Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Права ребёнка"»
Родительское собрание на тему:
«Права ребёнка-обязанности родителей»
Цель: правовое просвещение детей и родителей, знакомство с основными правами и обязанностями ребенка.
Ход собрания:
1. Учитель знакомит родителей с темой собрания.
Добрый день уважаемые родители, гости, дети.
Ф.М.Достоевский писал: счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка. Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно - нравственной мыслью. В нашей стране проблема детства почти всегда стояла особенно остро.
Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергаются ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тысяч детей. 348 тысяч семей состоят на учете ПДН. Это ещё раз подтверждает необходимость получения, как детьми, так и родителями, знаний в области прав ребёнка.
Тема нашего собрания, которое мы проводим с участием детей «Права ребёнка-обязанности родителей».
"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Ведь надо знать ответы на Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху.
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переворотов и, к сожалению, в битвах и войнах.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны, как родителей, так и государства.
Именно поэтому в 1989 году 20 ноябряООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. В 1990 году она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1 октября 1990 года.
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
“Конвенция о правах ребенка” имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.
В нем государства рассматривают детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права.
Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.
Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств, в разработке собственных программ в отношении детей. В 1994 году в России была разработана федеральная президентская программа “Дети России”, в состав которой входят целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети”.
Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция – это
не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться
в вашем жизненном пути.
Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так:
«Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем,
любви к нему».
2. Выступление учащихся.
1ученик: Сегодня мы расскажем Вам о некоторых правах ребенка.
2ученик: Ребенком является каждое человеческое существо до достижения
18-летнего возраста, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.
1ученик: Государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
Чтец 1. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают —
Чтец 2: Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Чтец 3: Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь всегда, ребята.
Чтец 4. Папа, мама, ты и я —
Называемся «семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
Чтец 5: Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
Чтец 6: Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно,
Есть у нас такой закон.
Чтец 7: Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтец 8: Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
Чтец 9: Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Чтец 10: Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Чтец 11: Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
3.Учитель:
Актуальность проблемы прав ребёнка сегодня не вызывает сомнений.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, как это происходит в сценке, которую предлагаем вашему вниманию.
(сценка - показывают дети)
ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!
Товарищи взрослые! Вы в ответе
За все, что сделали ваши дети.
Дело было вечером.
Делать было нечего.
— А у нас в квартире газ.
А у вас?
— А у нас водопровод.
Вот!
— А у нас сегодня папа
Пришел домой навеселе.
Кошку выбросил в окошко,
Вместо кошки стало две.
— А мой папа, между прочим,
Не ночует дома ночью.
— А мой папа—бегемот.
Его мама так зовет.
— Бегемотом удивил,
Да я у папы — крокодил.
Брат — осел, сестра—свинья.
Зоопарк, а не семья.
— А у нас соседка Нюра - дура,
У нее извилин мало.
Это мама так сказала.
— А у нас сосед соседа
Бил вчера велосипедом.
— Велосипедом - ерунда,
Вот мотоциклом — это, Да!
— Ах, ты драться? Получи!
Где тут были кирпичи?
Петя Вову колотил,
Вова Петю укусил.
Два забора поломали,
Две рубахи изодрали,
Час каталися в пыли,
А потом домой пошли.
Папа с мамой от ужаса белые:
«Что с ребенком улица сделала».
А ведь улица - дело пятое,
Ведь не улица виноватая!
- Товарищи взрослые! Вы в ответе
За все, что делают ваши дети
Учитель: Я думаю, уважаемые взрослые, вы согласитесь, что подобные ситуации встречаются довольно часто в жизни.
4 Литературно-правовая викторина.
Учитель: Наши дети имеют много прав. Я предлагаю провести литературно-пр
Вам будут предложены ситуации, в которых нарушаются права литературных героев. Используя статьи «Конвенции о правах ребенка», вы должны подготовить и дать четкий, грамотный ответ на поставленный вопрос.
1ситуация:«Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3 ситуация: Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)
4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
Учитель: Молодцы ребята! Но соблюдение ваших прав зависит не только от взрослых. Необходимо помнить, что рядом с вами живут ровесники, обладающие точно такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого. И надо помнить, что не только вы нуждаетесь в заботе. Ваша помощь и внимание иногда просто необходимы взрослым. Особенно вашим родителям.
5 часть: «Дискуссия»
А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам поработать в группах.
Вам будут предложены ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Используя «Конвенцию о правах ребенка», вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. Или подискуссировать на затронутую тему, а может он все-таки был прав, в том, что требовал?
Ситуация 1
Мать: Сколько раз тебе говорить — после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Вопрос: О чем нужно знать родителям, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном и сыну?
(Ответ: ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)
Ситуация 2
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок!
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования
Вопрос: Как вы разрешите подобную ситуацию.
(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)
Ситуация 3
Ученик: Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофером буду? Да и придираетесь вы к нам, двойки часто ставите. Пусть нам другого учителя дадут, посправедливее.
Учитель: Как ты смеешь Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал. Меня за двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.
- Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?
(Ответ: закон на стороне Марьи Ивановны. В соответствии со статьей 13 учащийся имеет право высказывать свои претензии, но это необходимо сделать так, чтобы не пострадала репутация других людей)
Конечно, уважаемые родители, каждый, по своему, вы правы. У каждого ребенка есть права, записанные в конвенции, но не забывайте напоминать детям, что не нельзя нарушать права других людей, требуя выполнения своих.
Права ребёнка-обязанности родителей!
7.Анализ анкеты для детей
1.Ощущаете ли вы дома:
а) эмоциональное насилие (враждебное или безразличное отношение);
в) психологическое давление (унижения, оскорбления);
(приложение 2)
2.Обеспечивают ли вам дома материальный уровень, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития?
100% - да
3. Созданы ли вам условия жизни, гарантирующие охрану и укрепление здоровья?
100% - да
4.Какие твои права больше всего ущемляются в семье?
(приложение 3)
Учитель: Причину, по которой дети назвали, именно эти права, я вижу в том, что наши дети вступили в период, который принято называть - подростковый. Подростковый возраст — важный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Нашим детям хочется больше самостоятельности, свободы.
9.Учитель. Стихотворение «Для вас, родители».
Если ребенка лишь критиковать,
Он научится все отрицать!
Если он видит вокруг лишь врагов,
Будет драться вечно готов.
Если все время над ним издеваться,
Будет собственной тени стесняться.
Если взрослых поступки постыдные,
За себя постоянно ему будет стыдно!
Но если взрослые проявляют терпение,
Будет и он терпелив без сомнения!
Если поддержка его окружает,
В себе он уверенность приобретает.
Щедро хвалите его и тогда
Будет он жизнью доволен всегда!
Будьте к нему справедливы, люди,
И справедливым ребенок Ваш будет!
Любите его таким, каков он есть,
Ему не нужны заигрывания и лесть,
И он, как это свойственно детям,
Любовью горячей на это ответит.
Дороти Ло Нолте
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
10 .Дети поют песню « Не отнимайте солнце у детей».
11. Заключение.
Учитель:
В заключении, я предлагаю вам определить:
-полезность нашего собрания;
-актуальность обсуждаемых ситуаций;
-атмосферу встречи.
Если вам наша встреча понравилась – поднимите улыбающийся смайлик.
Если затронутая тема оставила вас равнодушными – смайлик с равнодушным лицом
Если наше собрание вам не понравилось – смайлик с недовольным лицом.
Спасибо за работу. Здоровья, удачи вам и вашим детям.