Просмотр содержимого документа
«Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста.»
Роль сказок в развитии детей дошкольного возраста.
Какова роль сказок в развитии детей дошкольного возраста?
Как известно дети с раннего возраста очень любят слушать сказки. Сказка – это способ общения взрослого и малыша на понятном ему языке и первые маленькие жизненные уроки. Именно через сказку, ребенку становятся доступны знания об окружающем его мире, взаимоотношении людей
. Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.
Сказочный мир учит детей сравнивать, сопереживать, помогает формировать поведение в общении, развивает воображение, фантазию, мышление, внимание, память и связную речь ребёнка. У детей формируется понимание внутреннего мира людей, способ снятия тревожности и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его развивающейся личности. Ребенок, которому с раннего детства читают сказки, быстрее начинает говорить.
Сказка и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этапом в развитии детей, который формирует запас жизненных ситуаций, или является своеобразной библиотекой житейской мудрости. В сказках и историях рассказывается о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах их героев. Ребенок учиться сопереживать своим любимым героям, искать правильный выход из разных ситуаций.
Наши сказки не только разнообразно развивают личность и интеллект ребенка, но и помогают нам, взрослым, пообщаться с ребенком в волшебном мире и заинтересовать его языком сказки. Можно сказать, что сказка - это диалог между взрослым и ребенком. Чем эмоциональнее была прочитана сказка, тем понятнее и доступнее она для ребенка и он лучше осознает её. Не зря психологи выделяют сказкотерапию как метод психотерапии.