Мотивация ученика - основное условие успешного обучения.
Знакомство родителей с итогами анкетирования по вопросам:
Утром я просыпаюсь с мыслью:
А) «ура! Сегодня будет (предметы)
Б) «сегодня можно не присутствовать на (предметы)
В) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по (предметы)».
2. Я прихожу в школу для того, чтобы…
А) узнать что-то новое, интересное
Б) заниматься интересными предметами
В) встретиться с хорошими учителями
Г) пообщаться с друзьями
Д) весело провести время
Е) не огорчать родителей
3. Домашнее задание я делаю так:
А) совершенно самостоятельно
Б) обращаюсь за помощью к взрослым
В) под контролем родителей
Г) от случая к случаю
Д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно …
А) иметь интерес к предмету
Б) иметь способности к предмету
В) хорошо работать на уроке
Г) иметь хорошие отношения с педагогом
Д) уметь списывать
5. Когда я получаю плохую отметку, то …
А) стараюсь тут же ее исправить
Б) стараюсь исправить ее на следующем уроке
В) стараюсь исправить в ближайшее время
Г) ничего не пытаюсь делать
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Утром всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще всего хочется дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) пошёл бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) много
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся-18;
б) не очень-9;
в) не нравятся
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека».
Дж.Равен – британский психолог
Высокая мотивация обучения:
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Хорошая школьная мотивация:
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень
мотивации является
средней нормой.
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Низкая школьная мотивация:
- Эти дети посещают школу неохотно
- Предпочитают пропускать занятия.
- На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
- Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
- Находятся в серьезной адаптации к школе.
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
- Выносливость: Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.
Перестаньте безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.
Введите в традицию ежедневные обязанности. Научите принимать ребёнка факт регулярного обязательного выполнения.
- Справедливое вознаграждение: Хвалить за конкретные дела и успехи.
- Хвалить за старание.
- Отмечать лучше не результат, а потраченные усилия.
Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
- Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
- Справедливая критика: Выражайте претензии обоснованно
(«Мне не нравится…, потому что…»).
- Выражайте претензии в нейтральном тоне.
- Говорите о своих чувствах («Мне не нравится…потому что. ТЫ МЕНЯ ОГОРЧИЛ…ОЧЕНЬ.»
- Делая замечание, указывайте и на«плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
- Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
- Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
Анкетирование родителей:
Возьмите лист бумаги и ручку. Поставьте в столбик числа от 1 до 14.
Ответьте на вопросы: да, иногда, нет.
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли дети с вами « по душам», советуются ли « по личным делам» ?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
6.Проверяете ли вы, как они учат уроки?
7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9.А в « детские праздники» предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их « без взрослых»?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11.А телевизионные передачи и книги?
12.Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках, концертах?
13.Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Да – 2 балла, Иногда – 1 балл, Нет – 0 баллов
Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Мы должны воспитать в наших детях веру в собственные способности.