Развитие школьной мотивации младших школьников посредством интерактивных технологий на уроках окружающего мира во 2 классе
Развитие школьной мотивации младших школьников посредством интерактивных технологий на уроках окружающего мира во 2 классе
Формирование школьной мотивации в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения и в Федеральной образовательной программе начального общего образования, отмечается: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению. То есть организуя системно-деятельностный подход в обучении, учащийся из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) превращается в субъект обучения, который сам осознаёт, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. В результате этого субъектно-объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создаёт среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие школьной мотивации младших школьников посредством интерактивных технологий на уроках окружающего мира во 2 классе»
Развитие школьной мотивации младших школьников посредством интерактивных технологий на уроках окружающего мира во 2 классе
Корякина В.С., студентка 4 курса специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, руководитель: Кочнева Г.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Формирование школьной мотивации в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования третьего поколения[4] и в Федеральной образовательной программе начального общего образования[2], отмечается: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению. То есть организуя системно-деятельностный подход в обучении, учащийся из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) превращается в субъект обучения, который сам осознаёт, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении и усвоении. В результате этого субъектно-объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создаёт среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.
Как показывают данные психолого-педагогических и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе интерактивных технологий, так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации. Использование интерактивных технологий способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
В связи с этим большое значение приобрела проблема о повышении школьной мотивации у младших школьников, необходимо узнать при каких педагогических условиях использование интерактивных технологий на уроках окружающего мира будет способствовать развитию школьной мотивации младших школьников?
В психолого-педагогической литературе мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, и др.). По мнению Грекова В.А. школьная и учебная мотивация - это вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний. Иными словами, учебная мотивация представляет собой своеобразную систему мотивов, которая обеспечивает направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, обладает определенной устойчивостью и динамичностью. Мотивы учения бывают внешними и внутренними, познавательными, социальными, позиционными, оценочными, игровыми и др. Мотивы учения могут иметь различный личностный смысл, занимать различное место в структуре мотивации, иметь различную степень осознанности и распространения на разные виды деятельности. Воспитать у отстающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. [1]
Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока, а именно уроки с использованием интерактивных технологий обучения. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучаемых. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивные технологии по В.В. Гузеев – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Включение интерактивных технологий делает процесс обучения результативнее. Главный результат – это горящие глаза обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Интерактивные технологии позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Процент успеваемости и качества знаний растет вместе с интересом обучающихся, воспитанников к предмету. Применение интерактивных технологий обучения на уроках окружающего мира влияет не только на успешное усвоение материала, что также выражается в увеличении хороших оценок, но и на отношение обучающихся к предмету. [3]
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что развитие школьной мотивации у младших школьников посредством интерактивных технологий на уроках окружающего мира во 2 классе возможно, если:
1) создаются комфортные условия обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения;
2) создаются условия ситуации успеха, позволяющих достичь высоких результатов деятельности, где успех в обучении - это результат данной ситуации;
3) осуществляется применение разнообразных форм и методов интерактивных технологий, благодаря которым происходит интерес к обучению;
4) обеспечивается развитие самостоятельности и самоконтроля ученика, снижается внешний контроль, происходит дифференциация обучения, построены отношения «учитель-ученик» на основе совета;
5) обеспечивается активная познавательная деятельность младших школьников в процессе использования интерактивных технологий.
Вследствие всех представленных условий для решения проблемы будет проверена результативность интерактивной технологии, как средство развития школьной мотивации младшего школьника.
Замысел этой работы заключается в проведении первичной диагностики развития школьной мотивации у обучающихся 2 класса, разработке конструктов уроков окружающего мира, направленных на развитие школьной мотивации младших школьников посредством применения интерактивных технологий на уроках окружающего мира, проведении вторичной диагностики развития школьной мотивации у обучающихся 2 класса, обосновании выводов результативности применения интерактивных технологий для развития школьной мотивации у младших школьников на уроках окружающего мира. Результаты опытно-поисковой работы оценивается с помощью следующих методик: Карта наблюдений «Методика определения уровня учебной мотивации в младшем школьном возрасте», автор: Апасова Е.В., Кулагина И.Ю., Федоров В.В., цель: определение уровня учебной мотивации младших школьников. Анкета проявления школьной мотивации у младшего школьника, автор: Лусканова Н.Г., цель: определение уровня школьной мотивации. Опросник «Учебная мотивация», автор: Карпова Г.А., цель: выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности учащихся младших классов.
Таким образом, интерактивные методы обучения вносят разнообразие в учебный процесс. Урок построен так, что ученики берут инициативу изучения нового материала на себя, а преподаватель лишь помогает в этом. Интерактивное обучение можно считать эффективным, потому что оно мотивирует к получению новых знаний и их дальнейшей обработке. Использование данного метода предполагает индивидуальность преподавания, предполагает широкие возможности для творчества и самореализации учащихся.
Литература
Горбач Н.С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 15.11.2022)
Информационно правовой портал. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (дата обращения: 15.10.2023)
Ногайлиева Ф.Х. Интерактивные методы обучения как средство повышения мотивации обучающихся [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/doklad-interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-motivacii-obuchayushihsya-6050897.html (дата обращения 17.10.2022)