Просмотр содержимого документа
«Проект "Хлеб всему голова"»
Проект«Хлеб – всему голова!»
Цель мероприятия: формирование проектных умений и навыков в ходе реализации проекта «Хлеб - всему голова».
Задачи:
Разработать и реализовать групповой проект «Хлеб - всему голова».
Способствовать формированию навыков проектной деятельности.
Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения воспитанников.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.
Совершенствовать умения работать в группе, согласовывать свои действия.
1 этап:
Проведение мини-заседания школьников для определения индивидуальных заданий для ребят каждой группы.
Обсуждаются следующие вопросы:
- Уточнение темы проекта.
- Определение целей.
- Распределение заданий по 4 группам.
В ходе заседания необходимо направить ребят на то, чтобы они сказали
какой можно подобрать материал,
какую практическую работу провести,
какие исследования,
где и у кого можно узнать ту или иную информацию,
какую работу будут выполнять;
какой проектный продукт у нас получиться.
Результаты проведения заседания.
В ходе проведения заседания ребята сказали, что очень интересно будет:
узнать историю рождения хлеба (сколько лет хлебу, где его Родина, из чего делали первый хлеб);
подобрать стихи, пословицы, загадки о хлебе;
необходимо рассказать ребятам о профессиях людей, через чьи руки проходит хлеб;
поговорить о бережном отношении к хлебу;
организовать чаепитие.
Задания по группам:
1 группа - узнать историю рождения хлеба;
2 группа - узнать, как хлеб приходит к нам на стол (узнать о профессиях);
3 группа - рассказать о бережном отношении к хлебу;
4 группа – узнать, какой хлеб больше всего любят ребята начальных классов, рассказать о ценности хлеба в рационе питания.
2 этап
Совместно с учителем ребята определяют свои алгоритмы работы над темой и определяют, что необходимо подобрать по данной теме
1 группа
«Из истории хлеба»
подбор информации о том, где впервые люди научились делать хлеб,
из чего делали первый хлеб,
Родина первого хлеба
2 группа
«Трудный хлеб» ведут записи сами,
узнают у родителей,
подбирают иллюстрации с профессиями людей
3 группа
«Берегите хлеб» подбирают информацию о ценности хлеба во время войны.
узнают у бабушек и дедушек,
ищут в книгах ,
с помощью родителей используют Интернет
4 группа
«Журналисты»
Корреспонденты Провести опрос среди обучающихся начальных классов и определить , какой хлеб больше всего любят ребята .
Счётная комиссия Сколько хлеба мы оставляем в столовой?
Сколько хлеба выбрасываем в год?
3-4 этап - Сбор материала, работа ребят в группах.
5 этап - совместная работа всех четырех групп: подборка загадок, пословиц, частушек, скороговорок, считалок, чистоговорок о хлебобулочных изделиях. Учащиеся составили план действий по подбору материалов:
узнают у родителей,
ищут в книгах, в детских журналах, в сборниках загадок,
с помощью родителей используют Интернет.
Составляют и оформляют сборник «Хлеб в устном народном творчестве».
6 этап - оформление папки проекта.
7 этап – защита ученических работ, подведение итогов.
Проектные продукты:
Папка проекта.
Книжка «Хлеб в устном народном творчестве».
Буклет «Берегите хлеб».
Презентация «Хлеб – всему голова».
Защита проекта
(проходит в оформленном классе)
Вступление (выходят ребята в русских народных костюмах. У одной из девочек в руках каравай):
Оленева К.
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.
Голубева К.
Он на блюдце расписном с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим.
Больш.В.
Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.
Пышный, мягкий, пропечённый
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
Чугунова В.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Гогохия Д.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём!
Ведущий: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости и коллеги.
Мы очень часто слышим фразы «Хлеб – всему голова, Хлеб – наше богатство», и нам стало интересно, почему же хлеб считается богатством и почему, не смотря на то, что все об этом знают, зачастую мы видим небрежное отношение к хлебу .
У нас возникло желание самим больше узнать о хлебе: о его истории, традициях, связанных с ним, о цене хлеба в тяжёлые военные годы. Сегодня мы представляем вам то, что у нас получилось в ходе работы над проектом «Хлеб всему голова».
- Слово предоставляется ребятам, которые работали по теме «История хлеба».
Лантас С. Мы выяснили, что впервые человек употребил в пищу зёрна диких злаков в каменном веке, примерно 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, сначала люди ели эти зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями и смешивать с водой. Первый хлеб имел вид жидкой мучнисто-зерновой каши.
Потехин М. Когда человек начал добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать раздробленные зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Каша из обработанных огнём зёрен была гораздо вкуснее, чем из обычных сырых семян.
Затем люди научились выпекать пресный хлеб в виде лепёшек из густой зерновой каши – теста. Эти плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, между каменными или глиняными дисками, началось на земле хлебопечение.
Соловьев С. Около 3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба и изобрели первые печки для его выпечки.
Египтяне научили выпекать хлеб египтян и римлян.
Римляне усовершенствовали процесс перемалывания зерен и выпечки хлеба, создали новые печи. К 100 году нашей эры они распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.
Лантас С. С древнейших времён хлеб был большой ценностью, к нему относились с большим уважением. Самым большим наказанием для человека считалось лишение его хлеба. Хлеб ставился в один ряд с такими понятиями, как здоровье, судьба, мать.
Далее ребята проводят инсценировку.
Сценка (роли - бабушка, Иван Фёдорович, Рома)
(Стук в дверь, открывает бабушка. Заходит Иван Фёдорович)
Бабушка - Здравствуйте, Иван Фёдорович!
Иван Фёдорович -Добрый день, Соседушка. Это из вашего окна выбросили? (показывает кусочек хлеба)
Бабушка- Набедокурил. Не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Фёдоровичем.
Иван Фёдорович - Передо мной извиняться не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Рома - Как это?
Иван Фёдорович- А вот так. Садись и слушай.
Бабушка - Недаром в народе говорят, что для того , чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо 4 силы: солнце, дождь, земля и великий честный труд.
Иван Фёдорович - Ведь не сразу стали зёрна,
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Слово предоставляется 2 группе. Тема их выступления «Трудный хлеб»
(сказка «Путешествие колобка». Вероника представляют свой проект о том, люди каких профессий помогают хлебу прийти на стол).
Бабушка - Режь да ешь силы набирайся,
Иван Фёдорович - Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
Рома- Я больше никогда хлеб не буду выкидывать.
Иван Фёдорович- Хлеб мы едим каждый день и всю жизнь. Хлеб едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты.
Рома- А это, наверное, обыкновенный хлеб?
Иван Фёдорович - А обыкновенный это хлеб или нет, это ты сейчас узнаешь.
- Слово предоставляется ребятам 3 группы. Тема выступления «Берегите хлеб».
Пухов Н. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.
Рущук В. Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250гр(показать кусочек хлеба весом 250 гр), а остальные жители 125гр(показать кусочек хлеба весом 125 гр). Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И всё-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с «большой земли» по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал её « Дорогой жизни».
Пухов Н. Я помню хлеб, военный, горький, Он весь почти из лебеды. В нём в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. (А. Морозов)
Иван Фёдорович- Вот теперь и подумай обыкновенный это хлеб или нет.
Рома -Я всё понял Иван Фёдорович. Ребята, берегите хлеб.
Ходырев Кирилл
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Ведущий - А вы, ребята, бережёте хлеб?
- А вот ребята из группы «Журналисты» об этом нам и расскажут.
Гогохия Д. Сначала мы провели анкетирование среди ребят и подсчитали результаты.
Было опрошено 20 учащихся
Любишь ли ты хлеб?
А) Да -18 чел
Б) Нет .
В) Не очень -2 чел
Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
А) Черный -5чел
Б) Белый -15 чел
Как часто ваша семья покупает хлеб?
А) Каждый день - 16
Б) Через день -3
В) Один-два раза в неделю -1
Какой хлеб вы покупаете?
А) батон -12
Б) буханку черного хлеба -8
Что вы делаете с оставшимся хлебом?
А) Весь доедаем -3
Б) Делаю сухарики - 6
В) Убираю до следующего раза - 7
Г) Собираю крошки и кормлю птиц - 4
Д) Выкидываю -0
Следующим этапом нашей работы был рейд в школьную столовую.
После завтрака и обеда мы взвесили остатки хлеба, которые не доели ребята.
Сделали расчет и данные занесли в таблицу.
Остатки кусочков хлеба в день
Остаётся хлеба за учебный год
Количество хлеба
Завтрак (батон) - 180 г
Обед - ржаной 240 г
белый хлеб 80 г
за день – белый хлеб -260 г
ржаной -240 г
всего – 500 г
500*34 (рабочие недели) *5дней = 85кг
Батон –260*34*5==44 кг 200г
Ржаной -240*34*5=40кг 800г
1 батон – 370 г
44кг200 г : 370 г = 120 батонов
1 буханка ржаного хлеба- 680г
40кг 800 г : 680= 60 буханок
Выяснилось, что за учебный год мы выбрасываем 44 кг 200 г белого хлеба – это равняется 120 батонам и 40кг 800 г ржаного хлеба – это равно 60 буханок.
- Третьим этапом нашего проекта была экскурсия на Ветлужский хлебозавод.
На Ветлужском хлебозаводе выпускают более 80-и наименований: хлеб ржано-пшеничных сортов, разные батоны, сдобные булочки, слоёные изделия, пироги и ватрушки с различными начинками, вкусные разнообразные торты, кексы, рулеты бисквитные, воздушный десерт и пирожные.
Своей продукцией завод снабжает жителей Шахунского и Уренского районов Нижегородской области. Также ценят продукцию предприятия в районах Костромской области.
Там мы познакомились с профессией пекаря и увидели процесс выпечки хлеба. Так же мы узнали, что хлеб источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот, углеводов, источник витаминов группы В, минеральных веществ, клетчатки.
Учитель: С древнейших времён хлеб был большой ценностью, к нему относились с большим уважением, его прославляли в литературе и живописи, создавали музеи.
- Уважаемые гости, мы хотим вам представить наш сборник
«Хлеб в устном народном творчестве»
Большакова Вероника:
-Дорогие гости, мы предлагаем вам поиграть. Интересно, все ли вы знаете о хлебе?
(Гости вытягивают карточки с заданиями, выполняют эти задания и получают поощрительные призы).
Задания на карточках:
Отгадайте загадку.
Продолжите пословицу.
Повторить три раза скороговорку.
Спойте частушку.
- Ребята, а вы желаете поиграть? ( продолжается игра)
- Спасибо, дорогие гости, ребята. У кого возникли затруднения или кто, желает узнать больше произведений устного народного творчества о хлебе, те могут заглянуть в нашу книгу.
Учитель:
- Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб (презентация картин на слайде)
Голубева К. читает стихотворение «Рожь»
Рожь, рожь... Дорога полевая Ведет неведомо куда. Над полем низко провисая, Лениво стонут провода. Чуть видишь — где-нибудь вдали Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывет в пыли. Рожь уходилась. Близки сроки. Отяжелела и на край Всем полем подалась к дороге, Нависнула—хоть подпирай. Знать, колос, туго начиненный, Четырехгранный, золотой, Устал держать пуды, вагоны, Составы хлеба над землей.
Воспитатель:
- Мы знаем, что есть краеведческие музеи, музеи знаменитых людей, но в ходе работы над проектом мы выяснили, что, оказывается, есть даже и музей хлеба.
Чугунова В. Санкт-Петербургский музей хлеба - первый музей в России и тринадцатый в мире, посвященный этому древнему продукту.
В экспозиции музея имеются самые разнообразные экспонаты - найденные археологами предметы, которые применялись для выпекания хлеба в древности, и современное оборудование, которое используют в хлебопекарном производстве в наши дни.
Воспитатель:
- А сейчас, я предлагаю вам, ребята, поработать в группах. Ваша задача: посоветоваться друг с другом и написать на «колоске», что вы узнали для себя нового о хлебе и чему вы научились в ходе работы над проектом.
(Работа в группах. Сбор колосков в сноп – прикрепить на доску под надписью «Хлеб – всему голова»).
- Закончить нашу презентацию проекта мы хотим песней «Хлеб - всему голова».
Ребята, я надеюсь, что вы будете помнить, как тяжело даётся хлеб. Никогда не забывайте, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!
- И на память мы всем вам дарим буклеты. Расскажите о том, что вы узнали о хлебе своим родным и близким вам людям.