Просмотр содержимого документа
«Работа по критическому мышлению в классе предшкольной подготовки»
В этом году в нашей школе были организованы курсы «Рефлексия в практике». Я была одним из слушателей этих курсов.
Работая воспитателем класса предшкольной подготовки, я считаю необходимым использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» в обучении младших школьников, т.к. именно в классе предшкольной подготовки нужно закладывать основы критического мышления школьников.
Я, как воспитатель класса предшкольной подготовки, ставлю своей задачей положить основу развития критического мышления своих учащихся. Однако основы критического мышления могут быть развиты и более младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта».
Развитие критического мышления у человека способствует выработке таких качеств как: целеустремлённость, ответственность, независимость, уверенность в себе, способность к самообучению.
В современном обществе человек сталкивается с огромным потоком информации, порой, не умея критически оценить. Каждый человек должен уметь критически мыслить, для того чтобы оценить ситуацию, социально адаптироваться в обществе, чувствовать себя комфортно, быть полезным для общества.
Использование модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках предполагает не принятие истины учеником от кого-либо, а самостоятельный её поиск. «Люди просто не должны доверять своим инстинктам. Они, несомненно, не должны доверять тому, что спонтанно происходит с ним. Они не должны принимать за истинное все, что преподносится как истинное. Они не должны предполагать, что их опыт необъективен. Они нуждаются в том, чтобы быть сформированными, они не рождены со стандартами, априорными нормами, суждениями, претендующими на абсолютную истинность, законность. Они должны вырастить в себе привычки и черты, которые объединят эти стандарты в их жизни.
Современный человек должен быть конкурентоспособным членом общества, поэтому он должен мыслить критически, т.е. уметь анализировать, размышлять, критиковать, оценивать, быть способным обучаться самостоятельно, стремиться к самосовершенствованию. Школа играет важную роль в становлении личности, привитии ей определённых навыков и умений. Именно школа призвана воспитать образованную, свободную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.
На курсах я более углубленно познакомилась с семью модулями Программы, один из которых называется «Обучение критическому мышлению». На каждых своих уроках серии последовательных уроков, я использовала этот модуль.
Работая традиционно, на уроке большую часть времени говорила я, задавала детям поверхностные вопросы, такие как: Что? Как? Сколько? Прежде чаще всего в своей практике я использовала демонстрационные вопросы для выявления базовых знаний и проверки понимания. Я не придавала большого значения вопросам, отвечая на которые дети должны были рассуждать, оценивать, доказывать, не продумывала постановку вопросов от простых к более сложным. Я демонстрировала материал, ученики спокойно сидели и слушали. Дети чаще всего работали по шаблону, я им разъясняла материал. На традиционном уроке ученик просто воспринимает информацию, которую подаёт ему учитель, ничего не оценивает, не проверяет, не доказывает. Некоторые дети на уроке постоянно отвлекались, другие не желали делать ничего вообще, иногда дети не выполняли домашние задания, объясняя это своей забывчивостью, не у всех детей была мотивация к учению. «Психология отражает общественную потребность к созданию необходимых условий для формирования личности как субъекта, не пассивно усваивающего опыт предшествующих поколений и культуру в целом, а преобразователя, который вносит своим существованием и деятельностью большой вклад в становление и гармонизацию общества. В связи с этим изучение критического мышления как характеристики субъекта, как качественно определённого способа саморегуляции личности, а также выявление факторов, способствующих его развитию, приобретает в настоящее время особую актуальность».
Изучив модуль Программы «Обучение критическому мышлению», я поняла, что учитель на уроке должен сотрудничать с детьми, выступать как равный партнёр, должен дать возможность раскрыться каждому ребёнку, выработать у детей умение мыслить и убедить каждого ученика в его уникальности. Таким образом, на уроке ученики из разряда пассивных слушателей должны перейти в разряд активных участников познавательного процесса. Центральной фигурой на уроке должен быть не учитель, а ученик.
Внедряя модуль «Обучение критическому мышлению» я ставила перед собой следующие задачи: развить у детей умение анализировать, аргументировать свои ответы, рассуждать, объяснять, доказывать, отстаивать свои доводы, делать выводы. На уроке я побуждала учеников предлагать новые идеи, исследовать. Я старалась способствовать формированию у учащихся умения работать в сотрудничестве, вырабатывать умение работать с информацией, умение её интерпретировать, научить применять полученную информацию в жизни, повысить мотивацию к учению. Для этого я должна была сделать урок интересным, вовлечь в работу всех учащихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Развивая мышление учеников, я хотела повысить уровень усвоения детьми материала, научить детей применять полученные знания в жизни.
Чтобы изменить взгляды на учебный процесс, научить думать детей критически, прежде всего, должна была измениться я сама, должно было измениться моё отношение к обучению школьников. К обучению критическому мышлению я подошла с новыми взглядами, с новым отношением к детям и к учебному процессу вообще. Для того чтобы научить детей мыслить критически, я должна была дать им возможность думать самостоятельно, искать пути решения заданий различной сложности, а для этого создать благоприятные условия.
Критическое мышление – это не критика или отрицание, неприятие чего-либо вообще, а умение анализировать, делать выводы, оценивать. «Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определённую степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, причём в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения».
Обучение критическому мышлению на уроке можно разделить на три стадии: стадию вызова, стадию осмысления и стадию рефлексии.
При подготовке к уроку мной были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Цель и поставленные учебные задачи соответствовали теме урока. Цель: 1) Повторить счет чисел от 0 до 10, решение деформированных примеров. 2) Развивать логическое мышление, память. 3) Воспитывать устойчивый интерес к математике.
Психологически настроив детей на работу, создав в классе атмосферу сотрудничества, стараясь подвести детей к самостоятельному определению темы урока и её значимости, я проводила «Мозговой штурм», использовала приёмы «Верные и неверные утверждения». Очень важно на данном этапе показать значимость ответа каждого ребёнка, чтобы вовлечь его в активную деятельность.
На уроке был создан благоприятный климат, доброжелательный тон, позитивный настрой позволили детям комфортно чувствовать себя на уроке. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. У учащихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решённого задания, что повышало их познавательную активность. Предложенные разнообразные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. У ребят создалась положительная мотивация к учению. Были использованы разнообразные виды деятельности, которые мобилизировали внимание учащихся. Полученная на уроке информация способствовала усвоению новых знаний. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников. Учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. В рамках здоровьесберегающих технологий была проведена физминутка. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя практические знания полученные на уроке.
Материал урока способствовал развитию познавательных способностей учащихся. На этапе закрепления проводилась работа в группах и самостоятельная. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций.
Поначалу, не все дети сразу включались в работу в группе, т.к. привыкли традиционно получать определённую порцию информации, а не добывать её самостоятельно. У детей не было навыков общения в группе, они не умели задавать вопросы друг другу для обмена знаниями.. Использование парной и групповой формы работы на уроке позволило детям самостоятельно получать знания, а также углублять их в процессе общения, способствовало развитию критического мышления. Командный дух в дальнейшем сплотил учеников, им понравилось в общении друг с другом проводить обмен своими знаниями, достигать единой цели.
Завершающим этапом было подведение итогов и самооценка своей деятельности.
Проведение рефлексии на уроке способствует не только лучшему осмыслению темы урока, но и запоминанию. Оценивая на уроке себя и других, ученики не только критически относятся к работе на уроке, но и критически оценивают свои знания. На стадии рефлексии «Солнышко успеха» учащиеся прикрепили лучики к солнышку.
Диалог на уроке, а в большей степени исследовательская беседа, способствует развитию критического мышления школьников. На уроках я стала использовать работу детей в парах и малых группах по три, четыре, ученика в группе. Считается, что оптимальный вариант работы в группе – по четыре человека. Получив задание, все члены группы обменивались своими знаниями, дискутировали, делали выводы. В процессе диалога дети углубляли свои знания. Каждый осознавал свою значимость для команды. Только, создав в группе атмосферу доверия, и уважения друг к другу, можно ожидать хороших результатов. Сравнение достигнутых результатов учеником проводилось не с достижениями других учеников, а со своими собственными достижениями.
Использование модуля Программы «Обучение критическому мышлению» позволило мне самой критически подойти к уроку. Теперь на уроках я слала придавать большое значение постановке вопросов от простых к сложным. Я стала использовать разъяснительные вопросы, требующие от ученика объяснения и разъяснения, формулировки своего собственного мнения, такие как: Как вы думаете? Случалось ли вам? Что вы думаете по поводу? Хорошо ли это, почему ты так считаешь? Я стала в своей практике использовать различные стратегии развития критического мышления.
Я считаю, что развивая критическое мышление на уроке, я приближаю процесс обучения к реальной жизни. Начиная урок мозговым штурмом или мозговой атакой, я побуждала детей к активным действиям, размышлениям. Разъяснительные вопросы составляют основу мозгового штурма, они вызывают интерес к теме. Именно правильно заданный вопрос вовлекает в работу и углубляет понимание ученика. Используя групповую работу или работу в парах, в процессе совместного диалога, дети учились анализировать, высказывать своё мнение, не бояться быть услышанным, критиковать другого, находить ошибки, исправлять, слушать друг друга, приходить к общему мнению.
Применение модуля «Обучение критическому мышлению» на уроках позволило учащимся приблизиться к процессу познания. Процесс обучения стал ориентирован на каждого ученика и позволил ребёнку не принимать истину в готовом виде, а отыскивать её самому, поэтому применение данного модуля способствует эффективности учебного процесса. В результате у детей повысился интерес к предмету, к процессу обучения, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Дети стали более активными, более терпимыми друг к другу. На уроках они учились аргументировать, рассуждать, анализировать, они стали предлагать свои идеи, выбирать главное, важное, они стали оспаривать мнение своих одноклассников, делать выводы, учились оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.
Использование модуля на уроках позволило мне создать в классе атмосферу сотрудничества, способствовать развитию у детей самостоятельности, навыков аргументирования, критически подойти к учебному процессу.
Использованные элементы игровых технологий и рефлексия дали возможность каждому ученику осмысленно оценить свои действия и провести самооценку проделанной учебной деятельности. Построив урок по новому, в процессе наблюдения за учениками, я сделала для себя некоторые выводы, а именно: ученикам нравится работать самостоятельно, в группе, в паре иметь большую возможность свободно высказываться, оценивать ответы других и т. д. Кроме того, те учащиеся, которые ранее были пассивны, замкнуты, по физиологии не разговорчивы, воздерживались от ответов, не старались показать свои знания, стали гораздо активнее включаться в работу на уроке. Возможно, причиной этого стало понимание ими важности работы, мнение каждого ученика для успеха всей группы.
В связи с этим процесс обучения критическому мышлению дал мне такие результаты:
-вовлечение в процесс обучения всех учащихся и проявление интереса к предмету;
-работая в группе, научились быть ответственными в коллективе, работали творчески, умели создать дружественную атмосферу в классе;
-На основе диалогического обучения у учащихся сформировались навыки выражения собственных мыслей, идей, оказания помощи друг другу;
-Научились мыслить критически, выявлять, указывать недостатки и достижения при оценивании и взаимоценивании;
-У учащихся появилась возможность определения и развития формирования навыков понимания, мышления и говорения; Научились мыслить критически.
Применение элементов критического мышления на занятиях позволило не принимать истину в готовом виде, а отыскивать ее самому, что способствовало эффективности учебного процесса. В результате у детей повысился интерес к предмету, повысилась эффективность восприятия материала урока, у учащихся появилось желание «получать» знания самостоятельно. Ученики стали более дисциплинированны. Дети стали более активными, более уважительными друг к другу. На уроках они научились думать, рассуждать, анализировать, стали оценивать свою деятельность на уроке, у детей повысилась мотивация к учению.
Я считаю, что развивая критическое мышление на уроке, я приближаю процесс обучения к реальной жизни. Начиная урок мозговым штурмом или мозговой атакой, я побуждаю своих детей к активным действиям, размышлениям. Разъяснительные вопросы составляют основу мозгового штурма, они вызывают интерес к теме.
В дальнейшем, в своей практике, я буду разнообразить приёмы развития критического мышления на уроке, я буду использовать: «Корзину идей», «Утверждение да-нет», «Парную и групповую работы». Я буду обмениваться опытом с другими учителями-практиками и использовать их опыт в своей работе, найду в своей школе единомышленников, поделюсь с ними своими знаниями и будем работать сообща.