Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности социального направления "Школа доброты"»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности социального направления:
«Школа доброты»
Составитель:
Нейжмак Алина Денисовна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа доброты» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Цель: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственно-этическому саморазвитию личности младшего школьника.
Задачи :
- обеспечение готовности и способности к духовному развитию, нравственно-этическому самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
- получение ребенком позитивного опыта взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи;
- формирование коммуникативных навыков, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
- усвоение первоначального опыта нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- обучение видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, природе родного края через художественные образы, развитие желания творить прекрасное;
- создание условий для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Особенности реализации программы
Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:
1. Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.
2. Личность значимого взрослого (педагога, родителя) наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.
3. Гуманное взаимодействие педагога по нравственно-этическому воспитанию детей.
4. Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.
5. Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Интеграция методов и приемов словесных ( «секрет на ушко», «философствование», запись в личном дневнике) и игровых, нетрадиционных техник рисования, просмотр детских мультфильмов фонда «Союзмультфильм» и др.
Главная задача педагога, работающего по данной программе, – создание психологической атмосферы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительное отношения с ребенком, особенно важны для реализации данной программы.
«Я- человек» Задачи: Создатьусловия для осознания ребенком себя человеком, который рожден для себя, для людей. Заложить основы процесса самопознания. Формировать позитивный образ своего «Я». I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
(Дети стоят по кругу и здороваются друг с другом)
- Дорогие ребята, здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашем первом занятии. И как воспитанные люди сначала мы поздороваемся друг с другом. Встаньте парами и скажите по очереди друг другу, глядя в глаза, ласково, негромко: «Здравствуй». Еще можно поздороваться ручками. Возьмитесь за ручки и тихонечко пожмите друг другу ладошки, чтобы почувствовать тепло друг друга. Присаживайтесь на свои места.
- На занятиях мы будем учиться общению друг с другом, узнаем много нового и интересного о себе и окружающих нас людях. Мы будем смотреть мультфильмы, слушать сказки, стихи. А еще мы будем играть и рисовать.
2. Сообщение темы занятия.
- На свете живут разные люди, взрослые и дети. Они работают, учатся, общаются. В жизни каждого из них наступает момент, когда они задумываются над вопросом «Кто я?» Говорят, человек есть тайна. И не только для других людей, но и для самого себя. Сегодня мы начнем открывать эту тайну.
II. Основная часть занятия.
1. Размышления над вопросом «Кто я?».
Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: «Кто я?»Ответы детей педагог может стимулировать наводящими вопросами: Кто ты для родителей, а для бабушки и дедушки? (сын или дочь, внук или внучка). В школе ты кто? (школьник(ца), ученик(ца) А в больнице? Когда по улице идешь – кто? А если в транспорте едешь? В магазине как тебя называют?
После того, как дети ответят на вопросы, педагог подводит итог.
- Прежде всего, каждый из вас – человек. Оказывается, один и тот же человек выполняет разные роли, в разных местах его называют по-разному. Как вы думаете, какая самая главная дата в жизни человека? Какой день в году для каждого их вас самый лучший? (Дети высказывают свои предположения)
- Я согласна с вами – это день рождения. Как вы думаете, какие чувства испытали мама и папа, когда вы появились на свет? (радость, гордость, счастье, любовь). Почему день рождения самый веселый праздник для вас? (Ответы детей).
- Родители, бабушки и дедушки, родственники, друзья, все, кто рядом с вами в этот день, счастливы и рады, что вы у них есть. Они любят вас, разделяют вашу радость и успехи, желают всего самого доброго в жизни, потому что человек рождается для людей. Другие люди так же важны для человека, как и он сам.
«Секрет на ушко».
- У каждого человека есть секреты. Положите голову на парту и подумайте над вопросом «Кто для меня самый главный человек на свете?» Кто захочет поделиться со мной своим секретом, поднимет руку. Я подойду, а ты тихонечко шепнешь мне на ушко свой секрет.
- Спасибо, дети за ваше доверие и откровенность. Ваш секрет я сохраню.
3. Упражнение «Расскажи о себе».
- Что вы знаете о себе? Расскажи о себе своему соседу по парте, о своей внешности, увлечениях и мечтах. (Дети выполняют задание в парах)
- Дети внешне похожи на своих родителей, но нет двух одинаковых людей в мире. Каждый человек уникален, неповторим. У каждого свои интересы и способности, мечты и желания.
Диагностическая методика по выявлению ориентации ребенка на личные или общественные потребности.
Вариант 1. Коллективный коллаж «Цветик-семицветик».
Работа в группах. Каждой группе детей педагог раздает по одному лепестку белого цвета. Дети должны договориться, каким цветом они будут раскрашивать свой лепесток. Выбор цвета сообщается другим группам, чтобы не было повторение цвета. Когда лепестки будут закрашены, собрать их в цветок и прикрепить к стенду. Каждый ребенок загадывает желание и сообщает его по секрету на ушко педагогу.
Вариант 2. Игра «Цветик-семицветик».
- Дети, мы вырастили замечательный волшебный цветок. Загадайте одно заветное желание и скажите:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
III. Заключительная часть занятия.
Рефлексия.
- Какую тайну мы открывали сегодня?
- Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)
- Каждый из нас человек, который выполняет разные роли и по-разному называется.
- Похлопайте в ладоши, кому было интересно.
Ритуал прощания.
- А сейчас пришла пора попрощаться друг с другом. Встаньте парами. Скажите: «Мне было приятно общаться с тобой» и тихонечко хлопните друг друга ладошками.
«Я и мои одноклассники» Задачи: Раскрыть понятие «одноклассник». Показать идеал одноклассника: добрый, внимательный, готов прийти на помощь. Создать условия для переживания ребенком чувства принадлежности к своему классу, осознания себя частью единого целого.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия. Скажите, пожалуйста, что вы делали на прошлом занятии? А сегодня мы с поговорим о школе. Тема нашего занятия «Я и мои одноклассники» • Ребята, как вы считаете, о ком мы будем говорить? • Ребята, кого вы считаете своими одноклассниками?
Действительно, мы с вами будем говорить о вас, о ребятах, которые учатся с вами в одном классе, о ваших взаимоотношениях.
Упражнение «Поднимите руку те, кто…»
А сейчас давайте поиграем в игру: нужно будет поднимать руку тем, кому подходит фраза. • Кто является второклассником • Кому исполнилось 8 лет • Любит кататься зимой на санках • Нравиться учиться в школе • Любит смотреть мультфильмы • Любит рисовать • У кого есть одноклассники
Ребята, обратите внимание, как много общего у каждого из вас с вашими одноклассниками.
II. Основная часть занятия.
Упражнение «Интервью»
Ребята, давайте поиграем в игру «Журналист». Вы знаете, кто такой журналист? Представьте, что я – журналист, снимаю передачу о школе, о второклассниках. Вы – герои моей передачи, мне хочется побольше узнать о каждом из вас, и я пришла взять у вас интервью. Согласны?
(по очереди подхожу к каждому ребенку и задаю вопросы)
• Представьтесь, пожалуйста. Таня, что вы больше всего любите рисовать?
Большое спасибо вам, ребята, за интересные ответы. Вы знаете, я сейчас обратила внимание на то, что у вас не только много общего между собой, но в то же время и много отличий. Многие любят рисовать, но у каждого есть своя любимая тема для творчества. Вам нравится смотреть мультфильмы, но у каждого свой любимый мультфильм. Это очень хорошо.
Ребята, вы знаете, когда мы говорили о мультфильмах, мне вспомнился мой любимый мультфильм про Лунтика. Я предлагаю вам его посмотреть и подумать, какое отношение он имеет к теме нашего занятия. Просмотр мультфильма «Ручей» Вопросы для беседы: 1. Понравился ли вам мультфильм? 2. Какое отношение мультфильм о Лунтике и его друзьях имеет к теме нашего занятия? 3. А можно было сделать так, чтобы маленький безобидный ручеек не превращался в разрушительный ручей? (если бы Вупсень и Пупсень не столкнули камень. Думать о других, о тех, кто рядом с тобой, о последствиях своих действий) 4. Как вы думаете, а это правило: думать о последствиях поступка, важно для взаимоотношений между одноклассниками? 5. Почему сначала Лунтику не удалось убрать камень с пути ручейка? (был один) 6. Как удалось освободить дорогу ручейку? (всем вместе) 7. Скажите, а когда в школе, классе вам необходима поддержка, помощь одноклассников? 8. Какие правила взаимоотношений с одноклассниками мы можем взять для себя из этого мультфильма? Действительно, одноклассникам важно помогать друг другу. Помощь и поддержка поможет справиться с неприятностями, трудностями. И второе, нужно стараться думать о последствиях своих поступков.
- Что нужно делать, как себя вести, чтобы у тебя стало больше друзей-одноклассников?
В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые педагог фиксирует в доступной для детей схематичной форме или же записывает на доске. Например:
- Помогай одноклассникам. Учись играть и заниматься вместе.
- Не ссорься, не спорь по пустякам, живи со всеми дружно.
- Если ты поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Останови одноклассника, если он делает что-то плохое.
Коллективная работа «Наш классный город».
Давайте мы проверим, сможем ли все вместе, например, построить город. Это будет только ваш город – город одноклассников.
• Как вы думаете, что нужно построить в городе одноклассников?
А сейчас подойдите все к ватману, выберите каждый понравившееся место, положите нарисуйте то, что вы хотели бы видеть в своем городе-одноклассников.
Обсуждение получившегося рисунка:
Давайте сядем и посмотрим на город со стороны.
• Понравился ли он вам?
• Какие чувства вы испытывали, когда рисовали город?
• Понравилось вам работать вместе?
III. Заключительная часть занятия.
Рефлексия.
Ребята, давайте вспомним тему нашего занятия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Ребята, продолжите фразу «Я – это часть нашего …» (класса).
- Что вы нового сегодня узнали?
Ритуал прощания.
Рекомендации для детей и родителей.
Ребята, сегодня мы говорили об одноклассниках. Я предлагаю вам узнать у ваших родителей, кто из них учился в этой школе? Дружный ли был у них класс? Тема следующего занятия будет очень интересной. Я предлагаю вам найти семейную фотографию, спросив у родителей и подготовить рассказ о семье.
«Моя семья» Задачи: Раскрыть понятия «семья», «дружная семья», «родственники». Формировать представление о роли семьи в жизни человека. Развивать чувство гордости за свою принадлежность к семье, уважительное отношение к членам семьи. Ритуал приветствия. Я рада снова видеть вас на нашем занятии. Повернитесь друг к другу и скажите комплименты.
1.Сообщение темы занятия.
- На предыдущих занятиях мы говорили о том, что каждый из вас носит гордое звание: человек, школьник, одноклассник. Догадайтесь, о чем пойдет речь на этом занятии, если каждого из вас еще называют сын или дочка, внук или внучка, брат или сестра. Тема занятия: «Моя семья».
2.Работа над понятием «семья».
- Назовите слова-ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «семья».
Затем педагог читает стихотворение В. Степанова «Наша дружная семья»
Маму очень я люблю. Мама, папа, дед и я,
Папу тоже я люблю. Да и бабушка моя -
Мама мне печет коврижки, Наша дружная семья.
Папа мне читает книжки. И сестренку я люблю,
Папа, мамочка и я - И братишку я люблю.
Наша дружная семья. С братом плаваем, ныряем,
Я и бабушку люблю. А с сестрой в снежки играем.
Я и дедушку люблю. Мама, папа, дед и я,
Я всегда им помогаю, Баба, брат, сестра моя -
Пол мету и пыль стираю. Наша дружная семья.
- О каких родственниках рассказывает герой стихотворения? Сколько человек в этой семье? Кто догадался, о происхождении слова «семья»? (Семь – Я, семья состоит из семи человек, где каждый Я - личность).
Как относится герой стихотворения к членам своей семьи?
- Какое название вы дали бы этому стихотворению? Объясните, почему.
- Как вы понимаете выражение «дружная семья»?
3. Задание «Семейные фотографии».
Каждый ребенок рассказывает о своей семье, используя принесенные фотографии. Понравилось ли им рассказывать о своей семье? Почему?
4.Игровое задание «Кто в семье самый …»
Дети сидят в кругу. Педагог дает команду:
- Встаньте те, у кого в семье самый сильный дедушка (папа, брат).
- Встаньте те, у кого в семье самая заботливая бабушка (мама, сестра).
- Встаньте те, у кого в семье самый веселый папа (дедушка, брат).
5. Рисование в технике «кляксография».
Звучит тихая музыка, педагог просит детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей семье. Затем дети рисуют его на бумаге в технике «кляксография».
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Педагог предлагает детям подарить эти рисунки своей семье.
Что вы чувствуете, когда вспоминаете или рассказываете о членах своей семьи? III. Заключительная часть занятия. Рефлексия. -Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? - Продолжите фразу «Дружная семья невозможна без … (любви, заботы и внимания друг к другу). Ребята, я предлагаю вам очень интересное задание. Следующая неделя, будет неделя помощи. Я хочу, чтобы вы на ней помогали своим родителям по дому. Я раздам вам листы помощи, после того, как вы помогли своему родителю, вы должны нарисовать, чем вы ему помогли и в какой день. Но будьте честными не только перед нами, но и перед самим собой.
«Могу ли я назвать себя добрым?»
Задачи: Сформировать у детей представление о том, что такое «добро», «добрый», «доброжелательный человек», «добрые дела». Раскрыть нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, вы часто слышите слова добрый, добрая, доброе, добрые. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь сегодня на занятии.
- Тема занятия: «Могу ли я назвать себя добрым?»
II. Основная часть занятия.
«Секрет на ушко».
- Ребята, вы любите секреты? Я тоже. И мне хочется с вами посекретничать.
Звучит тихая музыка.
- Подумайте и скажите мне на ушко, а вы можете назвать себя добрыми?
Педагог подходит к ученикам и слушает ответы.
- Спасибо за то, что вы доверили мне свой секрет. Я никому не скажу о нем.
- А вы хотите научить свое сердце доброте?
Просмотр мультфильма «Добрые дела» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
- А сейчас предлагаю посмотреть мультфильм, возможно, кто-то из вас узнает себя.
- Как звали героев этого мультфильма? (Коксик, Зубок, Юля)
- Есть такие ребята, кто узнал себя в этих героях?
- О чем мечтал Коксик? (Лежать на диване и есть сметану.)
- Что предложил сделать Зубок? (Идти на улицу и делать добрые дела.)
- Почему Коксик не согласился? (Ему было лень.)
- Подумайте и ответьте, а вы пошли делать добрые дела для людей? Почему?
(Ответы детей.)
- Почему Юля сказала, что утро, пожалуй, не доброе? (Лучшие друзья отвернулись друг от друга.)
- Из-за чего поссорились Коксик и Зубок?
- Какое доброе дело сделала Юля? Как ей это удалось?
(Помирила друзей. Она сказала, что здесь побывала злая старуха инфекция, которая заразила друзей. Но от этой инфекции есть одно лекарство. Если волшебное яблоко дать тому, с кем поссорился, то случится чудо.)
- Какое случилось чудо? (Коксик и Зубок помирились)
- Действительно ли яблоко было волшебным?
- Почему Юля назвала слова Зубка волшебными? Как ты считаешь? (Он попросил прощения, извинился)
Работа в парах.
- Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и скажите, какими должны быть настоящие добрые друзья? Какие правила они должны соблюдать.
(Настоящие друзья стараются никогда не ссориться. Настоящие друзья никогда не будут обзывать друг друга. Настоящие друзья делают добро друг другу.)
- Подведем итог, что значит быть добрым другом? (Добрый друг всегда думает о товарище.)
Игровое упражнение «Добрый человек».
Дети встают в круг.
- Я каждому из вас по очереди буду кидать в руки мяч. Когда вы поймаете мяч, вы должны назвать имя доброго человека и объяснить, почему он добрый. Например: моя сестра Оля добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.
- Молодцы, что вы вспомнили столько добрых людей!
Аплодисменты педагога детям.
«В гостях у книжки». А. Лопатина, М. Скребцова «Доброе облако».
- Вы любите книги читать и слушать, когда вам читают? Сейчас мы пойдем в гости к книжке, представьте, что мы сидим на полянке. Садитесь поудобнее.
Педагог читает сказку.
«Утром мама сказала мальчику: - Скорее одевайся. Сегодня светит солнышко, и мы пойдем гулять. Но тут на небе показалось облако, и мама решила:
- Нет, лучше останемся дома, вдруг будет дождик.
Мальчик обиделся на облако и сказал сердито:
- Уходи с неба. Ты мне гулять мешаешь.
Облако спустилось пониже, заглянуло в окошко к мальчику и предложило:
- Хочешь по небу погулять? Я тебя на себе покатаю.
Мальчик очень обрадовался, открыл окошко и прыгнул прямо на облако. Поплыл мальчик на облаке над крышами домов, над улицами, над машинами. Слышит, как все они просят:
- Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, а дождика все нет и нет.
- Хорошо, - сказало облако, - и полило всех маленьким дождиком.
Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали. За городом было поле. Облако поплыло над полем, и мальчик увидел много-много желтых колосков.
- Напои нас скорее, облако, - зашелестели колоски. Без дождика мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.
Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.
А облако полетело дальше. За полем был пруд.
- Налей мне скорее водички, облако, - попросил пруд. - Я совсем высох. Мои рыбки без водички не могут дышать и плавать.
- Хорошо, - согласилось облако.
Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали веселые песенки. Только облако стало маленьким. Говорит оно мальчику:
- Пора возвращаться, пока я совсем не растаяло.
Вернулся мальчик домой, а мама ему говорит:
- Дождик кончился, снова светит солнышко, и можно идти гулять.
- Я знаю, я летал на облаке и видел, как дождик всем помогал, - ответил мальчик.
- Разве можно летать на облаке? Оно пушистое и похоже на дым, - не поверила мама.
- А ты как думаешь, можно ли летать на облаке? (в мечтах, во сне…)
Рисуем доброе облако.
- Какие добрые дела совершило облако? (умыло крыши домов, улицы и машины; напоило колоски; наполнил пруд до краев; подружился с мальчиком и покатал его)
- А вы хотите подружиться с добрым облаком?
- Давайте нарисуем это облако.
- Как можно оживить его? (нарисовать добрые глаза, улыбку)
III. Заключительная часть занятия
1. Рефлексия.
- А кто хочет и уже готов делать добрые дела?
- Доброе облако предлагает нам сыграть с ним в игру «Добрые дела».
Педагог раздает детям карточки.
- У вас на карточках два облака голубое и белое. Если вы теперь будете стремиться делать добрые дела для своих близких – мамы, папы, бабушки, дедушки, то нарисуйте себя на голубом облаке. Если еще и для других людей, то нарисуйте себя на белом облаке.
Ритуал прощания.
- На прощанье по-доброму улыбнёмся друг другу.
Рекомендации для детей и родителей
Спросить родителей о том, какие добрые дела они совершали?
«Как мне стать вежливым?»
Задачи: Раскрыть понятие «вежливость». Сформулировать правила вежливости. Научить вежливо приветствовать, прощаться, выражать просьбу, уместно употреблять вежливые слова и быть внимательным к старшим. Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о вежливости, вежливом общении, вежливом поведении, о вежливом человеке.
II. Основная часть занятия.
Размышление о вежливости.
- Вы часто слышите слова «вежливый человек». А что значит быть вежливым?
- В словаре Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый». Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе.
2. Секрет на ушко.
- «А я всегда бываю вежлив?» Подумайте и скажите на ушко ответ на этот вопрос.
Просмотр мультфильма «Вежливый веер» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
- Какой сюрприз приготовил Коксик для Шуни?
- Что случилось с доброй вежливой принцессой, когда она спешила на бал?
- Каким образом тетя Алла, Коксик и Шуня помогли принцессе?
- В чем заключался секрет «вежливого» веера?
- Какие вежливые слова вспомнили герои мультфильма?
- А какие вежливые слова знаете вы, в каких случаях их говорите?
Игра «Доброе утро»
Дети за педагогом произносят слова стихотворения О. Арсеневской
и повторяют движения.
Доброе утро! (разводят руки в стороны)
Улыбнись скорее! (улыбаются икланяются друг другу)
И сегодня весь день («пружинка»)
Будет веселее. (поднимаютруки вверх)
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно)
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)
Веер из бумаги
- Сейчас я предлагаю вам сделать «вежливый» веер, но не для принцессы, а для себя, чтобы вы не забывали вежливые слова.
- Возьмите цветной альбомный лист и сложите веер из цветной бумаги «гармошкой», украсьте его и подпишите вежливые слова цветными фломастерами.
Составление правил вежливости.
- Составим правила вежливости.
Дети называют правила вежливости, учитель их записывает на доске. Затем правила оформляются и помещаются в уголок класса.
Здоровайся при встрече.
Не груби, даже если сердит.
Проявляй внимание и доброжелательность к людям.
Будь вежлив и воспитан в гостях
Уступай место в транспорте взрослым и маленьким детям.
- Для кого мы составили эти правила вежливости?
- Почему их нужно соблюдать? Что произойдет, если все откажутся соблюдать правила вежливого поведения?
Разыгрывание ситуаций.
- Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций, которые разыграют дети.
Пусть Оля будет мамой, а Миша и Таня - её дети. Вы собираетесь в гости. «Мама» должна объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у Егора нет часов. Тебе придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как ты это сделаешь?
Артем и Коля едут в трамвае, сидят и разговаривают. На остановке входит женщина. Как вы будете действовать?
III. Заключительная часть занятия
Рефлексия.
Игра с мячом «Вежливые слова».
Ведущий бросает ребенку мяч, а ребенок возвращает мяч ведущему, называя любое вежливое слово. Если он не знает, то говорит «Абра–кодабра».
Ритуал прощания.
Каждый ребенок произносит вежливые слова прощания с педагогом и одноклассниками.
Рекомендации для детей и родителей.
. Попросите родителей в течение недели обратить внимание на то, сколько раз дети обращались к ним с вежливыми словами.
«Как мне стать щедрым?»
Задачи: Раскрыть для детей понятия «жадность», «жадина», «щедрость». Создать условия для осознания детьми жадности как причины ссоры с друзьями. Воспитывать у учащихся положительное качество характера щедрость, желание преодолеть в себе жадность.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
Сообщение темы занятия.
Педагог читает стихотворение Я. Акима «Жадина».
- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком качестве людей будем сегодня говорить на занятии?
Кто держит Кто мелом,
Конфету свою Резинкой,
В кулаке, Любою безделицей
Чтоб съесть её В классе
Тайно от всех в уголке, Ни с кем
Ни за что
Кто, выйдя во двор, Не поделится -
Никому из соседей Имя тому
Не даст Подходящее дадено,
Прокатиться Даже не имя,
На ве-ло-си-пе-де, А прозвище:…(ЖАДИНА!)
II. Основная часть занятия.
Размышление над вопросами.
- Какого человека называют жадиной?
- Почему не любят людей с таким качеством характера?
- Кого называют щедрым?
- Трудно ли вам быть щедрым?
- Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам дарят что-то вкусное или когда вас чем-то угощают?
- Можно ли научиться быть щедрым?
«В гостях у книжки».
- Послушайте небольшой рассказ.
«Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому ничего. Вскоре у неё в руках появилась большая красивая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломила кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина» – сказал Сережа. «Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами делиться должна?» – сказала Марина и пошла играть».
Вопросы по содержанию рассказа:
- Можно ли назвать Марину жадиной?
- Как вы думаете, есть ли у Марины друзья в классе? Почему?
- Что лучше в жизни человека – умение отдавать и делиться или умение не давать никому и ничего?
- Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?
Символическое рисование жадности.
- В своей жизни каждый из вас не раз слышали слово «жадность». Как ты представляешь жадность? Нарисуй.
Творческое задание «Учимся делиться».
Педагог делит детей на группы и раздает каждой группе по мандарину. Группа должна разделить его поровну на всех членов группы.
Просмотр мультфильма «Кошка с собакой» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма.
- Что случилось с друзьями Коксиком и Зубком?
- Какое качество стало причиной ссоры друзей?
- Почему мультфильм имеет название «Кошка с собакой»? В каком случае говорят «как кошка с собакой»?
- Какгероям мультфильма удалось помириться? Какой совет вы дадите Коксику с Зубком?
7. Игра «Щедрые звездочки».
Все дети — щедрые звездочки. Под музыку звездочки кружатся и танцуют звездные хороводы. Неожиданно музыка обрывается, и звездочки замирают. Педагог дотрагивается до какой-либо звездочки, и она рассказывает, кому и какой подарок она приготовила. Например: «однокласснику Саше написала звездную открытку»; «маленькой девочке-соседке подарила добрый разноцветный сон». Как только звездочка расскажет о своем подарке, она оживает и снова кружится в звездном хороводе. Игра продолжается до тех пор, пока все звездочки не оживут.
III. Заключительная часть занятия.
Рефлексия.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковой.
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало!
Две-три штуки!
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных?
Надо же знать!
5? 25? Или 105?
Сколько жадных? Смотрим тщательно.
Жадных нет? Замечательно!
- Ребята, почему замечательно, если в классе нет жадных ребят?
- Подумайте и посоветуйте друг другу, как стать щедрым.
(Сделать своими руками небольшие подарки, сюрпризы и подарить их своим родственникам, друзьям, соседям, гостям.
Подарить малышам во дворе свои игрушки, книжки.
Поделиться сладостями с одноклассниками.
Покормить бездомную кошку…)
2. Ритуал прощания.
Рекомендации для детей и родителей.
Детям постараться контролировать свое поведение; находить случаи, чтобы проявить свою щедрость.
«Дружба верностью сильна».
Задачи: Формировать начальные представления о ценности верной дружбы для человека. Раскрыть значение понятий «верность», «верный друг». Способствовать воспитанию качеств настоящего друга, формированию добрых и дружеских отношений.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы продолжим разговор о дружбе. У многих из вас появились дружеские отношения с одноклассниками. Это замечательно. Каждый человек мечтает о крепкой дружбе на всю жизнь Тема занятия: «Дружба верностью сильна».
II. Основная часть занятия.
1. Работа над стихотворением А. Барто «Друг напомнил мне вчера».
- Как вы думаете, кого можно назвать настоящим, верным другом? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение Агнии Барто «Друг напомнил мне вчера».
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
- Почему героя стихотворения «больше к другу не влечет»?
- Объясните, можно ли его назвать настоящим, верным другом, ведь он сделал много доброго для друга?
2. Прослушивание песни «Когда мои друзья со мной» и свободные движения под музыку.
3.Размышление над вопросом.
- Как вы понимаете строчки из песни:
«Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит -
Настоящий, верный друг».
Педагог просит детей зачитать рассказы родителей о верных друзьях детства.
- Расскажите, какие качества ваших друзей ценят ваши родители.
- Подумайте, за какие качества друга мы дорожим дружбой с ним?
- У вас на столах сигнальные карточки красного и зеленого цветов. Когда я буду называть качество верных друзей, вы поднимаете карточку зеленого цвета, а когда услышите качество, несвойственное дружеским отношениям, покажите карточку красного цвета:
верность;
доброжелательность;
отзывчивость;
щедрость;
жадность;
честность;
зазнайство;
скромность;
вежливость.
- Действительно, чтобы рядом с нами были настоящие друзья, мы должны сами стараться во всем быть верным другом и выстраивать в классе дружеские отношения.
4. «Секрет на ушко».
- Скажи на ушко, всегда ли ты поступаешь, как верный друг?
5. Просмотр мультфильма «Старая игрушка». Беседа по содержанию.
- Вы радуетесь, когда вам дарят новые игрушки, с удовольствием играете с ними. А как вы поступаете со своими игрушками, пусть даже любимыми, но уже старыми?
- Сегодня мы посмотрим мультфильм о девочке и ее старой игрушке – плюшевом мишке.
- Что сделал мишка, когда увидел стоящую около кровати девочки подарочную коробку?
- О чем подумали кукла, собачка и мишка, когда они увидели коробку? (Кукла – о новой машине, собачка – о новой будке, мишка – о новом платье для девочки)
- Как поступила девочка, когда она достала из коробки новую игрушку?
- Расскажите, что сделал мишка, чтобы вернуть любовь девочки?
- Можно ли сказать, что мишка - верный друг? Почему?
- Как вы считаете, девочка поступила со своими старыми игрушками, как верный друг или нет?
- Подумайте, сможет ли девочка быть верным другом?
6. Рисунок «Верный друг» (техника на выбор).
Детям предлагается нарисовать своего верного друга – игрушку или домашнее животное (на выбор).
Рисование поролоном мягкой игрушки (мишка, зайчика, белочки и т.д.). Дети могут воспользоваться шаблонами, которые подготовил педагог заранее.
Рисование кошки. Техника «Закручиваем клубочки». Ребенок рисует карандашом на листе бумаги точку, затем от точки начинает «закручивать клубочек», т.е. рисовать круг – это голова котенка. Чуть ниже также нарисовать круг побольше – это туловище. Потом пририсовать лапки, хвост, ушки, глазки, носик, усики.
7. Рассказы детей «Знакомьтесь: мой верный друг».
Педагог просит детей рассказать по рисунку о своей любимой игрушке или домашнем животном, которого можно назвать верным другом.
III. Заключительная часть занятия
1. Рефлексия.
- Прочитайте пословицы о дружбе. Как вы их понимаете?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Дружбу помни, а зло забывай.
- Какая из пословиц вам уже знакома?
- Какая народная мудрость дана нам как урок для души?
2. Ритуал прощания.
«Хорошие и плохие поступки»
Цель: Формирование у учащихся представлений о плохих и хороших поступках; воспитание положительных черт характера: доброты, толерантности, вежливости; формирование умения устанавливать контакт с окружающими.
I. Организационный момент. Сегодня мы с вами поздороваемся не так как всегда…. • Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики», мальчики похлопают в ладоши. • А когда скажу: « Здравствуйте, девочки», девочки улыбнутся и помашут рукой. Только сделаем это дружно!!! И так….
Основной этап: Молчат на ветках птицы. Зима. И корма нет. Но очень долго длится У Толика: обед. Они гладят в окошко: Там на краю стола Оставил Толя крошки, Но вспомнил про дела. Он сделал все уроки, Он выучил стишок И в уличном потоке Помчался на каток. Он смелым и отважным С хоккейной клюшкой был. А вот о чём-то важном Он всё-таки: забыл! - Ребята, посмотрите что забыл сделать Толик? (Покормить птиц) - Как поступил Толик, не покормил птичек за окном? (плохо) - Что должен был сделать Толик, чтобы про него сказали, что он поступил хорошо? (покормить птиц, а потом сесть выполнять уроки)
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо". (Вывешиваю человечков под такими названиями) - Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: «Хорошие и плохие поступки» Игра «Стоп – красный свет»
Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале.
Я буду говорить предложения, как только вы заметите плохой поступок - Поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок.
• Брать без спросу чужие вещи. • Заботиться зимой о птицах. • Не помогать взрослым. • Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц. • Обижать тех, кто младше и слабее. • Не уступить место в автобусе. • Ломать ветки деревьев и кустов. • Помогать там, где нужна моя помощь; • Заботиться о близких; • Выручать друзей в беде; • Улыбаться тем, с кем общаешься;
- Ребята я прочитаю стихотворение, а мы попробуем отгадать плохо или хорошо поступали герои этих стихотворений.
1. В поезд входят три товарища "Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут!"
- Как поступили ребята? (плохо)
- В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)
2.Коля ссорится с друзьями, Вход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки.
Работа с иллюстрациями (Р.Р. Калинина «Сюжетные картинки») Перед вами изображения с поступками. В парах вам нужно разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясните свой выбор.
Игра “Хорошо—плохо” Ребята, на ваших партах лежат таблички с двумя столбиками. Вам нужно соотнести поступок со словом плохо или хорошо, то есть плохой он или хороший.
Ребята, а с какими словами у вас ассоциируется слово добро и зло? “Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.” “Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.” А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему? (Злой человек плохо ест, беспокойно спит, злится, завидует, он может заболеть и даже умереть) - Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
"Шаги к успеху" ("Является ли добрым человек, который..?" - дети должны ответить "да" или "нет") а) делает зимой для птиц кормушки; б) всегда чувствует, кому нужна помощь; в) стреляет в птиц из рогатки; г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой; д) не оказывает помощь в трудную минуту; е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки