Просмотр содержимого документа
«проект "Хлеб-всему голова"»
Проект
«Хлеб-всему голова»
Заместитель заведующего по УВР Кустова И.Ю.
Старшая группа
2016год
«Мир, окружающий ребёнка, -это прежде
всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В.А.Сухомлинский.
У народа есть слова:
"Хлеб - всей жизни голова!
Постановка проблемы:
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе наблюдается "дефицит нравственности" у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Цель проекта:
Сформировать знания детей об общественной
значимости труда хлебороба.
Приобщить дошкольников и их родителей к прошлому и
настоящему труда хлебороба. Уточнить
представление о хлебе:
- откуда появился хлеб (процесс выращивания);
- кто его выращивает;
- из чего делают хлеб и хлебопродукты;
Задачи проекта:
Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
Знакомство детей со злаковыми культурами, из которых выпекают белый и чёрный хлеб
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.
Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку.
приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм
Время и место проведения:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Детский сад №246 ОАО «РЖД» . С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности. С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.
Срок:2 месяца (октябрь – ноябрь)
Организация деятельности участников проекта:
Руководители проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем, музыкальным руководителем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, музыкальным руководителем готовят презентацию проекта (праздник). Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу. Участие родителей детей подготовительной и старших групп заключается в оказании помощи для в предоставлении транспорта для поездки на пекарню ХПП, оказать помощь в подготовке праздника, и т. д.
Методы и приемы:
Практические (творческие работы, экспериментальные работы).
Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).
Средства работы:
- технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр)
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для познавательной и игровой деятельности.
Оформление родительских уголков.
Игровая деятельность
Познавательное развитие
Ознакомление с художественной литературой
Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами
Экскурсии в музей
Лепка из соленого теста
Рисование
Музыка
Работа с родителями
Iэтап - подготовительный
Просвещать родителей
Создание альбомов «Хлебобулочные изделия», «Наши экскурсии».
Мы живем в России.
II этап - основной
Дидактические игры: "Сложи правильно", «Что сначала, что потом»; «От прошлого к настоящему» - логическая цепочка», «Развези по магазинам»; «Кому что нужно для работы?»
3.Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин» , «Кулинария», «Столовая», «Хлеборобы»
Занятия: «Откуда хлеб пришёл…», «Хлеб всей жизни голова» , «Хлебные продукты», Рассматривание картины А.А.Пластова, «Ужин трактористов» -
Беседы «Кто в поле главный», «История одного зернышка», «Руки человека» о труде пекаря, «Наш каравай».
Сказки «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Колобок» - русская народная сказка, «Колосок» - русская народная сказка, А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл», В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», «Зернышко» А.Боске, «Хлеб» М. Глинская.
Создать банк пословиц и поговорок о хлебе.
Занятие «Хлеб да каша – радость наша»
«С пылу, жару из печи, ешь баранки калачи»
«Как трактор в поле работал»
Слушание песен о хлебе. Работа с педагогом – песня «Я – пшеничный каравай» сл. Цирульникова, музыка Аверкина, солистка Фельзинг Л.В... Заучивание песен «Золотое зернышко» сл.Синявского, музыка Чичкова,,пение дуэтом - «Хлебный колосок» сл. Цирульникова, музыка Аверкина , танец «Ростки» музыка народная «Лебедушки»;
Консультация «Хлеб – всей жизни голова». Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм; Помощь в создании банка пословиц и поговорок о хлебе, о труде; Помощь в проведении экскурсий ;
III этап - заключительный
Обработка и оформление материалов проекта.
Презентация проекта в виде праздника «Хлеб - всему голова».
Анализ результативности.
Тест «Как хлеб на стол пришел».
Ожидаемые результаты:
Ресурсы:
На реализацию данного проекта будут использованы средства из директорского фонда и собственные средства руководителей проекта.
Результат:Результат: Разработаны конспекты занятий познавательного типа: «Откуда к нам хлеб пришел», «Хлеб», «Хлеб всей жизни голова», «Хлеб да каша радость наша», «Как наши предки хлеб выращивали».
Проведены с детьми беседы: «Кто в поле главный», «История одного зернышка», «Руки человека», «Наш большой каравай».
Разучены песни с использованием хорового, сольного пения «Золотое зернышко», «Хлебный колосок», «Я пшеничный каравай», поставлена танцевальная композиция «Росточки» музыка «Лебедушки».
Созданы слайды: «Хлеб – это интересно», «Наши экскурсии», «Хлеб – всему голова».
Организованы с/ролевые игры «Магазин», «Кулинария» с отделами х/булочных изделий, «Столовая».
Проведены экскурсии в краеведческий музей, ХПП, пекарню.
Был подготовлен и проведен «Праздник «Хлеб – всему голова».
Проведенное анкетирование по теме «Современный дошкольник – маленький гражданин России» показало следующие результаты: 85% детей имеют высокий уровень, 10% - средний, 5% - низкий.
Родители приняли активное участие в организации экскурсий, помощь в создании банка пословиц и поговорок о хлебе и труде.
Дальнейшее развитие проекта: проект «Хлеб – всему голова» очень актуален в наше время и предполагается дальнейшее развитие проекта через проведение занятий и развлечений.