Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение участников ЕГЭ»
Тема беседы тренинга: «Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ».
Цель: повысить информированность учеников о трудностях, которые могут возникнуть на разных этапах ЕГЭ, стратегии их преодоления.
Методы: мини-лекция, индивидуальные и групповые упражнения.
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались, для того, чтобы обсудить тему, которая актуальна для вас сейчас. Это тема, связанная с ЕГЭ. Совсем скоро у вас начнутся непростые времена, а для того чтобы успешно их преодолеть, мы сегодня поговорим с вами о трудностях, которые возникают у выпускников 11 классов при подготовки и сдаче ЕГЭ и как с ними справляться.
Единый государственный экзамен – это новая реальность в нашем образовательном пространстве. ЕГЭ отличается от привычной формы экзамена, это выпускной экзамен в школе и вступительный в ВУЗ.
И перед тем, как мы с вами перейдем к основной части нашего мероприятия, проведем одно упражнение. Упражнение называется «Расшифровка» (понадобится плакат с большими буквами ЕГЭ, маркер). Цель упражнения: снижение общей тревоги перед обсуждением темы. Инструкция: «Перед вами 3 буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что – то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по – своему». Сначала участники предлагают слова, начинающиеся на каждую из этих букв, а затем ведущий предлагает составить из этих слов словосочетание.
Благодаря этому упражнению вы понимаете, что ЕГЭ – это не так страшно, как вам кажется. Сейчас мы в шуточной форме дали новую расшифровку ЕГЭ. Теперь когда вы будете видеть или слышать аббревиатуру Единого государственного экзамена, просто вспомните понравившийся вам вариант расшифровки. Я думаю вам станет не так страшно.
Психологическая готовность к ЕГЭ рассматривается как сформированность трех компонентов: личностный (умение справиться с тревогой), познавательный (способность к самоорганизации) и процессуальный (знания о процедуре проведения ЕГЭ). Данные компоненты обеспечивают успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.
Сегодня мы с вами познакомимся с группами трудностей, которые возможно преодолеть за счет определенных умений и навыков. Сформированность необходимых умений и навыков будет лежать в основе готовности выпускников к сдаче ЕГЭ. Остановимся на анализе этих трудностей подробнее. Обратите внимание на доску, вашему вниманию представлена схема «Группы трудностей».
Группы трудностей
Когнитивные Личностные Процессуальные
Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями.
Работа с тестовыми заданиями: тестирование предполагает формирование особых навыков: умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.
Стратегия деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. Выбор стратегии деятельности должен быть индивидуальным, наиболее эффективный для каждого. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы: уровень притязаний (неумение адекватно оценивать свои возможности); особенности планирования и распределения времени (для того чтобы справится с заданиями ЕГЭ необходимо рационально распределить имеющейся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания). Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и снижает результаты экзамена.
Упражнение «Пробное ЕГЭ».
Цель: в простой и эмоционально комфортной форме проверить у учащихся умение правильно распределять время.
Инструкция: «Вам будет предложен мини-тест ЕГЭ, необходимо за определенное количество времени решить его. Время – 10 минут». Вопросы: Легко ли было проходить тест? В какой части возникли сложности? Какая у тебя стратегия деятельности?
Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в 2-х направлениях: осваивать навыки работы с тестами и выработать индивидуальную стратегию деятельности (совокупность приемов и способов работы, которые позволят ученику добиться наилучшего результата.
Личностные трудности – это затруднения обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективные реакции и состояния.
Высокий уровень тревоги. Безусловно стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу предмета или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться.
Отсутствие полной и четкой информации о процедуре ЕГЭ. ЕГЭ – это нечто новое не только в опыте учеников, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так. В данной ситуации дефицит информации о процедуре ЕГЭ не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.
Отсутствие поддержки. Все чужое – взрослые, дети и помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на заданиях.
Личностное самоопределение – это принятие учащимся решение о том, какой результат будет желаемым и реально достижимым.
Выделяют ступени самоопределения при сдаче ЕГЭ:
Формулирование индивидуальной цели сдачи экзамена;
Использование индивидуальной стратегии деятельности на экзамене;
Выбор из предложенных вариантов ответа.
Вы уже сдавали экзамены в 9 классе. Вспомните свои ощущения и продолжите фразу: «Самое трудное на экзамене для меня – это…»
Ребята как вы думаете, с чем может быть связан высокий уровень тревожности (например, ограниченное время)?
Упражнение «Дыхательная релаксация»
Цель: научить ребят справляться с тревогой, используя дыхание.
Время: 5 минут.
Инструкция: Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Нужно предложить участникам мероприятия принять удобную позу, закрыть глаза (можно не закрывать) и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета выдох.
Обсуждение: Как меняется ваше состояние? Были ли трудности при выполнении упражнения?
Таким образом, основное следствие личностных трудностей – это повышенный уровень тревоги у учащихся на экзамен, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Состояние тревожности отнимает много энергии у организма.
Как разрешить личностные трудности: сформировать собственное адекватное мнение о ЕГЭ; адекватно оценивать свои знания, умения, способности; понять что ты хочешь получить в результате сдачи экзамена и что ты можешь сделать для достижения поставленной цели.
Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой сдачи Единого государственного экзамена. Как уже говорилось выше, эта процедура имеет инновационный, непривычный для вас характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура ЕГЭ предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для вас. Может возникнуть страх ошибиться при заполнении.
Трудности, связанные с ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги – это только наблюдатели, что также повышает тревогу у вас.
Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ЕГЭ предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. ЕГЭ дает право оспаривать полученный результат.
Чтобы преодолеть трудности процессуального характера, следует провести предварительную работу до экзамена. Чаще всего эту работу с вами проделывают учителя, которые готовят вас к ЕГЭ. Они проверяют овладели ли вы специфической процедурой ЕГЭ. Существуют пробные ЕГЭ, которые тоже показывают вашу готовность к сдаче экзамена.
Упражнение «Я знаю»
Цель: знакомство с правами на Едином государственном экзамене.
Время – 5 минут.
Ребята, я думаю, что каждый из вас хотя бы что – то знает о своих правах на Едином государственном экзамене. И сейчас я предоставлю вам возможность проговорить их.
Инструкция: Подумайте и скажите какими правами и обязанностями вы обладаете во время сдаче ЕГЭ и после.
Таким образом, мы можем с вами обобщить весь материал и сказать, что познавательный компонент формируется на протяжении всего времени обучения ребенка в школе, некоторые его составляющие уходят корнями в начальную и среднюю школу. Личностный компонент подразумевает наличие у выпускника определенной личностно – смысловой позиции, позволяющей осознанно выстраивать стратегию деятельности на экзамене. Этот компонент связан с общим вашим настроением на экзамене.
Сегодня вы узнали много нового и интересно, а именно про те трудности, с которыми вы столкнулись и еще столкнетесь во время экзамена. Как вы думаете, столкнувшись с уже известными вам трудностями, сможете ли вы их преодолеть, зная какие есть группы трудностей, с чем они связаны и как их можно разрешить? Можно ли использовать упражнения, которые мы сегодня с вами проделали, для сдачи не только Единого государственного экзамена, но и тех экзаменов, с которыми нас сталкивает жизнь? Как?
Сейчас я вам раздам памятки, который вам помогут в сдачи Единого государственного экзамена. Теперь, когда вы знаете с какими трудностями вы столкнетесь перед экзаменом, вы будете готовы к ним. Не зря говорят: «Предупрежден, значит вооружен» Я желаю вам продуктивной подготовки и удачи на экзамене!
Получите памятки по « Психологическому сопровождению к ЕГЭ»