Данный социальный проект «Азбука безопасности» направлен на решение наболевших вопросов по снижению детского травматизма на дорогах и улицах. Реализация проекта «Азбука безопасности» на станции юных техников помогает изучить и пропагандировать правила дорожного движения с использованием электрифицированного класса, мультимедийного проектора, интерактивной доски, компьютерного класса, наглядного материала, решение ситуативных задач и игровых технологий.
Идеи проекта «Азбука безопасности» вытекают из результатов работы прошлых лет, в реализации проектов: «Перекресток», «Живые светофорики», «Юные знатоки правил дорожного движения».
Данный проект разработан педагогоми дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовой базой: «Конвенции о правах ребенка», Устава СЮТ.
Вопрос о безопасности на дорогах мира затрагивается уже давно. Ведь с каждым годом в разных странах под колесами машин гибнет всё больше и больше людей.
Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются школьники в возрасте 9-14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек».
Наиболее типичными случаями смертельно травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги, так и сами школьники.
Основные причины дорожного травматизма школьников:
нарастание концентрации транспорта на улице;
недисциплинированность школьников, их желание выделится среди сверстников, незнание опасности;
недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;
Просмотр содержимого документа
«Проект "Азбука безопасности"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
«Утверждаю»
Директор
__________Божедомов Г.А.
«_____»____________2014г.
Проект
«Азбука безопасности»
Авторы проекта:
Педагоги дополнительного образования - Фомина И.Н.
Манвелян И.Л.
Информационная карта проекта
1.
Полное название проекта:
Проект «Азбука безопасности»
2.
Авторы проекта:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»
Педагоги дополнительного образования –
Манвелян Инна Леонидовна;
Фомина Ирина Николаевна
3.
Руководитель проекта:
Методист СЮТ – Манвелян Инна Леонидовна
4.
Территория
Тюменская область, ХМАО, г.Ханты-Мансийск
5.
Юридический адрес организации:
628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 37,
6.
Телефон/факс
33-14-73.
7.
Форма проведения:
В течение учебного года на базе станции юных техников. Игровая, конкурсная, профилактическая, соревновательная.
8.
Цель проекта:
Содействие формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах, улицах и в общественном транспорте.
9.
Специализация проекта:
Закрепление знаний у детей по правилам дорожного движения.
10.
Срок реализации
В течение учебного года. Заключение договоров со школами города. Посещение по графику.
11.
Количество подпрограмм
Игровая программа «Путешествие в страну дорожных знаков». Экскурсионная программа по лабораториям СЮТ.
12.
Место проведения:
Станция юных техников
13.
Официальный язык проекта:
Русский
14.
Общее количество участников проекта:
Пропаганда и изучение правил дорожного движения среди младших школьников города Ханты-Мансийска (количество 2500-3000 человек в течение учебного года)
15.
Условия участия в проекте
В проекте участвует дети в возрасте от 7 до 10 лет
(1-4 класс)
16.
История осуществления проекта:
Детский травматизм на дорогах является большой проблемой. Пути решения этой проблемы частично предлагает решить проект «Азбука безопасности»
16.
Особая информация и примечания проекта
Проект предусматривает содействие формированию навыковбезопасного поведения детей на дорогах, улицах и в общественном транспорте с помощью электрифицированного, компьютерного класса, мультимедийного проектора, интерактивной доски.
По средствам игровой деятельности научить детей избегать опасных ситуаций на дорогах и добиться снижения детского травматизма.
Содержание проекта
«Азбука безопасности»
Информационная карта проекта
Содержание проекта «Азбука безопасности»
Аннотация
Схема реализации проекта
История Правил Дорожного Движения
История развития транспортных средств.
Первые автомобили.
Аналитическое обоснование проекта
7.1.Актуальность предлагаемого проекта
7.2.Новизна проекта
7.3.Главная идея проекта
8. Целевое назначение проекта
9. Основные задачи
10. Механизм реализации проектов
10.1.Ожидаемые результаты
10.2.Материальное обеспечение
10.3. Рефлексия
10.4. Мониторинг
10.5. Тест
11.Литература
12.Сценарий игровой программы «Путешествие в страну дорожных
знаков»».
12.1. Рефлексия
12.2.Мониторинг
12.3.Тест
13. Смета расходов.
Аннотация
Во многих странах пытаются пропагандировать безопасность на дорогах именно в образовательных учреждениях, так как большинство пострадавших – дети, которые перебегают дорогу на красный свет или в неположенном месте.
Данный социальный проект «Азбука безопасности» направлен на решение наболевших вопросов по снижению детского травматизма на дорогах и улицах. Реализация проекта «Азбука безопасности» на станции юных техников помогает изучить и пропагандировать правила дорожного движения с использованием электрифицированного класса, мультимедийного проектора, интерактивной доски, компьютерного класса, наглядного материала, решение ситуативных задач и игровых технологий.
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать, как составную часть учебно-воспитательной работы в жизни детей. На занятиях по правилам дорожного движения дети приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора; усваивают, где можно играть, а где нет; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги. Дополнительное образование на станции дает возможность подрастающему поколению самостоятельно выбрать направление, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.
Идеи проекта «Азбука безопасности» вытекают из результатов работы прошлых лет, в реализации проектов: «Перекресток», «Живые светофорики», «Юные знатоки правил дорожного движения».
Данный проектразработан педагогоми дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовой базой: «Конвенции о правах ребенка», Устава СЮТ.
Методическое обеспечение:
проект;
газета «Добрая Дорога Детства»
журнал «Путешествие на зеленый свет»
сценарии;
слайды;
компакт-диски
Информационные ресурсы:
электрифицированный класс;
информационные стенды;
компьютерный класс;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Пропаганда среди младших школьников школ города правил дорожного движения осуществляется педагогом дополнительного образования Манвелян И.Л., Фоминой И.Н., Лыткиной О.В.
История
Правил Дорожного Движения
Еще в давние времена, когда по дорогам шли одинокие путники, и проезжали редкие экипажи возникла проблема: как указать, куда какая дорога ведет, какие опасности подстерегают и, наконец, сколько верст осталось до конца путешествия. Так родились первые дорожные знаки (камень у дороги: налево пойдешь…, направо пойдешь…).
Появились первые автомобили. Без знаков их движение оказалось просто опасным. Сложные в управлении, сравнительно высокая скорость движения, длинный тормозной путь, движение по ночам и в непогоду – все это повышало риск для водителей и пешеходов попасть в дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
И вот, стали появляться первые знаки, которые должны были предупреждать водителей об опасностях, об условиях движения на маршруте. Вначале не было каких-либо правил их установки, и только на конгрессе Международной лиги союзов туризма, которой проходил в самом конце ХХ века в Лондоне, было решено, что знаки по их виду, назначению и месту установки должны отвечать общим требованиям. А уже на следующем конгрессе в 1900 году в Париже, было принято решение, что на знаках вместо надписей должны указываться символы, которые были бы понятны даже неграмотным людям, и иностранным туристам. Только после этого конгресса во Франции, Италии и некоторых других странах были установлены первые стандартные настоящие дорожные знаки.
Международная конференция в 1909 году в Париже окончательно упорядочила применение дорожных знаков. В принятой конвенции по международным перевозкам впервые были утверждены 4 дорожных знака: «Неровная дорога», «Поворот», «Перекресток» и «Пересечение с железной дорогой».Было принято решение устанавливать знаки с правой стороны по ходу движения за 250 метров от начала опасного участка перпендикулярно дороге, (до этого их ставили параллельно дороге). Знаки были круглой формы, но цвет их на первых порах не был строго регламентирован.
Последующие международные конференции 1926, 1931, 1964 и 1968 годов увеличивали число дорожных знаков, делили их на группы. Предупреждающие знаки стали иметь треугольную форму, а цвет стал строго определенным.
Хотя многие страны, подписав международные конвенции, обязались применять только утвержденные знаки, но и сейчас на дорогах мира встречаются удивительные знаки. Во Франции и Швейцарии можно увидеть знаки с изображением животных и птиц с надписями: «Убавьте скорость! Спасибо!». В Кипре «Внимание! Опасность! Шоссе скользкое из-за виноградного сока», аналогичная ситуация бывает и у нас: «Внимание листопад». В Европе можно встретить знак с изображением человеческого уха, ставится он вблизи медицинских учреждений, где часто встречаются люди с дефектами слуха.
В Дании водителей предупреждает треугольный знак с силуэтом воришки с мешком на плече и отмычкой в руке. В немецком городе Касселе знак с двумя отпечатками босых ног запрещает движение всех видов транспорта, кроме пешеходов. Не так давно, в связи с ухудшением экологической обстановки, стали появляться знаки запрещающие мыть автомобили и цистерны вблизи водоемов или заповедников.
В России еще Петр I издал Указ по правилам движения на улицах, но распространялся он тогда только на пешеходов, да извозчиков. С середины XVIII века ввели ответственность за нарушение правил уличного движения. В 1812 году ввели правостороннее движение, номерные знаки, ограничение скорости, места стоянок экипажей. А дорожные знаки появились еще до первой мировой войны, но их было мало, как впрочем, и автомобилей.
В 1926 году СССР ратифицировав решение международной конвенции, взял на себя обязательство устанавливать дорожные знаки стандартной формы и символики. В 30-х годах в нашей стране действовало 20 дорожных знаков.
В настоящее время утверждены и действует около 250 дорожных знаков и информационных табличек к ним. Чтобы не запутаться в таком количестве знаков – они разбиты на 7 смысловых групп. Их форма, цвет, место и способ установки, условия применения строго регламентируются Государственными стандартами. В силу исторически сложившейся традиции предупреждающие знаки стали иметь форму равностороннего треугольника, запрещающие и предписывающие – круга, информационно-указательные и сервиса – квадрата и прямоугольника. Для лучшей видимости знаков в темное время суток для их изготовления используют специальные световозвращающие краски. В городах применяют знаки с подсветкой внутри.
Цвет информационно-указательных знаков является своеобразным кодом принадлежности дороги или объекта, к которому она ведет. Зеленый цвет предупреждает: впереди автомагистраль, велосипедистам движение по ней запрещено. Синий– значит, ехать придется по загородной дороге, белый– дорога или объект находятся в черте города.
В современных Правилах дорожного движения Российской Федерации, которые были введены 1 июля 1994 года – установлен единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, оговорены общие обязанности водителей, пассажиров и пешеходов. Определены требования к транспортным средствам, оговорены правила движения по дорогам, правила по выполнению маневров, по перевозке людей и грузов. Также оговаривается ответственность за нарушения правил дорожного движения.
История развития транспортных средств.
Первые автомобили
Автомобиль – пожалуй, одно из самых любимых и популярных изобретений человечества. В подтверждение этого сейчас по планете колесит более четырехсот миллионов «четырехколесных друзей», и число их увеличивается с каждым днем.
Как любое великое изобретение автомобиль родился не вдруг, к нему человечество шло несколько поколений, веков. Поэтому несправедливо было бы назвать кого-то одного. Ведь все изобретатели работали, основываясь на опыте и знаниях предыдущих поколений.
Первым шагом к изобретению автомобиля – стало изобретение колеса. Самые древние грубые деревянные повозки на колесах, найденные археологами относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Пользовались ими египтяне и скифы. В качестве тяговой силы использовали быков. Дорог практически не было, повозки были очень жесткими, для перевозки людей они мало подходили. Преобразовались они только в XV веке – появились первые рессоры, езда в них стала более удобной и спокойной. Но и тогда кареты были еще большой редкостью, пользовались ими только титулованные особы. Тяговой силой в них оставались лошади.
Мечта о самодвижущейся повозке не давала покоя лучшим мыслителям того времени. Она отражена в рисунках Леонардо да Винчи и даже в рукописях Герона Александрийского, еще в 150 году до нашей эры предвидевшего возможность замены лошадиной силы силой пара и создания нового способа передвижения.
В качестве средства передвижения первым использовал паровую машину француз Николя Жозеф Куньо, инженер, военный стратег-любитель. В 1763 или 1765 году он создал автомобиль, который мог перевозить четырех пассажиров при средней скорости 3,5 и максимальной 9,5 км/ч. И хотя, машина была далека от совершенства, именно Куньо мы обязаны рождением двух новых понятий: «автомобиль» - что переводится как «самодвижущийся». А так как водитель такой машины непрерывно должен был следить за котлом, то его стали называть «шофер», что в переводе с французского означает – кочегар.
Параллельно с развитием паровых двигателей для автомобилей («легкие» автомобили Болле «Рапид» разгонялись до 60 км/ч.) совершенствовались и двигатели внутреннего сгорания.
Совершенствование двигателя внутреннего сгорания продолжалось, и он постепенного стал вытеснять паровые машины.
Главный инженер Готтлиб Даймелер и главный конструктор Вильгельм Майбах в 1883 году представили свой первый мощный двигатель весом всего лишь 80 кг, в то время, как другие двигатели внутреннего сгорания весили около 300 кг. А другой немец, Карл Бенц разработал свой двигатель с электрическим зажиганием. Этими машинами Бенца и Даймлера был завершен большой этап изобретения автомобиля.
Необходимо отметить, что за место двигателя в «новорожденном» автомобиле вплоть до начала ХХ столетия боролись паровая машина, двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель и предпочтение было отдано двигателю внутреннего сгорания.
А, сейчас, автомобиль прочно вошел в нашу жизнь, и сегодня сесть за руль может каждый или скажем - многие. И эта вседоступность породила в нашем сознании, что вождение автомобиля – дело простое. Опасное заблуждение. Водителя автомобиля можно назвать оператором сложной системы «водитель – автомобиль – дорога - среда». И в этой системе водитель играет главную роль. Водитель должен уметь анализировать ежесекундную поступающую информацию, принимать быстро решение, а затем реализовывать их в действии.
Все сведения о дороге от автомобиля водитель получает через органы чувств. При высокой плотности автомашин на дороге, изменчивости условии езды и малом времени для принятия решения – водитель находится в высоком эмоциональном напряжении. И вот в этих условиях он должен уметь видеть не только настоящие условия движения, но и уметь прогнозировать изменение обстановки на дороге и выбрать наиболее безопасный режим движения.
Поэтому, чем раньше человек начнет привыкать к дорожному миру, тем больше знаний и опыта он получит к моменту получения прав на управление автомототехникой. Вот поэтому водитель должен знать правила дорожного движения, конструкцию и иметь опыт в устранении простейших дефектов. Иметь навыки в управлении механических средств передвижения.
Но автомобиль – средство передвижения стал для нас всех еще и средством повышенной опасности, особенно для самой незащищенной категории участников дорожного движения пешеходов.
«Воспитание есть воздействие одного
человека, на другого, с целью заставить
воспитываемого усвоить известные
нравственные привычки».
Л.Н.Толстой
Аналитическое обоснование проекта
«Азбука безопасности»
Вопрос о безопасности на дорогах мира затрагивается уже давно. Ведь с каждым годом в разных странах под колесами машин гибнет всё больше и больше людей.
Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются школьники в возрасте 9-14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек».
Наиболее типичными случаями смертельно травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги, так и сами школьники.
Основные причины дорожного травматизма школьников:
нарастание концентрации транспорта на улице;
недисциплинированность школьников, их желание выделится среди сверстников, незнание опасности;
недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;
Большой проблемой и в нашем городе и округе является детский травматизм на дорогах. Приведем данные по г. Ханты-Мансийску и району за 2013, 2014 год:
Отдел ГИБДД МОВД «Ханты- Мансийский»
ДДТТ
ДТП
по
вине детей
погибло
ранено
Категории пострадавших участников
дорожного движения
Дети-пешеходы
Дети-пассажиры
г. Ханты-Мансийск
2013 год
25
6
2
16
8
10
Отдел ГИБДД МОВД «Ханты- Мансийский»
ДДТТ
ДТП по
вине детей
погибло
ранено
Категории пострадавших участников
дорожного движения
Дети-пешеходы
Дети-пассажиры
г. Ханты-Мансийск
2014 год
30
10
3
29
15
16
Актуальность этого вопроса звучит с экранов телевидения, в периодической печати, эта тема становится злободневной.
Анализ ситуации выявил неутешительную картину отношения детей к соблюдению правил дорожного движения. Несмотря на достаточное количество информации о соблюдении правил дорожного движения, о последствиях их нарушений. С одной стороны дети знают, что правила надо соблюдать, что их нарушение ведет к травмам и гибели людей. С другой стороны – они считают, что возможны некоторые незначительные нарушения правил.
В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения или несоблюдение их.
В связи с большим детским травматизмом назрела необходимость заняться пропагандой и профилактикой безопасного поведения детей на дорогах. Поэтому педагоги дополнительного образования разработали проект «Азбука безопасности». С 2010 года на базе станции юных техников проходит реализация проекта, которая частично помогает решению этой проблемы. Для осознания детьми реальной опасности, грозящей им от нарушения правил дорожного движения, необходимо как можно шире и активнее проводить профилактическую работу. В городе в этом направлении работа ведется: периодически проводятся акции «Внимание, дети!», в СМИ печатаются статьи и т.д. Такая работа, несомненно, имеет положительный результат. Реализация данного проекта позволит не просто активизировать работу в данном направлении, а включить в игровую деятельность детей, в непринужденной обстановке воспитывать активную жизненную позицию по отношению к негативным социальным явлениям, к каким относится нарушение правил дорожного движения. К реализации проекта привлекаются: телевидение, работники МО МВД ГИБДД «Ханты-Мансийский».
Реализация проекта «Азбука безопасности» освещена на сайте МБОУ ДОД «Станции юных техников».
Данный социальный проект является апробированным. Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент. Игровые, соревновательные, конкурсные и другие формы профилактики по предотвращению дорожно-транспортных происшествий необходимо объединить в целостную систему непрерывного воспитания личности. Только совместная работа семьи, школы, ГИБДД, СМИ и дополнительного образования даст положительные результаты в решении этой проблемы, и если все их действия по профилактике будут целенаправленны.
Педагог добивается успешных результатов в пропаганде ПДД и воспитании дисциплинированных пешеходов, используя информационно-компьютерные технологии: решение пешеходных ситуаций по средствам демонстрации мультимедийной презентации.
Занятия по правилам дорожного движения с детьми рекомендуется проводить в специально оборудованном кабинете, такой имеется на базе станции юных техников. В процессе работы используются компьютерный класс, интерактивная доска. Проводятся игры, конкурсы которые способствуют воспитанию у детей сознательного поведения на улицах, дорогах и в общественном транспорте. Дети знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги, учатся понимать сигналы светофора; усваивают, где можно играть, а где нет.
В 2007 году на станции оборудован электрифицированный класс для изучения правил дорожного движения, который играет значительную роль в восприятии полученного материала.
В основу проекта войдут:
беседы по ПДД;
игровая программа;
учебно- тренировочные занятия;
конкурсы, викторины по ПДД;
пропаганда ПДД среди младших школьников школ города Ханты-Мансийска
Актуальность предлагаемого проекта заключается в том, что востребовано временем, большой детский травматизм, увеличение транспортного потока на дорогах.
Новизна проекта:
Пропаганда информационного материала по правилам дорожного движения с использованием информационно-компьютерных технологий.
Главная идея проекта:
Педагоги дополнительного образования станции юных техников желают оказать помощь взрослому населению нашего города (родителям, учителям) в воспитании их детей по привитию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Основными моментами проекта является:
сотрудничество педагогического коллектива станции юных техников со школами города;
привитие практических навыков поведения детей на дорогах;
экскурсионная программа с целью знакомства с направлениями станции юных техников и агитации детей в объединения.
Назначение проекта
Активное содействие населению города в воспитании младших школьников выработке активной жизненной позиции;
проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде правил дорожного движения с младшими школьниками школ города Ханты-Мансийска с использованием информационно-компьютерных технологий.
Цель проекта:
Содействие формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах, улицах и в общественном транспорте.
Задачи проекта:
формировать навыки безопасного поведения на дорогах, улицах и в общественном транспорте;
знакомить детей с дорожными знаками;
развивать память, внимание, смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к поведению на дорогах по средствам игр, соревнований, викторин, кроссвордов;
воспитать культуру поведения на улице и в транспорте;
воспитать у детей умение работать в коллективе.
Механизм реализации проекта
Этапы работы над проектом: I. Подготовительный этап: 1. подбор материала по Правилам дорожного движения; 2. изготовление дидактических игр по ПДД; 3. заключение договоров со школами города;
организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения.
II. Основной этап работы: 1. проведение игровой программы «Путешествие в страну дорожных
знаков». Количество участников 20-30 человек; 2. обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД; 3. проведение бесед, викторин, соревнований, конкурсов с младшими
школьниками школ города;
4. решение ситуативных задач на интерактивной доске;
5. создание дорожного знака будущего на компьютере в графическом
редакторе Paint.
III. Заключительный этап:
1. закрепление знаний и поведение итогов мероприятия;
экскурсионная программа с целью агитации детей в объединения станции юных техников:
создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы»)
разработка памяток, буклетов по правилам дорожного движения.
Ожидаемые результаты
Формирование навыков по правилам дорожного движения у детей;
снижение детского травматизма;
воспитание взаимовыручки и товарищеской поддержки;
создание методической копилки инноваций педагогов, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД;
создание буклетов, памяток для родителей, пешеходов, велосипедистов;
привлечение детей в объединения СЮТ.
Материальное обеспечение
учебно-методические пособия;
фотоаппарат – 1 шт;
видеокамера – 1 шт;
канцелярские принадлежности;
электрофицированный класс;
компьютерный класс;
интерактивная доска.
Документация проекта
Договора со школами города
Смета расходов на реализацию проекта «Азбука безопасности».
Юридический адрес:
МОУ ДОД СЮТ, ул. Дзержинского, 37; тел.:33-14-73
Директор: Божедомов Г.А.
Литература
Конусов – Долинин А.И. Самоучитель водителя РИФ. Автоконсульт.2001 г.
Конусов – Долинин А.И. Современная автошкола РИФ. Автоконсульт.2002 г.
Грамовидский Г.Б., Ерусамемская Л.А. Правила и безопасность дорожного движения (пособие для начинающих водителей). Третий мир. Москва. 2000 г.
Положение об отрядах юных инспекторов движения. Казань. 2001 г.
Газета «Добрая дорога детства»
Правила дорожного движения.
Комментарии к Правилам дорожного движения РФ
(с изменениями на 1 июля 2002 г) ЗАО КЖЛ «За рулём». 2002 г.
Е.Г.Итальянская. «21000 вопросов об автомобилях». Издательство «Олимп». 2002 г.
Якупов М.П. «Безопасность на улицах и дорогах».
10.Методические рекомендации по профилактике дорожного
транспортного травматизма. 1993 г.
Схема взаимодействия участников проекта «Азбука безопасности»
⌐⌐
Пути воздействия на детей профилактических мероприятий, направленных на предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей
Приложение 1
«Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель: Содействие формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах, улицах и в общественном транспорте.
Задачи:
познакомить с историей возникновения дорожных правил;
формировать навыки безопасного поведения на дорогах, улицах и в общественном транспорте;
знакомить детей с дорожными знаками;
воспитать культуру поведения на улице и в транспорте;
воспитать у детей умение работать в коллективе.
Ход занятия
I. Вступление.
- Сегодня у нас пройдет необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну - страну Дорожных знаков. Познакомимся с историей дороги и дорожных знаков.
Куда бежит, сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает.
Споткнется у порога.
Что это?! (дорога)
Историческая справка.
«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами».
- Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные, второстепенные).
- Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина, покрытие).
Историческая справка.
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием».
- Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
- Бегут дороги от города к городу, от поселка к поселку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдет дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
- Что такое улица? (Дорога по городу).
- Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
- А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
Историческая справка.
«Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару».
- Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям.
- Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
- Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
- В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
II. Основная часть.
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Историческая справка.
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. (Слайд ). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). (Слайд). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. (Слайд). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. (Слайд). Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания. (Слайд).
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.
- А сейчас вы мне сами расскажите правила дорожного движения. /Мультимедийная презентация. Просмотр и обсуждение ситуаций по ПДД. За правильный ответ дети получают 3 смайлика (красный, желтый и зеленый)/.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем, Вот она, азбука - над мостовой, Знаки развешаны над головой. Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок.
- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и немного выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
- Дорожных знаков очень много. (Слайд) Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
- Давайте познакомимся с дорожными знаками.
- Предупреждающие знаки (Слайд) – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
- Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек, Землю роет человек, Почему проезда нет? Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак. Нарисован он вот так: В треугольнике, ребята Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
- У запрещающих знаков (Слайд) изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко, Не спешите сгоряча, А подумайте немножко: Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
- Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
- Следующая группа – предписывающие знаки. (Слайд) У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду, И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
- Информационно-указательные знаки. (Слайд) Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода - Он на страже пешехода. Переходим дружно вместе Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
- Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
- Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета. (Слайд)
- Еще есть знаки сервиса, (Слайд) информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина Закапризничать решила, Там машину вам исправят, Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка, Подзаправишься немножко, Накормили и собаку, Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму, Позвонить гиппопотаму, По пути связаться с другом – Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
- Знаки дополнительной информации (таблички), (Слайд) которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).
III.Самостоятельная работа
- Мы сегодня совершили путешествие в удивительную страну. И сейчас мы отправимся с вами на конечную станцию (в компьютерный класс), название который вы мне скажите сами. На интерактивной доске ребус:
Вы сегодня познакомились с дорожными знаками, узнали много интересного. А сейчас, вы должны будете на компьютере в графическом редакторе Paint нарисовать «Дорожный знак будущего». Проявите фантазию, придумайте не существующий дорожный знак.
IV. Закрепление знаний и подведение итога.
- Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
- Подведем итог занятия: - Какие знаки вы запомнили? - Зачем нужны дорожные знаки? - В каком месте устанавливают знак «Дети»? - Какого цвета запрещающие знаки? - Для чего предназначен тротуар?
- Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их, отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, не только хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожных знаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
- Чтобы не волновались ваши родители - будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.
V. Рефлексия проведенного занятия
- Ребята, вам понравилось занятие? Постарайтесь, используя смайлики оценить свою работу на занятии. Если вам сегодня было интересно – подарите нашему СВЕТОФОРИКУ веселый зеленый смайлик, если нет – грустный красный, а если вы остались равнодушны к занятию и ничего нового для себя не узнали, то выберите равнодушный желтый смайлик.
Мониторинг игровой программы
После посещения электрофицированного класса на станции юных техников мы ожидаем, что дети будут лучше ориентироваться на дорогах и соблюдать правила дорожного движения. Также ребята смогут выбрать себе объединения по интересам. Только совместная работа школы, дополнительного образования и семьи могут дать положительные результаты.
В игровой программе приняло участие за октябрь месяц 2012-13 года 3500 детей из школ № 2,3,5,6 8,11 гимназия. Некоторые из участников этого мероприятия уже посещают объединения станции юных техников, что является наглядным показателем результатов проекта «Азбука безопасности».
Отзывы педагогических коллективов положительные.
Устный опрос учащихся
Что больше понравилось в игровой программе
%
Получение новой информации
100%
Использование электрофицированного класса
98%
Решение ситуаций по правилам дорожного движения (мультимедийная презентация)
95%
Создание дорожного знака будущего в графическом редакторе Paint
95%
Подвижные и интеллектуальные игры
100%
Тест для детей “Дорожный знак будущего”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, полученные на занятии.
Инструкция: детям дается задание придумать и нарисовать на компьютере дорожный знак будущего в графическом редакторе Paint. На задание отводится 5 минут. Необходимо нарисовать, придумать название и рассказать о своем дорожном знаке будущего.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность дорожного знака, разнообразие используемых инструментов графического редактора Paint, оригинальность, словарный запас ребенка.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за необычный и оригинальный дорожный знак будущего, свидетельствующий о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” – если дорожный знак будущего простой, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“удовлетворительно” - ребенок не смог придумать дорожный знак будущего.
По результатам теста можно сделать вывод, что ученики имеют незаурядную фантазию, хорошие знания правил дорожного движения, богатый словарный запас – 75%
20% - задание выполняют, но дорожный знак простой, нет оригинальности, знания правил дорожного движения недостаточные;
5% - дети не смогли придумать дорожный знак.
Утверждаю
Директор
Станции юных техников
Г.А.Божедомов___________
«____»_______________2013г. Смета
расходов на реализацию проекта «Азбука безопасности»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Станции юных техников»
Приобретение сувениров для награждения статья 340
Наименование
Кол-во
Сумма
Итого
1
Сувениры
100
300
30 000 руб.
Материальное обеспечение:статья 340
Наименование
Количество
Цена (руб.)
Сумма (руб.)
1
Бумага
10пач.
300
3000
2
Ламинат
2пач.
1000
2000
3
Картридж
1 шт.
3000
3000
4
Цифровая видеокамера
1 шт.
35 000
35 000
5
Учебная, наглядная агитация
5000
6
Спортивный инвентарь
5000
7
Канцтовары
5000
8
Диски
50 шт
50
2500
9
Форма для членов ЮИД
5шт.
3.000
15.000
Итого: 105. 500 рублей
Всего: 105.500 рублей (Сто пять тысяч пятьсот рублей)