kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по подготовке ребёнка к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья предназначена для воспитателей и психологов дошкольных образовательных учреждений. В ней даны рекомендации по подготовке ребёнка к обучению в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по подготовке ребёнка к обучению в школе»



Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 32 «Садко» Елабужского муниципального района Республики Татарстан









Статья «Рекомендации по подготовке ребёнка к обучению в школе»












Храмова Л. В., воспитатель



















Елабуга. 2016


До первого звонка осталось всего-то три недели. Что нужно сделать, чтобы ребенок пошел в школу с удовольствием? Хочет ли первоклашка учиться? Попросите ребенка согласиться или не согласиться с этими утверждениями:


1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.


2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.


3. Я буду приглашать на день рождения весь класс.


4. Я хочу, чтобы урок длился дольше, чем переменка.


5. Когда пойду в школу, я буду хорошо учиться.


6. Интересно, что в школе дают на завтрак.


7. Самое лучшее в школе - это каникулы.


8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.


9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут туда.


10. Если бы я мог, я бы пошел в школу еще в прошлом году.


Считаем очки: Если ребенок согласился в 8 пунктами, он готов к школе, хочет туда идти и будет учиться с интересом. Если согласился с 4 - 7 пунктами, ребенок хочет в школу, но она пока привлекает его не учебой. Если он чаще соглашался с первыми 5 пунктами, то он мечтает о новых друзьях и играх. С 6 - 10 пунктами - он понимает, что такое школа, и относится к ней положительно. Если малыш ответил положительно только на три (или меньше) пункта, он не имеет понятия, что его ждет в школе, и не стремится стать первоклашкой.

Проверяем память и мелкую моторику

1. Попросите ребенка срисовать простую картинку. Он готов к школе, если уверенно и правильно держит карандаш, линии четкие, соединения точные. Не готов, если карандашом работает плохо, линии рисует "лохматые", соединения неточные.

2. Поговорите с ним. Что он знает о себе, о своей семье? Готов к школе, если может рассказать о себе, знает, как зовут и чем занимаются его родители. Не готов, если не может сказать ничего, кроме своего имени, не знает, кем работают родители.

3. Предложите ему запомнить 10 картинок с изображением предметов. Готов к школе, если запоминает 4 - 6 картинок, посмотрев один раз; 8 - 10 картинок, посмотрев 3-4 раза. Через час может вспомнить 5 - 10 картинок. Не готов, если, просмотрев 1 раз, запоминает меньше 3 картинок, просмотрев 3 - 4 раза - не более 5. А через час вспоминает не более 3 картинок.

4. Прочитайте ребенку короткий рассказ с интересным сюжетом и попросите пересказать. Он готов к школе, если пересказывает близко к тексту, выделяет основную мысль, строит фразы правильно. Не готов, если пересказать не может. На наводящие вопросы отвечает "да" и "нет". Фразы строит грамматически неправильно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Как подготовить малыша к школе


1. Повторите с будущим первоклашкой алфавит и счет как минимум до 100. 2. Лучше научить сына или дочку читать элементарные слова и решать самые простые примеры дома, чтобы в школе он не испугался первых сложностей.


3. Научите чадо различать право-лево.

4. Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки.

5. Соберите пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных фломастеров, линейка и ластик.

6. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить из телефонного автомата, если он потеряется.

7. Научите будущего первоклассника писать мелом (можно даже купить маленькую доску и устроить тренировочный урок).

8. Дети часто боятся или стесняются просить у строгого учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите с чадом этот момент.

9. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

10. Составьте расписание и попробуйте прорепетировать школьный день - 40 - 45 минут за чтением и азбукой, потом перемена 10 минут и следующий урок. Проследите, чтобы ребенок научился выдерживать утомительное сидение за столом.

11. Поддерживайте вашего первоклассника во всем. Хвалите за дело, говорите, как здорово у него получается выводить буквы (считать, рисовать и т. д.). Это придаст ему уверенности в себе.

12. Объясните ребенку, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа - ходить в школу и "зарабатывать" хорошие отметки.

13. Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Формирование психологической готовности ребенка к школе

Готовность ребенка к школе во многом определяется его психологической зрелостью, которую необходимо формировать с самого рождения малыша. Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском саду или развивающем центре, где проводятся соответствующие занятия, однако этого недостаточно, поскольку большую часть своего времени ребенок все-таки проводит дома. Именно поэтому родителям необходимо уделить пристальное внимание психологической подготовке ребенка в домашних условиях.

Но для начала, давайте определимся с тем, что же включает в себя понятие "психологическая готовность".


Основные составляющие психологической готовности


Специалисты выделяют три вида психологической готовности ребенка к школе:

личностная готовность - состоит из способностей и навыков будущего первоклассника войти в контакт с учителями и своими сверстниками, и выражается в отношении ребенка к себе, учителям, будущим одноклассникам и учебе в целом. Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно отражается на его дальнейшем обучении.

волевая готовность - подразумевает готовность ребенка к напряженному труду и школьному режиму, а также способность выполнять те задания, которые не вызывают у него интереса.

интеллектуальная готовность - состоит из способности ребенка делать собственные выводы, сравнивать, обобщать и анализировать происходящее. Ребенок должен уметь находить зависимость формы предмета и его функции, поведения и стремления, а также усваивать факты взаимодействия организма со средой. Необходимо отметить, что такие умения и способности достигаются не в процессе обучения, а при общении.

Формирование личностной готовности

Личностная готовность ребенка предполагает высокий уровень эмоциональной устойчивости и эмоционального развития. Принято считать, что ребенок готов к школьному обучению, если его привлекают не только внешние атрибуты школы (форма, портфель, книжки, тетрадки и т.д.), но и возможность получать новые знания.

На формирование личностной готовности ребенка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые его окружают, к учебе, как к одной из важных составляющих деятельности человека. То есть, в общении с ребенком взрослые должны подчеркивать, что учеба в школе намного важнее дошкольных игр.

Также немаловажным фактором может оказаться возможность оказаться на новом возрастном уровне. Если дошкольник осознает, что учась в школе он сможет сравняться с более старшими товарищами и поднимется в глазах младших, у него формируется внутренняя позиция, которая определяет его поведение и деятельность. Основным признаком внутренней позиции является отказ от дошкольных игр в пользу учебной деятельности.

Существует несколько методов проверки личностной готовности. Например, ребенку предоставляется возможность рассмотреть новую игрушку, а потом ему начинают читать сказку, при этом чтение необходимо прервать на самом интересном месте. После этого у ребенка интересуются, что ему сейчас хочется сделать: поиграть с новой игрушкой, или дослушать сказку до конца. Если личностная готовность сформирована, то ребенок предпочтет сказку, в противном случае ребенок выберет игрушку.


Формирование волевой готовности

Развитие волевой готовности к школе должно начинаться с раннего детства. Оно происходит за счет формирования сознательного контроля над поведением ребенка при усвоении им общепринятых правил поведения. Также формирование волевой готовности включается в себя развитие памяти, внимания, воображения, чувств и мышления.

Как правило, доминирующую роль в формировании волевой готовности у детей дошкольного возраста занимают ролевые игры. Такие ролевые игры предполагают принятие ребенком различных по статусу и содержанию ролей, проигрывание противоположных привычным ролей, проигрывание своей роли в гротексном варианте. В ходе ролевых игр дети учатся ставить цели и стремиться к их достижению. Уже к шести годам ребенок способен поставить перед собой цель, разработать план действий, реализовать его и оценить полученный результат.

Одним из важнейших аспектов развития волевой готовности ребенка является формирование его познавательной деятельности, которая заключается в том, что ребенок не боится трудностей, не стремится их избегать, разрешает трудности самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Формируется познавательная деятельность во время дружеских, партнерских отношений между взрослыми и ребенком.


Формирование интеллектуальной готовности

Под интеллектуальной готовностью принято понимать достаточный для освоения школьной программы уровень развития психических процессов, которые обеспечивают эффективную интеллектуальную деятельность. То есть, ребенок с уже сформированной интеллектуальной готовностью обладает определенным кругозором, понимает основные закономерности и имеет в запасе конкретные знания. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает развитые любознательность, образные представления, мышление, память, речь и воображение. Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста вообще отличаются ярко выраженной любознательностью (специалисты называют дошкольный возраст возрастом "почемучек"). Поэтому рекомендуется всегда удовлетворять любопытство детей, и отвечать на их бесконечные "почему", "как", "какой" и "когда". Общение с родителями не только доставляет ребенку радостные ощущения, но и помогает ему развиваться, пополняя запас знаний новой информацией. Однако следует понимать, что "пичкание" ребенка готовыми знаниями (например, зачитывание энциклопедических сведений) будет нерезультативным. Ребенку необходимо все объяснять доступным языком, чтобы он смог понять и принять новую информацию.


Практические советы по психологической подготовке ребенка к школе

Организовывайте в свободное время игры в "Школу". Устраивайте короткие (на 15-20 минут) "уроки" в которых ребенок может играть роль как ученика, так и учителя. В ходе игры нужно давать ребенку посильные задания, и обязательно хвалить его, если он их выполнил. Делать замечания в процессе игры можно, однако они должны носить характер рекомендаций и побуждать к дальнейшим действиям.

Помогайте ребенку преодолевать трудности. Во время совместных занятий каким-нибудь общим делом старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не все получается.

Читайте ребенку книги и беседуйте с ним. После прочтения книги, не откладывайте ее сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т.д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.

Не запрещайте ребенку играть со своими сверстниками, даже если они ссорятся. Помогите своему ребенку найти контакт с другими детьми, например, приняв участие в их играх. Помните, в школе ребенку предстоит общение с большим количеством детей, и он должен уметь это делать.

Откажитесь от постоянной опеки своего ребенка. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, мыть руки, обувать и одеваться и т.д.


Готовность ребенка к школе - основные этапы подготовки

Большинство родителей будущих первоклассников считают, что если их ребенок умеет писать, читать и считать, то в его готовности к школе можно не сомневаться. Именно поэтому при подготовке ребенка к школе наибольшее внимание уделяется развитию его умственных способностей, и совершенно не учитывается уровень развития познавательных процессов. Особенно это касается детей, которые получили дошкольное воспитание в домашних условиях.

Под познавательными процессами подразумевается восприятие, мышление, воображение и память. То есть, от уровня развития познавательных процессов ребенка во многом зависит:


понимание смысла учебных задач

осознание способов их выполнения

умение наблюдать, запоминать, слушать и добиваться решения поставленных задач,

социально-коммуникативные навыки (умение общаться и не бояться контактировать со своими сверстниками и взрослыми)

навыки самооценки и самоконтроля.

Не сложно догадаться, что если завтрашний первоклассник не обладает всеми вышеперечисленными навыками, то школьный процесс обучения не только окажется слишком сложным для него, но и "отобьет" все желание к учебе и посещению школы.

Итак, что же еще должна включать в себя подготовка ребенка к школе, помимо обучения первоначальным навыкам чтения, письма и счета.


Общее развитие

Перед тем как ребенок пойдет в школу его общее развитие должно соответствовать определенному уровню. Речь идет об определенном запасе знаний и представлений ребенка, а также об его умении продумывать свои действия. Поэтому очень важным этапом подготовки к школе является общение с ребенком. Ведь именно в процессе общения ребенок не только овладевает новыми знаниями и получает представление об окружающем мире, но овладевает правильной речью. Полезными могут стать такие совместные занятия, как рисование, придумывание историй, чтение и игры. Достаточный запас знаний и представлений поможет ребенку уверенно чувствовать себя в школе, и не выглядеть "белой вороной" на фоне более подготовленных одноклассников.


Умение продумывать свои действия (или, как говорят специалисты, "внутренний план действий") также очень важно в развитии дошкольника, поскольку весь процесс школьного обучения в основном направлен на практическое использование внутреннего плана действий. Поэтому ребенок не умеющий продумывать свои действия может не успеть за время урока выполнить задание учителя, поскольку будет использовать "внешние действия". Например, если нужно будет вырезать из бумаги цветок, чтобы наклеить его на открытку, то ребенок начнет использовать метод "проб и ошибок", постепенно "урезая" цветок до нужного размера, постоянно прикладывая его к открытке. А вот ребенок, у которого сформирован внутренний план действий, сначала обдумает предполагаемый размер цветка, и только потом приступит к действию. Развивать внутренний план действий необходимо постепенно, используя простые примеры и постоянно приговаривая "сначала хорошенько подумай, и только потом делай".

Воспитание умения управлять собой

Дети дошкольного возраста отличаются хорошей памятью, ярким восприятием и легко переключаемым вниманием. Однако произвольно управлять ими они еще не умеют. Ребенок может надолго запомнить какое-либо незначительное, но заинтересовавшее его событие, но при этом совершенно не обратить внимания на том, что ему не интересно. А ведь в школе ребенку достаточно часто придется концентрировать свое внимание на уроках, которые не всегда вызывают непосредственный интерес. Кроме того, ребенок должен уметь делать не только то, что ему интересно, но и то, что нужно. Воспитывать умение управлять собой лучше всего ненавязчиво, показывая ребенку полезность не очень интересного занятия. Например, можно предложить ребенку помыть посуду вместо мамы, которая за это время успеет приготовить что-нибудь вкусное. Также можно использовать настольные игры, такие как домино и шашки. Игры научат ребенка подчиняться правилам и терпеливо дожидаться своего хода.

Формирование побудительных мотивов к обучению

Несмотря на то, что у дошколят присутствует естественный интерес к школе, как к чему-то новому и неизведанному, необходимо сформировать по-настоящему глубокую мотивацию, которая сможет вызвать стремление ребенка к приобретению знаний. Например, ребенку, который мечтает стать космонавтом, можно объяснить, что в школе он сможет многое узнать о космосе, звездах и планетах. Необходимо отметить, что способы формирования мотивации зависят, прежде всего, от особенностей каждого отдельно взятого ребенка, поэтому родителям необходимо уделять должное внимание его интересам и стремлениям.

Также будущего первоклассника нужно нацелить на успех, объясняя, что у него обязательно все будет получаться, и сформировать позитивное отношение к будущему учителю, школе и самому себе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации по подготовке ребёнка к обучению в школе

Автор: Храмова Л.В.

Дата: 16.08.2016

Номер свидетельства: 339521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Консультация для родителей.  Как подготовить ребёнка к школе."
    ["seo_title"] => string(59) "konsultatsiiadliaroditielieikakpodghotovitriebionkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "324418"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461686"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы» Тема: Подготовка семьи к обучению в школе."
    ["seo_title"] => string(80) "trening_dlia_roditelei_detei_podgotovitelnoi_gruppy_na_poroge_shkoly_tema_podgot"
    ["file_id"] => string(6) "491711"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545241842"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Методические рекомендации о подготовке ребенка к школе"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-o-podghotovkie-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "303864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615646"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Развитие речи ребёнка как важное условие подготовки к обучению в школе "
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiie-riechi-riebionka-kak-vazhnoie-usloviie-podghotovki-k-obuchieniiu-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120362"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413707529"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рекомендации для родителей детей с ОВЗ по формированию математических способностей детей "
    ["seo_title"] => string(104) "riekomiendatsii-dlia-roditieliei-dietiei-s-ovz-po-formirovaniiu-matiematichieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "225259"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439533676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства