Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса»
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе»
на уровень базовый
8 класс
Направление развития личности: духовно-нравственное
Срок реализации:1 год
Разработчик: учитель русского языка и
литературы БеляеваТ.Р.
Набережные Челны
2022 год
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе»
Личностные результаты :
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личноcти, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству
- Уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов.
- Понимания границ собственного знания и незнания, стремление к преодолению этого разрыва.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД
- Осуществлять смысловое чтение
- Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять её в понятной форме;
- Принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» для 5 -8 класса на уровень основного общего образования составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся и прежде всего ценностных
ориентиров (целевых приоритетов) :
- развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- развитие ценностных отношений к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- развитие ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее;
Содержание программы внеурочной деятельности
№п\п
Наименование раздела, темы
Краткое содержание
1
1.Введение.
1.1. Размышление о роли книги в жизни человека.
Лекция «Для чего нужно уметь правильно читать?»
Экскурсия в библиотеку
2
2. «Будьте щедрей на ласку!»
2.1. Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»
2.2. Что есть добро и зло, каким должен быть человек.
2.3. Рассказ Е.Носова «Тёпа»
2.4. Чувство сострадания к главному герою.
2.5. Рассказ В.И.Белова «Мальчики»
2.6. Дети военной поры.
2.7. Всякое ли детство – золотая пора?
2.8. Чувство сострадания к главному герою.
Доклады, сообщения: «Что есть добро и зло, каким должен быть человек.
Презентация прочитанной книги К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»
Е.Носова «Тёпа»
В.И.Белова «Мальчики»
Выставка прочитанных книг.
Викторина: Всякое ли детство – золотая пора?
3
3. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
3.1 В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя
3.2 Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.
3.3 А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала.
3.4 Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции.
3.5 Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».
Деловые игры «Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала»
Конкурс чтецов.
Встречи с писателями
Создание буктрейлеров Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции.
4
4. Право безоружного
4.1 К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках»
4.2 Образы пленных.
4.3 Сближение двух главных героев рассказа.
4.4 Нравственный выбор героев.
4.5 Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая»
4.6 Утверждение законов добра.
4.7 У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
Доклад Образы пленных.
Исследовательская деятельность. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
5
5. Жестокие игры
5.1 В.Железников «Чучело» (фрагменты из повести)
5.2 Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине.
5.3 Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.
5.4 Рассказ В.Солоухина «Мститель»
5.5 Рассказ В.Солоухина «Мститель»
5.6. Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.
5.7 Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа»
Защита проекта Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине.
Ролевые игры.
Дискуссии. Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.
Круглый стол Рассказ В.Солоухина «Мститель»
6
6. Твой выбор
6.1 А. Грин. Рассказ «Победитель»
Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе.
6.2 Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.
6.3 Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен»
Взаимоотношения человека и природы.
6.4 Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».
Деловые игры А. Грин. Рассказ «Победитель»
Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе.
Выставка прочитанных книг. Взаимоотношения человека и природы.
Викторина.
Конкурс иллюстраций Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен»
7.
7. «Дом, который построю я…»
7.1 Рассказ И. Полянской «Мама»
7.2 Рассказ И. Полянской «Мама». Подведение итогов
Творческий отчет Рассказ И. Полянской «Мама». Подведение итогов
Создание буктрейлеров.
Исследовательская деятельность.
Инсценирование эпизодов.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Наименование раздела
Тема занятий
Количество часов
Дата проведения
По плану
Фактически
Электронные цифровые ресурсы
Корректировка
Введение (1ч.)
1
Размышление о роли книги в жизни человека.
1
3.09
www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlin... – Каталог образовательных ресурсов по литературе
«Будьте щедрей на ласку!» (8 ч.)
2
Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»
1
10.09
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
3
Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»
1
17.09
4
Что есть добро и зло, каким должен быть человек.
1
24.09
5
Рассказ Е.Носова «Тёпа»
1
1.10
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
6
Чувство сострадания к главному герою.
1
8.10
7
Рассказ В.И.Белова «Мальчики»
1
15.10
8
Дети военной поры.
1
22.10
9
Всякое ли детство – золотая пора?
1
29.10
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? ( 5 ч.)
10
В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя
1
12.11
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
11
Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.
1
19.11
12
А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала.
1
26.11
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
13
Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции.
1
3.12
14
Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».
1
10.12
Право безоружного
(7 ч.)
15
К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках»
1
17.12
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
16
Образы пленных.
1
24.12
17
Сближение двух главных героев рассказа.
1
14.01
18
Нравственный выбор героев.
1
21.01
19
Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая»
1
28.01
20
Утверждение законов добра.
1
4.02
21
У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
1
11.02
Жестокие игры (7ч.)
22
В.Железников «Чучело» (фрагменты из повестим)
1
18.02
23
.
Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине
1
25.02
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
24
Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.
1
4.03
25
Рассказ В.Солоухина «Мститель»
1
11.03
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
26
Рассказ В.Солоухина «Мститель»
1
18.03
27
Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.
1
25.03
28
Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа»
1
1.04
Твой выбор
( 4 ч.)
29
А. Грин. Рассказ «Победитель»
Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе.
1
8.04
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
30
Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.
1
15.04
31
Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен»
Взаимоотношения человека и природы.
1
22.04
32
Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».
1
29.04
«Дом, который построю я…»
( 2 ч.)
33
Рассказ И. Полянской «Мама»
1
13.05
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
34
Рассказ И. Полянской «Мама». Подведение итогов.
1
27.05
Тематическое планирование
№ п\п
Наименование раздела. Тема
Общее Количество часов
Формы проведения
Электронные цифровые образовательные ресурсы
1
Введение
1.1. Размышление о роли книги в жизни человека.
1
Лекция
Экскурсия в библиотеку
www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlin... – Каталог образовательных ресурсов по литературе
2
«Будьте щедрей на ласку!»
2.1. Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты»
2.2. Что есть добро и зло, каким должен быть человек.
2.3. Рассказ Е.Носова «Тёпа»
2.4. Чувство сострадания к главному герою.
2.5. Рассказ В.И.Белова «Мальчики»
2.6. Дети военной поры.
2.7. Всякое ли детство – золотая пора?
2.8. Чувство сострадания к главному герою.
8
Доклады, сообщения
Презентация прочитанной книги
Выставка прочитанных книг.
Викторина
3
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
3.1 В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя
3.2 Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.
3.3 А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала.
3.4 Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции.
3.5 Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».
5
Деловые игры
Конкурс чтецов.
Встречи с писателями
Создание буктрейлеров
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
4
Право безоружного
4.1 К.Воробьёв. рассказ «Немец в валенках»
4.2 Образы пленных.
4.3 Сближение двух главных героев рассказа.
4.4 Нравственный выбор героев.
4.5 Фрагмент повести Закруткина В. « Матерь человеческая»
4.6 Утверждение законов добра.
4.7 У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить.
7
Доклад
Исследовательская деятельность.
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
5
Жестокие игры
5.1 В.Железников «Чучело» (фрагменты из повестим)
5.2 Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине.
5.3 Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.
5.4 Рассказ В.Солоухина «Мститель»
5.5 Рассказ В.Солоухина «Мститель»
5.6. Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.
5.7 Рассказ Л. Улицкой «Бумажная победа»
7
Защита проекта
Ролевые игры.
Дискуссии.
Круглый стол
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
6
Твой выбор
6.1 А. Грин. Рассказ «Победитель»
Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе.
6.2 Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.
6.3 Е.Носов. рассказ «Тридцать зёрен»
Взаимоотношения человека и природы.
6.4 Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».
4
Деловые игры
Выставка прочитанных книг. Викторина.
Конкурс иллюстраций
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
7
«Дом, который построю я…»
7.1 Рассказ И. Полянской «Мама»
7.2 Рассказ И. Полянской «Мама». Подведение итогов.
2
Творческий отчет
Подведение итогов
Создание буктрейлеров.
Исследовательская деятельность.
Инсценирование эпизодов.
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы