Система работы классного руководителя по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Система работы классного руководителя по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Изложенная выше разработка показывает, чтовнедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы классного руководителя по здоровьесберегающим образовательным технологиям. »
Ткачук наталья Андреевна,
учитель географии и самопознания,
классный руководитель 8 «А» класса.
Система работы классного руководителя по здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем нашего времени, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Определенный период своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Работая в школе 7 лет и имея стаж работы классного руководителя проанализировав причины пропусков школьных занятий по болезни, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. На родительском собрании провела курс бесед “здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.
Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет совместно со мной, выявил некоторые причины школьных болезней:
несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
Так же не смотря на свою занятость начали проявлять активность и участвовать в физкультурно-оздоровительной работе, в анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:
“В хорошей ли вы форме?”
“Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”
“Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”
“Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа (уроки самопознания) и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются
не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. В 2013 году, после прохождения «Программы 3-х месячных курсов», меня заинтересовала работа по системе развивающего обучения “Гармония” под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье. Планирую дальнейшую свою работу связать с данной системой.
Школа
Ф.И.О., должность педагога
Краткое описание инструментария
Уровень применения
Краснооктябрьская средняя школа отдела образования акимата Камыстинского района
Ткачук наталья Андреевна, учитель географии и самопознания, классный руководитель 8 «А» класса.
Утренняя зарядка
ежедневно
ежеурочно
проведение динамических перемен
ежедневно
участие учащихся в школьных спортивных секциях
круглогодично
создание на уроках психологической, интеллектуальной и физической комфортности
ежедневно
мониторинг пропусков по болезни учащихся
1 раз в четверть
- организация лектория для учащихся
классные часы по ЗОЖ
2 раза в четверть
Обстановка и гигиенические условия в классе - Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Количество видов учебной деятельности- Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.
Наличие и место методов, способствующих активизации- Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
Место и длительность применения ТСО -Умение использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления- Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке - Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу