Игра для ребенка является одним из важнейших видов деятельности, в ходе которой он знакомится с нормами и правилами взаимоотношений между людьми, а также усваивает существующие формы коммуникативного поведения, практикуется в их реализации посредством игрового общения. Именно через игру протекает взаимодействие ребенка с предметным миром, совершенствуется его эмоционально-волевая и чувственная сфера, формируются отношения между ребенком и взрослым, а моделирование ситуации успешности в игровой форме создает ощущение безопасности, комфорта, позволяет создать позитивный образ ребенка в его собственном представлении о себе. Выдающиеся педагоги и психологи Г.Я.Трошин и А.Н.Грабов считали, что игра в воспитании и обучении детей с ОВЗ служит важным показателем их способностей и возможностей, оказывает положительное влияние на развитие зрения, мышечных чувств, слуха, влечет за собой улучшение памяти, мышления и воображения. Ученые доказали необходимость использования игровой деятельности в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечая полезность и положительную динамику в последующем развитии школьников. Д.Б. Эльконин рассматривал игру как «особую форму жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающей действительностью». Согласно определению Советского энциклопедического словаря, игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Данный вид деятельности является средством психологической подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к будущим жизненным ситуациям . Очевидным является и факт, что при воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, несформированность операций речевой деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Однако, несмотря на вышеперечисленное, следует отметить тот факт, что в игре формируется установка положительного отношения к миру, другим людям, самому себе и решается комплекс задач: - умственное воспитание детей (развитие восприятия, мысленных операций, представлений о природном и социальном мире, любознательности); - развитие речевого аппарата, коммуникативной, познавательной функции речи, активизация речевых умений в условиях реальных и игровых ситуаций общения; - развитие физического тела (улучшение координации движений, подвижности, коррекция моторного и физического развития); - нравственное воспитание (формирование навыков поведения в коллективе, усвоение этических норм, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам); - трудовое воспитание (формирование представлений о труде, позитивных установок к различным видам труда и творчества). В современных коррекционных школах акцентируется внимание на социализации обучающихся в обществе. Таким образом, игровая деятельность при всем своем разнообразии имеют практическую направленность. Известно, что обучающиеся с ОВЗ характеризуются повышенной возбудимостью, неспособностью к проявлению волевых усилий, имеют склонность к аффективным реакциям. Они не могут фокусироваться на чем-то в течение долгого времени, их внимание рассеивается, восприятие нецеленаправленно, что снижает общий уровень работоспособности. Также дети быстро устают, теряют интерес к выполняемым заданиям. Из этого следует, что дети с ОВЗ испытывают сложности в обучении и в процессе адаптации, тем не менее, все вышеперечисленное поддается психолого-педагогической коррекции. К.Д. Ушинский отмечал, что детям легче усваивать новый материал в формате игры, а также был убежден в отсутствии грани между обучением и игрой. Это предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для реализации творческого потенциала путем использования в учебно-воспитательном процессе дидактических игр, игровых приемов, расширяющих практический опыт ребенка и закрепляющих знания об окружающем мире. Стоит отметить, что игра для детей с ОВЗ имеет наибольшее значение, чем для обучающихся массовых школ, так как использование игровой деятельности способствует психологическому раскрытию личности, обнаружению скрытого потенциала, развитию воображения и повышения самооценки, появлению дружеской и комфортной атмосферы в коллективе. В процессе игры осуществляется эмоционально-волевое развитие, появляется уверенность в себе и чувство удовлетворения от проделанной работы. При организации игры педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, предусматривать постепенность усложнения игр, чередовать их по направленности, интенсивности и продолжительности. Организация и проведение игры – от её выбора до окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. В ходе уроков мы широко используем игровые приемы и ситуации, подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения, элементы театрализованной деятельности, дидактические материалы, наглядность. Следует отметить, что дети с различными нарушениями в развитии имеют разные физические возможности и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья для понимания того или иного действия требуется многократное повторение. Игра (подвижная, дидактическая, ролевая) позволяет обеспечить необходимое количество повторений при сохранении позитивного отношения к процессу обучения и воспитания. Список используемой литературы: 1. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 260 с. 2. Советский энциклопедический словарь. Режим доступа. – [Электронный ресурс] UPL: https://endic.ru/enc_sovet/Igra-59712.html (30.01.2019) 3. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М.: Перспектива, 2008. – 96 с. 4. Баряева Л.Б., Зорин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Издательство «СОЮЗ», 2001. – 240 с.