В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей мною как социальным педагогом Клёновской общеобразовательной школы в рабочей программе используются следующие нормативно-правовые документы:
Рабочая программа социального педагога рассчитана на 5 лет.
В профессиональной деятельности социального педагогов имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.
Социализация учащихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.
№ п/п | Содержание работы | Мероприятие | Дата проведе-ния |
1. | Формирование целей и задач деятельности | В соответствие с программой «Трудные дети» | Август |
2. | Выбор главных ориентиров в организации социально-педагогической деятельности | Корректировка плана работы социального педагога (в соответствии с анализом проделанной работы). | Август |
3. | Формирование вспомогательных сил, социально-педагогических служб | 1. Согласование плана работы психолого-педагогической службы. 1. Выработка условий конкурса «Лучший класс года». | Август |
4. | Общая диагностика контингента учащихся | 1.Составление социального паспорта школы 2. Тестирование учащихся «Чего я жду от нового учебного года». 3. Ведение картотеки на учащихся, состоящих на учёте в ОДН. 4. Контроль занятости выпускников 2008 года. 5. Посещение на дому выпускников школы из числа опекаемых с целью выявления их нужд. | Сентябрь В течение года |
5. | Социально-педагогическая поддержка вновь прибывших | 1.Беседы с вновь поступившими детьми и их родителями. 2.Посещение родительского собрания в 1 классе. | Сентябрь |
6. | Социально-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся | Беседы со слабоуспевающими учащимися и их родителями. | Сентябрь |
7. | Социально-педагогическая поддержка 5 классов | 1. Тестирование учащихся 5 классов. 2. Проведение занятий по формированию толерантности в 5 классе. | Сентябрь |
8. | Работа с педагогами по развитию эмпатии и педагогической рефлексии | 1. Выступление на педсовете «Чего ждут от нас наши дети». Организация творческих дел. 2. Выявление интеллектуального потенциала класса и работа по развитию детей. 3. Ознакомление педагогов с тематикой бесед по социальной адаптации на классных часах. | Сентябрь |
9. | Вовлечение родителей в активную социально-педагогическую деятельность | Беседы по индивидуальному плану. Выступление на общешкольном родительском собрании. Организация индивидуальных консультаций для родителей. | Сентябрь |
10. | Установление «педагогического моста» между учителями и родителями | Совместное посещение неблагополучных семей, беседы с родителями. Посещение классных родительских собраний, тестирование родителей. Профилактические беседы с родителями по поводу поведения их детей. | Сентябрь |
11. | Организация межведомственного взаимодействия социальных, коррекционно-развивающих, административных, правовых и иных структур. | Согласование совместного плана работы с ОДН. Согласование совместного плана работы с Администрацией Клёновского поселкового округа. Утверждение списков на бесплатное питание. Организация совместной работы с ООЦ «Родина». | Сентябрь |
11. | Работа всех вспомогательных сил, структур, служб, по вовлечению детей в различные виды социально-полезной деятельности. | Проведение «Интеллектуального марафона». Привлечение педагогов к планированию творческой деятельности учащихся, вовлечению их в работу кружков и секций. 3. Проведение творческих работ в младших классах «Моя мама». День Защиты прав человека. Проведение открытого классного часа «Я имею право». Проведение месячника по ПДД «Внимание – дети!» Организация изучения на классных часах правовых документов. Выявление потенциальных неуспевающих в 1 четверти учащихся. Вызов для беседы родителей. Организация индивидуальных учебных консультаций учащихся. | Октябрь |
12. | Определение степени удовлетворенности учащихся состоянием школьной среды | 1. Выработка ученическим коллективом «Правил, по которым мы живём в школе». Беседы в классах, анкетирование учащихся. Обобщение результатов анкетирования с последующим опубликованием в общешкольной газете. Проведение финала интеллектуальной олимпиады. Проведение Совета Профилактики по результатам успеваемости в 1 четверти. | Ноябрь |
13. | Изучение состояния социокультурной ситуации развития детей в микрорайоне | Информирование учащихся о первых результатах работы кружков и секций через школьные средства печати. Проведение творческих работ в 5-11 классах по темам «Самопознание и самореализация». | Октябрь Ноябрь |
14. | Социально-педагогическая реабилитация, коррекция | Посещение на дому учащихся, состоящих на учёте в ОДН. Посещение неблагополучных семей. Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Проведение на классных часах занятия «Выработка жизненных перспектив». | Октябрь Ноябрь |
15. | Социально-профилактическая, просветительская, организационно-массовая, групповая и индивидуальная деятельность | Участие в районном Интеллектуальном марафоне. 2. Посещение классных часов «Против вредных привычек». Анкетирование учащихся, беседы. Проведение внеклассного мероприятия «Я и закон». Выявление потенциальных неуспевающих во 2 четверти учащихся. Вызов для беседы родителей. Организация индивидуальных учебных консультаций учащихся. Проведение Совета профилактики. Участие в массовых спортивных мероприятиях | Ноябрь Декабрь Февраль |
16. | Симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им соответствующей помощи | 1. Посещение неблагополучных семей, беседы с родителями, выявление положительных моментов их жизни. Организация индивидуальных консультаций для родителей совместно с детьми. 3.Занятия-тренинги «Умей сказать «Нет!» (по результатам проведённых опросов). | Декабрь |
17. | Подведение итогов за первое полугодие | Анализ проделанной работы. Выступление с отчётом на педсовете. | Декабрь |
18. | Социально-педагогическая профилактика по минимизации негативного прогноза ( неуспешности) в учебной деятельности | Рейды по семьям педагогически запущенных детей. Подведение промежуточных итогов конкурса «Лучший класс года». Выявление потенциальных неуспевающих в 3 четверти учащихся. Вызов для беседы родителей. Организация индивидуальных учебных консультаций учащихся. 4. Проведение «Дня профилактики» и выездого заседания КДН и ЗП в школе. | Январь Февраль 05.02.09 |
19. | Социально-психологические мероприятия по формированию устойчивости к возможным стрессовым ситуациям во время проведения аттестации учащихся | Викторина для 9 классов «На пороге взрослой жизни». Организация индивидуальных консультаций. | Март-апрель |
20. | Прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска | Информация родителей об организации летнего отдыха детей группы риска. Информация родителей об организации летней оздоровительной площадки на базе школы. Опрос родителей о планах на летний отдых детей. Составление предварительной заявки по летнему отдыху. | Март-апрель |
21. | Трудоустройство выпускников, относящихся к группе социального риска | Выявление нуждающихся в трудоустройстве выпускников. Организация помощи по трудоустройству подростков. Отчёт кл. руководителей о прогнозах на летний отдых учащихся. | Март-апрель |
22. | Анализ социально-педагогической деятельности за прошедший год | Подведение итогов выполненной работы. Выявление недоработок, коррекция плана работы. Отчёт о проделанной работе перед администрацией школы. Обсуждение плана работы на следующий год. | Май |
23. | Составление плана работ на будущий учебный год | Составление плана на будущий учебный год с учётом недоработок прошлого года. | Май |
24. | Консультирование родителей по организации летнего оздоровительно-трудового периода | 1. Письменное оповещение родителей о получении бесплатных путёвок в пригородные лагеря для их детей с получением расписок. 2. Организация оперативной связи с родителями. | Май |
25. | Разработка тематики родительских собраний и лекториев на новый учебный год | Разработка тематики классных часов. Разработка тематики родительских собраний и лекториев на новый учебный год | Май |
26. | Обсуждение результатов работы на итоговом педагогическом совете | Отчётный доклад на педсовете об итогах проделанной работы. | Май |