kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема исследования: «Хлеб всему голова».

Актуальность исследования: Мы выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше  дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда!

Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания. 

 Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.

Исходя из выше сказанного, мы стараемся чаще говорить об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет хлеб в жизни человека, как люди страдали во время войны, когда хлеба практически не было. И думаем, что сможем увлечь детей любовью к хлебу, так как уже сейчас видны результаты нашей работы по этому проекту.

 

Цель исследования: познакомить детей с историей  хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу, изучить значение хлеба в жизни человека.

Задачи исследования:

1.Изучить историю возникновения  хлеба; узнать, технологию  изготовления.

2.Исследовать пищевую ценность хлеба, испечь хлеб самостоятельно,  изготовить папку о хлебе.

Гипотеза исследования: если мы узнаем, почему хлеб полезен для здоровья людей, то никогда не будем отказываться от употребления хлеба и будем к нему бережнее относиться.

Маршрутный лист проекта: анализ, наблюдение, сбор информации из различных источников, экскурсия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Хлеб - всему голова" »



Содержание
Введение

Глава I. Теоретическое исследование вопроса

1.1Изучение исторических сведений о хлебе

1.2Виды хлеба.
1.3Полезные свойства хлеба. 1.4Процесс выпечки хлебо-булочных изделий. 1.5Обычаи связанные с хлебом.
Глава II. Исследовательская работа

2.1 Экскурсия на хлебопекарню
2.3 Выпечка каравая
2.4 Анкетирование учащихся
Заключение

Список литературы










Введение Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе! (Н. Тихонов) Тема исследования: «Хлеб всему голова». Актуальность исследования: Мы выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше  дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда! Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания.   Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными. Исходя из выше сказанного, мы стараемся чаще говорить об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет хлеб в жизни человека, как люди страдали во время войны, когда хлеба практически не было. И думаем, что сможем увлечь детей любовью к хлебу, так как уже сейчас видны результаты нашей работы по этому проекту.

Цель исследования: познакомить детей с историей хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу, изучить значение хлеба в жизни человека. Задачи исследования: 1.Изучить историю возникновения хлеба; узнать, технологию изготовления. 2.Исследовать пищевую ценность хлеба, испечь хлеб самостоятельно, изготовить рекламно-ознакомительную продукцию.

Гипотеза исследования: если мы узнаем, почему хлеб полезен для здоровья людей, то никогда не будем отказываться от употребления хлеба и будем к нему бережнее относиться. Маршрутный лист проекта: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из различных источников, экскурсия











































Глава I. Теоретическое исследование вопроса Одни взрослые люди часто говорят, что хлеб очень полезен, а другие пытаются отказаться от него. Мы задумались, действительно ли человек может обойтись без хлеба? Для этого мы решили провести наше исследование. Мы изучили различную информацию в книгах и в статьях Интернета, и вот что узнали. 1.1Изучение исторических сведений о хлебе Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание
Рисунок 1. Сбор злаковых растений древними людьми

на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста [1].

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос». Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб». С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками.
Рисунок 3. Изба-пекарня
Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов. Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями [6]. Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. Вот одни из многих о хлебе: -  Хлеб в пути не тягость. -  Хлеба ни куска – и в горле тоска (приложение 2).

Я помню хлеб, военный, горький, Он весь почти из лебеды. В нем в каждой крошке, В каждой корке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем, Им были детства дни полны. Особо помним мы, что счастью
Рисунок 4. Блокадный хлеб
Был равен горький хлеб войны. (А. Морозов) Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем, что такое война, что такое голод. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А вот во время Великой Отечественной войны с фашистской Германией хлеб был главным продуктом питания, ключом жизни. Когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г в день.

Хочется вспомнить подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства основанного Н.И. Вавиловым. Четырнадцать ослабевших от голода людей не уходили со своего поста, охраняя от мороза и сырости, зажигательных бомб и крыс тысячи образцов семян зерновых культур. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. А в его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. Александр Гаврилович Щукин, умирая от голода, готовил ещё один экземпляр коллекции, надеясь переправить её самолётом на Большую землю. Из 14 сотрудников в живых остались только пятеро. Они верили в победу. Они знали, что стране после войны будут нужны коллекции, которые они спасали, жертвуя собственной жизнью. Пусть хлеб из коллекционного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы понимали, что учёные хранят хлеб будущего. Война кончилась, и на основе спасённой коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы. Во время посещения городского краеведческого музея нам рассказали, как люди в войну относились к хлебу, что такое хлебные карточки. Чтобы получить по ним хлеб, люди стояли в очереди целыми ночами. Хлеб пекли с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. На фронт во время войны призывали и колхозников. В деревнях остались женщины, старики, дети. Вот они и выращивали хлеб. Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть. 1.2 Виды хлеба Хлеб является массовым продуктом питания в Европе, в Америке, культура которой происходит из Европы, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в противоположность Восточной Азии, где массовым продуктом является рис. Хлеб обычно делают из теста из пшеничной муки, которое при помощи дрожжей поднимается и затем выпекается в печи. Благодаря высокому содержанию клейковины (которая придает тесту пористость и эластичность), обычная пшеница (также известная как хлебная пшеница) является самым распространенным злаком для приготовления хлеба. Хлеб также готовят из других видов муки (включая дурум, полбу и эммер), ржи, ячменя, маиса (кукурузы) и овса, обычно, но не всегда в комбинации с пшеничной мукой. Хлеб из полбы (динкельброт) по-прежнему широко употребляется в Германии, а хлеб из эммера был продуктом массового потребления в древнем Египте. Канадский хлеб также известен своей более крепкой текстурой благодаря высокому содержанию протеинов в канадской муке. Белый хлеб изготавливают из муки, содержащей только центральную часть зерна (эндосперм). Коричневый хлеб делают из эндосперма и отрубей на 10%. Так называют и белый, к которому был добавлен краситель (зачастую карамель), чтобы сделать его коричневым. В Америке его обычно называют хлебом из просеянной муки (в противоположность хлебу из непросеянной муки). Хлеб из непросеянной муки содержит целое зерно (эндосперм и отруби). Его также называют цельнозерновым хлебом, особенно, в Северной Америке. В хлеб с пшеничными зародышами добавляют зародыши для аромата. Цельнозерновым могут называть хлеб из непросеянной муки или белый с добавлением цельных зерен пшеницы для увеличения содержания клетчатки, как в «60% цельнозерновом хлебе». Роти – это хлеб из непросеянной муки, который едят в Южной Азии. Чапати – это роти большего размера. Наан – это разрыхленный эквивалент такого хлеба. Зерновой хлеб делают из хлопьев пшеничного зерна и белой или пшеничной муки. Стандартный процесс осолаживания меняется для максимального повышения содержания мальтозы или сахара, но при этом сводится к минимуму остаточное содержание альфа-амилазы. Ароматические свойства придаются частичным брожением благодаря особенному процессу осолаживания и реакции Майяра при отслаивании и поджаривании. Ржаной хлеб делают из ржаной муки варьирующихся уровней. В нем выше содержание клетчатки, чем во многих обычных видах хлеба, он чаще имеет более темный цвет и более крепкий аромат. Он популярен в Скандинавских странах, Финляндии, Прибалтике и России. Неразрыхленный хлеб или маца, который евреи едят во время еврейской пасхи, не содержит дрожжей и поэтому не поднимается. Хлеб из опары делают при помощи закваски. Плоский хлеб обычно простой, делается из муки, воды и соли, из которых формируется плоское тесто. В большинстве случаев он не разрыхляется, делается без дрожжей или закваски, хотя некоторые виды делаются с дрожжами. Конопляный хлеб. Конопляное зерно не размалывается из-за высокого содержания масла (~30%). Конопляная мука – это побочный продукт, получаемый после отжима масла и перемалывания остатка. Конопляная мука не поднимается, ее лучше всего смешивать с другими видами муки. При соотношении 3:1 получается твердый, тяжелый, питательный хлеб, богатый протеинами и насыщенными жирными кислотами. Хрустящий – это плоский и сухой вид хлеба или крекера, содержащий в основном ржаную муку.



1.3 Полезные свойства хлеба. Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. Хлеб содержит витамины В1, В2, В3, В6, В9 и витамин РР. Известно, что при недостатке витамина В1 может начать давать сбои нервная система, немеют руки и ноги. При недостатке витамина В2 снижается зрение, возникают кожные заболевания. В случае, если есть недостаток витамина РР в организме, то наступает быстрая утомляемость, человек испытывает раздражительность и слабость. Из минеральных веществ в хлебе содержатся – фосфор, калий, магний, железо, цинк и другие, от их наличия зависит работа сердечно-сосудистой системы, формирование мышечной и костной ткани, а также состав крови. Потребность человека в данных витаминах и минеральных веществах лучше всего может обеспечить пшеничный и ржаной хлеб. Особенно полезен хлеб с высоким содержанием отрубей. Чем больше в хлебе отрубей, тем больше в нем полезных веществ. Хлеб богат клетчаткой – пищевыми волокнами. Клетчатка выходит из организма в неизменном виде, она не усваивается. Клетчатку называют «метлой», она выметает вместе с собой все лишнее, очищает организм. Пока мы жуем хлеб – клетчатка чистит зубы, к тому же, образуется химическая среда, убивающая вредные бактерии [4]. Немецкие исследователи выяснили, что хлебная корка является богатым источником антиоксидантов и дает гораздо больше пользы здоровью, чем остальная часть хлеба. Особенно полезны мелкие пресные булочки, их часто подают в столовых, в них много корки – и она хорошо пропекается. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям. Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления. 100 лет назад человек в среднем потреблял 1 кг хлеба в сутки, сегодня мы потребляем только 200–400 г, и в будущем эта цифра будет снижаться, т. к. расширится ассортимент потребляемых продуктов. Каким же хлебом питаться и какое количество его считается нормой? Нормы для взрослого человека, не занятого физическим трудом, – примерно 300–350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в рацион питания. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше. Специалисты в области науки о питании рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба [2]. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело вкуса, для здорового человека нет ограничения в выборе хлебных изделий. Ржаной хлеб более полезен, чем пшеничный, так как в нем больше витаминов железа. Хлеб хорошо сочетается с основными видами продуктов, длительное время не теряет вкусовых качеств. Однако употреблять его надо в меру. 1.3Процесс выпечки хлебо-булочных изделий 1 Приготовление теста Для каждого сорта хлеба существуют унифицированные рецептуры, в которых указывают сорт муки и расход каждого вида сырья (в кг на 100 кг муки). На их основании лаборатория хлебозавода составляет производственные рецептуры, в которых указывает дозировку муки, дополнительного сырья, растворов, полуфабрикатов (закваски, заварки, жидких дрожжей) на замес одной порции опары (закваски) и теста в зависимости от мощности завода, его оборудования, принятого способа тестоведения, а также технологический режим приготовления изделий (температура, влажность, кислотность полуфабрикатов, продолжительность брожения, обминок, условия расстойки и выпечки). 2 Замес теста Это короткая, но весьма важная технологическая операция. Длительность замеса для пшеничного теста составляет 7...8 мин. Цель замеса – получить однородную массу теста с определенными структурно-механическими свойствами. При замесе одновременно протекают физико-механические и коллоидные процессы, которые взаимно влияют друг на друга. Коллоидные процессы, или процессы набухания, связаны с основными составными частями муки – белками и крахмалом. Белки пшеничной муки, поглощая влагу, резко увеличиваются в объеме и образуют клейковинный каркас, внутри которого находятся набухшие зерна крахмала и частицы оболочек. Слипание частиц в сплошную массу, происходящее в результате механического перемешивания, приводит к образованию теста. Однако чрезмерный замес может вызвать разрушение уже образовавшейся структуры теста, что приведет к ухудшению качества хлеба. Тесто после замеса состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. От соотношения этих фаз зависят свойства теста: увеличение количества жидкой фазы «ослабляет» его, делает более жидким, текучим, липким. Этим объясняются различные свойства пшеничного и ржаного теста. Пшеничное тесто эластичное, упругое. Твердая фаза в пшеничном тесте состоит из набухших нерастворимых в воде белков, зерен крахмала и частиц оболочек. Она преобладает над жидкой фазой, в состав которой входят водорастворимые вещества (сахар, соль, водорастворимые белки и др.). Кроме того, основная часть жидкой фазы пшеничного теста связана набухшими белками. Газообразная фаза представлена пузырьками, воздуха, захваченными тестом при замесе. Брожение теста Брожение теста охватывает период времени момента его замеса до деления на куски. Цель брожения – разрыхление теста, придание ему определенных структурно – механических свойств, необходимых для последующих операций, а также накопление веществ, обусловливающих вкус и аромат хлеба, его окраску. Комплекс процессов, одновременно протекающих на стадии брожения и взаимно влияющих друг на друга, объединяют общим понятием созревание теста. Созревание включает в себя микробиологические (спиртовое и молочнокислое брожение), коллоидные, физические и биохимические процессы. Спиртовое брожение вызывается дрожжами, в результате которого сахара превращаются в спирт и диоксид углерода. Дрожжи сбраживают сначала глюкозу и фруктозу, а затем сахарозу и мальтозу, которые предварительно превращаются в моносахариды. Источником сахаров являются собственные сахара зерна, перешедшие в муку, но главную массу составляет мальтоза образовавшаяся в тесте при расщеплении крахмала. Скорость брожения зависит от температуры, кислотности среды, качества дрожжей и ускоряется при увеличении количества дрожжей повышении их активности, при достаточном содержании сбраживаемых сахаров, аминокислот, фосфорнокислых солей. Повышенное содержание соли, сахара, жира тормозит газообразование в тесте. Брожение ускоряется при добавлении в тесто амилолитических ферментных препаратов. Молочнокислое брожение вызывается молочнокислыми бактериями, которые попадают в тесто из воздуха с мукой и расщепляют глюкозу до молочной кислоты. Существует два вида молочнокислых бактерий: гомоферментативные, образующие молочную кислоту, и гетероферментативные, которые наряду с молочной кислотой вырабатывают другие кислоты (уксусную, янтарную, лимонную и пр.). При снижении влажности и температуры теста гетероферментативные молочнокислые бактерии развиваются с большей скоростью, в результате резко возрастает кислотность теста и ухудшается вкус хлеба. В пшеничном тесте преобладает спиртовое брожение. В результате нарастания кислотности ускоряется набухание белков, замедляется разложение крахмала до декстринов и мальтозы, что крайне важно при переработке пшеничной муки из проросшего зерна и ржаной муки, так как позволяет получить тесто с оптимальными структурно-механическими свойствами. Поэтому кислотность теста является признаком его созревания, а кислотность хлеба – один из показателей его качества, включенный в стандарт. Требования стандарта: Таблица 1 физико-химические показатели качества хлеба
Сорт хлеба Стандарт Способ выпечки Кислотность, град., не более
Дарницкий ГОСТ 26983-96 Подовый Формовой 8,0 8,0
Столичный ГОСТ 26984-86 Подовый Формовой 8,0 8,0
Российский ГОСТ 26985-86 Подовый Формовой 9,0 9,0
Коллоидные процессы, начавшиеся на стадии замеса, продолжаются в процессе брожения. В зависимости от свойств муки возможно ограниченное и неограниченное набухание белков. При ограниченном набухании белки только увеличиваются в размерах, а при неограниченном – меняется форма белковой молекулы. У муки с сильной клейковиной почти до конца брожения происходит ограниченное набухание, при этом свойства теста улучшаются. У муки со слабой клейковиной наблюдается неограниченное набухание и тесто разжижается, поэтому продолжительность брожения теста из такой муки должна быть сокращена. В результате физических процессов повышается температура теста на 1...2 °С и происходит увеличение его объема за счет насыщения диоксидом углерода. Биохимические процессы, протекающие в тесте, – один из важнейших, так как от них зависят и микробиологические, и коллоидные, и физические превращения. Суть биохимических процессов состоит в том, что под действием ферментов муки, дрожжей и микроорганизмов происходит расщепление составных компонентов муки, прежде всего белков и крахмала. При этом желательна определенная степень протеолиза, так как она ведет к получению достаточно упругого и эластичного теста, обладающего оптимальными свойствами для получения качественного хлеба. Кроме того, продукты разложения белков на стадии выпечки принимают участие в образовании цвета, вкуса и аромата хлеба. При интенсивном разложении белков, особенно в слабой муке, тесто расплывается и хлеб получается неудовлетворительного качества. При расщеплении крахмала ферментами идет образование мальтозы (5...6 % к массе муки), которая расходуется на брожение теста и участвует в процессе выпечки, определяя вкус и аромат хлеба. Интенсивность протекания всех рассмотренных процессов зависит от температуры. Оптимальная температура для спиртового брожения в тесте около 35 °С, а для молочнокислого – 35...40 °С, поэтому повышение температуры теста влечет за собой усиление нарастания кислотности. Кроме того, с повышением температуры теста в нем усиливаются биохимические процессы, ослабляется клейковина, увеличиваются ее растяжимость и расплываемость. Оптимальная температура брожения 26...32 °С. Повышенную температуру можно рекомендовать для приготовления теста из сильной муки, тесто из слабой следует готовить при более низкой температуре. Таким образом, температура является основным фактором, регулирующим технологического процесса приготовления теста. Ускорение брожения достигается: а) повышением температуры полуфабрикатов и теста до оптимального значения; б) увеличением дозировки дрожжей; в) предварительной активацией дрожжей или подбором более активных рас и штаммов микроорганизмов при приготовлении жидких дрожжей или жидких заквасок. Известны и другие способы интенсификации брожения: электрофизическая обработка дрожжевой суспензии, внесение в тесто минеральных солей для питания дрожжей, добавка к прессованным дрожжам их плазмолизата и др. Интенсивное механическое воздействие на тесто вызывает ускорение созревания. Для теста существует определенный оптимум удельной работы замеса в зависимости от силы муки. Величина этого оптимума равна для слабой муки 15 – 25 Дж на 1 г теста, для средней по силе 25 – 40 и для сильной 40 – 50 Дж. Химические улучшители существенно влияют на процесс созревания теста. Среди улучшителей этой группы следует назвать: а) поверхностно-активные вещества, влияющие на структурно-механические свойства теста; б) улучшители окислительного (бромат и йодат калия и др.) и восстановитеьного действия (например, цистеин), изменяющие окислительно-восстановительный потенциал теста и благодаря этому способные направленно изменять структурно-механические свойства теста. Окислители укрепляют, а восстановители ослабляют тесто; в) органические кислоты, добавляемые с целью ускорения достижения оптимальной кислотности теста; г) ферментные препараты амилолитические и протеолитические, вносимые в тесто для активации амилолиза и протеолиза. В настоящее время не существует объективных методов определения готовности теста. Обычно о готовности выброженного теста к последующей обработке, судят по длительности времени брожения теста, предусмотренного для данного сорта, по величине титруемой кислотности и внешнему виду теста. 3 Формирование теста На этой стадии кускам теста придают форму, соответствующую данному сорту изделий.
 Для получения тестовых заготовок пшеничного теста определенной формы тесто раскатывают в блин, затем свертывают в рулон и прокатывают, а иногда ещё и удлиняют. Такая дополнительная обработка пшеничного теста улучшает пористость заготовки. 4 Выстойка теста Разделка пшеничного теста включает в себя деление теста на куски, округление, предварительную расстойку, формование тестовых заготовок и окончательную расстойку. Пшеничное тесто вследствие своей упругости и сравнительно небольшой адгезии должно подвергаться более интенсивной механической обработке при разделке, чем ржаное тесто. Многократная обработка пшеничного теста необходима для получения однородной структуры во всей массе куска, в результате чего хлеб получается с ровной мелкой пористостью. Для получения одинаковых объемов теста при делении применяют мерные карманы или отрезают  (штампуют) куски теста определенных размеров, или регулируют частоту качания отсекающего ножа при постоянной скорости выхода теста из машины. Для получения кусков равной массы крайне важно, чтобы в тестоделительное устройство машины поступало тесто, однородное по плотности. Основным показателем качества работы тестоделительной машины является точность массы тестовых заготовок. Допускается отклонение в сторону увеличения массы штучного крупного (более 200 г) изделия не более 3% для одного и 2,5% для 10 шт. изделий от заданной величины. При этом следует иметь в виду, что масса тестовой заготовки должна быть больше массы будущего изделия на величину потерь при разделке и выпечке (упек) и хранении хлеба в экспедиции (усушка). Округление кусков теста, т.е. придание им формы шара, производится на округлительной машине сразу же после деления, затем округленные куски поступают на предварительную расстойку. При производстве круглых подовых изделий округление одновременно является формованием изделий, а предварительная расстойка – единственной и окончательной. Предварительная расстойка – выдержка округленных заготовок из пшеничного теста в состоянии покоя в течение 5-8 мин. Этого времени достаточно, чтобы в куске теста рассосались внутренние напряжения, возникшие в результате механического воздействия на тесто при делении и округлении (явление релаксации). При расстойке куски теста увеличиваются в объеме, улучшаются физические свойства и структура теста. Предварительная расстойка осуществляется обычно на ленточных транспортерах, проложенных вдоль шкафов окончательной расстойки на уровне 2,5-3 м от пола цеха. Формование изделий осуществляется на формующих закаточных машинах сразу после предварительной раестойки. Изделиям придается форма, свойственная данному сорту хлеба: цилиндр с тупыми округлениями по концам для батонов и с заостренными концами для городских булок, жгутики для плетения хал и т.п. Для придания тестовой заготовке цилиндрической формы используются валково-ленточные закаточные машины. Окончательная расстойка необходима в связи с тем, что при формовании из тестовых заготовок почти полностью вытесняется углекислый газ, нарушается пористая структура теста. Для получения хлеба с хорошей пористостью и большим объемным выходом необходимо, чтобы тестовые заготовки «подошли», т. е. увеличились в объеме и приобрели равномерную пористую структуру. Для этого тестовые заготовки и подвергаются перед выпечкой окончательной расстойке. Для изделий из пшеничной муки это вторая расстойка после предварительной. В отличие от предварительной расстойки, которая проводится при температуре и относительной влажности воздуха, поддерживаемой в цехе, окончательная расстойка осуществляется в специальных расстойных. шкафах при температуре 35-40° и относительной влажности воздуха 75-85%. Весьма важно, чтобы изделия при расстойке не обдувались воздухом во избежание заветривания кусков и образования уплотненной корки. Появление корочки желательно, так как она будет сдерживать увеличение объема изделий при расстойке и в начальный период выпечки и вызывает образование на поверхности готовых изделий подрывов и трещин. Окончание расстойки обычно устанавливают по внешнему виду и объему кусков. На автоматизированных линиях регулируется длительность этого процесса. Длительность расстойки колеблется в широком диапазоне – от 25 до 120 мин в зависимости главным образом от массы кусков и рецептуры теста. Чем меньше масса куска, тем длительнее расстойка. Сдобное тесто расстаивается более длительное время, чем несдобное. Повышение температуры (не более 45° С) и относительной влажности воздуха (не более 90%) сокращает длительность расстойки на 20-30%. Нежелательны недостаточная и избыточная расстойка. 5 Выпечка хлеба Заключительным звеном приготовления хлеба является выпечка. Она осуществляется в хлебопекарных печах различной конструкции. В промышленности применяются печи с тупиковыми и сквозными (тоннельными) хлебопекарными камерами. В тупиковых печах с помощью автоматических посадчиков тестовые заготовки помещаются на подики люлек, подвешенных на цепях печного конвейера. Люльки с заготовками перемещаются конвейером по хлебопекарной камере. В конце выпечки на выходе из печи в результате поворота люльки на 45° готовые изделия выгружаются на ленточный транспортер, подающий их на укладку. Печной конвейер движется периодически, чередуя остановку в момент загрузки подиков новой порцией кусков теста с движением. Время полного оборота конвейера равно длительности выпечки, которая регулируется в широких пределах (10-60 мин) с помощью реле времени.

1.4Рецепты хлеба (для хлебопечи) Особенностью приготовления хлеба в хлебопечи является то, что ингредиенты следует закладывать согласно технологии печи, в рекомендованной производителем последовательности. Режимы выпекания хлеба отличаются в зависимости от производителя, поэтому читайте инструкцию именно к вашей печи. Вот несколько базовых вариантов ингредиентов для выпечки хлеба: Русский хлеб 2 ст. хлебной муки,
1 ст. ржаной муки,
2 ст.л. патоки,
2 ст.л. растительного масла,
2 ч.л. сухих дрожжей,
1 ст.л. воды,
яблочный уксус, какао – по вкусу. Сырный хлеб 450 г. ржаной муки,
180 мл. воды,
1 ч.л. сухих дрожжей,
1,5 ст.л. оливкового масла,
1,5 ст.л. сухого молока,
1 яйцо и 1 желток,
100 г. тёртого сыра,
1 ст.л. сахара,
соль но вкусу. Клубнично-банановый хлеб 300 г. хлебной муки,
1 ч.л. дрожжей,
2 ст.л. сливочного масла,
1 ст.л. воды,
1 яйцо,
30 мл. молока,
30 мл. толчёных бананов,
30 мл. клубничного варенья. Хлеб с сыром и сельдереем

560 мл. муки,
150 мл. молока,
20 мл. воды,
50 г. сливочного масла,
50 г. брынзы или сыра "сиртаки"
50 г. черешкового желтого сельдерея
10 г. прессованных дрожжей
1 ч.л. соли
1/2 ч.л. сахара.



Солнечный хлеб свежевыжатый сок из 3 апельсинов,
тертая цедра 3 апельсинов,
1 ст.л. сливочного масла,
2 ст.л. меда,
1 ч.л. соли,
300 мл. белой муки,
2 ст.л. семечек подсолнуха,
1,5 ч.л. сухих дрожжей.
Шарлотка

230 мл сахара,
180 мл муки,
3 яйца,
1/2 ч.л. соды,
2-3 яблока. Запеканка с изюмом

250 г. творога (если творог сухой, добавьте 1-2 ст.л. молока),
1 яйцо,
10 г сливочного масла,
2 ст.л. сахара,
0,5 ч.л. соли,
0,5 ч.л. соды,
2 ст.л. изюма,
2 ст.л. манной крупы.
1.5 Обычаи, связанные с хлебом на Руси


                       
В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, которые вместе переломили хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб считался послом всего мира и дружбой между народами. Впрочем, такое предположение остается по сей день. С годами меняется жизнь, традиции и ценности, а хлеб всегда остается самой большой и главной ценностью у всех. Среди всех продуктов питания именно хлебу всегда отводилась главная роль. Подробнее об этом продукте можно прочитать на токоч.ру, на сайте полностью описана история происхождения хлеба, традиции, связанные с ним и ритуалы. Ни одно торжество, ежедневный прием пищи не обходятся без хлеба, ведь ни одно застолье не сможет в полной степени насытить без этого мучного изделия. С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны. Также хлебом поминали тех, кто умер. У каждого человека был свой хлеб и для каждой ситуации особенный. Однако все без исключения уверены, что хлеб - это вдохновение и жизнь. На праздничном столе именно хлебу отводилось отдельное особое место. Дорогих гостей всегда встречали красивым караваем и солью. Не каждый знает, что по традиции, каравай необходимо разломить, потом попробовать самому и раздать другим людям. Также, принимая соль на рушнике, хлеб принято целовать. О хлебе много написано книг, стихов, рассказов. Испокон веков наряду со словами Родина, Дружба, Мать, Отец всегда находился хлеб. Любить и уважать изделие учили с самого детства, чтобы в дальнейшем привить эту любовь семье, в школе или детском саду. У каждого народа исторически сложился свой ассортимент хлеба, который разнообразен по составу и форме. В России самыми популярными были караваи, московский хлеб, ленинградский, ржано-пшеничный и из пшеничной муки. В центральной части нашей страны предпочитают ржаной или пшеничный хлеб.
Глава II. Исследовательская работа
2.1 Экскурсия на хлебопекарню

Ассортимент хлебобулочных изделий в России характеризуется большим разнообразием и включает в себя около тысячи наименований. Основными группами являются: хлеб из пшеничной муки, хлеб из ржаной муки, хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки, булочные изделия, сдобные изделия, бараночные, сухарные, а также пироги, пирожки, пончики.

Сегодня появились лечебные виды хлеба: бессолевые, с пониженной кислотностью. А также хлебобулочные изделия богатые витаминами, минеральными веществами, с добавлением йода, железа, кальция. Побывав в хлебобулочном магазине, мы узнали, что наибольшим спросом у населения нашего города пользуются сорта пшеничного хлеба. В основном покупатели берут по одной булке хлеба. Также, почти каждый выбирает какой-либо продукт из сдобных изделий.

Хлеб заслуживает к себе разумного и бережного отношения. Поэтому полезно знать основные правила хранения и обращения с хлебом. Прежде всего, нужно помнить, что хлеб не может долго храниться и поэтому его нужно брать столько, сколько потребуется и не более чем на день - два. Хлеб начинает черстветь уже через 10—12 часов хранения. Рекомендуется хранить хлеб не более 48 часов, а булоч­ные изделия — 16 часов, считая со времени выпечки. При хранении хлеба испаряется содержащаяся в нем вода и места разреза подсыхают. Чтобы избежать этого, хранят хлеб в специальных хлебницах: металлических, пластмассовых, деревянных. Хлебницу рекомендуется периодически промывать раствором уксуса. Резать хлеб лучше на чистой деревянной дощечке, тонкими ломтиками, используя специальный, остро отточенный нож. Свежий хлеб легко нарезать на тонкие ломтики, если нагреть нож. Хлеб подают к столу на блюде, плетёной тарелке или подносе. Нарезанные ломти хлеба располагают в определённом порядке: веером, ступенчатой горкой, спирально. Едят хлеб, отламывая от ломтя небольшие кусочки [5].

Выбирать нужно хлеб ровный, без трещин, надрывов; естественного цвета: для ржаных сортов – темно-коричневый, для булочных изделий – золотистый. Красная пузыристая или белесая корка получается при нарушении срока приготовления теста; без посторонних включений (особенно опасен черный нагар, который содержит канцерогены и может быть причиной онкологических заболеваний).

В старые времена у каждой хорошей хозяйки не пропадало ни кусочка хлеба. Зачерст­веет хлеб — и вот уже дымится ароматный кресть­янский суп из него. Остались корки черного хле­ба — можно сделать отличный квас. И сегодня из чёрствого хлеба можно приготовить много вкусных и полезных блюд, начиная от простых гренок и заканчивая запеканками, шарлотками, тортами, квасами. Ни в коем случае не выбрасывайте чёрствый хлеб.

Заключение










В ходе теоретических исследований и практической работы мы выяснили, что хлеб – один из важнейших продуктов питания. Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых пищевых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений. У хлеба есть еще одна особенность – он никогда не приедается, его употребляют все, ежедневно, в течение всей жизни. Хлеб хорошо усваивается организмом человека. Хлеб - это основа нашего питания, нашей жизни. Не зря его столько лет уважали наши предки и слагали пословицы про хлеб, пели песни про каравай, сочиняли стихи и загадки. Единственная действительно неоспоримая рекомендация - это необходимость употребления хлеба. Зерновой хлеб, отрубной, ржаной с сухофруктами и хрустящие финские хлебцы - кладезь редких витаминов и отличное дополнение к здоровому обеду современного человека.













Список литературы



1Алмазов, Б.А. Наш хлеб [Текст] / Б.А. Алмазов. - М. : Детская литература, 1985. – С.7 - 21.

2.Барыкин, К.К. Хлеб, который мы едим [Текст] / К.К. Барыкин. - М.: Госполитиздат, 2000. – 127 с.

3.Дорожина, Н.И. Как родится каравай [Текст] / Н.И. Дорожина // ЧУИ. – 2011. - №5. – С.34 – 37.

4.Езушина, Е.В. Азбука правильного питания [Текст] / Е.В. Езушина. - Волгоград. : Учитель, 2008. – 171 с.

5.Ковалев, Н.И. Энциклопедия гурмана [Текст] / Н.И. Ковалев. - СПб.: Фламинго, 2006. – 204 с.

6.Усова, Н.В. Хлеб – всему голова [Текст] / Н.В. Усова // ЧУИ. – 2010. - №8. – С. 58 – 61.



































К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах.

Нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой.

Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз — накличет на себя серьезные неприятности.

Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.

Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».

Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб: он может «обидеться» и покинуть дом.

Оставить недоеденной после ужина свою порцию хлеба — оставить свое счастье. Тот, кто его доедал, забирал удачу, счастье.

Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.

Хлеб следует есть очень аккуратно и бережно, не дозволяя упасть ни крошечке. Это делалось, чтобы не допустить неурожая и голода.

Если хлебом со стола во время трапезы угощать собаку, то это чревато бедностью.

Во время трапезы кто-то из домочадцев уронил кусок хлеба — это к визиту гостя.

Если кто-то, не закончив есть один ломтик, начинает следующий, эта примета рассказывает о том, что близкий человек страдает от голода и нужды.

Если оставлять на столе недоеденные куски хлеба, он весь может заплесневеть.

Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.

Принято считать, что человек, который съел заплесневелый хлеб, навсегда защищен от утопления. Надо есть любой хлеб, и тогда жизнь будет складываться благополучно.

Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.

Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка.

Примета берет свое начало в представлении о хлебе как символе единства семьи. Не зря отрезанным ломтем называют людей, по какой-то причине оторвавшихся от ближайших родственников. Соответственно, если раздвоился каравай — значит, предстоит разделиться и семье.

С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть — это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды — переедания не произошло.

Если хлеб никак не хочет пропекаться, остается сыроватым — дурной знак, предвещающий разорение или разлуку.

Эта примета идет от верования в то, что запахом выпекаемого каравая питаются души предков. Недопекание хлеба говорит о том, что души умерших людей не «забирают» запах, а это значит, что в доме их больше нет. В свою очередь, это очень плохой признак, предвещающий несчастье.

Если взять хлеб в дорогу, он будет оберегать.

Если обойти горящее здание с караваем хлеба, пожар прекратится.









ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Обласкали люди хлеб пословицами:

Хлеб – всему голова!
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужду.
У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру.
И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
Всяк на себя хлеб добывает.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда.
Хлеба нет – корочка в честь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Человек хлебом живет, а не промыслом.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Без хлеба, без соли худая беседа.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Хлеб черствый – обед честный.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Хлеб - наше богатство.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Горька работа, да хлеб сладок.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Горько порой работа, да хлеб сладок.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Каков у хлеба, таков и у дела.
Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Доплясались, что без хлеба остались.
Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.
Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.
Без хлеба куска везде тоска.













СЧИТАЛКИ О ХЛЕБЕ

"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"


ЧИСТОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи


















ПРИТЧИ, СКАЗКИ И РАССКАЗЫ О ХЛЕБЕ

Легкий хлеб (белорусская сказка)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Вдруг выходит из лесу голодный волк и видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

- Ты что ешь, человече?

- Хлеб, – отвечает косарь.

- А он вкусный?

- Да еще какой вкусный!

- Дай мне отведать.

- Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

- Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

- Прежде всего надо землю вспахать…

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

- И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом.

- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

- Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк.

- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

- Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

- Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

- И буду хлеб есть?

- Экий ты нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…

- И все?

- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет.

Тогда в горячую печь садить.

- И спечется хлеб?

- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

- Ну что ж, – говорит косарь, – раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.- Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, – говорит конь, – ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

- И то правда, – согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк – и бежать.
Прибежал к реке. Видит – на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” – думает. Потом говорит:

- Гуси, гуси! Я вас съем.

- Что ж, – отвечают гуси, – ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

- Какую?

- Спой нам, а мы послушаем.

- Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп – поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем. Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь – идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- И зачем так спешить? – говорит дел. – Давай сперва табачку понюхаем.

- А он вкусный?

- Попробуй – узнаешь.

- Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Нечего делать, пошел волк дальше. Идет он, идет, видит – на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, – говорит баран, – такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

- Спасибо за совет, – говорит волк. – Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и как ударит рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился! Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: “Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал!”



Ленивая девочка (башкирская сказка)

Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее.
Пришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.

— Не надо, бабушка, — ответила ей внучка. — Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.
Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Пришлось им голодать.
Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:

— Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.
После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке:

— Внучка, сходи, принеси проса!

А внучка отвечает:

— Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…

Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна — внучка вышла в поле на работу.

— Зачем трудиться? — смеялись над ней соседи. — Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?

— Нет уж, — отвечала внучка. — Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.









Котик – золотой лобик (белорусская сказка)

Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:

- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, а что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

- Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

- Дед, дед, что тебе надо?

- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.












Хлебороб (украинская сказка)

Жил да был богатый пан. Столько богатств у него было, что мог бы он купить с десяток сел. Столько земли у него было, что и за 10 дней не обойти, не объехать на хорошей кобыле. Но печалило пана, что не было вокруг на всех его необъятных землях ни одного мужика, который был бы хорошим хлеборобом. Вот приходит к нему раз крестьянин и молвит:

- Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан!

Пан и принял, выбора-то все равно не было. Служит хлебороб пятый год. Хлеб при нем такой родится, что лучшего, пожалуй, и не бывает на свете. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану:
- Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой.

А пану такого крестьянина терять не хотелось. Пораздумал он, а потом и говорит:

- А что ж тебе, человече, за службу заплатить?

- Да дайте мне, пане, вон того белого коня.
Пан согласился. А конь тот был такой, что как начнет на войне скакать среди неприятеля, так всего и потопчет. И никакая пуля, ни сабля его не берет. Вот только кроме хлебороба об это никто не знал. Взял хлебороб коня, поблагодарил пана, да и поехал. Едет, едет и заехал в такой большой да темный лес, аж жуть! Увидел средь деревьев маленькую ветхую хату, да решил зайти. Глядь – а там сидит там старая, желтая старуха. Спросил мужик у нее, куда это он заехал. Покачала старуха головой и отвечает:

- Несчастный ты, что сюда заехал. Сюда, что ни ночь, ведьмы слетаются, все меня со свету сжить хотят.

- Да уж что бог даст, то и будет! – ответил крестьянин и остался в хате.
Дала ему старуха поужинать и просит:

- Помоги мне, добрый человек, переночуй в хате хотя бы три ночи. Я тебе за это хорошо заплачу и обороняться научу.

- Что ж, научите, я переночую, – согласился хлебороб.
Говорит старуха:

- На тебе вот этот крест, ступай в ту комнату, обведи вокруг себя этим крестом кружок, потом возьми крест в руки и сиди. А когда слетятся ведьмы, ты не бойся.

Взял хлебороб крест, пошел в другую комнату, сделал все так, как велела старуха, и сидит. Вдруг как загудит что-то над хатой, влетает в хату ведьма, потом вторая, третья – набралось их множество, так что и в хате не помещаются. Танцуют, кричат и воют, в ладоши хлопают, вокруг хлебороба бегают, да никак не могут через круг перейти. Вот разгонится какая-нибудь ведьма, добежит до круга, так назад и отскочит, а что уж ни делали – ничего не выходит. Вдруг петух на хате у старухи пропел: “Ку-ка-ре-ку!” Ведьмы так и метнулись в окна, аж хата задрожала. Перекрестился хлебороб и пошел к старухе в комнату. Та увидала его и так обрадовалась:

- Ты человек счастливый, ты еще, видно, мало нагрешил, ведьмы тебя боятся.

- Да, я честно работал, сеял хлеб, а потом на пана работал, может чего и нагрешил, да пусть уж господь простит!

Переночевал хлебороб еще две ночи. Как переночевал третью, говорит старуха:

- Спасибо тебе, добрый человече, что меня из большой беды вызволил, мне-то ведь тут сидеть потрудней, я больше нагрешила. На тебе вот этот меч-самобоец, и, коль случится тебе воевать, ты только скажи: “Меч-самобоец, берись!” – и он перебьет все войско. Еще даю я тебе совет: как женишься, то не доверяй жене ничего важного до семи лет и семи недель.
Поклонился хлебороб старухе, поблагодарил ее и отправился в путь. Приехал он в город, где живет царь, а там тревога, народ в страхе: к городу подступает могучий враг, уже все царское войско побил, скоро и город возьмет. Хлебороб и говорит:

- А ну, ведите меня к царю! – его и повели.

- Что тебе надо? – спрашивает царь.

- Да вот, сказывают, что на город большой враг наступает!

- Так и есть.

- Я вам, коли Бог поможет, его побью. Только что вы мне за это дадите?

- Полцарства дам, – пообещал царь.

- Нет, царства мне не надо. Отдайте за меня свою дочку, я люблю ее!
Кликнул царь свою дочь и спросил ее, любит ли она и вправду хлебороба.

- Таточку, голубчик! Выдайте меня за него, я его люблю, выдайте, я за вас бога буду молить!

Царь и согласился. Тогда хлебороб и говорит:

- Дайте коню три мерки овса, а мне ведро вина. Царь дал все, что хлебороб просил. Сел он потом на коня и поехал. Выехал за город, видит – стоит войска большая сила, такая, что и не счесть. Как крикнул хлебороб:

- Меч-самобоец, берись!

Как взлетит меч-самобоец над вражескими головами и начал рубить одну за другой. А конь как скакнет промеж войска, так и бьет копытами. Все войско и перебили.

Вернулся хлебороб назад в город, царь его отблагодарил. А враг не хотел своего дела бросать – собрал на этот раз тьму воинов. И вновь поднялась тревога, и поехал хлебороб на поле брани. Побил ворога и назад воротился. Позавидовали цари соседних государств мощи этого царя, собрали войска свои вместе, снарядили их оружием страшным и пошли войной. Царь испугался: думал, что этой силы хлеборобу уж не одолеть. Но разбил хлебороб и это войско. Потом вернулся в город и на царской дочке женился.

Сильно любил он свою жену, и его любила жена. Прошло три года. Стала жена у хлебороба спрашивать, чем он так врага побивает. Не утерпел хлебороб, доверил жене тайну свою. А хитрый враг своего не бросал, стал выпытывать и лукавством, и лестью, и угрозами, да подкупать пытался хлеборобову жену, чтобы та сказала, в чем сила ее мужа. Вот и сдалась она и выкрала меч-самобоец, отдала врагу, а мужу другой подложила. Но коня украсть не смогла: хлебороб берег его как зеницу ока, даже спал с ним вместе.

Начал тогда враг войну вновь. А хлебороб отправился защищать государство. Сел он на верного коня, взял меч и выехал навстречу вражеским войскам. И только туда приехал, сразу же крикнул:

- Меч-самобоец, берись! – не берется.

-Меч-самобоец, берись! – и вновь не берется.
Удивился хлебороб, а потом внимательно разглядел свой меч и понял, что это другой. Тут же и догадался, куда меч-самобоец делся, и горько заплакал. В то время меч-самобоец уже рубил его войско. Вот подлетел меч к хлеборобу и с одного маху отрубил ему голову. Тогда конь сильно рассердился, что убили его хозяина, начал лютовать, перебил все войско врага, а потом подошел к телу хлебороба, остановился и стоит. Царь перевез тело в город, собрался его хоронить, а тут является старая такая старуха с иконкой и говорит:

-Пустите меня к хлеборобову телу.

Ее пустили. А старуха взяла иконку, погрузила ее в воду и полила тою водой хлебороба. Ожил хлебороб. И молвит ему старуха:

- Ишь, не послушался меня. Рассказал жене великую тайну и чуть было сам не погиб навеки. На, возьми опять меч, я его нашла, только не сказывай про великую тайну жене до семи лет и семи недель, а не то погибнешь!
Женился потом хлебороб на другой девушке, и живут они себе вместе. Живут, не горюют, не страдают, хлеба не покупают.

Вот такая сказка.







Хлеб растет

Автор: Эдуард Юрьевич Шим

Кругом деревни поля еще голые. А одно поле – будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное!

Мама сказала:

- Это хлеб растет.

Зеленые ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками торчит. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.

Зерна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землей кустики нежных зеленых листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени.

Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

А хлеб терпел.

Зябко ему было под снегом, темно.

И долго-долго зима не кончалась.

Но терпел хлеб. Дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!

Идут люди веселым зеленым полем. Гляну по сторонам, улыбнутся:

- До чего хлеб хорош!





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Хлеб - всему голова"

Автор: Черепанова Юлия Владимировна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154312

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проект "Хлеб всему голова""
    ["seo_title"] => string(26) "proiektkhliebvsiemugholova"
    ["file_id"] => string(6) "266197"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450107763"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Проект: «Хлеб — всему голова» для подготовительной группы"
    ["seo_title"] => string(53) "proekt_khleb_vsemu_golova_dlia_podgotovitelnoi_gruppy"
    ["file_id"] => string(6) "591570"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1637058471"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "проект "Хлеб-всему голова""
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt_khlieb_vsiemu_gholova"
    ["file_id"] => string(6) "357375"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478775416"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Познавательно - творческий проект «Хлеб всему голова» в средней группе "Подсолнушки""
    ["seo_title"] => string(80) "poznavatelno_tvorcheskii_proekt_khleb_vsemu_golova_v_srednei_gruppe_podsolnushki"
    ["file_id"] => string(6) "615507"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1666278856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Социально-значимый проект:"Хлеб всему голова." "
    ["seo_title"] => string(50) "sotsial-no-znachimyi-proiekt-khlieb-vsiemu-gholova"
    ["file_id"] => string(6) "195700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427956215"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства