Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Растём играя 1-4 класс"»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Растём играя » для учащихся 1-4 класса разработана на основе:
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2011г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Лях. М.: «Просвещение», 2013г
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
Один из путей выхода из ситуации - разработка инновационных подходов к воспитанию и использование комплекса оздоровительных мероприятий , подвижных игр.
Подвижные игры для детей – основной инструмент познания этого мира и мощнейший фактор роста. Движение – естественное состояние любого «неспящего» ребенка. Ребенок, которому созданы условия для движения, физических упражнений и игр, более гармонично развит. Он лучше растёт, здоровее своих малоподвижных сверстников. Это понятно. При физических нагрузках усиливается обмен веществ. Кровь переносил строительный материал, кислород. В игре тренируется ловкость, выносливость, нарабатывается сила, тренируется вестибулярный аппарат. Нервные окончания получают массу новых импульсов. Мозг перерабатывает колоссальное количество информации. Работают и взаимодействуют все системы – зрение, слух, осязание. В мозгу формируются точнейшие импульсы, приказывающие совершить нужное движение.
В игре ребенок формирует и тренирует свои социальные роли. С помощью взрослых, конечно. В играх есть правила, которым надо следовать. Команды, которые обязательны для всех. Так ребенок учится и подчиняться, и руководить. Работать в команде или только на себя. Соблюдая правила игры, дети постигают смысл «честно» – «нечестно». И что очень важно, учатся как побеждать, так и проигрывать. И изливать свои эмоции не на соперника, а на достижение цели.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа ориентирована на младших школьников 7-11 лет. К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка.
Сроки реализации программы:
Образовательная программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Растём играя» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа.
Формы и режим занятий:
Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);
- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение различных подвижных игр).
Цель программы:
сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья при помощи подвижных игр.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижными играми;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- развивать умение слушать и понимать речь других.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Целесообразность программа «Растём играя» заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Содержание программы
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
1 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Подвижные игры.(с элементами лёгкой атлетики, с основами акробатики, с основами лыжной подготовки, игры-забавы, игры- сопровождающиеся текстом)
«Игра белок», «Разведчики», «Хвостики», «Паровозик», «Удочка с прыжками», «Сокол и голуби», «Лиса и куры», «Кто быстрее?», «Сумей догнать», «Метко в цель», «Салки с большими мячами» и т.д.
2 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Игры –сцеплялки: «Ручеёк», «Пятнашки», «Репка».
Игры на реакцию: «Воробьи, вороны», Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Успей занять место».
Игры-перетягивания: перетягивание каната, перетягивания за руку, «Тяни – толкай», перетягивание по кругу.
Догонялки: перемена мест, передача мяча по кругу, гонка с мячом по кругу, «Горячее место», «Лягушка», « Лиса в норку», «Гуси-лебеди», салки с домом, «Два Мороза», «Колдуны».
Поисковые игры: «Палочка-выручалочка», прятки, «Золото хороню», «Двое слепых», жмурки на местах, в кругу.
Игры с мячом. Эстафеты: «Не упусти мяч», «Мяч капитану», ведение мяча, «Передал –садись», точный удар, упражнения с малым мячом, мяч над головой, «Земля – вода – небо», «Мяч сквозь обруч»
Прыгательные игры: эстафеты с длинными скакалками, с короткими скакалками, «Чемпионы скакалки».
Игры на меткость: «Попади в круг», точный удар, бросок мяча в кольцо, «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю», набрасывание колец на кеглю, метание дисков.
3 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в роще, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Строевые упражнения: повороты на месте, построение в круг, команды: «Шире шаг», «Реже шаг», «Чаще шаг», «На первый второй рассчитайся», построение в две шеренги.
Общеразвивающие упражнения: упражнения на месте, в движениях, в парах, комплекс гимнастики, бег, разновидности ходьбы.
Игры на закрепление навыков бега: «Салки», «Белые медведи», «Космонавты», «Воробьи и вороны», «У медведя во бору», «Ляпки», «Ловушка», «Слепок», «Горячее место», «Баба Яга», «Гуси – лебеди», «Лиса», салки «ноги от земли».
Игры на закрепление навыков прыжков: «Удочка», «Волк во рву», прыжки по полоскам, салки с прыжками, «Воробьи попрыгунчики», классики, «Петушиный бой», прыжки по кочкам, «Пингвин с мячом»,
Игры на закрепление навыков метания: «Кто дальше бросит?», «Точный расчёт», «Метко в цель», «Снайперы», «Перестрелка», «Охотники и утки».
4 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Русские народные игры: «Блуждающий мяч», « Большой мяч», «Волк», «Выгони мяч», «Горелки», «Заря», «Кот и мышь», «Краски», лапта, «Малечена – калечена», «Мяч вверху», «Палочка-выручалочка», «Посигутки», «Пчелки и ласточка», «Рюхи», «Стадо», «Шар», «Штандр», «Шлёпанки», «Птицелов».
Дагестанские народные игры: «Бег к реке», «Достань шапку», «Слепой медведь», «Цику – ция», «Выбей из круга».
Чечено-ингушские народные игры: «Уточка», «Чиж».
Украинские народные игры:» Высокий дуб», «Круглый хрещик», «Перепелочка», «Хлибчик», «Печки».
Северо- осетинские игры: «Метание с плеча», «Гаккарис», «Борьба за флажки».
Казачьи игры: «Игры с коновязью» (коновязь высотой по пояс взрослому), «Чехарда», «Нагайка и кнут», «Обкидывание шерстяными клубками», «Городки», «Прыгалка через верёвку», «Игра в шапку», «Казаки», «Грыбаки».
Тематическое планирование 1 класса
Тема занятия
Развитие и формирование качеств у учащихся
Игры
Оборудование
Дата
1
Вас приглашает страна Игр.
Мир движений.
представление о мире движений, их роли в сохранении здоровья
«Игра белок», «Разведчики»,
кубики, мелки, обручи, скакалки
2
Дорога к доброму здоровью. Красивая осанка.
формирование правильной осанки и развитие навыков бега
«Хвостики». «Паровоз»
гимнастические палки, ленточки. скакалки
3
Здоровье в порядке- спасибо зарядке .Учись быстроте и ловкости.
Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, копна», «Космонавты»
1
16
Составление упражнений для утренней гимнастики. Эстафеты с обручами
1
17
«Спортивные почемучки» викторины, посвященные спорту.
1
18
Игры на меткость: «Попади в круг», точный удар, бросок мяча в кольцо, «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю»,
1
19
Игры по выбору детей. Беседа: «Чтоб здоровыми остаться надо….».
20
Спортивные игры: упрощённый футбол.
14
21
Игры с бегом: «Быстро возьми-быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Третий лишний»,
1
22
Игры с прыжками: «Не намочи ноги», «Удочка», «Волк во рву»,
1
23
Игры с метанием: « Мяч через веревку», «Кто самый меткий?», «Охотники и зайцы», «Штандер», «Вышибалы», «Выбей мяч»
1
24
Игра «Городки»
1
25
Веселые старты с элементами бега, прыжков, метания
26
Упражнения на формирование правильной осанки. Игра «Волк во рву»,
1
27
С элементами гимнастики: «Построй круг», «Море волнуется», «Донеси мешочек», «Раки»
1
28
С элементами гимнастики: «Канатоходец», «Разойдись не упади», «Шагай через кочки», «Донеси мешочек
1
29
С элементами гимнастики: «По- пластунски», «Через стопку матов», «Тоннель», «Класс, смирно!»
1
30
С элементами гимнастики: эстафеты и полоса препятствий
1
31
Игры по выбору детей (из ранее изученных)
1
32
Спортивные игры: лапта
1
33
Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник.
1
34
Фестиваль подвижных игр
(теоретико-практическое занятие
1
Учебно-тематический план (3 класс)
№п\п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
1
Правила игры и техника безопасности на занятиях.
1
2
Игры на закрепление навыков бега.
Твои физические способности.
1
3
Игры на закрепление навыков бега.
Как оценить свои физические способности.
1
4
Игры на закрепление навыков метания.
1
5
Игры на закрепление навыков метания.
Жизненно важные умения
1
6
Игры на закрепление навыков прыжков.
1
7
Игры на закрепление навыков прыжков
1
8
Эстафеты с кубиками.
Появление физической культуры
1
9
Эстафеты с кубиками
1
10
Эстафеты с набивными мячами. Твой организм.
1
11
Эстафеты с набивными мячами. Скелет
1
12
Подвижные игры с мячом.
«Соревнуются пятерки» Мышцы
1
13
Эстафеты с обручами. Осанка
1
14
Эстафеты с обручами. Сердце и кровеносные сосуды
1
15
Эстафеты со скалками и кеглями. Органы чувств
1
16
Эстафеты со скалками и кеглями. Личная гигиена
1
17
Комбинированные эстафеты. Закаливание
1
18
Комбинированные эстафеты. Мозг и нервная система
1
19
Подвижные игры с мячом.
«Разведчики и часовые» Органы дыхания
20
Подвижные игры на лыжах. Первая помощь при травмах.
1
21
Подвижные игры на лыжах
1
22
Игровые эстафеты на лыжах
1
23
Игровые эстафеты на лыжах
1
24
Подвижные игры с мячом. «Борьба за мяч». Органы пищеварения
1
25
Подвижные игры с мячом. «Футбол раков»
26
Подвижные игры с элементами баскетбола. «Змейка»
1
27
Подвижные игры с элементами гимнастики.
«Гимнастический марафон» Тренировка ума и характера
1
28
Подвижные игры с элементами гимнастики. Спортивные эстафеты.
Самоконтроль.
1
29
Спортивные викторины.
1
30
Спортивные игры: упрощённый баскетбол
1
31
Спортивные игры: упрощённый футбол
1
32
Спортивные игры: упрощённый футбол.
1
33
Подвижная игра лапта.
1
34
Подвижная игра лапта
1
Учебно-тематический план (4 класс)
№п\п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
1
Правила игры и техника безопасности на занятиях.
1
2
Игры на закрепление навыков бега. Спортивная одежда и обувь.
1
3
Игры на закрепление навыков метания.
1
4
Игры на закрепление навыков прыжков
1
5
Подвижные игры с мячом
1
6
Комбинированные эстафеты
1
7
История появления, развития народных игр
1
8
История появления, развития народных игр
1
9
Русские народные игры
1
10
Русские народные игры
1
11
Русские народные игры
8
12
.
Дагестанские народные игры.
1
13
Чечено-ингушские народные игры
1
14
Украинские народные игры.
1
15
Белорусские народные игры.
1
16
. Грузинские и армянские народные игры.
1
17
Северо- осетинские игры и Кабардино-балкарские игры.
1
18
Казачьи игры.
1
19
Подвижные игры и эстафеты на лыжах.
20
Подвижные игры на лыжах
14
21
Игровые эстафеты на лыжах
1
22
Эстафеты на развитие реакции.
1
23
Эстафеты с элементами баскетбола
1
24
Спортивная игра по упрощённым правилам в баскетбол
1
25
Спортивная игра по упрощённым правилам в баскетбол.
26
Работа с проектами.
1
27
Работа с проектами
1
28
Защита проектов.
1
29
Защита проектов.
1
30
Спортивные викторины.
1
31
Спортивная игра по упрощённым правилам в пионербол
1
32
Спортивная игра по упрощённым правилам в футбол
1
33
Спортивная игра по упрощённым правилам в футбол
1
34
Подвижная игра лапта
1
Результаты освоения программы
к концу учебного года учащиеся 1-4 класс
Иметь представление о двигательном режиме;
Понимать:
роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
Знать:
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия
Уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Самой высокой результативностью этой программы будет усвоение и запоминание учащимися этих игр, разучивание их со сверстниками, игры на переменах, в школьных и загородных лагерях.
Для реализации программы необходимо:
Для организации занятий: спортивный зал, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, медицинская аптечка.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Материально-техническое обеспечение
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1
Основная литература для учителя
1.1
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2
Программы по «Физической культуре»
Д
1.3
Физическая культура. Учебник 1-4классы .
Ф
1.4
Рабочая программа по физической культуре
Д
2
Дополнительная литература для учителя
2.1
О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.
Д
2.2
Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные – рассказ, объяснение нового материала; наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
Начало работы включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр.
Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр.
Особую роль в работе со школьниками играет педагог. Его умение быть не только наставником, но и старшим товарищем, создает у них чувство уверенности в своих силах, формирует благоприятный микроклимат для занятий.
Список литературы.
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».
Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя..
Физическая культура. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И.Лях.
Просвещение 2010
8. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.