Речевая зарядка на уроках чтения в 1-3 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у умственно отсталых детей формируется медленно. Процесс чтения характеризуется большим количеством ошибок (замены, пропуски, повторы, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наибольшее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1-3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слога переходят к послоговому прочтения, а затем и к чтению целыми словами. В этот период школьники читают небольшие тексты, и учитель имеет возможность обратить самое пристальное внимание прочитывание текста.Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка- это система упражнений, направленных на точное воспроизведение буквенного состава слога и целого слова, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Мы выбрали этот термин исходя из того, что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка семантически определяется как подготовка к действию. В задачи речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление и закрепление
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Речевая зарядка"»
Речевая зарядка на уроках чтения в 1-3 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у умственно отсталых детей формируется медленно. Процесс чтения характеризуется большим количеством ошибок (замены, пропуски, повторы, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наибольшее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1-3-й классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слога переходят к послоговому прочтения, а затем и к чтению целыми словами. В этот период школьники читают небольшие тексты , и учитель имеет возможность обратить самое пристальное внимание прочитывание текста .Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка- это система упражнений, направленных на точное воспроизведение буквенного состава слога и целого слова, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Мы выбрали этот термин исходя из того, что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка семантически определяется как подготовка к действию. В задачи речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление и закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние восприятия и осмысления слова в единый процесс. Несомненно, что речевая зарядка решает и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с её нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков, речевая зарядка, прежде всего, готовит учащихся к правильному прочтению слов текста.Речевая зарядка – отдельный этап урока, непосредственно предшествующий чтению текста учениками. Слоги и слова представляются в виде таблиц, которые читаются хором и индивидуально. Речевая зарядка способствует формированию положительных качеств личности умственно отсталого ребёнка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что многие трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная. Материалом для речевой зарядки служат слоги и слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбираются с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений; используемых в речевых зарядках.
1.Дифференциация сходных слогов и слов:
ла – ра ма – мя ня – нья дом – том
ло – ро мы – ми ни – ньи Дима - Тима
лу – ру му – мю не – нье кадушка – катушка
2.Чтение слогов и слов по подобию:
ма мо му сон шубы шапки
на но ну сом зубы лапки
са со су сок губы папки
за зо зу сор тапки
Проводя данные упражнения, учитель обращает внимание учащихся на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным. В процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти школьников накапливаются их зрительные образы. В дальнейшем при чтении текстов дети легко узнают данные слова.
3.Чтение слогов и слов с подготовкой:
о то сто стол то сто-ит
а ра кра кран та ста-ли
у ру дру друг ту сту-лья
2. о ко кор корм
3.т-ть ит-ить сит-сить носит-носить
Исходя из программных требований, учащиеся 2-го класса заканчивают чтение цепочки слоговых структур чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит из простых двусложных структур. Все остальные слова читаются по слогам. В 3-м классе предварительное прочитывание слоговых структур чаще всего заканчивается глобальным чтением слова:
ро гро гроз гроз-ный-грозный
Составляя таблицы слогов и слов для 1-3 упражнений, учитель должен всегда помнить, что сам звук или слог не несет смысловой нагрузки. Это строительный материал, часть значащей единицы речи- слова. Поэтому работа над словом, стремясь к тому, чтобы процесс восприятия буквенного кода все больше совпадал во времени с пониманием значения слова, становился единым. Формированию этого процесса будет способствовать включение в речевую зарядку предметных и ситуационных картинок, предваряющий или сопровождающих прочтению слов.
Например:
а )дифференцируя звуки с-з, ученики прочитывают слова и соотносят их с предметами, изображенными на картинках, за счет чего достигается совпадение слова и предмета, слова и понятия:(с -з) коза-коса;(са-за) ко-са-ко-за;
б )отрабатывая чтение слов с мягкими согласными на конце, ученики предварительно знакомятся с ситуационными картинками, а затем прочитывают запись на таблице:
т-ть ыт-ыть
рыть(картинка « Мышка роет норку»)
выть(мыть( картинка « Мальчик моет руки»)
картинка « Волк воет»)
4.Чтение слов, буквенный состав которых отличается одной- двумя буквами или порядком их расположения:
он-но следы-слезы
сон-нос мука-муха
кот-кто лыжи –ложись
Данное упражнение занимает особое место в речевой зарядке при подготовки к чтению стихотворении. Материалом для упражнения служат пары слов, сходных по звуковому составу:
Ап-рель-кап-ель ва-леж-ник-под-снеж-ник
Спер-ва-у льва на пи-ру-кен-гу-ру
5.Преобразование слов путем замены буквенных комплексов:
1 )замена одной из согласных при их стечении:
Зверь-дверь слон-стон
2 )замена гласной в слоге со стечением согласных:
Брал-брил-брел стал-стол-стул
3 )замена второго слога в слове, в то время как первый слог со стечением согласных остается неизменным:
Пла-ток сто-лы др-ужу бро-ви
Пла-чу сто-ит дру-гой бро-сил
Пла-вал сто-нут дру-зья бро-дит
4 )замена всего слова, кроме стечения первых двух согласных:
Право-прошу-пруды-прыгал-принес-прямо
Упражнения 4и5 включается в речевую зарядку на этапе перехода к чтению целыми словами.
6 )Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
Лес-лесо шел-пошел
Трава-травка нырял-нырнул
Решила-решала увидел-увиУвял-увел-увез
Прошел-пропел-проспал
Выполнение 6-го и 7-го упражнений предупреждает свойственную умственно отсталым учащимся ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки , а не на смысл. Так, часто повторяющиеся букво- сочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: за лесной вместо за лесистой, серый вместо сизый и т.д. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей к внимательному правильному прочтению каждой его части. Как показала практика, речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения им уже знакомо из чтения учителя. В связи с этим слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются учащимися ,поскольку ранее были восприняты в контексте . После первого прочтения выбранных слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть не точно поняты. Таким образом, речевая зарядка, как правило, завершается словарной работой и в общей сложности занимает 4-6 мин. Урочного времени в зависимости от объема материала. Покажем суть данной работы на конкретных примерах речевой зарядки в 1-3 классах. В букваре к каждому уроку дан языковой материал, включающий новые элементы обучения чтению. Например, если на уроке изучается буква я, то предлагается материал на дифференциацию твердых и мягких согласных перед а и я в слогах и словах. Однако тексты для чтения содержат и другие слоговые структуры, представляющие трудность: слоги, мягкость согласных в которых обозначена другими буквами; слоги со стечением согласных и т.д. С целью лучшей подготовки к чтению текста речевая зарядка составляется из упражнений, снимающих эти трудности. Так, перед чтением текста «На поляне» первоклассники выполняют хоровые упражнения в течении слогов и слов:
1.лы-ли бы-би ты-ти
Лы-ля ба-бя та-тя
2.ри при приш приш-ли
Ра кра крас крас-ны-е
Ра бра брал на-брал
3.на по-ля-ну
на по-ля-не
Перед чтением текст «На ферме» выполняются следующее упражнение:
а ла фла флаг
о ло фло флот
о но мно мно-го
Прочитывая данные строки, ученики повторяют весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах. Во 2-м классе дети читают, например, рассказ «Хорошо, когда много снега».Материал текста позволяет выделит группу слов, в которых слоги со стечением согласных можно получить путем наращивания одной и той же согласной к прямому слогу как основной единицы чтения. Упражнения в речевой зарядке можно представить таким образом:
С-не-сне-снег
С-не-сне-снеж-ки снежки
С-не-сне-сне-го-пад
С-ко-ско-ско-рый скорый
С-ко-ско-скольз-ко
С-мо-смо-смо-жет сможет
С-лу-слу-слу-чи-лось
С-пе-спе-спе-ци-аль-ный
В тексте сказки братьев Гримм «Ёж и заяц» (2 класс) содержится большое количество родственных слов, представленных в разных формах. Именно эти слова должны быть предварительно прочитаны. Родственные слова группируются в упражнения таким образом, чтобы ученики при чтении могли сосредотачивать внимание поочередно на разных значимых частях слова. При этом ученики сначала прочитывают столбики слов, подчеркивая усилением голоса разное начало слов, затем читают строчки слов так, как они соединены в таблице, выделяя голосом разный конец слов.
Бе-жим бе-жит бе-жал бе-жа-ли
по- бежим по-бежит по-бежал до-бежали
под-бежим при-бежит до-бежал до-бежали
при-бежит при-бежал при-бежали
Параллельно с отработкой правильности чтения слоговых структур и слов речевая зарядка может способствовать накоплению словарного запаса, выработке умения подбирать родственные слова задолго до изучения соответствующей темы. В этом случае школьники прочитывают материал таблиц, а затем подбирают слова, начинающиеся с отрабатываемой слоговой структуры. Первоначально в этом подборе слов участвует наряду с детьми сам учитель. Он показывает картинки, задает вопросы, называет слова. По мере приобретения опыта учащиеся выполняют работу все более самостоятельно.
во кво скво скво …
(скворец, скворушка, скворечни)
«Весна» 2-йкласс
Данную работу можно построить по-другому.
Школьники прочитывают материал таблиц, останавливаясь на слове, часть которого закрыта карточкой. Учащимся необходимо угадать слово, начинающееся с отрабатываемой слоговой структуры. Это воспитывает нормальное желание достроить до «понятного». При этом у детей развивается способность к антиципации-предугадыванию целого слова. Каждая попытка угадать слово поощряется учителем, но карточку снимает ученик, точно угадавший все слово.
ро тро стро стро …. (стро-ить)
«На горке» 3-й класс.
Разнообразить упражнения, активизировать речевую деятельность учащихся поможет включение в речевую зарядку игровых моментов. Перечислим некоторые из них.
«Эхо».Один ученик четко и громко прочитывает строчку упражнения-остальные тихо повторяют хором последнее слово. Например: ва хва схва схва-тил-схватил.
«Девочки-мальчики».Упражнения в чтении столбиков слогов или слов проводятся как соревнования между девочками и мальчиками. В соревновании побеждают те, кто прочитал столбик четко, слаженно и без ошибок.
«Копилка».Каждый ученик имеет свою копилку, в которую опускает жетон за правильно подобранное или угаданное слово. Через определенный промежуток учебного времени «неделя, месяц» подсчитывается количество жетонов в копилках и определяется победитель.
«Буквы убежали», «Слоги убежали».Нужно вернуть их на место. Учащиеся прочитывая слова с пропущенной буквой или слогом, должны догадаться, какие буквы(слоги) «убежали», «догнать» их и вернуть на место, вставив соответствующие карточки с буквами(слогами) на место пропусков. Данная игра заставляет учеников внимательно вглядываться в слово, оценивая его с точки зрения буквенного состава и значения одновременно. Для проведения речевой зарядки необходимы также определенные наглядные пособия, прежде всего таблицы. Опыт показывает, что изготовление стационарных таблиц нерационально. Удобней сделать планшетку в виде наборного полотка с четырьмя-пятью рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идет из урока в урок. Есть и иные способы конструирования подвижной таблицы на фланелеграфе, когда обратная сторона карточек выполнена из бархатной бумаги, легко удерживающей их на полотне из фланели. Применение таких таблиц дает учителя возможность изменять содержание материала в момент проведения речевой зарядки: дополнять ее ,переставлять слоги, изменять их, этих же целях можно использовать ученикам образование слогов и слов. В этих же целях можно использовать магнитные доски. Подчеркивая роль речевой зарядки в развитии навыка правильного чтения, в развитии умения прогнозировать слова в читаемом тексте и в постепенном наращивании темпа чтения.