«Развитие творческих способностей у младших школьников»
«Развитие творческих способностей у младших школьников»
Актуальность темы данной работы обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых «креативных» людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом, направленным на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей у младших школьников»»
«Развитие творческих способностей у младших школьников»
Выполнила:
Додонова Марина Владимировна,
слушатель курсов профессиональной
переподготовки в области
начального общего образования
ЛИПЕЦК
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. ……..3
Глава I. Проблема развития творческих способностей у младших школьников в исследованиях отечественных ученых ………………………5
1.1. Сущность понятий «творчество» и «творческий потенциал» ребенка……6 1.2. Значение внеурочной деятельности младших школьников в развитии творческих способностей………………………………………………………….10 1.3. Педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников…………………………………………………………………………13
Глава II. Практика работы учителя, направленная на раскрытие творческого потенциала обучающихся……………………………………….14
2.1. Диагностическое исследование уровней развития творческого потенциала обучающихся………………………………………………………………………..15
2.2. Рабочая программа студии «Волшебная ленточка»…………………………19
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………….25
Приложение ………………………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
«Творчество - это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает, комбинирует,
создает что-либо новое».
Л. С. Выгодский
Актуальность темы данной работы обусловлена острой потребностью общества в творчески развитых «креативных» людях и фактически слабым методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом, направленным на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
С психологической точки зрения младший школьный возраст также как и дошкольный является сенситивным периодом для развития творческих способностей. Это обусловлено характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Для раскрытия понятия «творческие способности» необходимо рассмотреть такие понятия как «творчество», «способности».
В.А. Сухомлинский – основатель концепции гуманистического воспитания, выдающийся педагог XX века считал проблему творчества «одним из участков педагогической целины» [203, с.59]. По его мнению, творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные и добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира, при этом «человеческая личность словно сливается со своим духовным достоянием».
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного -воспитательного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднение у обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применять их на практике. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. Повышается значимость творческой активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание креативной среды в образовании, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.
В связи с этим, многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. На это указывает нам и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей»
Сегодня в образовательном пространстве отмечается ряд противоречий, а именно:
- между нормативно-правовым регулированием образовательного процесса в начальной школе, который направлен на развитие творческого потенциала у младших школьников и недостаточной обеспеченностью его реализации во внеурочной деятельности;
- между необходимостью раскрытия творческого потенциала у младших школьников и недостаточно разработанным методическим инструментарием, а также путями его формирования в общеобразовательных организациях.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему нашей дипломной работы: «Развитие творческих способностей у младших школьников».
Цель: раскрытьвыявить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.
Для достижения цели определили следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме раскрытия творческого потенциала младших школьников.
Раскрыть педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника в рамках ФГОС НОО.
Разработать и реализовать во внеурочной деятельности программу студии «Волшебная ленточка», способствующую раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость дипломной работы: материалы работы и авторская программа студии «Волшебная ленточка», способствующая раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста, могут быть использованы в практике работы учителями начальных классов.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения (технологическая карта занятия).
Глава I. Проблема развития творческих способностей у младших школьников в исследованиях отечественных ученых
1.1. Сущность понятий «творчество» и «творческий потенциал» ребенка
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, внедряется ФГОС НОО. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности каждого ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности – учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Психологические аспекты развития творческих способностей освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Гилфорда, Э.П. Торренса и др.
Что такое творчество? В общем смысле – это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.
Творчество– форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию [2, с.156].
В педагогике и педагогической психологии существует ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие), теория воспитания
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [4,с.8].
Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал – это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно – генетический, социально – личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Творческий потенциал обучающегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:
- стремление к значимости собственной личности (самореализацию);
- творческий подход к учебной деятельности; творческую активность в учебной деятельности;
- способность к самовыражению;
- рефлексию собственной жизнедеятельности;
- ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [7].
В зарубежной психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология не признает врожденных способностей. Но вместе с тем, не отрицает врожденность некоторых особенностей, которые связаны с особенностью строения мозга, органов чувств, особенностей типа нервной системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.
Задатки как предпосылки способностей не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Любые задатки, прежде чем развиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, математиком или художником, не занимаясь соответствующей деятельностью. Сами задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности. Это зависит от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни.
Творческая деятельность, с одной стороны, является результатом, а, с другой, - важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего – либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения.
Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам. Способности обеспечивают их быстрое приобретение и использование на практике.
Внеурочная деятельность является важным ресурсом для развития творческих способностей. Грамотная организация внеурочного времени побуждает учащихся к самостоятельности, к поиску новых решений, к сомовыражению.
Творческая деятельность человека всегда предполагает создание нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире, или чувству, отражающее новое отношение к действительности.
Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
1.2. Значение внеурочной деятельности младших школьников в развитии творческих способностей
Внеурочная деятельность – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочнойсистемы обучения. Внеурочная деятельность включает такие формы работы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Преимущества внеурочной деятельности заключаются в том, что учащимся предоставляется возможность широкого спектра занятий, направленных на всестороннее развитие школьника [10].
Содержание занятий внеурочной деятельности должно формироваться сучётом интересов обучающихся и пожеланий их родителей (законных представителей). Организации различных форм занятий внеурочной деятельности отличны от урочной системы обучения.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово -развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность и др.
Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.
Приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.
Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, студии, факультативы и др.
Для развития потенциала одарённых и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные образовательные планы, в рамках которых формируются индивидуальные образовательные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Согласно словарю русского языка творчество(в психологии его часто называют креативность от латинского слова creare, что означает порождать, создавать, творить) – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности. Дети учатся порождать, создавать, творить.
Модель ФГОС НОО педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Таким образом, правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой такую образовательную среду, которая создает максимальные условия для развития познавательной потребности и способности каждого учащегося. [9, 48].
1.3. Педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников
От природы дети обладают задатками разнообразных способностей. Задача учителя – создать благоприятные условия для выявления этих способностей в доступной и интересной для детей деятельности. Развить способности – это значит вооружить детей способами деятельности, создать условия для выявления и развития их одаренности. Способности развиваются и формируются в труде и гибнут в бездействии. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.
Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству.
Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Младшие школьники часто обращаются к учителю с разными вопросами. Проявление познавательной активности ребенка учитель должен поощрять. По словам советского психолога А.М. Матюшкина, основу развития продуктивной (творческой) познавательной активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого человека.
Помимо создания условий для проявления и развития творческой активности ребенка, необходимо предоставить ребенку свободу в познании окружающего мира, мира творчества.
Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, и обрести, а не потерять возможность для самореализации.
Глава II. Практика работы учителя, направленная на раскрытие творческого потенциала обучающихся
Педагогическая деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала обучающихся начальных классов и дальнейшее развитие их творчества в нашей работе представлена в два этапа. Первый этап - диагностическое исследование уровней развития творческого потенциала обучающихся; второй – реализация авторской программы по развитию творческих способностей детей.
2.1. Диагностическое исследование уровней развития творческого потенциала обучающихся
1. Диагностика начального уровня развития творческого потенциала у обучающихся 1-4-ых классов.
2. Разработка и апробирование программы студии «Волшебная ленточка», способствующей развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, реализующейся вовнеурочной деятельности (формирующий этап эксперимента).
В ходе решения задач нами было использовано анкетирование учащихся, родителей и статистическая обработка данных.
Данное исследование проводилось в филиале муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе села Хрущевка в селе Крутые Хутора имени Героя Советского Союза П.Д. Кузнецова Липецкого муниципального района Липецкой области.
В экспериментальном исследовании принимали участие девочки, обучающиеся 1 - 4 классов. В эксперименте принимали участие 2 группы (смешанные) по 10 человека. В группе (АА) находилась экспериментальная группа, а в группе ББ – контрольная группа.
Перед началом анкетирования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к экспериментатору нами проводилась беседа. Содержание ее было направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых занятий. В процессе анкетирования нами соблюдалась спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.
Методика «Анкета Изобретателя» по Л.Ю. Субботиной
Для определения мотивационно – потребностного критерия творческих способностей младших школьников была проведена методика «Анкета Изобретателя».
Анкета состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить «да» - «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов (см. Приложение 2).
Критерии оценивания:
Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень мотивации к проявлению творческих способностей высокий, 5-7 баллов – средний уровень, 0 - 4 балла – низкий уровень.
Результаты экспериментального исследования на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группе представлены в таблицах
Диаграмма 1
Таким образом, высокую готовность к проявлению себя как творческой личности и наличию интереса к творческим видам деятельности продемонстрировали в экспериментальной группе 2 человека (20%), в контрольной группе 3 человека (30%). В экспериментальной и контрольной группах, где низкий уровень соответственно 30% и 10%, учащиеся задавали дополнительные вопросы в ходе выполнения задания, использовали подсказку учителя.
2. Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит»
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
Диаграмма 2
Таким образом, высокую готовность к проявлению себя как творческой личности и наличию интереса к творческим видам деятельности продемонстрировали в экспериментальной группе 5 человека (50%), в контрольной группе 6 человека (60%). В экспериментальной и контрольной группах, где низкий уровень соответственно 10% и 10%, учащиеся задавали дополнительные вопросы в ходе выполнения задания, использовали подсказку учителя.
3. Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов)
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.
Диаграмма 3
Анализ результатов анкетирования родителей дает возможность говорить, о том, что родители иногда склоны преувеличивать способности своих детей. Учителю и родителям необходимо целенаправленно развивать творческий потенциал у детей младшего школьного возраста.
Анализируя вышесказанное, мы делаем вывод, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников.
2.2. Рабочая программа студии «Волшебная ленточка»
Дать детям радость труда, радость успеха в
учении, пробудить в их сердцах чувство гордости,
собственного достоинства - это первая заповедь
воспитания. В наших школах не должно быть несчастных
детей - детей, душу которых гложет мысль, что они
ни на что не способны. Успех в учении - единствен-
ный источник внутренних сил ребенка, рождающих
энергию для преодоления трудностей, желание учиться
Сухомлинский В. А
Пояснительная записка
В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация, но с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.
Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.
Программа студии «Волшебная ленточка»предполагает посредством обучения декоративно-прикладного творчеству (креативное рукоделие) способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка.
Концепция программы
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная ленточка» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами «Цумами канзаши».
Актуальность
программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству, развитие мелкой моторики, способствует профилактике асоциального поведению детей, взаимодействие с семьей.
Цель программы:
1. Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
2. Создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность
3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Реализация программы связана с решением следующих задач:
воспитать трудолюбие — необходимое качество для каждого в будущей самостоятельной жизни;
развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
помочь детям проявить их индивидуальные способности, фантазию, наблюдательность и творчество;
воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук, глазомер;
развивать духовно-нравственные качества обучающихся;
формировать идентичность гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами разных народов;
Отличительные особенности Программы
Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить потребности детей и родителей в содержательном досуге, в творческом самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.
Возраст детей
В группу первого года обучения приходят дети 8-11 лет, не имеющие специальных навыков. Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группы второго и третьего годов обучения, определяется входной диагностикой. Группы формируются разновозрастные, в связи с условиями школы. Набор детей в группы свободный.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Освоение данной программы обеспечивает достижение:
Личностных, предметных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий:
Для получения вышеперечисленных результатов используется:
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
Уроки разных видов - «Первое знакомство», «Путешествие в страну «Канзаши», анкетирование, беседы.
Текущий контроль:определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения
теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио творческих достижений.
По итогам работы программы дети для себя открыли:
богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества;
развилась мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и терпение;
получили информацию о ремеслах и художественных промыслах России;
заняли призовые места в районных конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества «Палитра ремёсел».
Педагогическая целесообразность
Программа детского объединения «Волшебная ленточка» направлена на обучение декоративно-прикладному творчеству и способствует созданию условий для формирования творческой личности ребенка. Она развивает у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности. Главная идея программы – активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал» на данный момент нет. Однако ученые и исследователи говорят о том, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек в той или иной степени. А изучение педагогических условий, способствующих раскрытию творческого потенциала, позволило нам сделать вывод о том, что именно правильно организованная помощь педагога позволяет младшим школьникам обрести, а не потерять возможность для их самореализации.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить целенаправленно, с учетом интересов ребенка, под контролем родителей и учителя. Только в тесном содружестве всех заинтересованных лиц может развиваться всесторонне развитая творческая личность. Только тогда учитель может выполнить государственный заказ. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.
Веретенникова Л. К.Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология/ Журнал,выпуск № 1 / 2010.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 2004.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2 / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания школьников– М.: 2010.
Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ.-СПб.:СПбГУПМ,2001.
Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2005.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2008. - № 10.
Обучение и развитие/Под ред.Л.В. Занкова.–М.: Просвещение, 1975.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ / сост. Е.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь потехнологии для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара :Издательский дом «Федоров», 2006.
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011.
Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.
Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие/ Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь, 2009.
Структура, содержание и технология проектирования образовательной программы школы: методические рекомендации / Е.М. Белорукова, И.И. Дранникова, Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.
Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2002.
Яицкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе /О.Ю. Яицкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы// междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2012.
Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 2004
Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2006.- № 3.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 2007 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№
Особенности ребёнка
1
2
3
4
5
1
Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
х
2
Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует
х
3
Точно, правильно использует много слов в своей речи
х
4
Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов
х
5
Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми
х
6
Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)
х
7
Легко справляется с загадками и может их придумывать
х
8
Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление
х
9
Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями
х
10
Понимает значение чисел от 1 до 10,100,1000
х
11
Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники
х
12
Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции
х
13
Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки
х
14
Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники
х
15
Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети
х
16
Проявляет острую наблюдательность
х
17
Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства
х
50+20+3+2=75 - Высокий уровень
Приложение 2
Конспект занятия ««Путешествие в страну «Цумами - Канзаши»
по курсу «Волшебная ленточка».
Цели деятельности педагога
Познакомить учащихся с техникой «Цумами -канзаши»; с историей канзаши; с возможностями использования атласных лент; прививать навыки работы с узкой тканью; показать основы изготовления острого лепестка; самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие; развивать навыки анализа готового изделия и планирования работы; работать с выкройкой, использовать клеевой пистоле, швы «вперёд иголку»; воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Предметные умения: научится делать острый лепесток, работать с готовой выкройкой, использовать клеевой пистолет и клей "Момент-кристалл", зажигалку; использовать бисер, пайетки, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие; выполнять изделие «Цветок».
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):познавательные – научится осознанно работать по технологической карте с целью освоения и использования нового вида лепестка, анализировать информацию, проводить исследование; регулятивные – научится планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность осваиваемых действий; коммуникативные – овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем, товарищем, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: приобрести мотивацию к учебной и творческой деятельности в области декоративно- прикладного творчества.
Организационная структура занятия
Этапы занятия
Обучающие и развивающие компоненты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке
Универсальные учебные действия
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный момент
Подготовка учащих-
ся к ус-
воению изучаемого материала.
Сообще-
ние темы
урока
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера.
Здравствуйте, уважаемые друзья! Я рада сегодня нашей встрече и надеюсь на вашу поддержку, старание и усердие.
Слайд 1
Организуют рабочее место к уроку.
Слушают учителя
Фронтальная
Личностные: имеют мотивацию к творческой деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Готовность к занятию
II.Самоопределение к деятельности.
- Ребята, послушайте небольшой музыкальный отрывок.
Звучит музыка
– Как вы думаете, о какой стране пойдет сейчас речь?
- Сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в страну Восходящего солнца.
Слайд 2
- Какие ассоциации у вас возникли?
– Правильно!
Слайд 3
– У вас на столе лежат красивые коробки. Как вы думаете, что в них может лежать?
–Действительно, в коробке инструменты для изготовления цветов в стиле канзаши.
- Сегодня мы с вами узнаем что такое «Цумами -канзаши», научимся изготавливать лепестки канзаши, сделаем цветы и украсим ими ободок.
Слайд 4
Слушают музыку; дают ответы; анализируют
информацию;
Фронтальная
Личностные: понимают личную ответственность за будущий результат выполненной работы.
Устные ответы
III. Изучение
нового материала
1. Словесный рассказ «История возникновения техники “Цумами канзаши”.Просмотр мультимедийной презентации.
История возникновения техники “Цумами-канзаши”
Слайд 5
В переводе с японского канзаши – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому оригинальному виду декоративно-прикладного искусства, которое живо и здравствует по сей день, приобретая все больше поклонников по всему миру.
Искусство « Цумами -канзаши» своими корнями восходит к 17 веку, ко второй половине периода Эдо, когда японки начали создавать сложные прически, щедро украшенные всевозможными шпильками и гребнями. А заняться этим видом рукоделия заставил их указ правителя «О запрете ношения украшений для большинства женщин». Можно ли представить женщину, девушку, девочку без украшений? Именно этому нелепому закону любители рукоделия и обязаны появлением « Цумами -канзаши».
Слайд 6
Канзаши были важным элементом в причёске, одна «Цумами –канзаши» могла стоить больше, чем кимоно.
По прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.
Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство «Цумами –канзаши» становится весьма популярным и среди модниц, и рукодельниц из разных стран и континентов. Искусство канзаши приобрело популярность и в России.
Слайд 7
Слушают учителя;
фронтальная
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, смотрят презентацию.
и используют информации.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение .
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Устные ответы
2.Словесно-ил-
люстративный рассказ « Особенности техники “Цумами кандзаси” .
Просмотр мультимедийной презентации.
Особенности техники “Цумами - канзаши”
В основе «Цумами- канзаши» лежит оригами – традиционное японское искусство складывания поделок из бумаги. В основе техники «Цумами -канзаши» – складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков.
Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит один
прием – сворачивание (цумами)
Слайд 8
В наше время технику « Цумами –канзаши» применяют и в прическах и поделках, и в
интерьере, и в гардеробе.
Конечно, мы очень осовременили канзаши, но, тем не менее, основы те же, и красота и
великолепие остаются!
Слайд 9
Слушают учителя; рассматривают слайды,
Фронтальная
Личностные: проявляют интерес к предметно-практической деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя.
Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; учатся анализировать информацию.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу.
Устные ответы
3. Знакомство с технологической картой « Последовательность операций».
- Учитель рассказывает о технологических этапах
Слайд 10
Последовательность
операций
Эскиз
Атласную ленту
разрезать
на
равные квадраты (5см)
Сгибаем ленту пополам,
чтобы получился треугольник.
Держать конструкцию
из треугольников
широким углом к себе. Загнуть
боковые углы
к среднему углу.
Сгибаем пополам
получившуюся
фигуру.
Отрезаем острый угол.
При помощи свечи
опаливаем отрезанный
угол, чтобы склеить края.
Подрезаем нижнюю,
неровную сторону
края.
Обрабатываем
свечей край.
Слушают учителя; рассматривают карту, проводят исследование; анализируют ин-формацию, наблюдают,
делают выводы
Фронтальная
Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с детьми выделяют существенную информацию из технологических карт. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске новой информации и сборе информации.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, используя пошаговую последовательность заданной схемой.
Устные ответы
4. Вводный инструктаж .
Учитель рассказывает и проверяет знания по технике безопасности.
- Откройте коробочки.
- Что вы видите?
- Познакомимся с правилами пользования отдельными предметами.
Пистолет – электроприбор. Внимание! Пистолет разогревается около 3 минут. Во время работы пистолета, носик сильно нагревается! Поэтому не прикасайтесь к носику клеевого пистолета и к расплавленному клею во избежание получения ожога. Лежать пистолет должен на тарелке. После завершения работы, выключите инструмент из розетки. Не рекомендуется непрерывно использовать клеевой пистолет более 1 часа.
Свеча – содержит воспламеняющееся вещество, дает пламя при работе. Необходимо следить за огнем, не подносить к голове, контролировать все свои движения.
Ножницы – Как ими пользоваться?
Тарелка – Как обращаться с тарелкой?
Слушают учителя; рассматрива-
ют содержание коробки проводят исследование; анализируют ин-
формацию, наблюдают,
делают выводы, дают ответ на вопрос
Фронтальная
Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с детьми проводят простейшие исследования содержимого материала коробки Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Регулятивные: учатся использовать полученную информацию и осуществлять контроль за техникой безопасностью.
Устные ответы
Физкультминутка.
Проводится физкультминутка под музыку
Это легкая забава-
Повороты влево, вправо.
Нам известно всем давно-
Там стена, а там окно.
А теперь наклон на месте,
Это тоже интересно.
Выполняют упражнения
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.
Выполнение упражнений
IV. твор-
ческая- практическая деятельность
1.Организация рабочего места.
Проверяет организацию рабочего места учащихся
Организуют свое рабочее место
Индивидуаль-
ная
Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место; знают о гигиене учебного труда.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.
Регулятивные: учатся включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Устные ответы
2.Беседа –демонстрация «Делай, как я».
Показывает учащимся технологию создания острого лепестка.
-Демонстрирует приемы изготовления изделия.
Анализируют информацию; повторяют точно последователь-
ность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирую
щего приемы работы
Фронтальная
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на занятии, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Регулятивные: планируют свою деятельность, выполняют
работу по заданной инструкции.
Познавательные: умеют анализировать
информацию, план работы над изделием, выделяя основные этапы и приемы.
Устные ответы
3.Индивидуальная работа.
В процессе работы контролирует соблюдение правил безопасности, приемы работы.
Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает в выполнении задания.
Разогревает пистолет.
- Вы удивительные ученицы. Я предлагаю вам второй лепесток выполнить, самостоятельно используя технологическую карту (звучит музыка)
Регулятивные: сравнивают результат деятельности с оригиналом; вносят необходимые дополнения и коррективы.
Изготовление острого лепестка
4.Творческая работа в группах «Сборка цветка и оформление ободка».
В процессе работы контролирует соблюдение правил безопасности, приемы работы. Помогает собрать лепестки в цветок, соединить с ободком, советует, отвечает на вопросы учащихся.
- Остается собрать наш цветок и прикрепить его к ободку.
- Соедините все лепестки с помощью клеевого пистолета (намазав клей на кончик лепестка).
- Соедините цветок и ободок с помощью клеевого пистолета.
- На собственное усмотрение вы можете оформить ободок бисером, пайетками, стразами.
Выполняют задание
Фронтальная
Коммуникативные: учатсявыслушивать друг друга, договариваться, работая в группе, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: организуют совместную творческую деятельность; выбирают средства для реализации общего замысла.
Регулятивные: сравнивают результат деятельности с оригиналом; украшают по замыслу группы.
Изготовления цветков, украшение ободков
V. Итоги урока. Рефлексия
1.Выставка работ
Учащихся.
В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение, оценивание.
Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность и т. д.
- У кого есть желание продемонстрировать работу?
Рассматривают выполненные работы, оценивают их
Фронтальная
Коммуникативные: учатсяпреподнести работу и участвовать в коллективном обсуждении.
Оценивание работ учащих
2.Обобщение сведений, оценивание результатов работы.
Организует беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
-В какой стране впервые появились « Цумами –канзаши»?
- Что такое канзаши?
– Как вы оцениваете свое изделие?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Довольны ли вы результатами своей работы на уроке?
Отвечают на вопросы
Фронтальная
Личностные: приобретают первичные умениями оценки работ и ответов детей на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу ; умеют адекватно воспринимать информацию учителя
или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения.
Устные ответы
3.Рекомендация.
Объясняет задание:
- Расскажите своим родителям о « Цумами –канзаши».
- Попробуйте дома совместно с родителями сделать свой цветок для заколки.
Слушают учителя
Индивидуаль-
ная
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию учителя и использовать по личному желанию.
4.Уборка рабочего места.
Проверяет уборку рабочего места учащихся
Убирают рабочее место
Индивидуальная, групповая
Коммуникативные: умеют приводить в порядок свое рабочее место.