Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»»
«Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Завьялова ВА,
Воспитатель, заместитель директора по воспитательной работе
Человек существует в этом мире только в связи с другим человеком, только среди людей находясь и общаясь с ними. Он не способен был бы не только быть счастливым, сильным, умным, он не способен был бы просто выжить на этой земле, если бы не другие люди. С другими людьми его связывают нерасторжимые узы. Без другого человека он не был бы человеком. Эта связь так органична и так тесна, что в житейской практике мы, разумеется, не обращаем на неё внимания.
Сейчас будет небольшой игровой момент.- Игра –Угадывание:на спине –прикреплены фамилии известных людей, сказочных персонажей, политических деятелей- необходимо с помощью прямых вопросов ( да, нет) угадать кто это: Гагарин, Дюймовочка, Карлсон, Винни-Пух, Чайковский, Путин, Абама, Пушкин, Лев Лещенко, Белоснежка, Иван-Царевич, Буратино, Чипполино, Карабас- барабас, Игорь Крутой, Ани Лорак, )
-Что было легко, а что трудно, когда вы общаясь друг с другом угадывали персонажей?
( на доске табл: ЛЕГКО ТРУДНО)
Находясь среди людей, вступая в общение с ними, человек не может не проявлять своего отношения к людям.
Для общения характерно то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Общаясь, люди настроены на то, что партнёр им ответит, и рассчитывают на его отзыв. Хочу уточнить: «общение» и «коммуникативная деятельность» - синонимы. Общение – специфический вид непосредственного взаимодействия. Оно осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических, и пантомимических.
Я считаю чрезвычайно важным рассмотрение основных социально-психологических понятий: общения, взаимодействия, межличностных отношений и тесно связанных с ними стержневых характеристик личности – мотивов, направленности, ценности ориентаций. Думаю, не останется сомнений в актуальности темы: «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста».
Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности
данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения воспитанников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
А дети с нарушениями интеллекта в большей степени, чем их сверстники с нормой инт, испытывают трудности в общении. Это объяснятся рядом причин: и низкий уровень развития речи, и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. В процессе межличностной коммуникации у детей с нарушениями интеллекта существуют некоторые отклонения в коммуникативном поведении от общепризнанных норм и правил, что отрицательно влияет на течение самого процесса, и на его результативность.
Давайте проанализируем вкратце: каких детей в первую очередь берут под опеку? (Контактных, внешне привлекательных).
Для более успешной социализации детей с НИ необходим определенный уровень сформированности навыков коммуникации. Однако пассивность детей, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему- все это тормозит процесс формирования коммуникативных умений.
Такие дети редко становятся инициаторами диалога, разговор всегда начинает взрослый. Многие из них , прежде чем ответить, долго молчат или , назвав отдельное слово, сразу замолкают. Другие, наоборот, говорят очень много, но речь у них состоит в основном из заимствованных слов и высказываний, не связана с определенной ситуацией.( про 2 кл)
Трудности в общении у детей с НИ обусловлены не только степенью и характером их интеллектуального недоразвития. На развитие навыков коммуникации влияют и внешние объективные причины:
- условия раннего воспитания в коррекционном учреждении;
-исходный уровень готовности ребенка участвовать во всех видах коммуникативной деятельности.
-замкнутость и однообразие круга общения в закрытом кор. учр-нии
-характер самой личности и т.д.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить её, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа, учителя и воспитатели.
Личность ребенка и коллектив класса, с членами которого он общается, составляет диалектическое единство. Для установления причин, определяющих положение ребенка в группе, социальной роли, которую он выполняет, формирующихся у него личностных качеств, важно изучение общения в целом. Нормы поведения, усвоенные уже детьми, находят своё отражение в поведении ребенка при его общении со сверстниками. Отношения со сверстниками существенно влияют на развитие ребенка: от их благополучия зависит многое в психическом здоровье школьника, в развитии творческого потенциала личности.
Поэтому я считаю, чтобы грамотно построить свою работу с детьми, надо, прежде всего, хорошо их знать.
Основной принцип работы с детьми в группе: создание условий для активного продуктивного общения; отработка стандартных коммуникативных, речевых и игровых умений, развитие личностных особенностей, открытости, эмпатийности, спонтанности и др., расширение кругозора, систематизации знаний по интересующим детей вопросам, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
Предлагаю всем педагогам в своей работе использовать ролевые игры, ситуации общения, проигрывание, рисование, лепку.
Предпочтение нужно отдавать игре, так как она является ведущей формой организации общения детей 1-3 класса. Использовать игры, в которых основу взаимодействия составляет общение: творческие, сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры с куклами, игры в слова. Они обеспечивают ребенку позицию творца, субъекта деятельности и общения (одно из условий обучения общению).
Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчить сложный процесс общения. Игры помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой, обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.
В первом классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры – это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже с первого класса дети знают, что главное уважение: уважение мыслей, чужих чувств, опыта .
Практически все дети, в том числе и слабые, в начале обучения в школе в силу своей ещё детской непосредственности и привычных форм общения легко включаются в совместные виды выполнения заданий, обсуждения вопросам, не боятся ошибиться, спрашивают, если им что-то не ясно. И я считаю, что это время «детской непосредственности» нужно использовать: проводить различные мероприятия, конкурсы, КВНы, состязания, заниматься различными видами деятельности, чтобы каждый ребенок проявил себя в том или ином виде. Потому что к третьему классу, прочно заняв положение отстающего, начинают проявляться устойчивые негативные формы поведения. В психолого-педагогической литературе вопросы общения и сотрудничества детей в начальной школе заняли сегодня прочное место в ряду наиболее актуальных. Перед собой нужно ставить задачу: не допускать появления «отстающих детей».
Мы проводим различные конкурсы: «Конкурс чтецов», «Конкурс рисунков» на различные темы, «Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку», «Конкурс поделок из природного материала».
На занятиях по лепке объединять детей в пары для знакомства и сближения, для возникновения общения
После проведения конкурсов рисунка, различных занятий по лепке, конструированию организовывать выставки, не обязательно общешкольные, лучше в классе. Работы обсуждать, анализировать: что удалось, а что нет. При таком подходе формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять своё мнение с мнениями других.( про 2 кл)
На прогулках, на школьной площадке устраивать различного рода соревнования, состязания, эстафеты, в классе объединять детей в «пятёрки», «тройки» для коллективной работы. Работа в малой группе учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. ( про 2 кл)
Большую роль для развития ребенка и для установления общения в группе имеют занятия в различных кружках и секциях как в группе, так и вне её. Здесь для работы привлекать педагогов дополнительного образования. Я считаю, что в классе дети должны посещать как можно больше кружков, чтобы со временем определить – какой вид деятельности им по душе. Занятия в кружках, достижение определенных результатов вселяет в ребенка уверенность в своих силах, поднимает его в глазах сверстников. Дети объединяются по интересам – возникает общая тема для обсуждения, которая позволяет перейти к сотрудничеству. ( Мягкая игрушка Девочки Вики)
Ребенок не стоит перед окружающим его миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение.
Личность ребенка формируется не только через общение с ровесниками. Правила поведения и личностные качества детей во многом определяются характером педагогического общения воспитателя и детей. Эту проблему изучали Н.А.Березовик, А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др. От установления правильных отношений воспитателя с воспитанниками, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. В частности, характер общения воспитателя с детьми во многом определяет формирующиеся межличностные отношения в группе и существенным образом влияют на развитие личности ребенка.
Педагогическое общение – коммуникативное воздействие на детей с целью воспитания и обучения, направленное:
на установление межличностных отношений как воспитателя с детьми, так и детей друг с другом.
С помощью геометрических фигур изобразите себя и коллектив воспитанников ( лист, цветные карандаши) АНАЛИЗ: Можно много анализировать с точки зрения психологии, но для меня важно, чтобы вы обратили внимание на один, очень важный момент: как далеко или близко вы расположены от ребенка.
О каких бы современных технологиях мы не говорили, ФГОС, стандарт и т..д., но ключевым звеном остается педагог.
Из всех стилей общения с детьми нужно выбирать общение, для которого характерны мягкие, оптативные формы обращения (предложение, совет, просьба и т.д.) и большая доброжелательность в оценке. Я считаю, при таком стиле общения воспитателя с детьми и уровень межличностных отношений будет более высокий.
Общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе.
Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирования коммуникативных учебных действий.
№ п\п
Формирование навыка
Методы, приемы коррекции
1.
Развитие коммуникативных навыков
Игры «Давайте познакомимся!»
«Найди меня»
«Ладонь в ладонь»
«Клубочек»
2.
Развитие умения договариваться
Игры «Небоскреб»
«Картонные башни»
«Давай поговорим»
3.
Развитие приемов общения (базовых коммуникативных умений)
Упражнения и игры могут использоваться на внеурочных занятиях по направлению художественно-эстетической деятельности. На каждом занятии учащиеся выполняют одно упражнение (игру) из предложенного комплекса упражнений и игр, например,
игра «Давайте познакомимся!».
Цель этой игры — развитие коммуникативных навыков.
Игра начинается так: дети с взрослым становятся в круг, взрослый держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Комментарии: Для игры понадобится надувной мяч. Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правила можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
Взрослый начинал игру с себя, и в основном кидал мяч стеснительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, с помощью взрослого, участвовали все учащиеся. В этой игре дети учились, не стеснятся окружающих людей и развивали зрительную и слуховую память.
Игра «Небоскреб».
Цель игр — это развитие умения договариваться, работать в команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.
Все начинается с того, что дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарии: Взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
В конце игры можно провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
В этой игре взрослый сам распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после провала небоскребы учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры учащиеся учатся не только общаться между собой, но и плодотворно договариваться для успешного результата.
Упражнение «Изобрази предмет».
Цель упражнения — это знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений.
Ход упражнения: Взрослый движениями рук, тела и мимикой изображает, как использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Упражнение «Изобрази предмет» взрослый начинает с себя, чтобы детям было все ясно и понятно. При затруднениях у детей в изображении предмета он помогает им изобразить этот предмет.
При постоянном использовании этих упражнений и игр у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия.
Таким образом, учащиеся могут работать в группах и коллективах; вести диалог; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; продуктивно работать в поиске и сборе нужной информации; уметь находить альтернативные способы разрешения конфликтов; уметь управлять и контролировать поведение товарищей; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать и слышать сверстников.