Увлекательный мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не примета волшебной страны, имя которой – Игра. Игра в детстве увлекает и радует, заполняет всё свободное время, является для детей делом чрезвычайно важным. Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой – Игра. Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра. Игра – понятие многогранное. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование.
Игра – первый и надежный помощник организатора детского отдыха. Процесс подготовки и проведения мероприятий сближает детей и взрослых, делает их жизнь более яркой, насыщенной. Почему мы играем? Что даёт нам игра? Игра даёт свободу. По приказу играть нельзя, играть можно и нужно только добровольно. Игра даёт перерыв в повседневности. Игра даёт порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Увлекательный мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не примета волшебной страны, имя которой – Игра. Игра в детстве увлекает и радует, заполняет всё свободное время, является для детей делом чрезвычайно важным. Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой – Игра. Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра. Игра – понятие многогранное. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование.
Игра – первый и надежный помощник организатора детского отдыха. Процесс подготовки и проведения мероприятий сближает детей и взрослых, делает их жизнь более яркой, насыщенной. Почему мы играем? Что даёт нам игра? Игра даёт свободу. По приказу играть нельзя, играть можно и нужно только добровольно. Игра даёт перерыв в повседневности. Игра даёт порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Игра даёт увлечённость, возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры. Игра даёт возможность проявить или совершенствовать свои творческие способности, развивать воображение. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Игра даёт радость общения. Игру называют восьмым чудом света, и не только за долголетие, скорее за те огромные духовные возможности, за вечный праздник человеческих эмоций, за её удивительную силу возможностей дружеского общения. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Здоровая конкуренция стимулирует детей, вырабатывает характер и волю к победе. У детей всегда много энергии, и очень важно данную энергию направить в нужное русло. Что любят наши дети? Они любят играть, петь, танцевать, что- то изображать, соревноваться, фантазировать.
Все эти слагаемые реализованы в представленных играх. Попробуйте! И у вас всё получится. Успехов вам!
Игры на знакомства, игры – танцы.
Эти игры позволят в легкой игровой форме познакомить участников друг с другом и подготовить их к дальнейшему общению.
"СНЕЖНЫЙ КОМ"
Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и его имя и характеризует того человека, который его назвал. Задача следующего участника – повторить имя и прилагательное предыдущего игрока, а затем назвать свои и т.д.
"БЕЛКА"
В игровой комнате ставятся две скамьи – друг напротив друга. Дети рассаживаются на них произвольно. Затем ведущий говорит: " Прошу сесть на правую скамью тех, кто любит эстрадную музыку, а на левую – тех, кто любит классику". Дети переходят на ту скамью, которая им подходит. Затем ведущий снова дает какое – либо задание, и дети снова пересаживаются. Таким образом, ведущий может выяснить интересы детей, задавая интересующие его вопросы. Игра проводится в организационный период.
"ТЁЗКИ В КРУГ"
Во время общего танца в центр круга приглашаются ребята с одинаковыми именами, они хором скандируют своё имя, потом их сменяют ребята с редкими именами. Таким образом, все ребята побывают в центре круга.
"ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ"
Звезды больших и малых величин с номерами и без них могут служить как для оформления зала, так и для проведения различных конкурсов. Например:
- после окончания танца объявляется номер звезд, и участники игры меняются партнёрами в соответствии с объявленными номерами;
- на некоторых звёздах могут быть изображены знаки Зодиака. По сигналу ведущего дети, родившиеся под тем или иным знаком, собираются вместе и исполняют коллективный танец;
- на некоторых звёздах наклеены фотографии известных звёзд – оказавшиеся под такими звёздами пары могут получить приз или заказать музыку для следующего танца, если правильно ответят на вопрос, касающийся творчества той или иной "звезды".
"АССОЦИАЦИЯ ФРАЗ – ПОЗДРАВЛЕНИЙ"
От пары к паре передаётся поздравление, каждая фраза которого начинается с последнего слова. Например: мы рады вас видеть. Видеть хорошее можно во всём. Во всём помогаем друг другу и т. п.
Игры на сплочение и понимание помогут показать участникам, чем они отличаются или похожи друг на друга. Будут способствовать сплочению коллектива, созданию доверительных отношений в группе.
"ПАРЫ"
Каждая пара берёт по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, заводит за спину руки. В таком положении пары должны произвольно передвигаться по комнате (можно под музыку). Разговаривать нельзя.
"ТОРОПИСЬ ОБРАДОВАТЬ"
Ленточка передаётся по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках ленточка, должен обрадовать своих соседей (сделать комплемент, подарить что – нибудь или т.п., но повторяться нельзя). По окончании ведущий "радует" оставшихся.
"СЛЕПОЙ ПОВОДЫРЬ"
Группа разбивается на пары. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой – провести его по комнате, познакомить с этой комнатой, уберечь от столкновений.
"ЕНОТОВЫ КРУГИ"
Вся группа с завязанными глазами держится за верёвочное кольцо. По команде нужно изобразить определенную фигуру – треугольник, квадрат, ромб ит.п.
Подвижные игры.
Такие игры позволят поднять настроение и развивать физические способности.
"СКВОЗЬ ОБРУЧ"
Играют несколько команд. Один из игроков каждой команды придерживает вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу остальные игроки команды должны проскочить сквозь обруч. Команда, сделавшая это быстрее, побеждает
"ПАРОВОЗИК"
Направляющий обегает стойку (стул, дерево и т.д.), возвращается, и, взяв руку партнёра, бежит снова. Вернувшись, они берут третьего, и так пока не пробежит дистанцию вся команда.
"ТАЧКА"
Группа делится на команды. В каждой команде участники разбиваются на пары. Одному из этой пары придётся стать "тачкой". Игрок – "тачка" ложится на землю, делая упор на руках. В это время игрок – "водитель тачки" берёт своего партнёра за ноги так, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. По сигналу ведущего "тачка", двигается на руках, доезжает до поворотного флажка и возвращается назад, где к движению готова уже новая "тачка". Побеждают самые сильные и быстрые.
Игры для болельщиков рассчитаны на снятие эмоционального и физического напряжения, создание положительной мотивации для дальнейшей работы.
"БАРЫНЯ"
Болельщики делятся на три группы. Каждая группа разучивает свои слова:
Первая группа – В бане веники мочёны.
Вторая группа – Веретёна не точёны.
Третья группа – А солома не сушёна.
Все вместе разучивают – Брыня – барыня, сударыня – барыня.
По команде ведущего та группа, на которую он показывает рукой, произносит выученные слова. Если ведущий поднимает вверх оби руки, все дети поют последнюю строчку. У вас получится прекрасный большой хор, способный выступать на любом представлении.
"СЛОН"
Ведущий спрашивает у детей: "Вы знаете, как чихает слон? А хотите узнать?"
Болельщики делятся на три группы. Каждая группа разучивает своё слово:
Первая группа – "ящики".
Вторая группа – "хрящики".
Третья группа – "потащили".
И затем по взмаху руки ведущего, все дети кричат одновременно – но каждая группа своё слово.
"Вот так чихает слон" – объявляет ведущий.
"ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ"
Ведущий предлагает участникам выучить новые иностранные языки в дополнение к тем, которые они знают. А для этого нужно взять всем известную песню:
Жили у бабуси
Два весёлых гуся.
Один серый, другой белый.
Два веселых гуся.
И попробовать спеть её на другом языке. А сделать это очень просто: все гласные, в словах необходимо поменять на какую – нибудь одну. Если заменить все гласные на "А", то на английском языке эта песня будет выглядеть так:
Жала а бабаса
Два васалах гаса.
Адан сарай, драгай балай.
Два васалах гаса.
Польский – "Э";
Испанский – "И";
Французский – "Ю";
Немецкий – "У";
Английский – "А";
Японский – "Я";
И так далее.
Творческие игры.
Игры в таком направлении позволят поднять настроение.
"РАДИОТЕАТР"
Озвучивание. Озвучить текст не словами, а звуками, спрятавшись группой за ширму. Всем остальным нужно угадать, что за текст. Ребята делятся по группам (можно по цветам, именам, длине волос, цвету глаз и т.д.). Каждая группа вытягивает лист с текстом. Время на подготовку 5-7 минут. Затем каждая группа, прячась за ширмой, озвучивает свой текст.
ТЕКСТЫ:
У зубного врача последний пациент. От страха у него разболелись зубы. Врач включает бормашину. Пациент вскрикивает. Врач увеличивает обороты бормашины, тогда пациент бьёт врача коленом в живот. Врач падает, пациент выбегает, хлопая дверью.
Опушка леса. В тишине раздаётся посвист косы. Неожиданно из – под ног косаря выпархивает с криком ворона. Косарь со злостью выхватывает из – за пазухи пистолет и стреляет. Пасущаяся рядом корова удивленно мычит. Восходит солнце.
Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух, тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из – за горизонта появилось солнце.
Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почёсывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шёпотом попугай Карузо выпрашивает сахар. Восходит солнце.
"ЦЫГАН - ВОР"
Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается цыган – вор. Он ищет конюшню, где спит конь… Вот и конюшня. Спит конь, ему что – то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жёрдочки воробей. Он дремлет, иногда открывает то один глаз, то второй. На улице, на привязи спит пёс. Деревья шумят, из – за шума не слышно, как цыган – вор пробирается в конюшню. Вот он хватает коня за уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пёс отчаянно залаял… Цыган – вор уводит коня. Пёс заливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём в руках хозяин. Цыган – вор убегает.
Хозяин ведёт коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и ветер продолжает завывать. Хозяин гладит коня и бросает ему сена. Хозяин зовёт хозяйку в дом. Всё успокаивается. Спит пёс, дремлет воробей на своём прежнем месте, стоя засыпает конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт… Занавес.
Две команды игроков должны на скорость "пришить" всех членов команды друг к другу. Вместо иголки используется ложка, к которой привязана нитка. Пришивать можно через ремешок, лямку, петлю на брюках и т.д.
"ЗАГАДОЧНЫЙ СУНДУК"
Выбирают два игрока, которым выдают по коробке с одеждой и завязывают глаза. По сигналу ведущего они начинают надевать вещи. Задача игроков – нарядиться как можно быстрее.
"БЛИЗНЕЦЫ"
Две пары ("близнецы") соревнующихся ребят становятся в комнате у трёх столов. На каждом разложены: газета, свернутая несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; банка с завинчивающейся крышкой, лежащей отдельно; коробка рядом с которой находятся разные мелкие предметы; ленточка, свёрнутая в рулончик.
Пара "близнецов" обнимает друг друга крепко за талию (руки связывают). У каждого остаётся по одной свободной руке. По команде ведущего "близнецам" необходимо сделать следующее: развернуть газету, зашнуровать ботинок, завинтить банку до упора, сложить вещи в коробку, развернуть ленточку, все предметы сложить на газету, газету свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.
Литература.
1.Большая энциклопедия игр.- М., 2010.
2.Делай и играй. Весёлые игры. – М., 2005.
3.Латий Е.А. 365 развивающих игр и занятий для маленьких детей. Игры на каждый день для дома и улицы. – М., 2008.