kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль игровой деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть использована педагогами в работе с детьми ОВЗ,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль игровой деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.»

Роль игровой деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Агафонова Валентина Николаевна, Горбатовская Татьяна Николаевна, Плахотник Марина Николаевна, Карпенкова Наталья Васильевна.

Воспитатели, ГБОУ « Новооскольская специальная

общеобразовательная школа-интернат»

Коррекционное образование.

Игра для ребенка является одним из важнейших видов
деятельности, в ходе которой он знакомится с нормами и правилами взаимоотношений между людьми, а также усваивает существующие формы коммуникативного поведения, практикуется в их реализации посредством игрового общения. Именно через игру протекает взаимодействие ребенка с предметным миром, совершенствуется его эмоционально-волевая и чувственная сфера, формируются отношения между ребенком и взрослым, а моделирование ситуации успешности в игровой форме создает ощущение безопасности, комфорта, позволяет создать позитивный образ ребенка в его собственном представлении о себе.
Выдающиеся педагоги и психологи Г.Я.Трошин и А.Н.Грабов считали, что игра в воспитании и обучении детей с ОВЗ служит важным показателем их способностей и возможностей, оказывает положительное влияние на развитие зрения, мышечных чувств, слуха, влечет за собой улучшение памяти, мышления и воображения. Ученые доказали необходимость использования игровой деятельности в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечая полезность и положительную динамику в последующем развитии школьников. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как «особую форму жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью».
Согласно определению Советского энциклопедического словаря,
игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в
ее результатах, а в самом процессе. Данный вид деятельности является
средством психологической подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к будущим жизненным ситуациям .
Очевидным является и факт, что при воспитании и обучении детей
с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, несформированность операций речевой деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Однако, несмотря на вышеперечисленное, следует отметить тот факт, что в игре формируется установка положительного отношения к миру, другим людям, самому себе и решается комплекс задач:
- умственное воспитание детей (развитие восприятия, мысленных
операций, представлений о природном и социальном мире, любознательности);
- развитие речевого аппарата, коммуникативной, познавательной
функции речи, активизация речевых умений в условиях реальных и игровых ситуаций общения;
- развитие физического тела (улучшение координации движений,
подвижности, коррекция моторного и физического развития);
- нравственное воспитание (формирование навыков поведения в
коллективе, усвоение этических норм, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам);
- трудовое воспитание (формирование представлений о труде, позитивных установок к различным видам труда и творчества).
В современных коррекционных школах акцентируется внимание на
социализации обучающихся в обществе. Таким образом, игровая деятельность при всем своем разнообразии имеют практическую направленность.
Известно, что обучающиеся с ОВЗ характеризуются повышенной
возбудимостью, неспособностью к проявлению волевых усилий, имеют
склонность к аффективным реакциям. Они не могут фокусироваться на
чем-то в течение долгого времени, их внимание рассеивается, восприятие
нецеленаправленно, что снижает общий уровень работоспособности. Также дети быстро устают, теряют интерес к выполняемым заданиям. Из этого следует, что дети с ОВЗ испытывают сложности в обучении и в процессе адаптации, тем не менее, все вышеперечисленное поддается психолого-педагогической коррекции.
К.Д. Ушинский отмечал, что детям легче усваивать новый материал
в формате игры, а также был убежден в отсутствии грани между обучением и игрой. Это предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для реализации творческого потенциала путем использования в учебно-воспитательном процессе дидактических игр, игровых приемов, расширяющих практический опыт ребенка и закрепляющих знания об окружающем мире.
Стоит отметить, что игра для детей с ОВЗ имеет наибольшее значение, чем для обучающихся массовых школ, так как использование игровой
деятельности способствует психологическому раскрытию личности, обнаружению скрытого потенциала, развитию воображения и повышения самооценки, появлению дружеской и комфортной атмосферы в коллективе.
В процессе игры осуществляется эмоционально-волевое развитие, появляется уверенность в себе и чувство удовлетворения от проделанной работы.
При организации игры педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, предусматривать постепенность усложнения игр, чередовать их по направленности, интенсивности и
продолжительности. Организация и проведение игры – от её выбора до
окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.
В ходе уроков мы широко используем игровые приемы и ситуации,
подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения, элементы театрализованной деятельности, дидактические материалы, наглядность. Следует отметить, что дети с различными нарушениями в развитии имеют
разные физические возможности и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья для понимания того или иного действия требуется многократное
повторение. Игра (подвижная, дидактическая, ролевая) позволяет обеспечить необходимое количество повторений при сохранении позитивного отношения к процессу обучения и воспитания.
Список используемой литературы:
1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 260 с.
2. Советский энциклопедический словарь. Режим доступа. – [Электронный ресурс] UPL: https://endic.ru/enc_sovet/Igra-59712.html
(30.01.2019)
3. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.: Перспектива, 2008. – 96 с.
4. Баряева Л.Б., Зорин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с
проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Издательство
РГПУ им. А.И. Герцена, Издательство «СОЮЗ», 2001. – 240 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Роль игровой деятельности в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Автор: Татьяна Николаевна Горбатовская

Дата: 20.04.2024

Номер свидетельства: 649264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Роль режимных моментов в воспитании и обучении детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(65) "rol_riezhimnykh_momientov_v_vospitanii_i_obuchienii_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "425298"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1502538644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства