Написанная мной данная статья описывает опыт работы в классном коллективе.
Самоуправление-организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Смысл ученического самоуправления не в управлении детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности в коллективных делах.
Важным звеном является орган самоуправления класса и его деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Самоуправление класса, как и любого коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными членами коллектива, выбор ответственных за наиболее важные секторы работ. В коллективе на общем собрании избран Актив класса, состоящий из старосты, его помощников и различных секторов. Через актив класса, который руководит подготовкой коллективных творческих дел, каждый постепенно приобщается к управлению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«самоуправление в классном коллективе »
О РАБОТЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Классный руководитель: Богаева Б.С.
Самоуправление-организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Смысл ученического самоуправления не в управлении детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности в коллективных делах.
Важным звеном является орган самоуправления класса и его деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Самоуправление класса, как и любого коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными членами коллектива, выбор ответственных за наиболее важные секторы работ. В коллективе на общем собрании избран Актив класса, состоящий из старосты, его помощников и различных секторов. Через актив класса, который руководит подготовкой коллективных творческих дел, каждый постепенно приобщается к управлению.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
дежурства по классу и по школе;
помощь ветеранам и т.п.
Такая организация деятельности положительно решает вопросы демократизации и гуманизации воспитания, дает новые подходы к самому процессу воспитания, когда ученик постепенно превращается в полноправного партнера классного руководителя по совместной работе, воспитание же становится процессом совместной жизнедеятельности. Стараюсь оказать помощь членам классного самоуправления в реализации своих возможностей.
Орган самоуправления нашего класса – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. С целью развития инициативы и самостоятельности каждого ребенка в классе и школе проводятся различные вечера, викторины, конкурсы. С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с членами самоуправления придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроль за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
Совместная воспитательная работа классного руководителя и самоуправления класса строится по тематическому принципу(месячники).
Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Класс получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. Актив самоуправления строит свою работу по четкому алгоритму, соответствующему следующим стадиям:
коллективное планирование
коллективная подготовка
коллективное проведение дела
коллективное подведение итогов
Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Члены самоуправления учатся сами планировать свою деятельность и жить с пользой и радостью. Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше?? Что надо успеть на будущее?
С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий сложилась в нашем классе. Стали активнее некоторые учащиеся , им уже можно доверить составление сценарий, выпуск стенгазет, бюллетеней, организацию помощи ветеранам и т.д. Лучшей формой привлечения членов самоуправления к такой творческой деятельности стали в нашем классном коллективе следующие праздники: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», когда сами члены самоуправления совместно с культмассовым сектором составляют сценарии праздников, выбирают ведущих и проводят интересные мероприятия. Члены самоуправления участвуют в спортивных мероприятиях. Классный руководитель является только консультантом, помощником в организации коллективных дел.
Наиболее хорошо поставлена работа в секторе «Физическая культура и здоровье». Сектор отвечает за организацию спортивных мероприятий в классе и участие в общешкольных мероприятиях, следит за посещаемостью учащимися секций, пропагандирует здоровый образ жизни, выступая на классных часах. Мальчики регулярно участвуют не только в школьных соревнованиях по борьбе, футболу, боксу, восточных единоборств, легкой атлетике, но и в состязаниях городского, республиканского, межрегионального, всероссийского уровня. Мальчики, определенные соцпедагогом в «группу риска» несколько лет подряд регулярно и с удовольствием занимаются в спортивных секциях.
В конце учебного года происходит анкетирование среди учащихся класса о работе ученического самоуправления, о его роли в воспитательной работе класса и можно сделать следующие выводы:
1. Роль самоуправления в проведении коллективных творческих дел в классном коллективе намного высока. Оно позволяет учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д.
2. Расширение ролевых позиций через коллективные творческие дела является инструментом формирования механизма социальной адаптации: ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе.
3. Коллективные творческие дела, которыми руководят члены самоуправления, индивидуальные и групповые задания по подготовке классных часов способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, расширяют знания об окружающем мире, учат работать с книгой, развивают речь; развивают творческие способности, художественный вкус, способствуют раскрытию талантов.
4. Увеличился процент учащихся, принимающих активное участие в школьных мероприятиях, так как коллектив оказывает сильное влияние на формирование личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.
5. Благодаря целенаправленной работе классного руководителя и самоуправления класса в классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации, что помогает развитию творчески активной личности, способной адаптироваться в социальной среде.