клуба «Жулдыз» Тургунова Айнакуль Ирхановна




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка как важнейший фактор нравственного воспитания личности.

Автор: Тургунова Айнакуль Ирхановна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396501

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ "
    ["seo_title"] => string(57) "narodnaia-piedagogika-v-dukhovno-nravstviennom-vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "134964"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838612"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Каким растет ваш малыш? "
    ["seo_title"] => string(25) "kakim-rastiet-vash-malysh"
    ["file_id"] => string(6) "201704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429105618"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Влияние народной семейной педагогики на развитие личности ребенка "
    ["seo_title"] => string(76) "vliianiie-narodnoi-siemieinoi-piedaghoghiki-na-razvitiie-lichnosti-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "141401"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418119522"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа по внеурочной деятельности Сказки добрые друзья "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-skazki-dobryie-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "135537"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416932933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства