Роль классного руководителя в системе воспитания школьника
Роль классного руководителя в системе воспитания школьника
Роль классного руководителя в системе воспитания школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Воспитанием называется педагогическая деятельность специалистов по целенаправленному введению ребенка во взрослую жизнь на базе современной мировой и отечественной культуры.
Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом в процессе школьной жизнедеятельности. Особая, стержневая, роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов принадлежит классному руководителю.
Классное руководство - дополнительная функция школьного учителя, которую добровольно берет на себя учитель-предметник.
Классному руководителю вверяется класс - учащихся одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного направления. Классный руководитель сопровождает развитие вверенных ему детей данной группы до момента завершения учащимися школьного образования.
Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования.
Цель работы классного руководителя - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьника »
Роль классного руководителя в системе воспитания школьника
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Воспитанием называется педагогическая деятельность специалистов по целенаправленному введению ребенка во взрослую жизнь на базе современной мировой и отечественной культуры.
Школьное воспитание осуществляется всем педагогическим коллективом в процессе школьной жизнедеятельности. Особая, стержневая, роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов принадлежит классному руководителю.
Классное руководство - дополнительная функция школьного учителя, которую добровольно берет на себя учитель-предметник.
Классному руководителю вверяется класс - учащихся одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного направления. Классный руководитель сопровождает развитие вверенных ему детей данной группы до момента завершения учащимися школьного образования.
Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования.
Цель работы классного руководителя - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.
Обеспечение условий для достижения данной цели возлагается на классного руководителя, который должен:
• координировать жизнедеятельность отдельной группы учеников (класса) с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей;
• содействовать организации учебно-познавательной деятельности группы учеников для повышения успешности каждого учащегося;
• обеспечить участие детей группы во внеклассной деятельности школьного коллектива;
• установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
• вести документацию, отражающую процесс развития личности каждого ученика группы;
• диагностировать воспитанность детей, в зависимости от результатов проводить педагогическую коррекцию физического и духовного развития каждого ученика.
Профессиональная деятельность классного руководителя выстраивается в полном соответствии с общей целью воспитания, которую ставит перед собой школа как образовательное учреждение: формирование личности как субъекта, способного строить жизнь, достойную Человека.
Содержание профессиональной работы классного руководителя определяется Программой воспитания, принятой в школе, осмысленной и разработанной с учетом региональных особенностей и конкретных социальных, природных и материально-технических условий.
Выделяют пять основных задач, решение которых позволяет достичь данной цели:
1. Создание благоприятного социально-психологического климата в классе на основе: гуманистических взаимоотношений, утверждения нравственных поведенческих традиций, сплочения сообщества детей в коллектив и ценностно-ориентированной групповой деятельности.
2. Организация разносторонней групповой и индивидуальной деятельности учащегося, вступающего в сложные социальные отношения; разные виды деятельности (познавательная, преобразовательная, художественная, общение) должны быть выстроены так, чтобы включать каждого школьника в широкое взаимодействие с миром.
3. Организация духовно-нравственной деятельности детей с целью понимания особенной роли осмысления жизни (общественной и личной) как таковой, а также автономной роли личностного "Я".
4. Организация педагогической поддержки школьников с целью реализации потенциальных творческих способностей каждого.
5. Формирование у школьника отношения к себе как к представителю человечества, гражданину своего отечества, члену общества, семьи, школьного коллектива и индивидуальности, способной жить только в содружестве с другими.
Основная обязанность классного руководителя - организация и воспитание классного коллектива. Организуя и сплачивая коллектив, классный руководитель создает условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
А.С. Макаренко справедливо указывал на то, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку. Каждый учитель и весь педагогический коллектив руководствуются едиными требованиями к учащимся, но вместе с тем используют индивидуальный подход к ним.
По направлению "Повышение качества образования" классный руководитель призван проявлять постоянную заботу о повышении качества знаний и развитии познавательной активности учащихся. В тесном содружестве с учителями-предметниками и родителями он способствует становлению и развитию у школьников духовно-нравственных ценностей как основы мировоззренческих ценностей, формирует у детей сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществляет контроль учебы, дисциплины, участия в общественной жизни класса и школы в целом и др.
Разносторонняя и многоплановая внеклассная воспитательная работа ложится в основном на плечи классного руководителя, который проводит ее совместно с детскими организациями при активном участии учителей, родителей и представителей общественности.
Значительное место в деятельности классного руководителя занимают вопросы воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины, приучения их к выполнению правил жизни в коллективе, в обществе. С первых дней учебных занятий устанавливается режим и четкий внутренний распорядок, происходит разъяснение "Правил для учащихся".
В содружестве школы и семьи отражается демократизм российской системы образования. Связь школы с семьей осуществляется в первую очередь через классных руководителей. Взаимоотношения с родителями классный руководитель выстраивает как коллега с коллегой, по принципу равно заинтересованных союзников, используя выражения: "Давайте посоветуемся", "А как думаете вы?".
Этапы формирования взаимоотношений с родителями следующие:
1) установление связи с родителями;
2) выработка единых требований семьи и школы к ребенку;
3) организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
4) повышение педагогической культуры родителей.
Формы работы с родителями:
• индивидуальная (беседы, консультации и др.);
• групповая (собрания родительского комитета, групповые беседы и консультации и др.);
• массовая (лекции, конференции по обмену опытом семейного воспитания, дни открытых дверей, диспуты, родительские дни, классные родительские собрания, вечера вопросов и ответов и др.).
Воспитанность учащихся класса оценивается по уровню их социально-культурного развития. О работе классного руководителя следует судить не по количеству и разнообразию мероприятий, а по тому, какие отношения в классе и насколько класс дееспособен, каков интеллектуальный и нравственный уровень в нем, что представляет он из себя как "коллективный работник".
Диагностирование воспитанности детей проводит классный руководитель вместе с психологом школы и заместителем директора по воспитательной работе.
Плодотворная профессиональная деятельность классного руководителя обеспечивается некоторыми особыми полномочиями (правами и обязанностями), которыми наделяет его школьный педагогический коллектив. К ним относятся:
права:
• контролировать учебно-познавательную деятельность учащихся класса, организуемую на предметных уроках;
• педагогически корректировать организацию взаимодействия всех педагогов с учащимися вверенного класса;
Определение форм работы
• предлагать к рассмотрению проблемные вопросы воспитания;
• создавать исключительные условия жизнедеятельности для обучающихся, профессионально обоснованные в своей необходимости;
обязанности:
• контролировать режим школьной жизни своих воспитанников;
• изучать успешность каждого учащегося во всех видах деятельности;
• систематически проводить внеклассную работу, содействующую Интенсивному развитию детей в соответствии с их возрастом;
• письменно отражать ход работы с классом в виде: предварительного плана работы и итогового анализа результативности воспитательного деятельности за определенный период; ведения классного журнал и личных дел учащихся в части общих, текущих и итоговых сведена.
Следует отметить, что классному руководителю предоставлено право на свободный методический день для повышения профессионального мастерстве.
В соответствии со своими функциями и обязанностями классный руководитель может использовать различные виды работы с учащимися:
• индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления, встреча друзей и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Книги, театр, музыка, биографические факты из жизни великих людей отдельные понятия и суждения, моральные нормы и нравственные проблем достижения цивилизации, события в стране, городе, селе, школе или отдельно семье - все это используется классным руководителем в качестве материал для конструирования формы проведения занятий с детьми.
При выборе форм работы с учениками целесообразно руководствоваться следующим:
• выявлять реальные интересы детей и использовать средства работы обладающие элементом новизны;
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса; возможности, интересы и потребности учеников; внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой творческой деятельности обучающихся класса;
• предоставлять для детей возможность проявления творческой инициативы в конструировании формы работы группы.
Практика воспитательной работы выявила универсальную форму работы классного руководителя с детьми - классный час. Это интегральная форма совместной деятельности с целью осмысления актуальных для школьников вопросов жизни. Проведение классных часов становится основной и наиболее эффективной формой деятельности учащихся одного класса. Важно определиться с содержанием этой деятельности. Именно оно, прежде всего, подлежит строгому анализу и разработке. Содержательная наполненность разнообразной по формам деятельности должна всегда соответствовать потребностям общества, затрагивать актуальные и "болезненные" мировые проблемы, важные и трудные вопросы, касающиеся личной жизни подрастающего человека.
Критерии оценки работы классного руководителя
Выделяется две группы критериев, с помощью которых определяются результативность работы классного руководителя, в т. ч. его управленческой деятельности.
Критериями результативности являются: уровень достижения учащихся в своем развитии, в т. ч. уровень общей культуры, их гражданская зрелость, общий психологический климат в классе, уровень организации коллектива класса и др.
Критериями оценки управленческой составляющей деятельности классного руководителя являются: уровень организации воспитательной работы, взаимодействия с окружающими и др.
Основной показатель профессионализма классного руководителя - его научно-педагогическая компетентность, свободное владение научно-педагогическими понятиями, тонкое понимание сложных процессов становления личности, умение анализировать любую ситуацию, связанную с взаимодействием ученика с окружающим миром и другими людьми.
Фундаментальным условием подготовленности специалиста к работе классным руководителем является его высокое духовное развитие: нравственные качества, гражданственность, ответственность, широкие интересы и разносторонние знания, человеческое достоинство. Гуманистическая позиция, столь важная для педагога, обусловливается мерой его личностного развития.