kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая зарядка на уроках чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевая зарядка на уроках чтения»

Маркова Светлана Николаевна

МБОУ «СОШ №6» г. Новокузнецк

Речевая зарядка на уроках чтения

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

Правильность чтения у детей с ОНР формируется медленно. Чтение учащихся характеризуется: большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов); их стойкостью.

В свою очередь нарушения правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1 – 3 классы, когда учащиеся от буквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка.

Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Термин подобран исходя из того, что

  • чтение является одним из видов речевой деятельности,

  • слово «зарядка» семантически определяется как подготовка к действию.

Задачи речевой зарядки:

  • установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов,

  • дифференциация сходных единиц чтения,

  • накопление в памяти слогов слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения,

  • слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов,

  • совершенствование произносительных навыков учащихся, т. к. прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования.

Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков, речевая зарядка, прежде всего, готовит учащихся к правильному прочтению слов.

Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любы трудности, связанные с чтением могут быть преодолены. В момент хорового чтения мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.

Виды упражнений, используемых на речевых зарядках, могут быть следующими:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов.

ла – ра ма – мя дом – том

ло – ро мо – мё Дима – Тима

лу – ру му – мю подушка – катушка

  1. Чтение слогов по подобию

а о у

ма мо му

са со су

ла ло лу

Учитель обращает внимание школьников на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т. е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию

сом Маша шапка

лом Даша лапка

ком Паша папка

В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

  1. Чтении слогов и слов с подготовкой

о – то – сто – стол

у – ту – сту – стул

а – ра – вра – враг

с – то – сто – ит

с – та – ста – ли

с – ня – сня – ли

Учащиеся 2 класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2 – 3 слогов, не представляющих собой трудности для восприятия их детьми. В 3 классе предварительное прочтение слоговых структур заканчивается обязательным глобальным чтением слова: а – Ра – тра – трам – вай – трамвай.

  1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения

кто – кот следы – слёзы

так – тот мука – муха

рак – как лыжи – ложись

  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем

лес – лесок шел – пошел

трава – травка нырял – нырнул

решила – решала увидел – увиделся

  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни

прошел увял

проделал увёл

просмотрел увёз

Выполнение 5, 6, 7 упражнений предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистой, серый вместо сизый и т. д.. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно каждую его часть

  1. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан

Задания подобного рода

  • закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами,

  • отрабатывают ритм, темп чтения,

  • четкость артикуляции.

Виды упражнений для речевой зарядки выбираются с учетом:

  • общего состояния навыка чтения у детей

  • характера их ошибок

  • в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста

В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала

Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого чтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты ими. На речевую зарядку отводится четыре – пять минут в зависимости от объема материала.


Задания: Читай по подобию

Читай с подготовкой

Сравни

  1. ди – ли – ти, Динка, наш – ли, де – ти

  2. ли – шли – наш – ли

та – ста – ста – ли

во – дво – дво – ре

ко – кор – корм

  1. т – ть, ит – ить, сит – сить, но – сит – носить

Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.

Составляя таблицы на дифференциацию сходных звуков и слогов, учитель должен всегда помнить, что сам звук или слог не несет смысловой нагрузки. Это строительный материал, часть звучащей единицы речи – слова. Поэтому работу над звуком и слогом необходимо связывать с работой над словом, стремясь к тому, чтобы процесс восприятия буквенного кода слова и понимания его значения все больше совпадал во времени, становился единым. С этой целью в материал речевой зарядки могут быть включены картинки. Например, перед чтением текста «Зима» предлагается задание на дифференциацию С-З, при этом демонстрируются картинки:

с – са – ни – са – ни (картинка)

сан – ки (картинка)

з – за – зи – зи – ма (картинка)

Си – ма (картинка)

Ту – зик (картинка)

Учащиеся, прочитывая, например, слово Сима, соотносят его с предметом, изображенном на картинке, за счет чего достигается слияние слова и предмета, слова и понятия.

На этапе перехода к чтению целыми словами во 2 классе наряду с выше перечисленными заданиями в речевую зарядку включаются следующие упражнения:

  • Преобразование слов путем замены одной из согласных при стечении

зверь – дверь

слон – стон

  • Путем замены гласной в слоге со стечением согласных

стол – стул

  • Путем замены второго слога в слове, в то время как первый слог со стечением согласных остается неизменным

сто – лы

сто – ял

сто – ит

сто – нут

  • Чтение слов с одним и тем же стечением согласных

право прыгал

прошу принес

пруды прямо

Если позволяет материал текста из рассказа выделяется группа слов, в которой слоги со стечением согласных можно получить путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку.

с – не – сне – снеж – ки - снежки

с – не – сне – сне – го – пад

с – пе – спе – спе – ци – аль – ный

с – ко – ско – скользко

с – ко – ско – ско – рый

с – лу – слу – слу – чи – лось

Ученики прочитывают, следя за указкой учителя, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова – целым словом.

1. Необходимо научить внимательно вглядываться в каждую часть слова. С этой целью учащимся предлагается группа упражнений «Кто самый внимательный». В речевую зарядку включаются специально подобранные слова с одним корнем, но с различными приставками, суффиксами, окончаниями.

флажок говорит работа работай

флажки говорящий рабочие работает

флажков говорящие рабочему работают

разговаривает рабочий

Чтение столбиков слов можно проводить как игру по рядам, оценивая выполнение задания соответствующим количеством баллов каждому ряду.

2. Второй вариант этого упражнения чтение слов, сходных по звуковому составу, но отличающихся одной или несколькими буквами, либо порядком их расположения.

Группу таких слов проще выделить из стихотворения.

мелом – делом – белым

утром – уютном

дверь – поверь

на коне – на мне

Если в тексте нету группы таких слов, можно проводить это упражнение на произвольно подобранном материале, в основу которого взять все же слова из текста:

стать – спать – опять

калина – кабина – рябина

забота – работа – ребята

Параллельно с отработкой правильности чтения слоговых структур и слов, речевая зарядка может способствовать накоплению словарного запаса, выработке умения подбирать родственные слова, за долго до изучения ответствующей темы.

В этом случае школьники причитывают материал таблиц, а затем подбирают слова начинающиеся с отработанной слоговой структурой. Первоначально в этом подборе слов участвует сам учитель. Он показывает картинки, задает вопросы, называет слова.

во – кво – скво – сквор – цы

ро – тро – стро – стро – ить

Отработав одну строчку этого задания, учащиеся подбирают слова с сочетанием «сквор»: скворец, скворчик, скворушка, скворечник.

Некоторые из этих слов учитель помогает воспроизвести, спрашивая: Как называется маленький скворец? А это что? (демонстрируется картинка с изображением скворечника)

Для проведения речевой зарядки необходимы определенные наглядные пособия, и прежде всего, таблицы. Удобно сделать планшетку в виде наборного полотна с четырьмя – пятью рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идет из урока в урок.

Есть и иные способы конструирования подвижной таблицы – на фланелеграфе, когда обратная сторона карточек делается из бархатной бумаги, легко удерживающей их на полотне из фланели, или на магнитной доске.

Применение таких таблиц кроме эффекта рациональности дает учителю возможность изменять содержание таблицы в момент проведения речевой зарядки: дополнять ее, переставлять слоги, слова, изменять их, показывая ученикам образование слогов и слов.

Структура урока чтения

Урок чтения – последовательный, поэтапный ход работы. Изменения структуры – это нарушение логики изложения.

Структура

  1. Речевая разминка

  2. Вступительная беседа

  3. Образец чтения учителем

  4. Речевая зарядка

  5. Словарная работа

  6. Чтение учащихся

  7. Пересказ (с элементами помощи)

  8. Обобщающая беседа

1. Общая речевая разминка (не более 2 мин)

Дидактическая задача:

Включить класс в речевую деятельность; настроить ребят на акт говорения, акцентировать внимание на четкости, дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности.

Требования к этапу:

  1. Тщательный отбор речевого материала, а именно он должен соответствовать теме урока, должен носить игровой, занимательный, шуточный характер, должен быть четко дозированный объем материала.

  2. Обязательный образец выполнения разминки учителем.

  3. Легкость выполнения ее учениками: разминка должна не угнетать, а раскрепощать речевую деятельность.

  4. Подкрепление речевого материала яркой наглядностью.

  5. Обязательное участие всех учеников в данном этапе – индивидуальные и хоровые упражнения.

  6. Использование текста разминки в заключительной беседе, если на то есть возможность.

2. Вступительная беседа

Дидактическая задача:

  1. Выявить уровень знаний и круг представлений учащихся по теме текста.

  2. Заинтересовать темой урока.

  3. Подготовить к принятию информационного и эмоционального содержания текста.

Требования:

  1. Строгая направленность на создание условий для понимания и наиболее полного восприятия содержания читаемого, а именно немногословность, использование учителем авторской лексики, умение построить беседу вокруг главной мысли текста.

  2. Соотнесение приемов к характеру текста (создание определенного настроения - забавного, лирического, патриотического).

  3. Достаточная активность учащихся и их заинтересованность в беседе.

  4. Во вступительной беседе должна быть взвешенная порция новой информации, при этом для прочного запоминания информация подбирается яркая, необычная, оригинальная и подкрепляется наглядностью.

3. Образец чтения учителем

Дидактическая задача:

  1. Дать образец правильного, беглого, выразительного чтения.

  2. Облегчить возможность первоначального сознательного, целостного восприятия текста.

Требования:

  1. Чтение учителем любого стихотворного текста только наизусть.

  2. Отличное знание текста эпического характера, дающее возможность отрывать глаза от текста для поддержания контакта с учениками.

  3. Текст в полном объеме прочитывается учителем. Если материал большой, допускается его адаптация, не нарушающая целостности восприятия (то есть пропускаются некоторые части).

  4. Текст прослушивается учениками при закрытых учебниках, если будут следить то теряют интерес, нервничают, теряется контакт учителя с классом.

  5. В начале данного этапа учитель должен дать установку на прослушивание, а после чтения учителем установка реализуется. Это дает возможность оценить активность учеников при прослушивании.

  6. Ответить на вопросы: какое настроение? Кто вам понравился? Какие новые выражения вы услышали? Вопрос должен касаться одной темы.

4. Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Дидактическая задача

  1. Коррекция личности школьника, то есть облегчить школьнику самооценку ученику и самосознание, повысить планку самооценки.

  2. Предупреждение ошибок и повышение уровня техники чтения.

Требования:

  1. Глубокое, доскональное знание учителем типичных трудностей в чтении каждого ученика и класса в целом.

  2. Подбор из текста материала для речевой зарядки на основе знаний типичных трудностей.

  3. Формирование отобранного материала в систему упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов.

  4. Обязательность хорового выполнения в различных вариантах.

5. Словарная работа

Дидактическая задача:

  1. Предупреждение ошибок в понимании текста.

  2. Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса.

  3. Профилактика неправильности чтения.

Требования:

  1. Глубокое и всестороннее знание учителем уровня развития класса.

  2. Необходимость включения словарной работы в разные этапы урока.

  3. Целесообразное и уместное распределение слов на различные этапы. Есть слова, значения которых важно для понимания текста, их необходимо вынести во вступительную беседу. Слова, знакомые, но еще не четко понятые, уточняются по ходу.

  4. Выбор оптимального варианта словарного упражнения.

  5. Осторожное использование приема толкования слова. Не имея арсенала слов – что значит это слово? – излишняя вербализация не уместна.

6. Работа учеников с текстом

Дидактическая цель:

  1. Реализация триединой задачи урока: коррекционной, воспитательной, обучающей.

  2. Обогащение жизненного опыта школьников через литературные примеры.

  3. Привитие любви к книге, привычки к чтению.

Требования:

  1. Учет характера текста при выборе методов и приемов работы с ним.

  2. Обязательная работа над правильным, беглым, сознательным и выразительным чтением на этом этапе.

  3. Использование разнообразных приемов работы с текстом, в том числе и дидактические игры.

  4. Дифференцированный подход при распределении материала текста учащимся с учетом возможности каждого.

  5. Критерием оценки должен служить не уровень техники чтения ребенка на данный момент, а степень и темп его продвижения в этой работе.

  6. Обязательная работа над разными способами чтения: вслух и про себя.

  7. Обучение умению следить за чтением товарищей с использованием специальных приемов. Следить за чтением: совпадение зрительного и слухового моментов.

  8. Активное участие ребят в анализе текста с привлечением жизненного опыта учеников в этой работе.

  9. Создание мотивации речи при пересказе, обсуждении произведения.

7. Обобщающая беседа

Дидактическая цель:

  1. Организовать обмен мнениями и впечатлениями от прочитанного.

  2. Поразмыслить над тем, что хотел сказать автор данным произведением.

Требования:

  1. Тщательно продуманная система вопросов и других опор, помогающих ученикам держаться в русле темы беседы, и в то же время не подавляющих инициативу ребят.


9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Речевая зарядка на уроках чтения

Автор: Маркова Светлана Николаевна

Дата: 06.01.2024

Номер свидетельства: 643596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Речевая зарядка на уроках чтения"
    ["seo_title"] => string(41) "riechievaia_zariadka_na_urokakh_chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "372425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482398400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Доклад на тему "Речевая зарядка""
    ["seo_title"] => string(36) "doklad_na_tiemu_riechievaia_zariadka"
    ["file_id"] => string(6) "382759"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485170857"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) ""Игры со словами" Материал для речевой зарядки на уроках чтения и развития речи по адаптированной программе для обучающихся 5 - 6 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_so_slovami_matierial_dlia_riechievoi_zariadki_na_urokakh_chtieniia_i_razvi"
    ["file_id"] => string(6) "450216"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516077671"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока чтения на тему " Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-f-i-tiutchiev-viesienniaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "152682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420894673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по немецкому языку к УМК И.Л. Бим на тему "Летние каникулы" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-niemietskomu-iazyku-k-umk-i-l-bim-na-tiemu-lietniie-kanikuly-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244876"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446026042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства