Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями
Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями
Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями
Игра является универсальным средством воспитания человека.
Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Тем более, это положение очень важно, когда речь идет о детях с ограниченными жизненными возможностями.
В Российском обществе существует несомненный, но пока еще, к сожалению, далеко не всеми осознаваемый социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями.
Игротерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями.
В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей- инвалидов. Создаются службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.
Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями важно создать атмосферу психологического комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально–психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Создавая разнообразные модели «общества взрослых» дети выстраивают свое особое отношение к реальной действительности, овладевают совокупностью социальных взаимоотношений посредством усвоения в игре важнейших социальных ролей, в результате чего значительно облегчается процесс их общественной адаптации.
Игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный коррекционно-развивающий цикл, реализуются ныне во многих воспитательных учреждениях, центрах реабилитации, профилакториях или социальными педагогами и культорганизаторами в сфере организации досугово-игровой деятельности инвалидов. Развивающий эффект достигается через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционального радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения людей с ограниченными возможностями. Собственно игровая направленность подобных программ может быть весьма разнообразна. Только в сфере физического развития могут быть предложены десятки программ, включающие игры с мячами, скакалками и веревочками; игры, предусматривающие развитие мелкой моторики рук: с камешками, шариками, волчками и т.п.; игры с преследованием, игры-эстафеты и многое другое. Следует учитывать, что современные классификации игровых программ, в том числе и специально ориентированных на разные группы детей-инвалидов, охватывают десятки типов игр. Однако составление подобной игровой программы не становится от этого делом легким, поскольку всегда следует учитывать особенности места и времени, возраст и уровень подготовки ребенком, и конечно, возможности и способности самого организатора игр и игровых программ.
Система обучения игре детей с ограниченными жизненными возможностями строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками и т. п. В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами, энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемые детьми от совместной игры, имеют ярко выраженный терапевтический эффект.
Список использованной литературы:
1 Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь. – 2003.
2 Корельская А. В. «Особенная»семья – «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.- М.: Советский спорт. – 2003.
3 Лаврентьева В. В. Значение игры в работе с детьми. // Начальная школа. - №5. – 1999. – с.84 – 87.
4 Осипова А. А. Общая психокоррекция: уч. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001.
5 Садовский М., Семенов С. Новые технологии социально – педагогической работы. // Народное образование. - №4. – 1998. – с.188 – 192.
6 Степанов О. А. Методика игры с коррекционно – развивающимися технологиями. – М.: Академия. – 2003.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями »
Мария Михайловна Михайлова
МАОУ «Гимназия № 2»
Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями
Игра является универсальным средством воспитания человека.
Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Тем более, это положение очень важно, когда речь идет о детях с ограниченными жизненными возможностями.
В Российском обществе существует несомненный, но пока еще, к сожалению, далеко не всеми осознаваемый социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями.
Игротерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями.
В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей- инвалидов. Создаются службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.
Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями важно создать атмосферу психологического комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально–психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Создавая разнообразные модели «общества взрослых» дети выстраивают свое особое отношение к реальной действительности, овладевают совокупностью социальных взаимоотношений посредством усвоения в игре важнейших социальных ролей, в результате чего значительно облегчается процесс их общественной адаптации.
Игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный коррекционно-развивающий цикл, реализуются ныне во многих воспитательных учреждениях, центрах реабилитации, профилакториях или социальными педагогами и культорганизаторами в сфере организации досугово-игровой деятельности инвалидов. Развивающий эффект достигается через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционального радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения людей с ограниченными возможностями. Собственно игровая направленность подобных программ может быть весьма разнообразна. Только в сфере физического развития могут быть предложены десятки программ, включающие игры с мячами, скакалками и веревочками; игры, предусматривающие развитие мелкой моторики рук: с камешками, шариками, волчками и т.п.; игры с преследованием, игры-эстафеты и многое другое. Следует учитывать, что современные классификации игровых программ, в том числе и специально ориентированных на разные группы детей-инвалидов, охватывают десятки типов игр. Однако составление подобной игровой программы не становится от этого делом легким, поскольку всегда следует учитывать особенности места и времени, возраст и уровень подготовки ребенком, и конечно, возможности и способности самого организатора игр и игровых программ.
Система обучения игре детей с ограниченными жизненными возможностями строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками и т. п. В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами, энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемые детьми от совместной игры, имеют ярко выраженный терапевтический эффект.
Список использованной литературы:
Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь. – 2003.
Корельская А. В. «Особенная»семья – «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.- М.: Советский спорт. – 2003.
Лаврентьева В. В. Значение игры в работе с детьми. // Начальная школа. - №5. – 1999. – с.84 – 87.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: уч. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001.
Садовский М., Семенов С. Новые технологии социально – педагогической работы. // Народное образование. - №4. – 1998. – с.188 – 192.
Степанов О. А. Методика игры с коррекционно – развивающимися технологиями. – М.: Академия. – 2003.