kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Решение проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе сегодня, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Решение проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ"»

Решение проблемных ситуаций и разрешение конфликтов в процессе воспитания детей с ОВЗ.


Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе сегодня, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей стране становится всё больше и больше.

Проблема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья связана ещё и с тем, что чаще всего такие дети воспитываются в неблагополучных семьях. Поэтому воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов и приёмов в работе педагога.

Одна из первоочередных задач - правильно организовать деятельность воспитанника.

Особенно для детей подросткового возраста свойственно стремление высвободиться из-под опёки и контроля воспитателя. Такое стремление нередко и приводит к проблемным, конфликтным ситуациям, к агрессивному поведению, с чем мы чаще всего и сталкиваемся. Такие действия могут быть разными: детские шалости, споры, конфликты и драки.

В практике нашей работы наиболее встречаемые - это:

столкновение ребёнка с невыполнением его желаний, запретами;

отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов общения у детей;

влияние телевидения и видео - продукции, где в той или иной мере присутствуют мотивы насилия;

агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

Но даже самый низкий уровень развития и поведения ребёнка не может быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Все дети нуждаются в самопознании и самоутверждении, внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности, в общении. Однако эти потребности часто не удовлетворяются в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценности их ориентации, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить своё внимание на решении следующих задач:

побуждение детей к самопознанию и самовоспитанию;

обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;

создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Под воздействием всех этих факторов у ребёнка происходит становление образа своего «Я». Поэтому необходимо, чтобы ребёнок увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил свои способности. Мало помочь ребёнку, его нужно поддержать. При этом очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, ему просто необходима их позитивная оценка, стимулирующая поддержка, вера в его возможности. («Ты можешь»«Ты способен»«У тебя всё получится») Для ребёнка, который зачастую не видит ласки в семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач.

Приёмы педагогического воздействия и коррекции.

В комплексе методов педагогического воздействия при решении возникающих проблемных ситуаций выделяются следующие приёмы:

задерживающие (тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников);

созидающие (содействующие развитию положительных качеств личности, которые помогают скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведение детей с отклонениями.

Созидающие приёмы:

содействующие улучшению взаимоотношений между воспитанниками и педагогами (проявление доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, поручительство);

вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы).

Тормозящие приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, проявление возмущения, выявление виновного)

Вспомогательные приёмы:

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с детьми, используя методы и приёмы педагогического воздействия на них, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения проблемной ситуации в поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

Приёмы воздействия коллектива могут быть следующими:

доверие (подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива);

постепенное приучение к деятельности на общую пользу, поручения мотивируются их общей значимостью;

поддержка коллективистических проявлений (поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих);

недоверие (коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике);

отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы (коллектив заставляет переделать работу, мотивируя более качественное её выполнение);

обсуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

включение подростка в коллективные общественные виды деятельности, где он должен проявить своё отношение к совместной коллективной деятельности, умение сотрудничать с одноклассниками;

создание целевой установки (с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности – начатое дело доводить до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, анализировать ошибки);

контрастность (от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней);

стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия, укрепление веры в успех, поддержка в трудной ситуации;

требовательное доверие (подчёркивается неизбежность выполнения задания, укрепляется надежда на то, что он эту деятельность осилит);

поощрение, похвала, побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Очень часто мы сталкиваемся с агрессией детей, которая приводит к возникновению различных проблемных ситуаций, как между детьми, так и между воспитателем и ребёнком.

Один из способов снижения агрессии – установить с ребёнком обратную связь, используя при этом определённые приёмы. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку («Мне не нравится, когда на меня кричат» или «Мне не приятно, когда со мной так разговаривают», вскрыть мотивы агрессии («Ты хочешь меня обидеть?», напомнить о правилах («Мы же с тобой договаривались …», дать определение происходящему («Ты ведёшь себя грубо»).

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения возникшей ситуации.

Вывод:

Главным условием для достижения положительного результата в воспитательном процессе является наличие единой системы воздействия на воспитанников (согласованность действий, скоординированность планов учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработника, логопеда, ориентированное на единство требований)

Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достижения, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил».

 

В дополнение к предыдущему материалу предлагаю вашему вниманию, на мой взгляд, весьма полезные правила взаимоотношений  педагогов с учащимися.

 Правила для педагога при общении с учениками:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.

2. Помогайте учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.

3. Всегда исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4.Выступайте для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

5. Выступайте в такой роли для каждого ученика.

6. Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).

7. Будьте активным участником группы взаимодействия.

8. Открыто выражайте в группе (классе) свои чувства.

9. Стремитесь к достижению эмпатии, позволяющей принимать чувства и переживания 

10. Хорошо узнайте самого себя.

Четыре мотива плохого поведения


Привлечение внимания

Власть

Месть  

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению

Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не получится»

Сильные стороны поведения

Потребность в контакте с учителем

Смелость, сопротивление влиянию

Способность защищать себя от обиды и боли

Нет

Реакция учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль опустошение, в дополнение к негодованию

Профес-сиональная беспомо-щность

Реакция учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического воздействия

Немедленно ответить силой или уйти от ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Реакция ученика

Временно прекращает

Прекращает выходку, когда сам решит

прекращает выходку, когда сам решит

Попадает в зависимость от учителя,

Способы предотвращения

Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение.

Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем

Поддержка ученика, чтобы его установка «не могу» сменилась на установку «Я могу»

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

- конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;

- конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;

- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.

Рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися:

- контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии,“выпустить пар”;

- не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”);

- не оскорблять учащегося (есть слова, которые, прозвучав из уст педагога, наносят такой ущерб отношениям с учащимися, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);

- стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

- по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

- не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

- дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

- независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся;

- не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Решение проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ"

Автор: Людмила Николаевна Хахонина

Дата: 05.06.2024

Номер свидетельства: 652139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Приемы и методы при решении проблемных ситуаций в процессе воспитания детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(95) "priiemy-i-mietody-pri-rieshienii-probliemnykh-situatsii-v-protsiessie-vospitaniia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "247607"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446579864"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии."
    ["seo_title"] => string(146) "sotsializatsiia-i-rasshirieniie-vozmozhnostiei-dietiei-s-ovz-sriedstvami-kruzhkovoi-raboty-tieatral-no-kontsiertnoi-dieiatiel-nosti-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "257516"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448351626"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Практико-ориентированный проект "Чем пахнут ремесла?""
    ["seo_title"] => string(57) "praktiko_oriientirovannyi_proiekt_chiem_pakhnut_riemiesla"
    ["file_id"] => string(6) "421625"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497372476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства