kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями Игра является универсальным средством воспитания человека. Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Тем более, это положение очень важно, когда речь идет о детях с ограниченными жизненными возможностями. В Российском обществе существует несомненный, но пока еще, к сожалению, далеко не всеми осознаваемый социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Игротерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями. В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей- инвалидов. Создаются службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации. Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями важно создать атмосферу психологического комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально–психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Создавая разнообразные модели «общества взрослых» дети выстраивают свое особое отношение к реальной действительности, овладевают совокупностью социальных взаимоотношений посредством усвоения в игре важнейших социальных ролей, в результате чего значительно облегчается процесс их общественной адаптации. Игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный коррекционно-развивающий цикл, реализуются ныне во многих воспитательных учреждениях, центрах реабилитации, профилакториях или социальными педагогами и культорганизаторами в сфере организации досугово-игровой деятельности инвалидов. Развивающий эффект достигается через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционального радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения людей с ограниченными возможностями. Собственно игровая направленность подобных программ может быть весьма разнообразна. Только в сфере физического развития могут быть предложены десятки программ, включающие игры с мячами, скакалками и веревочками; игры, предусматривающие развитие мелкой моторики рук: с камешками, шариками, волчками и т.п.; игры с преследованием, игры-эстафеты и многое другое. Следует учитывать, что современные классификации игровых программ, в том числе и специально ориентированных на разные группы детей-инвалидов, охватывают десятки типов игр. Однако составление подобной игровой программы не становится от этого делом легким, поскольку всегда следует учитывать особенности места и времени, возраст и уровень подготовки ребенком, и конечно, возможности и способности самого организатора игр и игровых программ. Система обучения игре детей с ограниченными жизненными возможностями строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками и т. п. В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами, энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемые детьми от совместной игры, имеют ярко выраженный терапевтический эффект. Список использованной литературы: 1 Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь. – 2003. 2 Корельская А. В. «Особенная»семья – «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.- М.: Советский спорт. – 2003. 3 Лаврентьева В. В. Значение игры в работе с детьми. // Начальная школа. - №5. – 1999. – с.84 – 87. 4 Осипова А. А. Общая психокоррекция: уч. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001. 5 Садовский М., Семенов С. Новые технологии социально – педагогической работы. // Народное образование. - №4. – 1998. – с.188 – 192. 6 Степанов О. А. Методика игры с коррекционно – развивающимися технологиями. – М.: Академия. – 2003.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями »

Мария Михайловна Михайлова

МАОУ «Гимназия № 2»


Использование игротерапии в работе социального педагога с детьми с ограниченными физическими возможностями


Игра является универсальным средством воспитания человека.

Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен. Тем более, это положение очень важно, когда речь идет о детях с ограниченными жизненными возможностями.

В Российском обществе существует несомненный, но пока еще, к сожалению, далеко не всеми осознаваемый социальный заказ на игровые программы для детей и взрослых с ограниченными возможностями.

Игротерапия применяется для предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости и отклонений в поведении и общении этой категории детей. Она может быть групповой и индивидуальной, может носить личностный характер. Параллельно с работой с детьми проводятся семинары, консультации с родителями.

В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей- инвалидов. Создаются службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями важно создать атмосферу психологического комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально–психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Создавая разнообразные модели «общества взрослых» дети выстраивают свое особое отношение к реальной действительности, овладевают совокупностью социальных взаимоотношений посредством усвоения в игре важнейших социальных ролей, в результате чего значительно облегчается процесс их общественной адаптации.

Игровые программы, представляющие собой постепенно осваиваемую участниками цепочку игр, соревнований и конкурсов, которые образуют продуманный коррекционно-развивающий цикл, реализуются ныне во многих воспитательных учреждениях, центрах реабилитации, профилакториях или социальными педагогами и культорганизаторами в сфере организации досугово-игровой деятельности инвалидов. Развивающий эффект достигается через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Как правило, используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционального радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в организации игр и обучения людей с ограниченными возможностями. Собственно игровая направленность подобных программ может быть весьма разнообразна. Только в сфере физического развития могут быть предложены десятки программ, включающие игры с мячами, скакалками и веревочками; игры, предусматривающие развитие мелкой моторики рук: с камешками, шариками, волчками и т.п.; игры с преследованием, игры-эстафеты и многое другое. Следует учитывать, что современные классификации игровых программ, в том числе и специально ориентированных на разные группы детей-инвалидов, охватывают десятки типов игр. Однако составление подобной игровой программы не становится от этого делом легким, поскольку всегда следует учитывать особенности места и времени, возраст и уровень подготовки ребенком, и конечно, возможности и способности самого организатора игр и игровых программ.

Система обучения игре детей с ограниченными жизненными возможностями строится на признании того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс обучения игре обеспечивает не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками и т. п. В связи с этим ведущими являются коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, что необходимо учитывать, оценивая результативность проводимой работы. Сам факт совместной деятельности детей с другими детьми и со специалистами, энтузиазм, чувство радости и удовлетворения, переживаемые детьми от совместной игры, имеют ярко выраженный терапевтический эффект.


Список использованной литературы:

  1. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь. – 2003.

  2. Корельская А. В. «Особенная»семья – «особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии.- М.: Советский спорт. – 2003.

  3. Лаврентьева В. В. Значение игры в работе с детьми. // Начальная школа. - №5. – 1999. – с.84 – 87.

  4. Осипова А. А. Общая психокоррекция: уч. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера». – 2001.

  5. Садовский М., Семенов С. Новые технологии социально – педагогической работы. // Народное образование. - №4. – 1998. – с.188 – 192.

  6. Степанов О. А. Методика игры с коррекционно – развивающимися технологиями. – М.: Академия. – 2003.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Михайлова Мария Михайловна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionno-razvivaiushchiie-tiekhnologhii-v-sistiemie-raboty-uchitielia-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136481"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417109702"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Педагогические технологии,применяемые при работе с детьми с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(78) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-primieniaiemyie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "227366"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440693827"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства