Просмотр содержимого документа
«"Россия - Родина моя"»
Государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
отделение Пестравка
Конспект занятия – игры
на тему:
«Россия - Родина моя»
Воспитатель:
Галькевич Н.С.
Цель: Уточнить знания детей о государственных и неофициальных символах России
Задачи:
Развивающие: закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь; воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов развитие творческих способностей детей, образных движений посредством игры (хоровод, частушки), высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика) (музыка, коммуникация, физическая культура)
Обучающие: расширить представления детей о символах России, познакомить с понятием «неофициальные символы России» (социализация), расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй речи (познание)
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству (познание); воспитывать навык свободного общения в процессе продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности (коммуникация, художественное творчество)
Материал: картинки с видами России, разрезные картинки с изображение флага, герба России, поляна из ромашек, разных по размеру, матрешки, заготовки для композиции.
Предварительная работа: слушание и разучивание частушек, стихотворений о Родине, знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства России, чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; оформление стенда «Моя родина – Россия»
Ход игры – занятия:
Организационный момент.
(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)
Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?
Дети: (о родном месте, о нашей Родине)
Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте.
Контроль исходного уровня знаний.
Воспитатель: А как называется наша страна, кто знает?
Дети: (Россия)
Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира.
Обучающий этап.
Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя?
Дети: Российская Федерация
Воспитатель: Россия – тоже наша Родина. Родину мы любим и о ней много написано песен и стихотворений. Вот одно стихотворение вы сейчас послушайте «Наш дом»:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям.
Воспитатель: Наша страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
Воспитатель: Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране?
Дети: Россияне.
Далее воспитатель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.
Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной?
Дети: Президент.
Воспитатель: Как зовут нашего президента?
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Воспитатель: Одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей.
Воспитатель показывает портрет президента страны.
Воспитатель: Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором?
Воспитатель уточняет, что их выбрал народ.
Воспитатель: В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети: (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна)
Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок, расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель: - Наша большая Родина складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые вы учили.
Дети: (дети читают стихи)
Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.
Дети:(делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Дети России»)
Воспитатель: - Наша игра будет состоять из 5 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги)
И первый из них – «Достопримечательности нашего города». Вам необходимо как можно больше назвать достопримечательностей, которыми славится и гордится столица нашей родины - город Москва.
Дети:(выполняют задание)
Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете главный город страны. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?
Дети:(дети выполняют задания)
Воспитатель: - У нас настоящие будущие географы. Молодцы!
Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.
Дети:(Россия, Российская Федерация)
Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?
Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.
Дети: (гимн, флаг, герб)
Воспитатель: - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.
(звучит отрывок гимна России все встают)
Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.
Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).
Воспитатель: - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселится и отдохнуть после таких трудных этапов.
Воспитатель: - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:
Родина
Дети: Родина – это то место, где мы живём.
Воспитатель: Совершенно верно, произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Контроль достигнутого уровня знаний.
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь черёд настал задать вам вопросы.
1 Столица нашей Родины?
2 Самый главный человек нашей страны?
3. Назовите какие улицы нашего села вам известны?
Воспитатель: Да вы просто молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы!
Итог.
Воспитатель: Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наше занятие закончилось.