Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Пчелиновская средняя общеобразовательная школа
Областной конкурс - фестиваль
детско-родительских проектов по истории семьи и семейным традициям
«История моей семьи в истории родного края»
Номинация: «Семейная реликвия»
Тема работы:
«Реликвия моей семьи»
Подготовили работу
Курапова Виолетта, ученица 3 класса, МКОУ Пчелиновская СОШ,
Курапова Тамара Васильевна,
Артюшов Павел Витальевич, ученик 9 класса МКОУ Пчелиновская СОШ,
Артюшова Валентина Александровна .
Контактный телефон- 89518651012
e – mail:www.vals7676@mail.ru
село Пчелиновка 2013.
План
Введение ………………………………………………………………...3
Моё родословное древо…………………………………………………4-5
Увлечения моих предков……………………………………………...6-7
Реликвия моей семьи…………………………………………………..8-9
Заключение……………………………………………………………..10
Приложения……………………………………………………………..11-13
1. Введение
На одном из уроков по окружающему миру моя учительница Щепотина Ольга Николаевна предложила оформить проект «Моя родословная». Ольга Николаевна объяснила, что для этого нужно собрать материал о своей семье, сделать генеалогическое древо, найти материал о семейных реликвиях, вспомнить традиции семьи.
Я с большим интересом стала расспрашивать своих родных и близких об истории нашей семьи. Выяснилось, что никто до меня этим не занимался.
Передо мною встали вопросы: Кто мы? Откуда мы родом? Какие реликвии хранятся в моей семье? Мне удалось найти ответы на эти вопросы в ходе небольшой исследовательской работы.
Целью моей работы является сбор материала об истории своих предков, составление генеалогического древа моей семьи, описание реликвии моей семьи.
Для достижения поставленной цели мне надо было решить следующие задачи:
- изучить семейный архив, фотоальбомы и собрать необходимый материал;
- провести опрос родных, близких и сделать запись воспоминаний родственников;
-систематизировать данные и составить генеалогическое древо;
-составить описание реликвии.
Каждый человек должен знать, куда уходят его корни, знать и оберегать семейные ценности, традиции, знать ответы на вопросы: Кто мы? Откуда мы родом? Я думаю, что вот этим и определяется актуальность данной темы.
Кто своего рода не знает,
тот сам себя не уважает,
а кто родни стыдится,
тот через это сам срамится.
2. Моё родословное древо.
Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания - генеалогия.
В семье я желанный ребенок. Слово семья для меня – это дом… Семья – это папа и мама, бабушки и дедушки, дети и родственники. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
Кем были мои предки? В настоящее время мне удалось немного разобраться лишь с ближайшими родственниками, но я думаю, что в дальнейшем продолжу свою работу.
В составлении генеалогического древа моей семьи мне помогли мои бабушки: Живицкая Екатерина Павловна, Курапова Александра Васильевна и моя прабабушка Жильцова Тамара Дмитриевна. Оформить работу мне помогли моя крёстная Артюшова В.А. и двоюродный брат - Артюшов Павел. В результате проделанной работы у нас получилось вот такое генеалогическое древо:
Как вы понимаете, на этом древе представлены только мои прямые потомки по маминой и папиной линии. Я очень горжусь своими родственниками. Но на этом моя родня не заканчивается, так как у меня есть еще дяди, тети, двоюродные братья и сестры. О них я попробую более подробно узнать попозже, а сейчас мне бы хотелось рассказать вам более подробно о некоторых моих родственниках, судьба которых мне показалась самой интересной.
3. Увлечение моих предков.
Свой рассказ мне хотелось бы начать о моей бабушке. Моя бабушка, Живицкая Екатерина, - мама моей мамы. Я думаю, что у бабушки Кати золотые руки. Она умеет всё. Когда я прихожу домой после школьных занятий, она старается накормить меня и моего брата Пашу чем - то вкусненьким. Бабушка Катя имеет медаль «Победитель социалистического соревнования».
Раньше, когда у бабушки было хорошее зрение, она очень красиво вышивала. Ее изделия можно назвать произведениями искусства. Дома у бабушки есть подзор, праздничная скатерть, наволочки. В красном углу на иконах у неё висят вышитые ею божницы. Конечно же, в наше время это уже не модно и в своих домах мы не используем вышитые вещи, но моя крёстная говорит, что вышитые бабушкой вещи выбрасывать нельзя, так как они для нашей семьи считаются реликвией. Ведь в нашей семье искусство вышивания передается из поколения в поколение. Вышивать в нашей семье умели практически все женщины, вышивали и гладью, и крестиком. Был в нашей семье и свой секрет, например, бабушка Катя вышивала свои работы не мулине, а шерстяными нитками, от того её вышивка бала яркой и броской, а также более долговечной. В нашей семье хранятся не только вещи, вышитые бабушкой Катей, но и вещи, вышитые моими прабабушками (приложение № 1). Наверное, страсть к рукоделию передается из поколения в поколение. Несмотря на то, что мне всего девять лет и вышивать я не умею, тяга к рукоделию у меня тоже есть. Я увлекаюсь бисероплетением, конечно же, одной мне пока тяжело справиться с проволокой, но мне помогает моя бабушка. И у нас получаются очень неплохие изделия, которые мы дарим родственника, потому что самый лучший подарок тот, который сделан своими руками (приложение № 2).
В нашей семье есть еще один увлеченный человек. Это мой прапрадедушка Жгельский Павел Семёнович. Дедушка живет в Брянской области, его все уважают за его талант. Он замечательный гармонист. Играть на гармошке дедушка Паша научился еще подростком, был самоучкой. Мелодии подбирал на слух. А когда вырос, то стал первым парнем на деревне, ведь гармонисты тогда были просто нарасхват. Сейчас дедушке 86 лет, у него болят руки, но когда мы, его правнуки, приезжаем в гости, он достает свою гармошку и начинает играть (приложение № 3). Мы в это время начинаем плясать, а у дедушки начинают по лицу течь слёзы радости. Последний раз, когда мы ездили в гости к дедушке, он решил подарить нам одну из своих гармошек, чтобы она напоминала нам о нем. Гармошка у нас стоит на самом видном месте, и все гости спрашивают, откуда у нас такая замечательная вещь и кому она принадлежит.
Есть в нашем доме еще одна реликвия. Когда-то она принадлежала моей прапрабабушке Бирюковой Агафье Ивановне, потом эта вещь перешла к моей прабабушке Жильцовой Тамаре Дмитриевне. Сейчас прабабушке Тамаре 87 лет, но всю свою жизнь она хранит и бережет костюм своей матери Агафьи Ивановны (приложение № 4). Костюм этот непростой, и о его истории мне бы хотелось рассказать подробнее.
4. Реликвия моей семьи.
Именно народный самотканый пчелиновский костюм и хранится в нашей семье как реликвия. Прабабушка Тамара мне рассказала, что когда-то давно жители села Пчелиновка носили домотканую одежду. Одежду делали из волокон растений, шерсти домашних животных. Наши далекие прабабушки шили одежду даже из крапивы. Но она была очень груба и быстро изнашивалась. А женщинам села Пчелиновка приглянулось другое растение – лен. Льняные ткани отбеливали, красили, отчего одежда становилась краше. Использовали натуральные природные красители. Например, из отвара коры, веток и листьев боярышника получали красную краску. Шелухой лука красили в желтый цвет. Листьями щавеля красили в зеленый цвет, а корнями – в желтый. Бузина давала фиолетовый цвет. Листья и зеленые плоды ореха – коричневый. Цветки зверобоя – желтый. Вот поэтому, наверное, пчелиновский костюм такой яркий (приложение № 5).
Состоит костюм из нескольких частей. Яркая рубаха одевается под сарафан, на неё нашиваются разноцветные ленточки, пуговицы. Затем следует сарафан. Поневы, по словам бабушки Тамары, распространенные во многих районах Воронежской области, в Пчелиновке не носили. Подол сарафана украшали тесьмой. Самая яркая деталь костюма — запан. Он украшался тесьмой, лентами, разноцветными рюшами. Подпоясывались ярким кушаком, он мог быть как зелёного, так и синего цвета. Голову покрывали красным платком с ярким рисунком и кисточками на трех концах. Называли такой платок пчелиновцы «хранцузский» (приложение № 6)
Шею украшали многочисленными бусами или сплетенным из бисера подшейником. У каждой женщины подшейник был со своим неповторимым рисунком. У моей прапрабабушки Агафьи он выглядел очень красиво (приложение № 7)
Буйство красок костюма в сочетании с яркостью делают костюм неповторимыми. Раньше таких костюмов в нашем селе было много, а сейчас они на вес золота. В свое время фольклорный ансамбль нашего села, который был известен далеко за пределами Воронежской области, выступал в пчелиновских костюмах.
Но время берет своё, из пчелиновского ансамбля в живых в настоящее время осталось не более двух человек. Детям и внукам их костюмы не нужны, и поэтому они их выбросили. У некоторых они пришли в негодность от времени. В настоящее время в нашем селе возрождаются старинные обычаи. Под руководством Козадаевой Т.Н. создан ансамбль «Пчелиновские канарейки». Зрители всегда встречают этот ансамбль бурными аплодисментами. Традиционные песни и яркие костюмами придают артистам особый колорит. Но костюмы у артистов находятся уже в ветхом состоянии. Поэтому костюм, который хранится в нашей семье, действительно можно назвать реликвией. Я постараюсь сберечь его для своих детей и внуков, а может быть и мои правнуки смогут через этот костюм прикоснуться к истории своей малой родины. Надо отметить, что костюм наш не лежит просто так. В свое время мои родные тети Артюшова (Живицкая ) В.А. и Живицкая Т.А., учась в Пчелиновской школе были солистками детского фольклорного ансамбля «Селяночка», и выступали они именно в нашем семейном костюме (приложение № 8). Сейчас моя тетя Артюшова В.А. работает в Пчелиновской школе учителем истории и на уроках краеведения, посвященных теме «Народный костюм», она объясняет тему на примере нашего семейного костюма (приложение № 9). .
Заключение.
Многое для меня было тайной. По мере исследования, я узнавала, кем были и чем занимались мои родные, составила семейное древо, изучила семейные реликвии.
Изучение истории своей семьи – это настоящее исследование. Я совершила увлекательное путешествие, как мне показалось, в далекое прошлое.
Воспитание патриотизма начинается в семье со знания истории своего рода. Как говорил известный российский историк В.О.Ключевский, «…изучая предков, мы изучаем себя». «Чтобы любить родину, - писал академик Д.С. Лихачев, - надо знать, за что её любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги».
Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.
Я вырасту, мои записи, составленные мной, будут передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.
Приложение.
Приложение № 1. Работы моих бабушек.
Приложение № 2. Наши поделки из бисера.
Приложение № 3. Жгельский П.С. с внуком Иваном и правнуком Павлом.
Приложение № 4. Моя прапрабабушка Бирюкова Агафья Ивановна (первая слева) в пчелиновском костюме.
Приложение № 5. Реликвия нашей семьи, пчелиновский костюм.
Приложение № 6. Подшейник из бисера.
Приложение № 7. Платок «хранцузский».
Приложение № 8. Выступление Живицкой Т.А. в пчелиновском костюме.
Приложение № 9. Использование реликвии семьи на уроках
краеведения Артюшовой В.А.
15