Чтение – сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы.
Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, и осуществляется воспроизведением звукопроизношения образа слова его прочитывания и вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
В процессе чтения две стороны: техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловая, которая является основной целью чтения.
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно. Чтение учащихся характеризуется: 1. Большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов). 2. Их стойкостью.
В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-4 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.
Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка, семантически определяется как подготовка к действию.
Задачи речевой зарядки: Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевая зарядка на уроках чтения»
Речевая зарядка на уроках чтения
Чтение – сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы.
Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, и осуществляется воспроизведением звукопроизношения образа слова его прочитывания и вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.
В процессе чтения две стороны: техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловая, которая является основной целью чтения.
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно. Чтение учащихся характеризуется: 1. Большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов). 2. Их стойкостью.
В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-4 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.
Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того ,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка, семантически определяется как подготовка к действию.
Задачи речевой зарядки: Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.
Дифференциация сходных единиц чтения.
Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения.
Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов.
4.Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования.
С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.
Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.
1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)
2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)
3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)
4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)
Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.
На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.
Например. Вдох носом, выдох через нос.
Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.
Вдох носом, выдох через нос по порциям.
На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.
Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.
На третьем этапе - “Произнеси верно!” - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы и др. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…), но и закрытых (он, ил, ам…) слогов. Хорошие результаты даёт чтение слогов со стечением согласных (стре-, празд-, ткну-…)
Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.
Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличивать. Работа над скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.
Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков, речевая зарядка прежде всего готовит учащихся к правильному прочтению слов. Речевая зарядка - отдельный этап урока, предшествующий чтению текста учениками. Слоги и слова читаются хором и индивидуально.
Речевая зарядка способствует формированию положительных качеств личности ребёнка. Во время хорового чтения ученики осознают себя частью коллектива. Замкнутые дети, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, расковано. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. Дальнейшая работа с текcтом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.
Материалом для речевой зарядки служат слоги и слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбираются с учётом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а так же в зависимости от особенностей структуры текста, прорабатываемого на уроке. Подобные слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнение, используемых в речевых зарядках.
1.Дифференциация сходных слогов и слов:
ла-ра ма- мя дом-том
ло-ро мо-мё Дима- Тима
лу- ру му-мю кадушка-катушка
са – за ма – мя гол – кол
со – зо мо – мё гора – кора
су – зу му – мю игра – икра
2.Чтение слогов по подобию:
на но му сом Маша шапка
ма мо му сон Даша лапка
са со су сок Саша папка
ла ло лу сор
В процессе неоднократного воспроизведение сходных слов в памяти школьников быстрее накапливаются их зрительные образы. В дальнейшем при чтении текстов дети легко узнают данные слова в «лицо».
а о у
на но ну
за зо зу
ла ло лу
При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
Мак майка Ваня
Рак зайка Маня
Бак гайка Таня
В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.
3.Чтение слогов и слов с подготовкой
о то сто стол то сто – ит
а ра кра кран та ста – ли
у ру дру друг ту сту – лья
о ко кор корм
т – ть ит – ить сит – сить
а – ан – бан – бант
е – се – сер – серп
о – то – сто – стол – столб
с – то – сто – ит – стоит
з – ва – зва – ли – звали
г – на – гна – ли – гнали
Работу над звуком и слогом необходимо связывать с работой над словом, стремясь к тому, чтобы процесс восприятия буквенного кода всё больше совпадала с пониманием значения слова, становился единым. Формированию этого процесса будет способствовать включение в речевую зарядку предметных и ситуационных картинок, предваряющих или сопровождающих прочтение слов.
Например:
а)Дифференциация звуков с – з, учении читают слова и соотносят их с предметами, изображёнными на картинках, за счёт чего достигается совпадением слова и понятия:
Коза – коса
Роза – роса
б)Отрабатывая чтение слов с мягким согласными на конце, ученики предварительно знакомятся с сюжетными картинками, а затем прочитывают запись на таблице:
т – ть ыт – ыть
мыть (картинка «Девочка моет руки»)
рыть (картинка «Мышка роет норку»)
4.Чтение слов, буквенный состав которых отличается одной – двумя буквами или порядком их расположения:
он –но следы – слёзы
сон – нос мука – муха
кот – кто лыжи – лужи
у –сы - о-сы на-ша - но-ша
Материалом для упражнений при подготовки к чтению стихотворений служат пары слов, сходных по звуковому составу:
ап-рель - ка–пель ва -леж-ник - под-снеж-ник
спер-ва - у льва на пи-ру - кен- гу-ру
5.Чтение слов с наращиванием согласных.
низ – вниз плыл – всплыл
чай – чайник бил – вбил
плеск – всплеск двор – дворник
лез – влез копал – вскопал
рыба – рыбак
6.Преобразование слов путём замены буквенных комплексов.
замена одной из согласных при их стечении:
зверь – дверь слон – стон
чай- ка – чаш-ка сом-сон
замена гласной в слоге со стечением согласных:
брал – брил – брёл стал – стол – стул
мышка - мошка – мишка мишка – миска
точка – почка - дочка миска – киска
замена второго слога в слове, в то время как первый слог со стечением согласных остаётся неизменным:
пла – ток сто – лы дру – жу бро – ви
пла – чу сто – ит дру – гой бро – сил
пла – вал сто – нут дру – зья бро – дит
замена всего слова, кроме стечения первых двух согласных:
право – прошу – пруды – прыгал – принёс – прямо
Упражнения 4 и 5 включается в речевую зарядку на этапе перехода к чтению целыми словами.
. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной двумя буквами. пила – липа
карп – парк
коза – коса палка – лапка
гора – рога ужи – лужи
кукла – кулак рыбак – рыбка
верь – зверь волос – слово
ручка – круча мышка – мошка
6.Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес – леса шёл – пошёл
трава – травка нырял – нырнул
решила – решала увидел - увиделся
род – родня – родной.
двор – дворник – дворовый.
трава – травка – травушка.
7.Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:
увял – увёл – увёз
прошёл – пропел – проспал
пошёл – повёл – понёс
8.Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами.
Марина грибы мариновала,
Марина малину перебирала.
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивает шишку.
Сидели, свистели
семь свиристелей.
Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций. Их хоровое проговаривание организует ребят и создает в классе хороший эмоциональный настрой.
Виды упражнений для речевой зарядки нужно выбирать с учетом общего состояния навыка чтения у детей и, в частности, характера их ошибок, а также следует учитывать структуру слов текста, предназначенного для чтения.
Речевая зарядка дает больший эффект, если учитель проводит ее перед чтением текста и берет слова из изучаемого материала. В этом случае детям легче осмыслить отобранные учителем слова, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого чтения выявляется значение тех слов, которые не знакомы школьникам или могут быть неточно поняты ими. Работу над звуком и слогом необходимо связывать с работой над словом, стремясь к тому, чтобы процесс восприятия буквенного кода слова и понимания его значения все больше совпадал во времени и становился единым. С этой целью в материал речевой зарядки включают картинки. Учащиеся, прочитывая слово, соотносят его с изображенным предметом, за счет чего достигается слияние слова и предмета, слова и понятия.
При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких требований:
– доступность содержания;
– простота слов и предложений, входящих в текст;
– относительная занимательность сюжета;
– различия в объеме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода к школьникам.
Работа над текстом проходит следующим образом:
1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.
2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.
3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается) вызываются 1–2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени.
4.Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере приобретения соответствующего навыка обязанность задавать вопрос переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.
5.Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом соблюдения времени, правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью цветовых сигналов.
Тексты для речевой зарядки.
Полкан.
Леша и Полкан были у реки. Леша принес палку. Он кинул ее в реку. Полкан прыгнул в реку и поплыл. Собаки умеют хорошо плавать. Полкан достал палку из воды.
Коля.
Был сильный дождь. Малыши шли из школы. У дома большая лужа. Мальчик Коля видел, что малышам трудно пройти. Коля положил доску через лужу. Малыши прошли. Мама хвалила Колю за помощь.
Снежная баба.
Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У бабы на голове было ведро. Глаза у бабы были из угля. В руке у снежной бабы была метла.
Чиж.
Юра поймал чижа. Он посадил его в клетку. Но чиж в клетке не пел. Юра открыл клетку и выпустил птицу. Чиж улетел в лес. Он сел на ветку и запел свою песню.
Ежик спит.
Дед Антон привел детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ежик вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда. Теперь ежик спит. Он проснется только весной.
Умная галка.
Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.
Береза плачет.
Илья и Аня гуляли в лесу. Сели они на пенек отдыхать. Вдруг Илье на лоб упала капелька. Мальчик поднял глаза. Это плакала береза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети замазали ранку сырой землей.
Любовь матери.
Выпал из гнезда воробышек. Вокруг него летала и тревожно пищала воробьиха. Прилетел ястреб, подкрался к воробышку. И птицы на деревьях замерли от страха. А воробьиха подлетела к разбойнику и клюнула его в глаз. Потом вцепилась в голову. Испугался ястреб и улетел.
Заяц на лыжах.
Белка по снегу не ходит. Она по веткам прыгает. Заяц-беляк всю зиму по снегу бегает. Утонул бы зайчишка в глубоком снегу по самые уши. Но к зиме между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы становятся шире: беляк словно лыжи надел!
Чужая пятерка.
Счастливый Сережка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктовку. Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки. Дома Сережка сообщил папе про пятерку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Сережка смог написать без ошибок Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Сережку и сказал, что он принес домой чужую пятерку.
Горькая вода.
Толя с Витей возвращались после прогулки домой и встрететили старушку с ведром воды. Пройдет старушка пару шагов – стоит, отдыхает.
Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро.
В субботу Толя один шел по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросил воды. Только открыл дверь – увидел ту самую старушку.
– Пей, сыночек, пей! – ласково сказала старушка и дала ему воды. Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода ему показалась горькой.
Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения им уже знакомо из чтения учителя. В связи с этим слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются учащимися, поскольку ранее были восприняты в контексте. После первого прочтения выбранных слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты. Речевая зарядка завершается словарной работой и в общей сложности занимает 4 – 6 мин урочного времени в зависимости от объёма материала.
Разнообразить упражнения, активизировать речевую деятельность учащихся поможет включение в речевую зарядку игровых моментов