kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раскрытие творческой одарённости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы     В своей статье я хочу остановиться на проблеме роли учителя дополнительного образования в становлении творчески одаренного ребенка 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раскрытие творческой одарённости»

РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ

Шестакова Н.В.,

преподаватель дополнительного образования

МБУ "ЦТТиПО"

г.Старый Оскол Белгородской области


Душа творчески одаренного ребенка как хрустальный сосуд, который при неловком обращении легко разбить. Как же работать с творчески одарёнными детьми, чтобы им не навредить? Нужно ли помогать их становлению, раньше времени взращивать их таланты, или лучше, когда творчество само даст росток. Можно ли согласиться с мыслью, что «таланту надо помогать, а бездарности пробьются сами»?

И все-таки я рискну ответить на этот вопрос. Безусловно, надо поддерживать творчески одаренного ребенка в восхождении к данному ему таланту, но при этом не забывать о том, что каково истинное назначение творческой личности и что такое подлинное творчество.

В своей статье я хочу остановиться на проблеме роли учителя дополнительного образования в становлении творчески одаренного ребенка Творческая одаренность – прежде всего, оригинальность мышления. нестандартное восприятие мира, насыщенная эмоциональная духовная жизнь, а не только способности к музыкальной, изобразительной, или литературной деятельности. Творческая одаренность – большое испытание и большое счастье для обладателей подобным даром, для родителей и для учителей. Встретившись с талантливыми детьми, нужно думать об ответственности выпавшей на долю жребия – принять участие в судьбе подрастающей творческой личности.

Ведь судьба каждого юного дарования напрямую зависима от семьи, от школы и от окружения. Эта «ТРИАДА» формирует отношение личности к жизни и творчеству. Легкомысленное, поверхностное или своекорыстное отношение к судьбе одаренной личности всегда провоцирует трагедии, ведь свой духовный и нравственный багаж ребенок собирает в семье и в школе. «Горькие соблазны» тоже могут оказаться запрятанными в том багаже, с которым личность войдет в самостоятельную жизнь.

Участие учителя в судьбе одаренного ребенка – непростая и далеко не исчерпывающаяся высоким уровнем профессионализма миссия, а скорее серьезное испытание, требующее духовной ответственности и самоотдачи. И об этом забывать нельзя. Это первое правило, которое я сформулировала для себя, когда включилась в работу с творчески одаренными учениками, и которого стараюсь придерживаться.

Талантливые дети с творческим потенциалом – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Такие обычные и подчас не отличимые от сверстников, такие неудобные для родителей, учителей и одноклассников, они часто раздражают необычностью и парадоксальностью поведения или мышления, они не всегда понятны а иногда они кажутся весьма посредственными и даже глупыми, с ними трудно. Талантливые дети просто другие. И они совсем не похожи на академически одаренных сверстников. Они не такие, как все. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения. Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются на лично добытое знание, а не на общее мнение. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их для окружающих неудобными. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Преподавателю необходимо постоянно учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Например, явно одаренный подросток, выполняя задание написать сочинение по географии, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко, но по форме вызывающе доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию статуса науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает директор школы. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива. Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: для способного важен результат и его оценка, а одаренный отдает приоритет содержанию деятельности. 
Есть отличительная характеристика одаренного ребенка устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, с другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется. 


В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Особо выделен такой вид одаренности, как творческая. Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А. М. Матюшин считает, что всякая одаренность - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые - увы! - вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях: Отсутствие внимания к условностям и авторитетам; Большая независимость в суждениях; Тонкое чувство юмора; Отсутствие внимания к порядку и "должной" организации работы; Яркий темперамент. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

Выделяются следующие отличительные особенности активного обучения:

  • Педагогу отводится роль консультанта, он помогает ученику, испытывающему затруднения в работе, но не навязывает ему свое решение данной творческой задачи.

  • Ученику предоставляется возможность выбора материала для выполнения задания

  • Существующие критерии оценки — мобильны, правильно выполненное задание, сопоставляется с нестандартным подходом, и необычной концепции.

  • Ученик, сам является, своего рода педагогом для своих товарищей, так как при обсуждении работы, каждый получает совет от группы, педагог должен контролировать этот процесс, и вносить коррективы толерантного характера.

Данные особенности выводят на новый уровень следующие положения:

  • Необходимость качественной взаимосвязи между активным обучением, эмоциональной сферой личности и мотивацией

  • Стандартизация образовательного процесса не дает выхода на творческий подход решения проблемных ситуаций.

Я апробировала данные особенности, в практической деятельности, на своих уроках по цветоделию. Мною было проведено занятие композиция из роз шиповника при использовании форм методов развивающих творческую активность, посвященное подготовке к участию в конкурсе «Мир творческих идей».

Возраст учеников от 17до 18 лет. Занятие ограничено по времени, три занятия по пять часов с перерывом между уроками 10-15мин и с недельным перерывом между занятиями (всего три недели, по одному занятию в неделю длительностью пять часов), главное передать характерные особенности изготавливаемого цветка.. Задание:

  • Выполнить самостоятельно выкройку цветка и листьев на основе живого цветка

  • Пофантазировать относительно того, какое необычное сочетание окраски лепестков можно использовать в данной работе

  • Создать композицию .

Для выполнения задания предлагается на выбор текстильные и живописные материалы, (ткань: крепсатен, шёлк, хлопковый батист., краски: тушь, краски батик акриловые, краски батик анилиновые, сухой пищевой краситель. ,тычинки , проволока флористическая, клей ). Во время беседы с учениками, были определены основные условия выполнения работы: выполнение рисунка за три занятие; показать в роботе особенности раскрытия данной розы.

Ученикам, до начала создания композиции, сообщалось о том, что данная работа выполняется на конкурс. Выполненные работы, будут размещены для голосования в интернете. Осознание того что, работу увидит большое количество людей повысила мотивацию у учащихся.

Дети ответственно подошли к работе над композицией, они сами выбирали, каким цветом и формой будет их работа. Ученики старались передать сходство, с реалистическим цветком.

В конкурсе приняло участие двадцать человек. Обучающиеся были довольны созданными работами. Работы получились живые. Колористическим решением для данных композиций преобладали родственно-контрастные и близко родственные цветовые сочетания.

Формы и методы преподавания профессии «Цветочница» зависят от множества факторов: а именно социальная среда окружающая не только ребенка, но и его родителей, эмоциональное отношение к выполняемому заданию, педагогу, коллективу, эстетическое переживание испытываемое учащимися на занятиях цветоделия и творческая активность личности. Реализация в практической деятельности активных форм и методов преподавания развивает творческую активность личности на моих занятиях.

Не случайно государство инициирует большое количество программ по работе с юными талантами, что заставляет учителя осознать свою деятельность в масштабе потребностей государства. Однако огорчает, что наряду с замечательными проектами в сфере образования, которые поддерживает большинство, мы наблюдаем в школах признаки бюрократии, тормозящие эффективность деятельности учителя. Это и возросшее количество отчётов, бумаг, и измерение труда учителя в коэффициентах и цифрах которые отвлекают учителя от его прямых обязанностей – от участия в становлении одаренной личности, от работы с ребенком на уроке. И это большая проблема, так как налицо спад творческой энергии педагога и нехватка времени на то, ради чего ты пришел в эту профессию. Но хочется верить, что данная проблема будет решена. Как учитель и наставник, я в ответе за тех одаренных детей, с которыми работаю и буду работать дальше, думаю о том, что же ещё я могу и должна сделать, чтобы одаренный ребенок во взрослой жизни, особенно если его талант подлинный и большой, смог бы полноценно заниматься творчеством при достойном материальном вознаграждении за свой непростой труд?

Литература:

  1. Выготский Л. С. «Воображение в детском творчестве» М., «Просвещение», 1991г.

  2. Выготский Л. С. «Педагогическая психология»//Психология: классические труды. М., 1996.

  3. Зимняя И. А. «Педагогическая психология» М., 230с.

  4. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» В 2 т. М., 1989.

  5. Яковлева Е. Л. «Психология развития творческого потенциала личности», М., «Флинта», 1997г.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Раскрытие творческой одарённости

Автор: Шестакова Надежда Васильевна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "«Опыт работы по созданию условий для развития музыкальной одарённости детей»"
    ["seo_title"] => string(80) "opyt-raboty-po-sozdaniiu-uslovii-dlia-razvitiia-muzykal-noi-odarionnosti-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "317521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460379492"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Актуальные проблемы учителя математики при работе с одарёнными детьми (обобщение педагогического опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "aktualnye_problemy_uchitelia_matematiki_pri_rabote_s_odarionnymi_detmi_obobshche"
    ["file_id"] => string(6) "626016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676742522"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Разработка статьи по теме: «Профессиональное мастерство учителя, его индивидуально-творческие поиски, находки, достижения, результаты»."
    ["seo_title"] => string(145) "razrabotka-stat-i-po-tiemie-profiessional-noie-mastierstvo-uchitielia-iegho-individual-no-tvorchieskiie-poiski-nakhodki-dostizhieniia-riezul-taty"
    ["file_id"] => string(6) "253607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(103) "vyiavlieniieirazvitiieodarionnykhdietieiklassachieriezurochnuiuivnieurochnuiudieiatielnostizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "271300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451449744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Методический доклад на тему: "Выявление, диагностика музыкально одарённых детей. Методические рекомендации в работе с учащимися"."
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskii-doklad-na-tiemu-vyiavlieniie-diaghnostika-muzykal-no-odarionnykh-dietiei-mietodichieskiie-riekomiendatsii-v-rabotie-s-uchashchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "249067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446822842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства