«___»______________2017 г. «___»______________2017 г. «___»______________2017 г.
Программа по ОЖК 5 - 9 класс
Социальный педагог:
Гончаренко А.А.
Митюшина Н.В.
Острецова Е.М.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Для любого общества проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы – обеспечение успешной социализации ребенка. Основной целью специального образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечивая тем самым условия их социализации и интеграции в общество. Однако решение этой проблемы затрудняют особенности психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные нарушениями центральной нервной системы. На усвоение жизненных компетенций подростков с нарушением интеллекта оказывают влияние особенности личности: повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость, что говорит об одной из особенностей усвоения жизненных компетенций – усвоении негативных эталонов поведения. Нарушения в волевой сфере - астения, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, пассивная подчиняемость, внушаемость, боязнь перемен, склонность к одним и тем же стереотипам поведения, а также к легко возникающей растерянности, тревоге, неспособности принимать осознанные решения, сказывается на усвоение таких жизненных компетенций как трудности усвоения правил и норм поведения.
В настоящее время отмечается возросший интерес к внедрению компетентностного подхода, что нашло свое отражение в разработке новых государственных стандартов образования, в том числе и стандартов специального образования.
Таким образом, в настоящее время в образовании уделяется первостепенное значение развитию компетенций выпускников школ, что обусловило внедрение компетентностного подхода, который является наиболее отвечающим потребностям современного общества. Процесс социализации ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, Н.В. Иванова, Н.И. Иорданский, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Г. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин), что требует формирования жизненных компетенций. Согласно специальному федеральному государственному стандарту, ребенок с нарушением интеллекта должен получить помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Цель:формирование жизненных компетенций у подростков.
Задачи:
− дать ученикам знания и представления о различных объектах окружающей их жизни;
− научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться этими объектами и услугами;
− сформировать навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе, к самостоятельной жизни.
Разделы по программе:
- Профориентация
- Правовое воспитание
- Профилактика вредных привычек
- Правила личной безопасности
- Финансовая грамотность
- Правила этикета и досуг
- Мои документы
- Мой дом
Методы достижения поставленных целей и задач: Содержание программы реализуется на занятиях, которые планируются еженедельно по классам.Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания, практические навыки. Наряду с беседами используются такие формы, как игра, практикум, викторина, просмотр видеороликов, которые способствуют развитию умений учащихся. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
Условия реализации программы:
Социализация обучающихся предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Ожидаемые результаты: подготовить учащихся к успешной социальной адаптации в жизни, развитие способностей созидания собственной жизни, жизни общества, самоопределения в профессиональном выборе, самореализации в общекультурном и интеллектуальном развитии. Учить искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Количество часов
5 а
5б
6 а
6б
7
8
9
1.
Профилактика правонарушений
4
4
4
4
4
4
4
2.
Мой дом
4
4
4
4
4
4
4
3.
Финансовая грамотность
4
4
4
4
4
4
4
4.
Правовое воспитание
4
4
3
3
3
4
4
5.
Правила этикета и досуг
4
4
4
4
4
4
4
6.
Профилактика вредных привычек и ЗОЖ
4
4
4
4
4
4
4
7.
Профориентация
4
4
4
4
4
4
4
8.
Мои документы
4
4
4
4
4
4
4
9.
Правила личной безопасности
3
3
3
3
2
3
2
ИТОГО
35
35
34
34
33
35
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Дата
Тема занятий
Кол-во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
5 а
08.09.2017
15.09.2017
22.09.2017
29.09.2017
06.10.2017
13.10.2017
20.10.2017
27.10.2017
10.11.2017
17.11.2017
24.11.2017
01.12.2017
08.12.2017
15.12.2017
22.12.2017
11.01.2018
18.01.2018
25.01.2018
01.02.2018
08.02.2018
15.02.2018
22.02.2018
01.03.2018
15.03.2018
22.03.2018
6 а
08.09.2017
15.09.2017
22.09.2017
29.09.2017
06.10.2017
13.10.2017
20.10.2017
27.10.2017
10.11.2017
17.11.2017
24.11.2017
01.12.2017
08.12.2017
15.12.2017
22.12.2017
16.01.2018
23.01.2018
30.01.2018
06.02.2018
13.02.2018
20.02.2018
27.02.2018
06.03.2018
13.03.2018
20.03.2018
5 б
07.09.2017
14.09.2017
21.09.2017
28.09.2017
05.10.2017
12.10.2017
19.10.2017
26.10.2017
09.11.2017
16.11.2017
23.11.2017
30.11.2017
07.12.2017
14.12.2017
21.12.2017
12.01.2018
19.01.2018
26.01.2018
02.02.2018
09.02.2018
16.02.2018
02.03.2018
16.03.2018
23.03.2018
6 б
6.09.2017
13.09.2017
20.09.2017
27.09.2017
04.10.2017
11.10.2017
18.10.2017
25.10.2017
08.11.2017
15.11.2017
22.11.2017
29.11.2017
06.12.2017
13.12.2017
20.12.2017
11.01.2018
18.01.2018
25.01.2018
01.02.2018
08.02.2018
15.02.2018
22.02.2018
01.03.2018
15.03.2018
22.03.2018
ПРАФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Что такое устав школы?
Права и обязанности школьника, правонарушения в школе
За что ставят на внутришкольный учет, обязанности ученика
Мы в ответе за свои поступки
МОЙ ДОМ
Знакомство с историей своего города, района
Жилая площадь. Виды жилых помещений
Муниципальное, собственное, государственное жилье
Предметы быта, интерьера
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Что такое деньги
Откуда берутся деньги
Что такое бюджет. Как его планировать
Современные деньги в других странах
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
Равенство прав людей от рождения
Ответственность. Мораль и законы
Декларация прав ребенка.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ДОСУГ
Что такое досуг?
Виды отдыха.
Что такое этикет?
Виды этикета для детей.
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Что такое привычки (вредные, полезные).
Что полезно для здоровья.
Беречь здоровье, что значит для тебя
Беседа о вреде табака
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Мир профессий (знакомство с профессиями).
Склонности и интересы в выборе профессии.
Знакомство с профессиями: штукатур, маляр, слесарь, плотник.
Знакомство с профессиями: садовник, швея, парикмахер.
МОИ ДОКУМЕНТЫ
Мой первый документ (свидетельство о рождении).
Страховой медицинский полис. СНИЛС. ИНН.
Применение документов
Мои документы. Практическое занятие
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Город и среда обитания
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Основные ситуации, возникающие в жилище, меры предосторожности
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Мои обязанности, обязанности ученика
Правила поведения в школе, общественных местах
Соблюдай закон, ответственность подростка
Культура поведения и общения несовершеннолетнего
МОЙ ДОМ
Знакомство с видами жилых помещений
Благоустройство прилегающей территории
Создание интерьера своей комнаты
Обязанности в доме каждого
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Что такое финансовая грамотность
Домашняя бухгалтерия
Учёт доходов и расходов
Основные источники доходов и расходов семьи
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Правовое государство (Понятие правового государства).
Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
Права человека и порядок в обществе
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ДОСУГ
Формы и виды досуга.
Организация досуговой деятельности.
Правила поведения в общественном месте.
Школьный этикет.
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Вредные привычки и их последствия
Школьникам о вреде курения.
Что такое здоровый образ жизни?
Режим дня и правильное питание - залог здоровья.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Я выбираю профессию (углубление знаний о мире профессий).
Поиск своего призвания.
Знакомство с профессиями сферы обслуживания.
Труд и творчество.
МОИ ДОКУМЕНТЫ
Паспорт. Основной документ, удостоверяющий личность человека.
Заполнение бланка на получение паспорта. Место получение паспорта
Ответственность гражданина за получение и хранение паспорта
Портфель гражданина. Практическая игра
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Основы безопасности жизнедеятельности человека
Безопасное поведение при встрече с незнакомыми людьми
Как уберечь себя от опасности
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
34
35
36
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
7
07.09.2017
14.09.2017
21.09.2017
28.09.2017
05.10.2017
12.10.2017
19.10.2017
26.10.2017
09.11.2017
16.11.2017
23.11.2017
30.11.2017
07.12.2017
14.12.2017
21.12.2017
15.01.2018
22.01.2018
29.01.2018
05.02.2018
12.02.2018
19.02.2018
26.02.2018
05.03.2018
12.03.2018
19.03.2018
8
05.09.2017
12.09.2017
19.09.2017
26.09.2017
03.10.2017
10.10.2017
17.10.2017
24.10.2017
07.11.2017
14.11.2017
21.11.2017
28.11.2017
05.12.2017
12.12.2017
19.12.2017
26.12.2017
10.01.2018
17.01.2018
24.01.2018
31.01.2018
07.02.2018
14.02.2018
21.02.2018
28.02.2018
07.03.2018
14.03.2018
21.03.2018
9
05.09.2017
12.09.2017
19.09.2017
26.09.2017
03.10.2017
10.10.2017
17.10.2017
24.10.2017
07.11.2017
14.11.2017
21.11.2017
28.11.2017
05.12.2017
12.12.2017
19.12.2017
26.12.2017
15.01.2018
22.01.2018
29.01.2018
05.02.2018
12.02.2018
19.02.2018
26.02.2018
05.03.2018
12.03.2018
19.03.2018
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Правонарушения и подросток
По ступеням во взрослую жизнь
Понятие правонарушений, ответственность
Виды наказаний подростков.
МОЙ ДОМ
Уют в твоем доме
Уход за жилым помещением
Твой подъезд и соседи
Ответственность за антисанитарное состояние жилого помещения
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Зачем и как копить деньги
Управление денежными средствами
Что такое банк
Депозит, кредит, расчетно-кассовые операции
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Конституция - основной закон государства.
Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление).
Административная и уголовная ответственность
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ДОСУГА
Вежливость. Культура. Этикет
Культура внешнего вида.
Культура общения.
Культура поведения.
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ВЕДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Чем опасен никотин?
Твое здоровье и последствия вредных привычек
Витамины в нашем рационе
Спорт - это здоровье
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
Современный рынок труда. Профессии XXI века.
Куда пойти учиться (обзор образовательных учреждений начального профессионального образования).
Мои профессиональные планы.
Знакомство с трудовым законодательством РФ.
МОИ ДОКУМЕНТЫ
Документ, удостоверяющий личность человека
Что делать, если ты потерял или у тебя украли паспорт
Сберегательные книжки, банковские карты, ценные бумаги и другие документы
Практическое занятие по использованию банковской карты
5. Горцев Г. Энциклопедия здорового образа жизни. - М.: Вече, 2001.
6. Пер. с англ. - Франция: Ридерз Дайджест « Всё о здоровом образе жизни»:,1998.
7.Байер К., Шейнбер Л. «Здоровый образ жизни»: Пер. с англ. - М.: Мир, 1999.
8. Борнеман О. «Легко ли быть подростком?»: профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни
/ Ольга Борнеман // Библиополе. – 2009.
9. Зиядова, Д. Уголовно–правовые меры охраны развития и социализации подростков / Д. Зиядова // Уголовное право. – 2003. – № 1.
10.Шевырева Ю., Пензова В., Андреева М., Величкина А., Семёнова А., Герасимова А. Путеводитель по самостоятельной жизни. ООО «Издательство «Вокруг света», 2016.
11. Герасимова А., Семёнова А. Рабочая тетрадь к «Путеводителю по самостоятельной жизни». ООО «Издательство «Вокруг света», 2016. ISBN:978-5-9905496-1-6.
12. Конституция РФ, издание 4-е,исправленное, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008
14. Твои права, М. Родман, Благотворительный центр «Соучастие в судьбе», Москва 1996
15. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе.-013 М.: Педагогическое общество России, 2005.-32с.
16.Шевырева Ю., Пензова В., Андреева М., Величкина А., Семёнова А., Герасимова А. Путеводитель по самостоятельной жизни. ООО «Издательство «Вокруг света», 2016.
17. Герасимова А., Семёнова А. Рабочая тетрадь к «Путеводителю по самостоятельной жизни». ООО «Издательство «Вокруг света», 2016. ISBN:978-5-9905496-1-6.
18. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 271 с.: ил.-ISBN 978-5-09-045154-3;
19. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2017. – 80 с. – ISBN 978-5-09-045154-7;
20. Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2017. – 271 с.: ил.- ISBN 978-5-09-044304-3.
21.Максимова А.Л. Десять уроков речевого этикета (электронное издание); СПб, 2015. ISBN 978-5-86547-666-5/
22. Белоусова Т. Этикет. Полный свод правил светского и делового общения, как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях. Издательство: АСТ, 2011. ISBN: 978-5-17-075410-6.
23. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М.: Чистые пруды, 2008.-32 с.- Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 20)
24. Старобина Е.М. Методика профориентации при умственной отсталости. СП эксперт, 2005.